Исследование интерференции фюзеляжа круглого поперечного сечения и крыльев треугольной и трапециевидной форм в плане
- Авторы: Фролов В.А.1, Падорин А.В.1, Рахманов Р.Б.1, Адилов М.М.1, Аксенов К.В.1
-
Учреждения:
- Самарский университет
- Выпуск: № 1 (16) (2020)
- Страницы: 39-43
- Раздел: Авиация и ракетно-космическая техника
- Дата публикации: 15.12.2020
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9258
- ID: 9258
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Объектом исследования является модель крылатой ракеты. В результате работы определены коэффициенты интерференции для трёх комбинаций крылатой ракеты с крыльями треугольной и трапециевидной форм, изолированного фюзеляжа и семи комбинаций державка-крыло. Для каждой комбинации найдены коэффициенты интерференции фюзеляжа от крыльев на державке. Все коэффициенты сведены в таблицы и, по возможности, сравнены с их теоретическими значениями. Также произведён полный расчёт аэродинамических характеристик летательного аппарата.
Ключевые слова
Полный текст
Аэродинамической интерференцией принято называть взаимодействие потоков, обтекающих отдельные элементы летательного аппарата. Мерой интерференции служит изменение аэродинамических характеристик летательного аппарата по сравнению с характеристиками изолированного элемента [1].
Целью работы является исследование интерференции фюзеляжа круглого поперечного сечения и крыльев треугольной и трапециевидной форм в плане Аэродинамические характеристики крылатой ракеты разделяются на компоненты, описывающие изолированные элементы: фюзеляж и крыло.
Для комбинаций этих двух элементов нормальная сила представлена в виде суммы нормальных сил изолированного фюзеляжа и крыла с учётом коэффициентов интерференции, обусловленных взаимодействием этих компонентов.
Для получения коэффициентов интерференции разработана модель крылатой ракеты (рис. 1 и 2) в виде цилиндра диаметром 52 мм с эллиптической носовой частью и сменными крыльями. При создании модели для обеспечения максимально легкой и прочной конструкции фюзеляж и все консоли крыльев выполнены при помощи 3D печати, с использованием пластика АВС. Печать проводилась на кафедре адаптивных технологий Самарского университета. Крепёжные втулки выполнены из стали и сплава алюминия фрезерованием.
Разработанная модель позволяет измерять силы, действующие на изолированный фюзеляж, на фюзеляж в присутствии крыла и силы, действующие на крыло в присутствии фюзеляжа. Для проведения эксперимента использовалась экспериментальная установка, в состав которой входит аэродинамическая труба АДТ малых дозвуковых скоростей Т–3 СГАУ [1].
Применялся экспериментальный тензометрический метод для измерения аэродинамических сил, действующих на фюзеляж при наличии консолей крыльев и, наоборот, сил, действующих на консоли крыльев при присутствии фюзеляжа.
Рис. 1. 3D-модель крылатой ракеты, используемой в экспериментах
Рис. 2. Схема экспериментальной модели компоновки фюзеляж-треугольное крыло
Разработано специальное устройство, которое устанавливалось на тензометрическую головку штатных аэродинамических весов, применяемых в лаборатории аэродинамики Самарского университета. Эксперименты выполнены для семи крыльев, отличающихся различным размахом, что обеспечивало семь различных отношений диаметра фюзеляжа к размаху крыла (табл. 1). В каждой комбинации присутствует фюзеляж, втулка и пара консолей крыльев, поэтому, для удобства, все комбинации моделей обозначены: ФК53, ФК65, ФК80, ФК50x80, ФК60x70, ФК70x60 и ФК70x50, в которых введены обозначения: Ф – фюзеляж, К – крыло, число после индекса K обозначает бортовую хорду крыла, а последние два числа – размах консоли у трапециевидных крыльев, мм.
В работе экспериментально определены коэффициенты интерференции для трёх комбинаций крылатой ракеты с крыльями треугольной и трапециевидной форм в плане. Теоретические значения коэффициентов интерференции взяты из работы Фролова В. А. [2].
Таблица 1
Геометрия крыльев
Название крыла | lk, размах двух консолей, мм | l, размах исходного крыла, мм | , удлинение консоли | , площадь изолированного крыла, мм2 | S, площадь консолей крыльев с подфюзеляжной частью, мм2 | |
W53 | 106 | 162 | 2 | 2809 | 6561 | 0,32 |
W65 | 130 | 186 | 2 | 4225 | 8649 | 0,28 |
W80 | 160 | 216 | 2 | 6400 | 11664 | 0,24 |
W50x25x80 | 160 | 216 | 2,27 | 6000 | 8811 | 0,24 |
W60x30x70 | 140 | 196 | 2,11 | 6300 | 9710 | 0,27 |
W70x35x60 | 120 | 176 | 1,93 | 6300 | 10334 | 0,30 |
W70x35x50 | 100 | 156 | 1,63 | 5250 | 9363 | 0,33 |
Таблица 2
Значения коэффициентов интерференции и относительная погрешность сравнения для компоновки с треугольными крыльями
| 0,24 | 0,28 | 0,32 |
| 0,0432 | ||
| 0,0497 | ||
| 0,0564 | 0,0583 | 0,0631 |
| 0,0176 | 0,0258 | 0,0309 |
| 0,0641 | 0,0683 | 0,0754 |
| 1,35 | 1,39 | 1,44 |
| 0,532 | 0,614 | 0,680 |
| 1,87 | 1,99 | 2,12 |
| 1,13 | 1,17 | 1,27 |
| 0,357 | 0,626 | 0,795 |
| 1,487 | 1,796 | 2,065 |
, % | 16 | 16 | 12 |
, % | 33 | 2 | 17 |
, % | 20 | 10 | 12 |
Для расчёта коэффициентов интерференции использовались следующие формулы:
где – производная коэффициента нормальной силы фюзеляжа в присутствии крыла; – производные коэффициентов нормальных сил изолированного фюзеляжа и изолированного крыла, соответственно; – производная коэффициента нормальной силы крыла в присутствии фюзеляжа; площади изолированного крыла, миделя фюзеляжа и крыла с подфюзеляжной частью, соответственно.
В работе экспериментально определены коэффициенты интерференции для трёх комбинаций крылатой ракеты с крыльями треугольной и трапециевидной форм в плане. Теоретические значения коэффициентов интерференции взяты из работы Фролова В. А. [2].
Производные коэффициентов нормальных сил получены экспериментально и представлены в (табл. 2 и 3).
На (рис. 3 и 4) показаны результаты эксперимента (маркеры) и теоретические значения (линии) для коэффициентов интерференции.
Сравнение полученных экспериментальных и теоретических значений коэффициентов интерференции показало, что максимальное расхождение имеет место для суммарного коэффициента интерференции в случае компоновки фюзеляжа с трапециевидным крылом.
Таблица 3
Значения коэффициентов интерференции и относительная погрешность сравнения для компоновки с трапециевидными крыльями
| 0,24 | 0,27 | 0,30 | 0,33 |
| 0,043 | |||
| 0,1171 | 0,0853 | 0,0628 | 0,0521 |
| 0,0479 | 0,0405 | 0,0370 | 0,0263 |
| 0,0852 | 0,0895 | 0,0885 | 0,0787 |
| 0,0670 | 0,0601 | 0,0570 | 0,0445 |
| 1,20 | 1,23 | 1,26 | 1,29 |
| 0,28 | 0,33 | 0,37 | 0,42 |
| 1,49 | 1,56 | 1,63 | 1,71 |
| 1,65 | 1,69 | 1,85 | 2,02 |
| 0,47 | 0,42 | 0,56 | 0,65 |
| 1,96 | 2,11 | 2,41 | 2,67 |
, % | 37 | 37 | 47 | 57 |
, % | 66 | 30 | 51 | 56 |
, % | 32 | 35 | 48 | 57 |
Рис. 3. Коэффициенты интерференции для компоновок с треугольными крыльями
Рис. 4. Коэффициенты интерференции для компоновок с трапециевидными крыльями
Об авторах
Владимир Алексеевич Фролов
Самарский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: frolov_va_ssau@mail.ru
доцент кафедры конструкции и проектирования летательных аппаратов
Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34Андрей Владимирович Падорин
Самарский университет
Email: andrel_padorin@rambler.ru
студент III курса
Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34Роман Бабакулыевич Рахманов
Самарский университет
Email: rabmanov.r99@gmail.com
студент III курса
Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34Мирам Мухамбетжанович Адилов
Самарский университет
Email: adilov_miram@mail.ru
студент III курса
Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34Кирилл Владимирович Аксенов
Самарский университет
Email: aksionov.kirill@gmail.com
студент III курса Института авиационной техники Самарского университета
Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34