Проектирование конструкции сухого отсека ракеты-носителя из композиционных материалов в виде оболочки, подкреплённой гофрированным листом

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Вес является одним из ключевых параметров ракетно-космических конструкций. Его снижение позволяет увеличить массу полезной нагрузки (ПН). Значительного снижения веса можно достигнуть, используя композиционные материалы (КМ), отличающиеся высокими прочностными характеристиками и низкой плотностью. Разработка ракетных блоков больших диаметров сопряжена с использованием специальных типов конструкций, позволяющих воспринять высокие по сравнению с традиционными ракетами нагрузки. Одна из таких конструкций для сухих отсеков ракета-носителя (РН) – оболочка, подкреплённая гофрированным листом. В работе исследуется возможность создания такой конструкции из КМ на основе перепроектирования существующей конструкции. Проводится сравнение конструкции прототипа и конструкции из КМ.

Полный текст

Проектирование РН с ракетными блоками больших диаметров связано с проблемой обеспечения устойчивости оболочек силового корпуса РН. Эта проблема стоит острее, чем для РН с малыми диаметрами блоков, поскольку увеличение протяжённости силовых элементов снижает поперечные их жёсткости. Ведется поиск новых типов конструкций, позволяющих наиболее полно использовать возможности конструкционных материалов для ракетных конструкций больших диаметров.

Описание конструкции и её силовой работы

В данной работе проектируется конструкция, прототипом которой является хвостовой отсек второй ступени BFR – РН, разрабатываемой частной компанией Space-X. Он представляет собой обечайку, подкреплённую гофрированным листом. Конструкция изготовлена из нержавеющей стали. Все основные параметры взяты из открытых источников компании Space-X [1]. Внешний вид прототипа представлен на рис. 1. На рис. 2 показаны основные размеры гофрированного листа прототипа [2].

Способ силовой работы конструкции-прототипа: обшивка и гофры воспринимают продольную корпусную нагрузку. Гофры с обшивкой образуют частый силовой набор. Этот силовой набор сопротивляется общей потере устойчивости своими изгибной и крутильной  жёсткостями. Внутренняя стенка гофры ослаблена отверстиями. Это снижает ее продольную жёсткость и уменьшает силу в ней. Это предотвращает местную потерю устойчивости стенки, которой данная конструкция слабо сопротивляется. Критическая нагрузка общей потери устойчивости увеличивается установкой рядовых шпангоутов.

 

Рис. 1. Конструкция прототипа: а) оболочка хвостового отсека второй ступени ракеты BFR; б) геометрическая модель оболочки

 

Рис. 2. Размеры гофры прототипа

 

Рис. 3. Распределение эквивалентных напряжений в констркции пртотип:.максимальные напряжения – 689 МПа, напряжения в отбортовке – 194 МПа; допускаемые напряжения 780 МПа

 

Рис. 4. Местная форма потери устойчивостиконструкции прототипа: а) общий вид; б) поперечное сечение. Коэффициент критической нагрузки 1,01

 

Рис. 5. Общая форма потери устойчивости. Коэффициент критической нагрузки 1,07

 

Параметры конструкции прототипа подобраны так, что она была равнопрочна по прочности материала (рис. 3), местной потере устойчивости (рис. 4) и общей потере устойчивости (рис. 5). Под общей потерей устойчивости подразумевается отклонение конструкции от положения равновесия в виде изгибных деформаций оболочки в целом. Поперечные сечения гофр при этом сохраняют свою форму. При местной потери устойчивости наоборот, оболочка в целом сохраняет свою форму, в то время как отдельные стенки оболочки испытывают изгибные деформации.

Целью данной работы является проектирование конструкции, подобной прототипу, из КМ. Геометрическая конфигурация конструкции и нагрузки будут такими же, как и в прототипе. Заменяем элементы конструкции прототипа, выполненные из стали, аналогичными элементами из углепластика, так, чтобы соотношение жёсткостей элементов сохранилось, как в конструкции прототипе.

Конструкция-прототип изготовлена из изотропного материала. Для создания элементов конструкции с такими же жёсткостями используем углепластик с квазиизотропной укладкой волокон. Волокна уложены по 4 направлениям.

В конструкции из КМ отверстия изготавливаются плохо – разрываются волокна. Если волокно в углепластике разорвано, то оно включается в силовую работу на большом расстоянии от места разрыва. Это происходит из-за большой разницы в упругих свойствах матрицы и волокон. Матрица слабее передает силы с одного волокна на другое по сравнению с тем, как происходит включение в силовую работу в изотропных материалах [3]. Поэтому отверстия делать нельзя. Снизим продольную жёсткость внутренней стенки, изменив укладку волокон в ней. Для снижения продольной жёсткости убираем продольные волокна на внутренней стенке гофры (рис.6).

Моделирование конечно-элементной модели и результаты расчетов

В табл. 1 представлены материалы элементов конструкции прототипа и конструкции из КМ. Толщины гофрированного листа и обшивки подбираются из условий прочности. Для этого выполняется линейный статический расчет методом конечных элементов в системе MSC.Nastran. Для удовлетворения условиям прочности изменялись два параметра: толщина обшивки и толщина гофры. Толщины слоёв пластика с волокнами по разным направлениям в этих оболочках изменяются пропорционально общим толщинам оболочек. Прочность пластика оценивалась по величине напряжения по волокну. Допускаемое напряжение принималось равным 600 МПа.

В табл. 2 представлены максимальные напряжения по разным стенкам. Из этой таблицы видно, что конструкцию можно облегчить, если уменьшить количество материала в слоях со всеми направлениями волокон кроме продольного.

 

Рис. 6. Размеры гофры из КМ

 

Таблица 1

Материалы элементов конструкций

Элемент конструкции

Конструкция

прототип

Конструкция из КМ

Внутренняя стенка гофры

Нержавеющая сталь

(стенка с отверстиями)

Углепластик под 45,-45,90˚

Перпендикулярные обшивке стенки гофры

Нержавеющая сталь

 

Углепластик 0,45,-45,90˚

Обшивка и прилегающая стенка гофры

Нержавеющая сталь (толщина: tобш + tгофр)

Углепластик 0,45,-45,90˚

(толщина: tобш + tгофр)

 

Таблица 2

Максимальные напряжения

№ слоя

Угол укладки волокон, град

Толщина слоя, мм

Максимальные напряжения, МПа

Перпендикулярные обшивке стенки гофры

Внутренняя стенка гофры

Обшивка

Прилегающая стенка гофры

1

0

45

0

0

0,786

584

2

45

-45

45

45

0,55

236

3

-45

-45

-45

-45

0,55

230

4

90

45

90

90

0,55

200

5

90

 

90

90

0,55

163

6

-45

 

-45

-45

0,55

245

7

45

 

45

45

0,55

251

8

0

 

0

0

0,786

534

9

 

 

 

0

0,786

579

10

 

 

 

45

0,55

211

11

 

 

 

-45

0,55

211

12

 

 

 

90

0,55

162

13

 

 

 

90

0,55

163

14

 

 

 

-45

0,55

212

15

 

 

 

45

0,55

212

16

 

 

 

0

0,786

581

 

Рис. 7. Общая потеря устойчивости конструкции: А – статическая деформация под нагрузкой; Б – форма потери устойчивости

 

Рис. 8. Местная потеря устойчивости конструкции: А – вид изнутри; Б – вид снаружи

 

Таблица 2

Сравнительная таблица характеристик конструкций

Характеристики конструкции

Конструкция-прототип

Конструкция из КМ

Коэффициент запаса прочности по напряжениям

1,13

1,11

Коэффициент критической нагрузки при общей потере устойчивости

1,07

1,004

Коэффициент критической нагрузки при местной потере устойчивости

1,01

3,398

Масса конструкции, кг

7540

3326

Толщина перпендикулярных обшивке стенок гофр, мм

2,07

4,87

Толщина внутренней стенки гофр, мм

2,07

3,30

Толщина обшивки, мм

1,93

4,87

Суммарная толщина, мм

4

9,74

 

В результате моделирования общей потери устойчивости (рис. 7) и местной (рис. 8) получили коэффициенты критической нагрузки 1,004 и 3,398 соответственно [4].

В табл. 2 представлены полученные характеристики конструкций прототипа и из КМ: коэффициенты запаса прочности по напряжениям, коэффициенты критической нагрузки местной и общей потери устойчивости и масса конструкции.

Конструкция из композиционного материала обладает высоким запасом по местной потере устойчивости. Это произошло, потому что оболочка из КМ получилась толще, чем из стали. Изгибная жёсткость тонкой оболочки пропорциональна толщине в кубе, так что оболочка из углепластика сопротивляется местной потере устойчивости сильнее, чем стальная. Ввиду этого, возможно, не было необходимости ослаблять внутреннюю полку гофры по продольному направлению, как это было в конструкции прототипе.

Заключение

Таким образом, была спроектирована конструкция сухого отсека из КМ в виде оболочки, усиленной гофрированным листом. Эта конструкция из КМ отличается от конструкции прототипа из стали большим запасом по местной потере устойчивости. Масса композитной конструкции в 2,27 раз меньше, чем конструкции прототипа.

×

Об авторах

Константин Владимирович Пересыпкин

Самарский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: peresypkin_kv@mail.ru

старший преподаватель кафедры космического машиностроения

Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Алина Алексеевна Старкова

Самарский университет

Email: starkowa04@gmail.com

студент V курса института ракетно-космической техники Самарского университета

Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Юлия Евгеньевна Галкина

АО "РКЦ "Прогресс"

Email: yuliyagalkina531@gmail.com

инженер-конструктор АО "РКЦ "Прогресс"

Россия, Россия, 443009, Самара, ул. Земеца, 18

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Конструкция прототипа: а) оболочка хвостового отсека второй ступени ракеты BFR; б) геометрическая модель оболочки

Скачать (49KB)
3. Рис. 2. Размеры гофры прототипа

Скачать (14KB)
4. Рис. 3. Распределение эквивалентных напряжений в констркции пртотип:.максимальные напряжения – 689 МПа, напряжения в отбортовке – 194 МПа; допускаемые напряжения 780 МПа

Скачать (48KB)
5. Рис. 4. Местная форма потери устойчивостиконструкции прототипа: а) общий вид; б) поперечное сечение. Коэффициент критической нагрузки 1,01

Скачать (22KB)
6. Рис. 5. Общая форма потери устойчивости. Коэффициент критической нагрузки 1,07

Скачать (34KB)
7. Рис. 6. Размеры гофры из КМ

Скачать (45KB)
8. Рис. 7. Общая потеря устойчивости конструкции: А – статическая деформация под нагрузкой; Б – форма потери устойчивости

Скачать (33KB)
9. Рис. 8. Местная потеря устойчивости конструкции: А – вид изнутри; Б – вид снаружи

Скачать (20KB)

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах