Сравнительный анализ социалистических преобразований в странах третьего мира на примере режимов Насера в Египте и Альенде в Чили : сходства и различия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В ходе исследования на основании нейтральных источников было проанализировано влияние географического, политико-экономического и исторического контекста на особенности формирования социализма в странах Латинской Америки и Африки. На примере правления Сальвадора Альенде в Чили и Гамала Абделя Насера в Египте было проведено сравнение латиноамериканского и арабского социализма, выявлены взаимные сходства и отличия данных режимов, а также их принципиальные отличия от классического марксизма-ленинизма. Определены причины успеха Насера в построении социалистического режима в Египте, а также основные аспекты поражения Альенде в попытке перевода Чили на социалистический курс. Освещены наиболее значимые события и достижения в период правления упомянутых президентов.

Полный текст

Концепция социализма, получившая академическую форму впервые в работах Карла Маркса и Фридриха Энгельса, оказала первостепенное влияние на развитие общества в минувшем XX и текущем XXI столетиях. Несмотря на то, что общий вектор развития социалистических стран был один и тот же, в каждом государстве социализм приживался по-своему и приобретал уникальную форму. Целью исследования является выявление особенностей латиноамериканского и арабского социализма методом сравнительного анализа. В качестве объектов исследования выбраны политические режимы стран Латинской Америки и Африки. Выбор обоснован следующими факторами:

  • оба континента выступили плацдармами для противоборства капиталистического и социалистического блоков, и страны, в которых социализм являлся доминирующим, представляют интерес;
  • в странах Латинской Америки и Африки существовали особенности географического, политического и экономического климата, что в совокупности оказало влияние на принесённую извне концепцию;
  • существует дефицит нейтральных источников о характеристике политических режимов в данных странах, не затронутых левыми идеологиями, поэтому данная работа представляет научный интерес.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • выполнить литературный обзор существующих источников по данной теме;
  • рассмотреть исторические предпосылки возникновения социалистических движений в Латинской Америке и Африке;
  • проанализировать роль СССР и США в развитии этих движений;
  • проанализировать отражение политики социализма на общественной жизни.

Зарождение социализма и его основные черты

Аналоги некоторых социалистических принципов высказывались в античности, в частности, древнегреческим философом Платоном и поэтом Аристофаном. В более развёрнутом виде эти идеи были представлены Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой, получив название утопического социализма. Следующим этапом развития стало возникновение социалистических моделей Фурье, Сен-Симона и Оуэна в XIX веке.

Социализм обрёл каноническую форму в тематических работах философов Маркса, Энгельса и Ленина. Благодаря совместной работе Маркса и Энгельса произошло объединение конкурирующих и враждебных друг другу коммунистической и социалистической концепций как результат выдвижения тезиса о том, что коммунистическое общество может быть сформировано исключительно поэтапно и за счет реализации как коммунистических, так и социалистических идей. Социализм и коммунизм практически стали синонимами и стали важнейшими компонентами единого целого. Под первым подразумевался результаты победы революции пролетариата во всем мире, а под вторым – результат воспитания нового поколения в социалистическом общественном контексте и стремительного развития плановой экономики. Предполагалось, что труд из необходимости эволюционирует в человеческую потребность, что повлечёт за собой исчезновение классового деления, товарно-денежных отношений и государства как общественного института.

Преобразование империалистического мира в коммунистический должно было стать результатом ряда общественных нововведений. Обобщая, можно выделить наиболее существенные из них:

  • национализация хозяйства и ограничение частной собственности с постепенным полным её исчезновением. В качестве начального шага выступает отчуждение капитала у крупных мировых промышленников;
  • массовая организация труда путём распределения по рабочим местам пролетариата, что должно способствовать устранению конкуренции и, как результат, социальной справедливости в трудовой сфере. Роль капиталистов, которые, как предполагалось, должны были остаться на начальных этапах, становилась тождественна роли государства, что выражалось в необходимости организовывать новые рабочие места и выплачивать рабочим одинаковую зарплату;
  • труд должен стать обязательным для всех членов общества. Для обеспечения устойчивого развития в рамках разрабатываемой плановой экономики предполагалось создавать промышленные армии, в значительной степени – с целью подъёма сельского хозяйства;
  • национализация банковской системы и системы общественного транспорта. Предполагалось создание и развитие государственных банков и исключение коммерческих;
  • коллективное воспитание детей, постепенный отход от традиционного понятия семьи. Приобщение к труду и подготовка к определённой трудовой роли должны стать ключевыми составляющими системы образования;
  • создание общих жилищ для пролетариата с объединением элементов городского и сельского образов жизни в коммунах, жители которых будут решать бытовые и трудовые вопросы коллективно и др.

Вышеперечисленные, а также многие другие аспекты социалистического общества, как показала историческая практика, даже в государствах, целиком развивавшихся под эгидой социализма (СССР, Китай, Вьетнам, Куба и др.) оказались реализованы лишь частично. На это оказала влияние целая совокупность разнообразных факторов, в основном, это утопичность и нежизнеспособность социализма в реальных условиях, что подтвердилось многочисленными статистическими результатами. В государства Латинской Америки и Африки социализм пришёл извне и получил уникальные отличительные черты, к рассмотрению которых и следует перейти. 

Социализм в Латинской Америке

На общественное развитие латиноамериканских государств в контексте середины XX века оказывали влияние следующие факторы: [1]:

  • несмотря на то, что в целом социалистические учения попали в Латинскую Америку из Европы, многие черты традиционного общественного строя были сходны социалистическим. В трудах ряда исследователей это получило название общинного социализма. Так, в империях ацтеков, инков и майя до испанской и португальской колонизации образ жизни простого народа напоминал образ жизни пролетариата в трудах Маркса и Энгельса, и это выступало как позитивный фактор для принятия социализма на идеологическом уровне;
  • международная и внутренняя торговля латиноамериканских стран находилась под ограничениями со стороны США, что способствовало развитию образа плановой экономики как возможности экономического освобождения от североамериканского контроля;
  • смешанный состав населения, в который входили белые колонисты, беглые и освобожденные рабы, местные индейские племена. Социалистические идеи пользовались популярностью у небелого населения, желавшего искупления европейцев за колониальное прошлое и достижения равенства;
  • обилие природных ресурсов, что делало возможным экстенсивное развитие плановой экономики на начальных этапах;
  • наличие самостоятельной общественно-государственной инфраструктуры, сформировавшейся за сотню лет с момента получения независимости. Это, как вначале предполагалось, должно было способствовать принятию самостоятельного выбора идеологии.

Социалистические режимы в странах Латинской Америки были установлены преимущественно мирным путём, с минимальным кровопролитием среди населения. В этом также сыграли роль высокие темпы роста населения. Вследствие этого весомой долей избирателей стала молодёжь, готовая к переменам в общественной жизни.

Социализм в Африке

В Африку социализм был принесён не таким мягким путём, как в страны Латинской Америки. Во многом это объяснялось совокупностью следующих факторов:

  • экономические системы абсолютного большинства африканских стран являлись частью распадающихся на тот момент колониальных империй. В метрополиях (Великобритания, Франция) социализм потерпел поражение, и отсутствие самостоятельных экономических систем у колоний несло потенциальный ущерб в вероятном выборе социалистического вектора общественного развития;
  • помимо стабильной экономики, у колоний отсутствовала политическая независимость от своих метрополий. Это осложняло ситуацию, однако выступало как интеграционный фактор среди государств, желавших выйти из-под европейского контроля;
  • распространение природных ресурсов в Африке имеет рассеянный характер, большую часть территории занимают не пригодные для добычи ископаемых и развития хозяйства пустыни. Вследствие этого возникал дефицит ресурсов, и развитие плановой экономики было значительно затруднено;
  • смешанный религиозный состав (мусульмане, христиане и иудеи) способствовал частым конфликтам и деятельности различных радикальных группировок, действовавших против местного населения. Это осложняло и значительно замедляло возможность коллективного договора.

Результатом воздействия вышеописанных факторов стало непродолжительное существование возникавших социалистических режимов с большой частотой вооружённых конфликтов. Части африканских государств оказывал помощь СССР, другой части – США, что превратило Африку в поле битвы между двумя враждебными друг другу идейно-политическими учениями. 

Сравнительный анализ латиноамериканского и африканского социализма

В качестве примера следует перейти к более детальному сравнению двух социалистических режимов: в Латинской Америке и Африке. Для проведения сравнительного анализа были выбраны режимы Сальвадора Альенде, президента Чили (1970-1973), и Гамала Абделя Насера, президента Египта (1958-1970). Выбор обусловлен наличием ярких и контрастных результатов деятельности глав стран и схожими временными рамками правления. 

Египет в годы правления Насера

Основной задачей для Египта на рубеже 1950-1960 гг. выступало освобождение от британской колонизации. Шаги по направлению к этому, как и следовало ожидать, привели к ухудшению отношений Египта с Великобританией и практически со всей капиталистической Европой. На фоне этого Насер направил политический курс на сближение с СССР, что и привело к созданию социалистической системы в Египте. Президент Египта понимал, что ввиду местных общественных особенностей идеи Маркса, Энгельса и Ленина не могут быть не могут быть реализованы в полной мере без определённых адаптационных мер. Их было 5:

  1. Принятие религии как интеграционного фактора, так как ввиду исторического развития и многонационального состава искоренение религии, хотя бы в данный исторический период, невозможно;
  2. Если марксизм-ленинизм предполагает переход от диктатуры буржуазии к диктатуре пролетариата, то в рамках египетского социализма должно произойти не изменение классовой полярности, а переход к диктатуре всего народа в целом, независимо от классов;
  3. Предполагалась безболезненная адаптация бывших колонистов к новым условиям без каких-либо санкций по отношению к ним;
  4. Предполагалось сохранение частной собственности неэксплуататорского типа;
  5. Отсутствие земельной национализации.

На арене международных отношений Насер стремился к интеграции исламских государств. Шагом к этому стало провозглашение Объединенной Арабской республики (ОАР) в 1958 г., включавшей в себя Египет и Сирию. Государство, однако, через три года распалось, и новое название перешло к Египту. Насером была оказана значительная поддержка национально-освободительным движениям в арабском мире, к примеру, большой вклад был внесён в обретение Алжиром независимости от Франции в 1962 г.

Среди экономических результатов правления Насера следует выделить, главным образом, образование самостоятельной хозяйственной системы. С января 1957 г. началась общая национализация основных иностранных банков, страховых компаний и предприятий, действовавших в стране. К осени того же года около 400 британских и 800 французских корпораций перешли во владение частного египетского капитала. После вывода иностранных компаний из страны национализация коснулась уже местных промышленников, и к концу 1960-х гг. доля государственного сектора в экономике Египта достигла 90%. По примеру СССР для развития сельского хозяйства создавались кооперативы и государственные хозяйства.

Остальные наиболее значительные итоги правления Насера (1958-1970) в социальной, экономической и внешнеполитической сферах представлены в таблице (табл. 1).

Экономическую и политическую деятельность Насера сложно охарактеризовать однозначно. Несмотря на то, что были сделаны значительные успехи в построении самостоятельной экономики, обретении независимости и установлении социальной справедливости в стране, арабский социализм не продержался в стране продолжительное время [2]. На это повлияли недочёты в экономическом управлении, вследствие которого ресурсы страны использовались нерационально, что значительно замедляло хозяйственный рост Египта. Национализация экономики привела к тому, что многие египетские промышленники, работавшие с иностранными корпорациями, перебрались за границу, что лишило Египет значительного количества людей, обладавших опытом и способных внести вклад в национальную экономику. Другим аспектом, способствовавшим разрушению социалистической системы, стал неудачный исход войны судного дня против Израиля (6-24 октября 1973 г.), развязанной следующим президентом Египта Анваром Садатом (1970-1981), что практически вынудило Египет принять помощь США.

 

Таблица 1

Результаты правления Насера

Социальная сфера

Промышленность и коммерция

Внешняя политика

Запрет половой дискриминации, развитие системы социальных выплат, развитие систем образования, здравоохранения в рамках политики социальной справедливости

Национализация Суэцкого канала, строительство Асуанской ГЭС и водохранилища им. Насера, национализация табачной, цементной, фармацевтической и фосфатной промышленности, повышение уровня занятости и улучшение условий труда рабочих

Политика нейтралитета и укрепление связей с Индией, Китаем, Индонезией; Шестидневная война с Израилем, арабо-израильский конфликт, Суэцкий кризис, участие в движении Неприсоединения и создания Организации африканского единства

 

Чили в годы правления Альенде

Годы президентства Сальвадора Альенде (1970-1973) были недолгими, однако ему удалось внести в государственную жизнь ряд ярких изменений. Как и в случае с Египтом, марксизм-ленинизм не мог напрямую прижиться в Чили ввиду особенностей латиноамериканского контекста, о чём говорилось ранее. Поэтому, придя к власти, Альенде в послании конгрессу отметил 5 пунктов, которые должны были стать отличительными чертами чилийского социализма:

  1. Гарантия принципа законности новых общественных преобразований;
  2. Увеличение роли государственных институтов во всех сферах государственной жизни, преимущественно, в народно-хозяйственной;
  3. Соблюдение политических прав и свобод независимо от социальной стратификации граждан;
  4. Исключение проявления любых видов насилия на пути перенаправления страны на социалистический вектор;
  5. Обобществление средств производства [3].

Национализация в Чили, если сравнивать с Египтом, произошла более болезненно. Весомый вклад в экономику страны прежде вносили латифундисты, и проведение аграрной реформы привело к активному сопротивлению с их стороны. Начали происходить массовые забои скота и перегоны стад через границу в Аргентину. Как и в случае с Египтом, произошёл отток крупных промышленников в капиталистические страны, что негативно сказалось на экономике. Сближение с СССР привело к серьёзным экономическим санкциям со стороны США, в частности, произошёл упадок медеплавильной промышленности, прежде финансируемой американскими компаниями. Государство, в итоге, оказалось неготовым к обретению экономической независимости от США.

Поскольку планируемые реформы требовали значительного вложения капитала, одним из решений стал временный мораторий на уплату внешних долгов. Результатом этого, как и следовало ожидать, стал отток внешних капиталов от Чили и прекращение внешнего кредитования. Нововведения в социальной сфере, которые, как ожидалось ранее, должны были способствовать повышению уровня жизни рабочего класса, оказали обратный эффект: весной 1973 г. в Чили начался застой экономики. Экономический кризис вследствие оттока зарубежного капитала и падения чилийского рынка меди привёл к резкому снижению реальных доходов населения. Распространение бесплатного государственного образования и медицинского обслуживания, а также повышение заработной платы привели росту инфляции в 9 раз (с уровня 23% в 1971 г. до 190% в 1973 г.). Национализация супермаркетов и запрет на частную торговлю привели к дефициту продуктов питания и питьевой воды [4].

Если говорить об социальных и экономических инновациях, то правительство Альенде первым в мире составило концепцию создания массовой компьютеризированной системы управления экономикой (Киберсин). Данная система объединила более 500 предприятий, её центр располагался в администрации президента. Предполагалось, что это поспособствует повышению качества обратной связи и активному обмену информацией. В частности, Киберсин использовался для выхода на связь с бастующими консервативными предпринимателями (октябрь 1972 г.). Киберсин должен был стать начальной версией более развернутой системы взаимодействия с населением, посредством которой каждый гражданин должен был иметь возможность задавать вопросы правительству и получать на них незамедлительный ответ в режиме онлайн [5].

Подводя итог, основные результаты президентства Сальвадора Альенде (1970-1973) можно обобщить в таблице (табл. 2).

Заключение

В ходе исследования были выявлены следующие особенности формирования социализма в Латинской Америке и Африке.

Среди общих черт можно выделить неравномерное развитие производства (система Киберсин, сооружение Асуанской ГЭС с одной стороны, падение многих отраслей промышленности и экономический спад с другой). Эта черта, однако, применима не только к латиноамериканскому или африканскому социализму, но и к социалистическим режимам в целом (исторический пример СССР, Китая, Вьетнама, Кубы и др.);

 

Таблица 2

Результаты правления Альенде

Социальная сфера

Промышленность и коммерция

Внешняя политика

Создание бесплатного образования и здравоохранения [6, c.740], развитие системы социальных выплат, повышение заработной платы

Аграрная реформа, национализация крупных частных компаний, создание системы интегрированного взаимодействия с предпринимателями (Киберсин), национализация супермаркетов, установление официальных твёрдых цен

Ухудшение отношений с США и капиталистическим блоком и прогресс в отношениях с СССР, от которых Альенде получал экономическую помощь

 

          Успешные изменения в социальной сфере, обеспечивавшие бесплатное образование и здравоохранение, повышенную заработную плату с одной стороны и спад реальных доходов населения с другой. Здесь сыграла роль отсутствия самостоятельных экономических систем или в целом (Египет), или вне ограничений со стороны США и прочих стран (Чили).

          Решающую роль в успехе Насера среди населения и среди политических лидеров играли признание исламской религии как важнейшего интеграционного фактора и продуманная дипломатия; немаловажную роль сыграло освобождение страны от присутствия британских войск, что способствовало повышению национального духа египтян. В христианском Чили религия как интеграционный фактор не проявилась.

Успех правых в свержении режима Альенде обусловлен влиянием экономической элиты в Чили, поддержкой США и отсутствием идеологических противоречий, имевшихся в радикальных группировках («Братья-мусульмане» и др.) в Египте.

Национализация промышленности, как и в марксизме-ленинизме, играла ведущую роль в построении латиноамериканского и африканского социализма. Различие было в том, что в Египте это проявлялось в меньшей мере, и частная собственность сохранялась в определённых масштабах. В Чили, сложившемся как капиталистическое государство, посягательства на частную собственность ввергли страну в экономический кризис.

Особенностью данной работы является то, что в процессе её выполнения использованы нейтральные источники, поэтому она представляет собой интерес по объективному анализу режимов правления выбранных личностей.

×

Об авторах

Роман Андреевич Уперчук

Самарский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: uperchuk.roman@yandex.ru

студент IV курса института ракетно-космической техники

Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Дарья Васильевна Сачук

Самарский университет

Email: sachukdasha@yandex.ru

студент IV курса института ракетно-космической техники Самарского университета

Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах