Структура концепта «Лестница» в современном русском языке

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются понятийная и образная составляющие концепта «лестница» в современном русском языке. Анализируются примеры использования слова «лестница» в прямом и переносном значениях в текстах художественных и публицистических произведений, а также толкование лексемы в справочной литературе. Выявлены основные когнитивные признаки концепта «лестница». Определены продуктивные типы метафорического и метонимического переносов при реализации образа лестницы, а также фрагменты действительности, регулярно описываемые при помощи метафорического образа лестницы. В результате анализа выявлены актуальные в сознании современного носителя языка представления о лестнице, наиболее значимые характеристики концепта.

Полный текст

Одним из актуальных направлений современного языкознания является когнитивная лингвистика, которая занимается изучением ментальных процессов, получающих отражение в языке. Базовое понятие когнитивной лингвистики – концепт.

Предметом нашего исследования является концепт «лестница» в русском языковом сознании. Прежде чем анализировать данный концепт, рассмотрим, какое толкование в справочной литературе имеет лексема лестница.

Нам встретились следующие толкования лексемы лестница в прямых значениях: «Сооружение в виде ряда восходящих ступенек, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться, перемещаясь по ступенькам» [1, с. 50]; «Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска» [2, с. 324]. В данных определениях делается акцент на форме лестницы (состоит из ступеней) и ее основной функции (средство подъема и спуска).

 В этимологическом словаре даётся следующая характеристика: «произв. от о.-с. *lestva, от глаг. *lezti, с суф. –tv-» [3, с. 477]. Слово лестница является производным от глагола лезть. В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой находим толкование этого глагола: «Карабкаться, взбираться, подниматься, проникать куда-н.» [2, с. 322]. Таким образом, в семантике лексемы лестница уже изначально заложен смысл движения в вертикаль-ной плоскости.

В сознании современных носителей языка наиболее актуально представление о лестнице как о части многоэтажного дома. Примеры использования слова лестница в таком значении наиболее частотны в текстах художественных и публицистических произведений. Выборку примеров мы сделали из материалов Национального корпуса русского языка.

В данной статье мы рассмотрим понятийную и образную составляющие анализируемого концепта.

Понятийная составляющая концепта «лестница»

Исследование показало, что для современного носителя языка наиболее значимыми характеристиками лестницы являются следующие: средство перемещения в вертикальной плоскости; средство соединения разных пространств; препятствие; представляющая опасность; пространство внешнего временного пребывания. Обратимся к рассмотрению выявленных нами характеристик концепта «лестница».

Средство перемещения в вертикальной плоскости. В русской языковой картине мира представления о лестнице чаще всего связаны с её функцией. Она осознается как средство, используемое для перемещения между вертикально выстроенными пространствами. При этом в контекстах употребляются лексемы, обозначающие направление движения: вверх, вниз и глаголы с семантикой движения: Они скинули шинели. Затем, нацепив шлёпанцы, изменившейся походкой двинулись вверх по широкой мраморной лестнице (Довлатов); Ять выскользнул из логова и побежал вниз по грязной лестнице (Быков).

Также для указания на направление движения широко используются глаголы подняться и спуститься. Например: Он поднялся по лестнице на второй этаж, затем в мезонин (Кучерская); Без всякого волнения спустился я по знакомой каждой щербатой ступенькой грязной лестнице (Нагибин).

Средство соединения разных пространств. Лестница может осознаваться как конструкция, соединяющая различные пространства. При этом соединяться лестницей могут внутренние пространства или внутренние и внешние. Например: У самого дома она вырвалась из-под лестницы, соединяющей кухонную веранду с горницей, и почти молча, яростно взрыкнув, кинулась на него... (Искандер); …мы должны спуститься по широкой лестнице, соединяющей сцену с залом <…>, и пригласить зрителей на вальс, которым венчался спектакль (Козаков).

Устойчивым является выражение лестница ведёт (куда-либо): В какой-то момент они оба оказались возле высокой лестницы, ведущей на улицу (Инешин); На первом этаже располагаются холл, гостиная, столовая, семейная комната и кухня с лестницей, ведущей в подвал.. (Егорова).

Препятствие. Вместе с понятием функциональности лестницы в сознании носителей языка существует представление о том, что лестница может быть препятствием, для преодоления которого нужно приложить усилие. Как правило, обозначается трудность подъёма по лестнице. При этом в большинстве случаев в контексте отмечается преклонный возраст или проблемы со здоровьем поднимающегося по лестнице человека. Например: Она неважно себя чувствует. Ей будет трудно взбираться по лестнице… Нельзя ли для нее вызвать лифт? (Рекемчук); К середине июля я более или менее оправился, но прежнее состояние моего сердца уже не вернулось – мне стало, например, очень трудно подниматься по лестни-цам (Сахаров); Но мы ведь на прием ко врачам записывались, а не в альпинисты! И что, ес-ли от подобных «взятий высоты» какой-нибудь старичок Богу душу отдаст прямо на лестнице вестибюля поликлиники? («Встреча», 2003.06.04).

Также нередко присутствуют указания на изменения дыхания: его учащение или тяжёлый вздох: Всё та же лестница, на которой я задыхался, ещё одна ступень, ещё усилие, зачем-то надо подниматься всё выше, но воздуха не было (Трифонов); Дышишь весьма темпераментно. – Наша лестница кого хочешь заставит дышать темпераментно, – отшутилась Настя (Яхонтова).

В контексте может быть представлена и характеристика самой лестницы – её крутизна: Лестницы стали круче. Зима – холодней, / и удовлетворенье от прожитых дней / заменила сплошная усталость (Слуцкий).

Представляющая опасность. В сознании носителей языка лестница осознаётся и как конструкция, представляющая опасность. В контекстах могут присутствовать указания на возможность падения и травмы, либо подчеркивается необходимость быть осторожным. Обычно в таких контекстах речь идёт о тёмной, крутой или скользкой лестнице. Например: …поднимался по тёмной лестнице, по которой следовало идти осторожно, потому что ступени были местами выбиты (Трифонов); И снова скрипящие ступени, свеча в руке – как бы не оступиться на темной лестнице (Брагин); Я тащила Арсюшку на руках, лестница очень крутая, он может ушибиться (Доронина).

Пространство внешнего временного пребывания. Пространство лестницы осознается как внешнее, предназначенное для временного пребывания. Контексты могут указывать на случайную встречу или непродолжительные действия. Например: А ещё – из живого раз-говора, встреч мимоходом на лестнице в институте, где работали… (Цирульников); …о том, как встретились на лестнице и дальнейшее тоже стало лестницей – путешествием к добавить в скобках: на лестнице не живут там только курят, ссорятся или целуются она ведет прямо на крышу (Завершнева).

Образная составляющая концепта «лестница»

По словам З. Д. Поповой и И. А. Стерина, «образный компонент в структуре концепта состоит из двух составляющих – перцептивного образа и когнитивного (метафорического) образа, в одинаковой мере отражающих образные характеристики концептуализируемого предмета или явления [4, с. 77]. В структуре концепта «лестница» перцептивный образ основывается на метонимическом переносе признака, а когнитивный образ предполагает метафорическое использование лексемы лестница или метафорическую репрезентацию лестницы.

Проанализируем метонимические образы. Чувственный образ в структуре концепта образован перцептивными когнитивными признаками, которые формируются в сознании носителя языка в результате отражения им окружающей действительности при помощи органов чувств. Перцептивный образ включает зрительные, звуковые, обонятельные и тактильные образы.

При эмпирическом восприятии лестницы ее характеристики чаще даются на основе метонимического переноса.

Зрительный образ. Характеристика зрительного образа лестницы в контекстах дается по нескольким параметрам. Наиболее частотной является характеристика по наличию или отсутствию света на лестнице, причем в сознании носителей языка преобладает ассоциация с темнотой. «Темные» лестницы часто появляются в контекстах с определенным эмоциональным настроем: обычно тревожным или мрачным. Употребляются слова и выражения, обозначающие страх или опасение: боюсь темноты, тревога. Например: – Я так боюсь темноты… Оля, ведь ты тоже боялась ходить по темной лестнице (Губарев); Странная тревога овладела Машей, когда карабкалась она по темной скользкой лестнице (Ауслендер).

Реже встречается противоположный образ «светлой» лестницы. В контекстах присутствуют либо лексемы, указывающие на роскошь и богатство: дорогой, роскошный, либо указание на главный вход в здание, например: Вошла в дом через белую светлую лестницу главного входа, Сестра Раиса Алексеевна быстро сказала мне: «Вас долго ждал ваш знакомый, и он уходит сейчас по той (другой) лестнице к подъезду» (Бессарабова); Было оно узкое, серое, плоское и намертво зажимало целый квартал. Но внутри всё было как в дорогом отеле: светлые лестницы, красные дорожки на них, распахнутые окна, холлы и даже пальмы (Домбровский).

Другим параметром, по которому дается визуальная характеристика лестницы, является цвет. Используется образ красного цвета, поскольку контексты отсылают к ситуации с торжественной обстановкой, которая предполагает наличие на лестнице красной ковровой дорожки. Например: Показ фрагментов из «Банд» сопровождался невиданным для несмокингового сеанса («несмокингового», поскольку фильм ещё не завершён) скоплением публики и телеоператоров возле красной лестницы (Гладильщиков); Проходя по красной лестнице Учреждения, опираясь рукой о мрамор холодный перил, Аполлон Аполлонович Аблеухов зацепился носком за сукно и – споткнулся (Белый).

На основе цветового параметра образуется и образ со сложной комплексной семантикой – «чёрная лестница». Вероятно, этот образ сформировался на основе метонимического переноса по цвету, но в дальнейшем стал осознаваться метафорически и стал включать в себя семы «дополнительный», «подсобный». В контекстах присутствуют указания на удаленность и скрытость лестницы; на неё выходят для курения или приватного разговора; также могут присутствовать указания на предназначенность для слуг. Например: Мы вошли в подъезд со двора и долго взбирались по черной лестнице для прислуги на чердак многоэтажного дома, где Кабаков обустроил свою мастерскую (Воронель); – В дальней комнате должен быть ход на черную лестницу, – говорил он, не отрываясь от своего занятия, – думаю, она выходит во двор…(Дежнев); Он не курил, но охотно присоединялся к нам на черной лестнице и с удовольствием слушал анекдоты (Александер); Вы, как обыкновенный влюбленный школьник, ждете, когда закончится репетиция, и среди прочих ущербных и мертворождённых из зала для актов спустится она – та, кому вы назначили свидание на чёрной лестнице в правом крыле, где не осталось ни единой целой лампочки – и темно, темно, и пахнет пылью, где на площадке между вторым и третьим свалены в груду списанные физкультурные маты (Соколов).

Звуковой образ. Наиболее частотным является образ скрипящей лестницы, при этом контексты часто указывают на материал, из которого сделана лестница – дерево, либо на ее состояние – старая. Метонимический перенос происходит со скрипящих досок на саму лестницу. Например: Мы поднялись по скрипучей деревянной лестнице на второй этаж и оказались в крохотной однокомнатной квартирке о два окна. (Петров); Тбилисский дворик, а посередине – могучее дерево. Старые скрипучие лестницы. (Смехов).

Однако скрип не единственная звуковая характеристика. В контекстах, подразумевающих большое количество людей, проходящих по лестнице, лестница обозначается как гудящая. Характеристика людей переносится на лестницу. Например: Широкая двухмаршевая лестница филфака гудела, как пристань во Владивостокском порту. Все молодые люди – юноши и девушки – казались красивыми, симпатичными. Много было демобилизованных (Рытхэу); В полном отчаянии он бросился с лестницы, гудевшей, как улей. Большая зала биржи была набита битком (Шагинян).

Обонятельный образ. Обонятельный образ лестницы формируется через указание на наличие в помещении запаха. Чаще всего это сильный неприятный запах. Используются лексемы воняет, вонючий, зловонный. Например: Скрипучая лестница воняет кошками (Башкуев); Живёт она в самом конце Каменноостровского – в высоком огромном доме – с очень вонючими и грязными лестницами. (Чуковский); …он бросает грустный взгляд на Варвару, нагнувшуюся перед корытом, и выходит через кухню на грязную, зловонную лестницу, придавленный и сгорбленный, точно несет на плечах многопудовую тяжесть… (Богданов).

Тактильный образ. При характеристике тактильного образа лестницы даются указания на температуру или состояние ее поверхности. Чаще используется указание на состояние поверхности – скользкая. При этом в контексте обычно отмечается опасность такой лестницы. Например: И все боялся убиться. Грязная, скользкая лестница, ноги разъезжались. Люди скользили, толкали друг друга, хлопались спинами о заплесневелые темные стены. Раздраженные восклицания, крики стояли в тяжелом, затхлом воздухе подземелья (Серафимович); Недавно знаменитый оперный певец, прибывший с несколькими концертами в Россию, мог не только остаться инвалидом, но и погибнуть. Покушения на его жизнь не было, просто мраморная лестница консерватории оказалась слишком скользкой для его концертных туфель (Селиванова).

Указания на температуру встречаются реже, и в таких контекстах лестница обозначается как холодная, а также присутствуют указания на запустение или заброшенность здания: Неведомые тетки у дверей; отдельная комната Гослитиздата, пустая биллиардная, холодная лестница (Вишневский); Старый, заброшенный дом, огромные голые сенцы, холодная лестница во второй этаж, обитая по войлоку рваной клеенкой дверь (Бунин).

Нередко лестница характеризуется через комплексный образ, отражающий особенности восприятия действительности человеком – реалия познается сразу несколькими способами, через различные органы чувств. Например: Во всяком случае он не без труда толкнул невзрачную дверь и поднялся по вонючей темной лестнице на второй этаж (Маринина).

Метафорические образы. В метафорических контекстах актуализируются представления о лестнице как о сооружении, дающем возможность перемещаться в вертикальной плоскости и имеющем определённую форму – уступы.

Проведённое исследование позволило определить, что с помощью образа лестницы осмысляются те или иные иерархические структуры; процессы развития в какой-либо сфере; связь между мирами; жизнь человека; время; определённая форма предметов или явлений.

Наиболее часто образ лестницы используется для характеристики иерархических структур. Переносное значение слова лестница «последовательное расположение по восходящей линии от низшего к высшему (предметов, лиц, чинов и т.п.)» фиксируется в словарях [5]. Устойчивыми являются выражения карьерная лестница, служебная лестница, социальная лестница. Свойства лестницы переносятся на организации с соответствующей структурой или общество в целом. При этом в контекстах обозначается либо положение человека в иерархии, либо возможность изменения этого положения. Например: С симпатичными людьми больше дружат люди, их быстрее берут на работу, продвигают по карьерной лестнице и назначают высокую зарплату (Иванова); Так и хочется задать вопрос: а чем тогда определялась возможность продвижения человека по социальной лестнице? Подбрасыванием монетки? (Галеев); На лестнице чинов и достоинств каждый должен занимать уготованное ему место и выполнять предназначенную ему функцию (Гуревич).

Образ лестницы продуктивен для описания различных процессов развития: эволюционного, нравственного, развития в сфере образования и др. Развитие предполагает постепенное движение от простого к сложному, поэтому образ лестницы оказывается органичным для его характеристики: Чем выше на эволюционной лестнице стоит живое существо, тем сложнее его внутренняя организация, тем заметнее специализация отдельных тканей и органов (Поспелов, Корочкин); Это будет грустная и смешная повесть. Может, вернее было бы сказать: повесть о взаимоотношениях с моим музыкальным образованием, этой крутой, с шаткими ступенями лестницей, преодолеваемой мною шестнадцать лет? Да, шестнадцать мучительных лет, полных тяжелого дыхания, мерцания в глазах и карабкания по ступеням – вверх, вверх, почему-то во что бы то ни стало вверх, к диплому консерватории?.. (Рубина).

Ориентация в пространстве «верх – низ» традиционно осмысляется как «хорошо – плохо». В контекстах движение вверх по лестнице оценивается положительно, связано с продвижением к успеху и благополучию: В США чем выше позиция менеджера, тем дольше его рабочий день, хотя, возможно, есть и обратная зависимость: чем больше он работает, тем выше может подняться по лестнице успеха, потому что может поднять и других (Малков); Пушкина тревожило, что восхождение Натальи Николаевны по лестнице при-дворного успеха слишком напоминает историю Оленьки Булгаковой (Грачева).

Движение вниз, наоборот, оценивается негативно, осмысляется как неудача, несчастье. При этом контексты указывают на быстроту, мгновенность или недобровольность такого движения. Например: Тем серьезней вызов для нашей элиты. Это не непосредственная угроза, а опасность того, что нас спустят с лестницы цивилизации на пару пролетов ниже. Для того чтобы отреагировать на такую опасность и начать развитие, элите нужна сила воли («Русский репортер»); Моё обывательское естество просило объективной, но утешительной информации, а читать приходилось интервью с безумными политологами, криминальные репортажи и ежедневные отчеты о каких-то гламурных попойках. Некоторое время я по инерции продолжал еще выписывать эту газету, хотя и чувствовал, что скатываюсь вместе с ней вниз по лестнице эволюции (Зайончковский); По-современному мамаша без карьеры и без денег выглядит инвалидом (мужнина нежирная зарплата от голода-холода семью защитит, но по социальной лестнице их как ветром сдует до самого низа) (Новикова).

Метафорический образ лестницы активно используется для описания развития духовного, нравственного. В этих случаях, как правило, актуализируется символическое представление о том, что восхождение по лестнице – благо, а нисхождение – несчастье. Восхождение по такой нравственной лестнице, как правило, сопровождается приложением усилий. Например: Второе – это философия жизни – чтобы молодой человек представлял себе свой путь как некую лестницу, ведущую вверх. Чтобы он шел по ее ступеням, останавливаясь и осмысливая каждое достижение или неудачу (Новиков); И. Киреевский в той же статье замечает: «… Русский человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки, и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от себя и потому тем менее бывает доволен собою» (Осипов); Самый эффективный вариант поддержания жизнерадостного настроения человека – восхождение по лестнице ценностей, сопровождающееся преодолением одного препятствия за другим (Шакуров); Потом снова взлет, восхождение, из самой нижней точки ты опять начинаешь карабкаться, как по лестнице, вверх, к духовной благодати, к Творцу нашему (Стефанов Труд-7).

Представлению духовного развития через образ лестницы, вероятно, способствовало метафорическое осмысление лестницы как сооружения, служащего для связи двух миров: земного и небесного – образа «лестницы к небесам». В таких контекстах актуализируется представление о лестнице как о средстве передвижения по вертикали. Лестница становится средством восхождения к высшему бытию. Например: Знаете, что ответил папа? Вы, говорит, на середине лестницы к небесам, и, что бы ни сделали теперь, подумайте: вверх это шаг или вниз. С этим убеждением и живу, стараясь избегать шагов вниз (Ростропович); Всё равно его усилия лишь ступенька на лестнице, идущей в небо (Гранин); Как сказал суфийский мудрец Ибн Араби, к ногам человека однажды приставляют лестницу в небо, и от него требуется, чтобы он увидел её и стал хотя бы на первую ступеньку (Аксенов).

  Исток такого образа лестницы находим в библейском рассказе о сновидении Иакова, в котором была лестница, соединяющая землю и небеса. Во многих контекстах образ небесной лестницы прямо обозначается лестницей Иакова или присутствуют аллюзии к Библии: В том-то и дело: тому, кто остался одним, / лестница Якова снится, железная снится дорога – /вот он по шпалам, по шпалам, по шпалам гоним / к точке скрещения рельс, к переменному символу Бога. / Кажется, выше и выше и выше – и вышел. Осталось немного. / Красный кирпич. Полустанок стоит перед ним (Кривулин); Вернее, он попытался это сделать, потому что впереди была еще лестница наверх в четыре ступени, непреодолимая как лестница Иакова, и с первого раза у него ничего не получилось (Осипов). – Вы помните «лестницу Иакова» в Библии, по которой ангелы подымались вверх-вниз? (Шульгин); И лезет да лезет Федот Архимедов по лестнице, виденной Иаковом во сне, и, наверное, до чего-нибудь долезет (Салтыков-Щедрин).

Сама жизнь может осмысляться через образ лестницы. Этот образ возникает из объединения других переносных значений, а именно: иерархической структуры и развития, поскольку жизнь человека характеризуется процессом непрерывного развития (взросления, накопления знаний, усложнения навыков) и встроена в социальную структуру, рассматривается как часть целого, занимающая определенное место в иерархии. Например: Для того чтобы свободно подниматься по лестнице жизни, необходимо отчасти порхать, отчасти скользить по поверхности (Салтыков-Щедрин); Ваш покорный слуга, напротив, перед каждым, кто хоть на полступеньки обошел его в должности или в заработке, готов снять шляпу. А потому что самому ума и силенок не хватило занять более-менее достойного места на лестнице жизни (Сердюченко); Там я чувствовал себя живущим прямо внутри рубрики светской хроники мира. Между тем сам я находился на иерархической лестнице жизни чуть выше слуги. В моём подчинении была, правда, одна женщина-слуга – чёрная Ольга, наша горничная (Лимонов).

При этом в контекстах лестница жизни нередко характеризуется как грязная, скользкая и присутствуют указания на трудность и опасность продвижения по ней: Если, например, в отчаянии карабкался по грязной скользкой лестнице жизни самый свирепый, по локоть в крови, разбойник и при этом не давил случайно попавшего под ногу паука, а той же ногой осторожно отодвигал его в сторону, Будда такое движение замечал. При случае, вспомнив, мог опустить сверху паутинку помощи. А паутинка порой крепче каната (Богдан, Прашкевич); Кто-то равнодушный и безжалостный создавал человека! Так подло ни от чего не защищен человек, так коротка эта жизнь и так трудно подниматься вверх по этой грязной лестнице жизни!.. (Вертинская); Я думаю, что мир не глядывал в букварь / и чуда письменность напрасна. / Но чуть внимательна уверенная тварь – / и жизнь, как лестница, опасна (Седакова).

Время также метафорически осмысляется как лестница, поскольку в сознании современного человека время существует как прямая, имеющая некое направление и делящаяся на отрезки: столетия, годы и т.д. Такими же характеристиками обладает лестница: куда-то ведёт и состоит из ступеней. Например: Хорошо рассмотреть за одним разом весь мир по столетиям. Тогда всеобщая история представит у меня великую лестницу веков. Я должен непременно показать, чем ознаменовано начало, середина и конец каждого столетия, потом дух и отличительные черты его (Гоголь 1978 [1835]: 52) (Полетаев, Савельева); О, любовь. Я за тайной твоею / возвращаюсь по лестнице лет… (Набоков); Лишь предав свой дух терпенью, / Им оправдан и спасён, / Будешь малою ступенью / В тёмной лестнице времён… (Балтрушайтис).

Как уже было отмечено, переносные значения также могут основываться на внешнем сходстве с лестницей. Большой толковый словарь дает следующее определение: лестницей, в зн. нареч. Неровно, уступами [5].

В основе таких значений лежит визуальное сходство с лестницей: однородные предметы располагаются ступенчато, один над другим или наклонно. Например: Большой Трёхсвятительский дыбился лесенкой припаркованных машин (Иличевский); Роберт писал стихи лесенкой, а в живописи Юстаса проскальзывали мотивы «Бубнового валета» и, в частности, недавно им открытого Аристарха Лентулова (Аксенов); Когда Костя, облаченный в чужую, мешковато сидевшую на нем одежду, чисто выбритый и неумело, «лесенкой» подстриженный, вошел после мытья в хату («Наш современник»); Выглаженное постельное белье тоже лежало не ровной стопочкой, а лесенкой, – спешила, укладывая на место (Гордеевы); Цепи снеговых вершин возвышаются одна над другой, как ступени лестницы, ведущей в заоблачные края (Овчинников); К югу от того места, где стоят их палатки, поднимается уступами хребет, как гигантская лестница (Ефремов).

Помимо внешнего сходства с лестницей, в контексте может сохраняться функциональное сходство – средство подъема или спуска. Например: Стена как стена, а глядишь – один камень убран, другой выдвинут – иди, как по лестнице! Только, конечно, знать, где эти перелазы. Взрослые не разделяли мнения о занятности монастырских стен (Бажов); Обломки в большинстве случаев угловатые и так плотно уложены, что по ним свободно можно идти, как по лестнице (Арсеньев).

Таким образом, в ходе анализа понятийной и образной составляющих концепта «лестница» мы выявили наиболее значимые для носителей языка характеристики концепта и их особенности. Был рассмотрен перцептивный образ лестницы и сделан вывод о том, что чаще всего он строится на основе метонимического переноса. Анализ метафорической составляющей концепта позволил выявить наиболее частотные случаи переносного употребления лексемы и определить, какие представления о лестнице лежат в основе метафорического переноса.

×

Об авторах

Татьяна Сергеевна Праслова

Самарский Университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: praslowat@yandex.ru

студент II курса факультета филологии и журналистики Самарского университета

Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, 34

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 1970

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах