Социально-педагогическая помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной работе рассмотрены основные проблемы современной профориентологии в России, а также основные методы социально-педагогической помощи школьникам старших классов в области профессионального самоопределения. Указаны основные сложности, с которыми сталкиваются старшеклассники в процессе выбора будущей профессии, и которые существенным образом влияют на этот выбор. Проведено исследование по оценке работы профориентационной системы в различных странах мира. Представлены результаты пилотажного исследования мнений старшеклассников о преимуществах и недостатках профессионального роста в разных государствах. Сделаны выводы относительно наиболее вероятных принципов дальнейшего развития социально-педагогической помощи старшеклассникам в сфере профессионального самоопределения.

Полный текст

Быстрые и постоянные изменения в политике и экономике диктуют необходимость тщательной проработки методов помощи в сфере профессионального самоопределения, которая во многом способствует эффективному обучению в профессиональных учебных заведениях и успеху в жизни в целом. Работодатели все сильнее с каждым годом сужают круг обязанностей каждого конкретного специалиста и при этом все больше требований предъявляют к новым кандидатам. Современное образование, несмотря на все реформы последних лет, не успевает подстраиваться под столь стремительно меняющуюся реальность рынка труда. Именно поэтому очень важно каждому старшекласснику верно определить свой дальнейший путь обучения, разработать определенную стратегию профессионального развития и уметь в таких условиях быстро и качественно её изменять и улучшать, если это потребуется [1, с. 109; 2, с. 41].

История отечественной профориентационной работы началась в СССР в начале 20-го века, а век нынешний поставил её во главу угла развития экономических тенденций будущего, наделив важными особенностями и обозначив для профориентационной работы целый ряд высоких требований постоянно изменяющегося рынка труда.

На сегодняшний день актуальность профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях общепризнанна и всячески акцентируется в целом ряде государственных документов и регулярных выступлениях президента и глав регионов [3, 4].

Власти страны не только подчеркивают важность профориентационной работы со школьниками, но и пытаются привлечь к ней бизнес и предприятия, наладить непосредственную связь между стартовым и конечным звеном в цепочке «Человек – Профессиональное учебное заведение – Предприятие-работодатель» [5; 6, с. 142].

Современные тенденции профориентационной работы дают старшеклассникам возможность выбрать не профессию, а область, где они смогут осваивать целый ряд схожих специальностей. Понимание, что выбранная профессия, скорее всего, не станет единст-венной, снижает психологическую нагрузку и напряжение у выпускников школ.

Проведённые в последнее время исследования о проблемах выбора профессии среди российских школьников показали, что основными проблемами, с которыми сталкиваются старшеклассники при выборе будущей профессии (являющиеся одновременно факторами выбора профессионального пути и выбора учебного заведения), являются: недостаточная информированность; влияние авторитетных друзей и близость учебного заведения; предполагаемый, но не всегда реальный, уровень дохода от выбранной профессии; влияние родителей и членов семьи, которые иногда делают выбор не вместе с ребенком, а за него; ограниченные финансовые возможности семьи; актуальность выбранной профессии.

Проблем профессиональной ориентации учащихся в России немало, как и в любой другой стране, но нам сейчас интересно и важно сравнить российские подходы к профориентации с зарубежной практикой организации профессионального самоопределения молодежи. Анализ опыта других стран актуален еще и потому, что заграничные модели регулярно примеряются системой отечественного профессионального образования [7; 8, с. 213–214].

В школах США действует система «Гайденс», работники которой постоянно проводят мониторинг интересы учащихся, их склонности и проявляющиеся таланты. Американские специалисты в области профориентологии считают важным регулярную смену профессий в течении жизни, что позволяет сохранять востребованность на рынке, а также когнитивные функции мозга.

В Канаде профориентационная помощь начинается с подросткового возраста, когда каждый учащийся может попробовать себя во время каникул в той или иной профессии, изучить её изнутри, сравнить свои представления с реальностью.

В Израиле вся система школьного образования подчинена профориентации. Даже окончив вечернюю школу за 4 года, дети обязательно получают какую-либо из простых рабочих профессий.

Франция контролирует сферу профориентации сразу тремя министерствами и рядом сторонних организаций, подчиняя весь процесс профессионального обучения и переобучения требованиям рынка труда.

В Германии трудоустройством занимается только Федеральный институт занятости, а значит именно ему и его требованиям подчинены все ступени профориентационной работы с молодёжью. Ни сторонние агент-ства, ни школы не могут принимать участие в процессе трудоустройства, поэтому они весьма ограничены в плане рекомендаций по профессиональному ориентированию.

В Японии, как и в России, существует 100-бальный рейтинг учащихся по окончании основного школьного образования. На его основе лучшие выпускники идут в престижные вузы, среднеуспевающие – в специальные колледжи и лицеи, а плохо сдавшие экзамен – в школы рабочих профессий без возможности когда-либо продолжить образование.

Китай из-за перенаселенности ориентирует своих школьников в первую очередь на продолжение образования за рубежом, в том числе в России. Именно поэтому упор делается на языковую подготовку и коммуникативные навыки. К слову сказать, существует различие в показателях коммуникативной толерантности у специалистов разной профессиональной направленности [9].

Нами было проведено пилотажное исследование мнений старшеклассников г.о. Самара о том, какое государство они бы предпочли для проживания и работы в будущем, почему они остановили свой выбор на той или иной стране и знают ли они возможности карьерного роста и развития в выбранной системе. Следует отметить, что старшеклассники достаточно проинформированы в этой области. Некоторые из них указали на то, что подобными темами интересовались у родителей, другие задавали сходные вопросы специалисту, работающему в учебном заведении по проблеме профориентации, третьи сформировали собственное мнение, анализируя опыт знакомых и друзей семьи. Среди опрошенных нами старшеклассников 60 % хотели бы остаться в России, примерно половина из них предпочитают переехать в такие города как Москва и Санкт-Петербург. Остальные 40 % выпускников хотели бы уехать за границу на постоянное место жительство. Среди тех стран, которые отмечены как привлекатель-ные, называют США, Германию, Испанию (по 20 % респондентов); Канаду (15 % старшеклассников). Норвегию, Англию выбирают по 10 % респондентов, Литву, Казахстан – по 2,5 % будущих выпускников. Обосновывая причины выбора той или иной страны, указываются следующие аргументы.

Старшеклассники отмечают, что в Соединенных Штатах Америки права специалистов, работников, в частности учителей, защищены больше, чем в других странах.

В пользу Германии говорят такие позиции: экономическое развитие страны; пунктуальность большинства людей и их «занудство» (старшеклассники оценивают себя по данному критерию как похожих на немцев); медицина; образование; карьерные перспективы; погода («она отвратительная, но зато на пуховик не придется тратиться»); уважение к личности; уровень экологии. При этом указываются и минусы: консервативность («гиперконсервативность»), сниженная Интернет-активность; малоподвижные карьерные схемы (ориентир на стаж, а «опыт – это главный минус, так как хочу покинуть нашу страну сразу после получения высшего образования»).

Испания привлекательна высоким уровнем жизни (зарплаты составляют 2352 евро в месяц), здравоохранение считается одним из самых эффективных (четвертое место в мире) и доступна практически всем слоям населения. Некоторые указывают и на уровень цен в Испании, говоря, что «продукты, образование, медицина, недвижимость – одни из самых невысоких в Европе». По мнению старшеклассников, Испания – очень безопасная страна, испанцы очень дружелюбны и «любой прохожий сможет помочь». Современная Испания испытывает нужду в квалифицированных рабочих, врачах, инженерах и учителях, которые получают приличные зарплаты. Здесь ценятся специалисты в области энергосбережения. Наличие русскоязычных школ и школ, где вторым иностранным языком является русский – такой аргумент дают старшеклассники, которые собираются стать учителями русского языка и литературы. Вместе с тем, указывается, что сложно получить разрешение на работу. Кроме того, такие факторы личных предпочтений как испанская кухня и возможность безвизового путешествия по Европе для всех обладателей испанского вида на жительство играют роль в выборе места работы и продвижения по карьерной лестнице.

Канада – одна из самых дружелюбных и комфортных стран для иммиграции, так как иммигранты тут отвечают за 80% прироста населения, риски столкнуться с дискриминацией или предвзятым отношением минимальные. Некоторые старшеклассники в беседе указывают и конкретные способы переезда в другую страну. В частности, в Канаду можно попасть по программе Express Entry или получить start-up визу. В любом случае, для продолжения профессиональной карьеры в этой стране необходимо знание английского и французского языков на хорошем уровне. Пройти переподготовку непосредственно в Канаде, либо выбрать такой вуз в России, диплом которого имеет международный статус. Кроме того, студенты, обучающиеся в Канаде, в том числе студенты-резиденты, каждый год подают заявки на получение гранта и/или кредита на обучение. Государство выделяет средства в соответствии с материальным положением и академическим статусом студента. Например, в Онтарио этим занимается OSAP (Ontario Student Assistance Program).

Норвегия возглавляет список стран по индексу человеческого развития, хотя когда-то это была бедная страна рыболовов и фермеров, пока на ее территории не нашли нефть и газ. Прибыль от продажи этих ресурсов не тратится, а переводится в «Фонд помощи будущим поколениям». В Норвегии чем выше доход, тем больше налог платится. Старшеклассники указывают достойную зарплату, а также их привлекает режим работы: «рабочий день длится до трех часов дня». В Норвегии очень высокий уровень образования, а получение высшего образования дает гарантию трудоустройства по профессии. Так как в стране не очень большое население, там меньше конкуренции, это поможет быстрее подняться по карьерной лестнице. На работу тут принято брать молодых специалистов без опыта работы, чтобы дать возможность молодому поколению показать свои перспективы.

В Англии смущают высокие цены на недвижимость и транспорт. Если зарплата будет низкой, то ресурсы человека быстро заканчиваются. Но вместе с тем, жизнь кажется предсказуемой, поэтому тут лучше тем, кто «любит бегать на длинные дистанции», любит долго работать. В этой стране все «по правилам», которые упорядочивают жизнь людей, заботясь о них. Да и культурная жизнь в Лондоне – выставки, спектакли, шоу, лекции- не даст скучать молодому специалисту.

Те респонденты, которые выбирают Казахстан и Литву, являясь уроженцами этих стран, переехали в Россию на время, чтобы закончить среднее и получить высшее образование, так как «здесь учат лучше, дают больше и образование в России – лучше!». Кроме того, «в Казахстане очень ценится российское образование, можно сказать, даже больше, чем само казахстанское».

В одном все мнения опрошенных старшеклассников сходятся: возможности и рост есть во множестве стран, «главное не сидеть на месте!».

В целом, в современных мировых тенденциях профориентационной деятельности можно выделить в первую очередь обязательную языковую подготовку. Это обусловлено большим количеством международных компаний и транснациональных концернов, невозможностью карьерного роста без постоянного отслеживания мировых тенденций и глобализацией большинства сфер профессионального рынка. Молодые люди Европы стремятся получить профессию, востребованную как минимум в нескольких странах, что обеспечит им выбор места деятельности, достойный заработок и возможность трудовой миграции в условиях быстро меняющегося рынка труда [10].

Помимо необходимости знать несколько языков, еще одной важной особенностью мировой практики в сфере профессионального сопровождения является раннее начало знакомства детей с профессиями. Обычно некоторые элементы такой работы встречаются уже в младшей школе и постепенно увеличивают своё присутствие к старшим классам.

Изучив опыт зарубежных стран, и сравнив его с отечественными достижениями в этой области, мы может увидеть явные сходства в большинстве профориентационных систем иностранных государств, которые только входят в российскую реальность. Почти везде работа по профориентации начинается с начальной школы, и мы так же постепенно приходим к этой схеме работы. Многие страны перенимали наиболее эффективные методы работы у соседей, не создавая их заново и не тратя драгоценное время на апробацию, и мы идем тем же маршрутом, что, несомненно, правильно.

Изученные нами источники и исследования последних лет показали, что в настоящий момент в России школа не рассматривается старшеклассниками как серьезный партнер в определении будущей профессии, хотя именно здесь имеются необходимые условия для получения знаний о разнообразных профессиях, развития личностных особенностей и раскрытия талантов [11; 12, с. 121–123].

Всё это позволяет говорить о необходимости квалифицированного психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения школьников по пути профессионального самоопределения на протяжении всего школьного обучения, но наиболее остро данная проблема сейчас стоит именно у старшеклассников [13]. Оказавшись перед сложным выбором, им необходимо учитывать сразу множество факторов, от мнения семьи до личных физических особенностей. Хорошо, когда родители являются поддерживающим фактором не только в выборе профессии подростка [14]. При этом следует заранее рассчитать степень востребованности и успешности будущей профессии на несколько лет вперед, а также сопоставить это с выбором экзаменов для сдачи ЕГЭ и успешного поступления в вуз в дальнейшем [15, с. 34].

Заключение

Таким образом, профориентационная деятельность в старшей школе должна устранить искажения в представлениях о профессиях, дать максимально объективную картину текущего положения на рынке труда, помочь в определении наиболее сильных сторон и качеств подростка [16], которые могут помочь ему в освоении той или иной специальности. А также стать тем положительным фактором, который существенно снизит эмоциональную и психологическую нагрузку на старшеклассников и позволит им сделать верный выбор, от которого будет зависеть их успешный путь во взрослой жизни.

Изучение мирового и отечественного опыта социально-педагогической помощи в профориентационной сфере показало, что ее осуществление возможно самыми разными методами – от бесед и ознакомительных групповых занятий, на основе диагностики интересов и склонностей, до начальных курсов профессиональной подготовки. Практически любые способы устранения тех проблем, с которыми сталкиваются старшеклассники в процессе профессионального самоопределения, допустимы и эффективны. Более того, многие из них дополняют друг друга, давая подростку наиболее четкое понимание картины его профессионального и карьерного будущего, а это одно из главных условий верного выбора.

×

Об авторах

Ольга Александровна Зверева

Самарский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: oracleolika@gmail.com

студент II курса психологического факультета Самарского университета

Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах