ПРОБЛЕМАТИКА СВЯЗИ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В РАБОТАХ Д. И. ДУБРОВСКОГО
- Авторы: Давыдов Н.С.1
-
Учреждения:
- Самарский университет
- Выпуск: № 2 (11) (2017)
- Страницы: 77-79
- Раздел: 1
- Дата публикации: 15.12.2017
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9180
- ID: 9180
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Полный текст
С каждым годом развитие технологий суща только вегетативная душа, животным - и искусственного интеллекта ускоряется, что животная душа, а человеку присущи все три приближает человечество к точке сингуляр- типа душ. Аристотель первым выдвинул ности. В свете этих событий ответы на во- идею о внутренней органической слитности просы о том, возможно ли оцифровать со- духа и тела на фоне платоновской отчуждён- знание человека, как это сделать и что будет ности духовного от телесного, лишавшей представлять собой носитель, содержащий естествознание возможностей её исследо- сознание, являются ключевыми в переходе к вать. Следующий крупный узловой пункт в рукотворной трансгуманистической автоэво- развитии знаний о соотношении духовного и люции человечества. телесного был представлен учением Декарта. Проблема связи психического и физи- Согласно Декарту, душа не имеет протяжён- ческого имеет то же начало, что и проблема ности или объёма и связана со всей совокуп- связи души и тела, о чём пишет в своей кни- ностью органов. Хотя непротяжённая душа и ге «Психические явления и мозг» Д. И. Дуб- вездесуща, она концентрируется в теле и вы- ровский [1]. Первым, кто поднял вопрос о полняет свои функции в мозге через малень- том, что есть душа, был Платон. Он полагал, кую шишковидную железу. В дальнейшем что человеческая душа разделена на три ча- вопросы о духе, теле и их взаимодействии сти: разумную, находящуюся в голове, и две поднимались французскими материалиста- неразумных, чувственных. Следующий шаг ми, чей ответ на эти вопросы заключался в был сделан Аристотелем в трактате «О ду- критике дуализма Декарта, отбрасывании ше», где он обобщил мысли Платона и духовной силы, приводящей в действие ор- накопленные эмпирические сведения о про- ганизм, и предположении, что мысль есть цессах, протекающих в человеческом орга- функция мозга. Стоит упомянуть и взгляды низме. Аристотель различал вегетативную, Л. Фейербаха, который хоть и был материа- животную и разумную душу. Растениям при- листом, но прошёл школу Гегеля [2]. Рас- смотрев вопросы о духовном и физическом с © Давыдов Н. С., 2017. точки зрения гносеологии, он приходит к Давыдов Никита Сергеевич выводу: «В психологии субъект и объект (amail9496@gmail.com), тождественны, в физиологии - различны; магистрант факультета информатики психологическим объектом служу я самому Самарского университета, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. себе, а физиологическим - другому». Это 78 Философия подчёркивает то, что психическое и духов- входной сигнал может послужить причиной, ное является субъективным. по которой программа изменит своё поведе- В работе «Сознание, мозг, искусствен- ние или же входной сигнал может быть шу- ный интеллект» Д. И. Дубровский вводит мом, который повлияет на другие входные понятие субъективной реальности [3]. Субъ- сигналы в системе. Однако важен тот фак- ективная реальность - динамический конти- тор, что у машины отсутствует субъективная нуум сознаваемых состояний человека, реальность. Как результат, процесс, проте- включающий в себя множество явлений, кающий в машине, будет иметь другие каче- центрированных нашим Я, взятым в его ре- ства и другую структуру, отличную от флексивных и арефлексивных, актуальных и структуры субъективной реальности. диспозициональных измерениях. Субъек- Однако при анализе явлений субъектив- тивная реальность каждого человека принад- ной реальности требуется помнить о суще- лежит ему самому и является его персональ- ствовании не менее обширного класса психи- ной собственностью. Структура субъектив- ческих феноменов, которые происходят вне ной реальности является динамичной, мно- человеческого сознания - бессознательных гомерной, биполярной и самоорганизующей- явлениях. Бессознательные явления можно ся. Динамичность структуры подразумевает определить как то, что не находится в поле со- постоянное изменение компонент-субъек- знания, не осознаётся личностью в данный тивной реальности и связей между ними. момент, но способно оказывать существенное Многомерность структуры выражается в влияние на текущие субъективные пережива- том, что она «не является линейно упорядо- ния и действия. Сюда можно отнести явления, ченной, представляет собой единство многих которые не осознаются в текущий момент динамических измерений, каждое из кото- времени и явления, которые вовлекаются в рых выражает особое качество, не сводимое процессе, меняя динамику сознания и его со- к другому, ибо обладает своим способом держания. К примеру, процесс дыхания не яв- упорядоченности, организации». Биполяр- ляется осознанным и какие-либо отклонения в ность структуры - единство противополож- этом процессе могут вызвать изменение сер- ных модальностей «Я» и «не-Я». Самоорга- дечного ритма и состояния организма, которое низация структуры - поддержка ценности и в свою очередь повлечёт изменение в явлении сохранности внутренними факторами. субъективной реальности и просигнализирует При создании искусственного интел- сознанию о необходимости решить эту про- лекта требуется понять, что такое естествен- блему. Также бессознательное можно описать ный интеллект или сознание. Сознание обла- как ту сторону психической деятельности, ко- дает качеством субъективной реальности, торая непосредственно не осознаётся лично- следовательно, требуется рассмотреть явле- стью, выступает в сфере осознанного лишь в ние субъективной реальности и его связь с «снятом» виде и может быть выявлена лишь в мозговыми процессами. Связь явления субъ- результате специального психологического ективной реальности и мозгового процесса анализа. Однако для более точного понимания напоминает связь информации и носителя. того, что является бессознательным явлением, Следует отметить, что связь явления и так как моделирование бессознательного явля- нейродинамического носителя является ется одним из ключевых пунктов для создания функциональной и представляет собой кодо- полноценного искусственного интеллекта. вую зависимость. Иными словами, сигнал В заключении требуется отметить, что поступает в систему, кодируется и сохраня- в настоящий момент разработки в сфере ис- ется на носитель. В результате в нейродина- кусственного интеллекта вполне успешно мической системе хранится код явления. Та- демонстрируют самоорганизацию, динамич- ким образом, появляется задача расшифров- ность, многомерность и биполярность струк- ки и преобразования кода психических явле- туры своего поведения, однако происходит ний. Не стоит забывать, что явления субъек- это в узкоспециализированных случаях, тивной реальности могут послужить причи- к примеру, обучение машины какой-либо ной телесных изменений и причиной изме- настольной игре с огромным количеством нения других явлений. Иными словами, различных вариантов развития событий на Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 2 (11) 79 основе нейронных сетей. Нейронные сети Литература позволяют добиться наиболее динамичной иОб авторах
Никита Сергеевич Давыдов
Самарский университет
Email: amail9496@gmail.com
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34
Список литературы
- Дубровский Д. И. Психические явления и мозг. Философский анализ проблемы в связи с некоторыми актуальными задачами нейрофизиологии, психологии и кибернетики. М.: Наука, 1971. 385 с.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. 674 с.
- Дубровский Д. И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. М.: Стратегия-Центр, 2007. 272 с.
- Нестеров А. Ю. Человек и техника в постсингулярном мире // Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием памяти С. Лема. Самара: Изд-во Самарского университета, 2016. С. 434-470.