Формирование и функционирование цветообозначений в детской речи
- Авторы: Чернявская Н.А.1, Ярыгина Д.А.1
-
Учреждения:
- Самарский Университет
- Выпуск: № 2 (17) (2020)
- Страницы: 316-319
- Раздел: Языкознание
- Дата публикации:
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9347
- ID: 9347
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данная работа представляет собой исследование формирования и функционирования цветообозначений в онтогенезе речевой способности ребенка. В результате анализа и систематизации собранного материала определены две линии классификации наименований цветов и их оттенков в детской речи – лексико-грамматическая и функционально-прагматическая, отражающая уровень речевого и когнитивного развития ребенка. Обнаружено, что в детской речи среди цветообозначений закономерно преобладают имена прилагательные. Дети способны создавать окказиональные номинации цветов и посредством цветовой лексики выражать эмоциональную оценку предмета или явления. Осуществлена типологизация возрастных этапов освоения детьми цветовой лексики. Установлено, что ребёнок осваивает цвета и их оттенки на протяжении 10 лет.
Ключевые слова
Полный текст
Детская речь представляет собой уникальный объект для наблюдения и анализа. Она дает возможность изучения законов развития речи и мышления, формирования коммуникативной компетенции языковой личности, «возникновения неповторимого речевого портрета человека» [1, с.86].
Цель настоящей работы – исследование формирования и функционирования цветообозначений в детской речи.
Цветовые номинации играют важную роль в процессе концептуализации окружающей действительности, в формировании языковой картины мира, обладают способностью выражать не только эмпирически воспринимаемые признаки, но и широкий спектр экспрессивных, оценочных, эстетических, символических значений. Система цветообозначений отражает знания социума «об устройстве мира, опыт жизни, накопленный не одним поколением», социальные и культурные характеристики народа, его менталитет [2].
В ходе работы нами собран языковой материал в количестве 500 цветовых лексем. Источником послужил «Словарь современного детского языка» В. К. Харченко [3].
В результате систематизации собранного материала нами выделены две группы, по которым можно классифицировать цветообозначения в детской речи: лексико-грамматическая и функционально-прагматическая.
Лексико-грамматическая классификация представляет собой распределение цветовых лексем с точки зрения их частеречной принадлежности с последующим делением на подгруппы в зависимости от выражаемых значений. Соответственно, к наименованиям цветов, используемых в речи детей, относятся имена прилагательные: жёлтый, зеленоватый, беленький, дымчато-серый; имена существительные: зеленца, белость, коричневость, синька, красняк, серинка; глаголы: белеть, краснеть, чернеть, бирюзеть, пожелтеть, узеленить.
В собранном материале закономерно преобладают имена прилагательные, поскольку цвет – это в первую очередь признак предмета. Прилагательные обозначают основные цвета и обладают большим потенциалом для обозначения всевозможных цветовых оттенков, в то время как имена существительные используются для обозначения отдельных оттенков или индивидуально воспринимаемых цветов. Нельзя не сказать и о том, что существительные и глаголы с семантикой цвета носят более абстрактный характер по сравнению с прилагательными и поэтому усваиваются детьми относительно поздно и употребляются гораздо реже.
Группа прилагательных настолько обширна, что в ней можно выделить несколько подгрупп: 1) лексемы, обозначающие основные цвета спектра; 2) лексемы, обозначающие неосновные цвета; 3) слова, обозначающие оттенки цветов; 4) окказиональные словообразования.
Лексемы, обозначающие основные цвета спектра, делятся на хроматические: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый и ахроматические: чёрный, белый, серый. Как и в узусе, эти слова преобладают в детской речи. Кроме того, для детей характерно употребление производных прилагательных с суффиксом субъективной оценки: беленький, зелёненький, синенький, жёлтенький, а также удвоение слов с префиксацией с целью передать насыщенность цвета: зелёный-презелёный, красный-прекрасный.
Лексемы, обозначающие неосновные цвета, ряд учёных относит в разряд оттеночных [4]. Мы рассматриваем эти лексические единицы как особую подгруппу, ориентируясь на их словообразовательную модель (это однокорневые цветовые лексемы), смысловую близость к основным цветам, общеупотребительность и частотность: алый, бордовый, бурый, болотный, золотой, коричневый, кремовый, малиновый и др. По словам А. П. Василевича, такие номинации цветов, как салатовый, малиновый, бордовый и подобные, приближаются к основным цветам на основании их «психологической важности» [5, с. 19]. Отметим, что дети расширяют круг вторичных номинаций неосновных цветов за счет соотнесения с самими разными предметами: черешневый, павлиний, снежный, яблочный, солнечный.
Неожиданно многочисленной в собранном материале оказалась подгруппа прилагательных, обозначающих оттенки цветов. Во-первых, ее образуют производные прилагательные с суффиксом -оват- со значением приближения к цвету, оттенка: беловатый, желтоватый, зеленоватый и др. Во-вторых, в нее входит большое количество сложных прилагательных. Кроме узуальных лексем, обозначающих оттенок одного цвета: бледно-голубой, светло-зелёный, тёмно-красный либо привычное сочетание нескольких цветов: жёлто-зеленый, сине-зелёный, серо-белый, в детской речи отмечены устойчивые образные единицы художественной речи: васильково-синий, небесно-голубой, дымчато-серый. Помимо этого, дети, усвоив рассматриваемую словообразовательную модель, формируют множество уникальных, неожиданных сочетаний цветов, демонстрируя своеобразие восприятия и креативность мышления: зелёно-мраморный, малиново-фиолетовый, золотисто-шоколадный, оранжево-песочный, бежево-стальной, горчично-желтоватый, кремово-жёлтый, бело-бирюзовый и др.
Особый интерес представляет употребление слов-интенсификаторов, которые отличают детские цветовые номинации от узуальных моделей цветообозначений: вместо слов тем-но- или ярко- дети часто используют слово сильно-: сильно-зелёный, сильно-жёлтый, сильно-бледно-зелёный, наречия очень и чуть-чуть: очень светло-зелёный, чуть-чуть сиреневый, чуть-чуть розоватый.
Нельзя не отметить и такую особенность детского языка, как способность с помощью цветовой лексики выражать эмоциональную оценку предмета или явления: солнечно-золотой, золотисто-яркий, странно-розовый, грязно-голубой, грязно-чёрный, мутно-жёлтый, мраморно-мрачный.
Среди прилагательных зафиксированы и окказиональные цветообозначения: волковый (в значении цвета шкуры волка), зайчиковый (цвета заячьего меха), кожевый (цвета кожи; возможно, по аналогии с бежевый), золотный (цвета золота), полунебесный (светло-голубой), угленный (цвета угля). Окказионализм – это индивидуально-авторское слово, созданное согласно уже существующим словообразовательным моделям. Так как ребёнок ещё не знает большого количества слов, но слышит многие в повседневной речи, он проводит параллели между их моделями. Выявив некоторые закономерности, он создаёт индивидуальные слова, подобных которым нет в общеупотребительной речи.
Подавляющее большинство имен существительных в нашем материале являются окказиональными наименованиями цветов: белость, бежинка, коричневость, серинка, фиолетинка. Кроме того, для словаря ребенка характерны лексемы, производные от наименований цветов, обозначающие носителя цветового признака: синяк (синица мужской особи; синий цветок), красняк (след от ушиба на теле красного цвета; красный цветок), серебринка (фольга у шоколадных конфет), желтинка (мандаринка), белка (белая кошка), черняк (чёрный кролик), темнолес (тёмный, густой лес).
Вторая линия классификации – функционально-прагматическая. Она представляет наибольший интерес с точки зрения когнитивного развития ребёнка и освоения им цветовой лексики. При этом мы ориентировались на время появления и закономерности употребления тех или иных цветообозначений в детской речи. На основании этого нами выделены 4 возрастных этапа освоения цветовой лексики.
I этап: 1–4 года – в этот период в речи детей появляются основные цветообозначения: белый (1, 5); красный (2); зелёный (2, 1); жёлтый (2, 4). На наш взгляд, последовательность усвоения ребёнком цветовых лексем свидетельствует о важности того или иного цвета в национальной языковой картине мира. Освоение цветов происходит, главным образом, в процессе научения в ходе развивающих игр, при помощи которых родители учат детей различать и запоминать простые цвета, которые могут обобщить многие оттенки. Интересно, что в этот период цветообозначения часто реализуют номинативную функцию, поскольку восполняют лакуны в лексиконе ребенка:
– хочу красный суп (3, 8) – о борще.
II этап: 4–6 лет – в этот период лексикон ребёнка пополняется. В него постепенно включаются цветовые лексемы, обозначающие распространенные оттенки, а также наименования, выходящие за рамки основного спектра: коричневый (4, 1); золотой (5, 2); мраморный (6). Появляются индивидуальные слова, такие как голубота (4); угленный – чёрный, цвета угля (4, 1); волковый и зайчиковый – о серых и белых облаках (4, 5); грязнота (5,8 ); полунебесный (5, 8); золотный (5, 9). Активно образуются глаголы: покраснеть, побирюзеть (4, 2), покоричневеть (5), позеленеть (4, 2).
Вместе с тем контекстуальное употребление цветовой лексики свидетельствует, что на данном этапе ребёнок ещё не всегда действительно различает оттенки цветов. Так, например, цвет огня он определяет как красный или оранжевый. В нашем материале зафиксированы цветообозначения, образованные от трех корней: зелёно-тёмно-белый (5, 8). Взрослый человек, услышав это слово, воспримет его как оттенок, однако контекст это опровергает:
– Какие у меня глаза? Зелёные, наверное. Сейчас сама посмотрю в зеркало. Я понимаю… зелёно-тёмно-белые.
Становится понятно, что девочка обозначает не сложный цвет одного предмета (радужной оболочки глаза), а объединяет несколько цветов разных элементов (зрачка, радужной и белковой оболочки).
III этап: 6–10 лет – в этот период дети активно осваивают оттенки цветов, состав которых приближается к уровню взрослого носителя языка, а также образуют цветообозначения с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -еньк-: алый (7, 5); изумрудный (7); бирюзовый, малиновый (7, 5); кремовый (8, 11); рыженький (6, 1); беленький (6, 2); серенький (7, 2); коричневенький (7, 5); зелененький (6, 6).
Интересно, что, по данным словаря, девочки начинают различать оттенки цветов гораздо раньше мальчиков. Доказательством тому служат такие цветообозначения, как золото-коричневый, золотисто-шоколадный, бледно-коричневый, беловато-зелёный, активно употребляемые девочками в возрасте примерно 9-ти лет.
IV этап: 10–15 лет – это возраст, когда вся основная цветовая база уже освоена, дети употребляют в речи редкие, «экзотические» наименования цветов, а также составляют сложные конструкции с использованием этих слов для обозначения оттенков. Так, например, если в возрасте 4–6 лет цвет молнии определялся ребёнком только как белый, но теперь на вопрос о том, какого цвета молния, можно получить разнообразие ответов, вызванное индивидуальным восприятием и богатством лексикона: жёлтый с оранжевым оттенком, серебристый, серебристо-белый, розово-белый. Именно в этот период создаются уникальные цветовые сочетания: зелёно-мраморный, коричнево-бордовый, кремово-розовый, мраморно-серый, горчично-желтоватый, васильково-синий, голубой морской, бело-бирюзовый, бежево-стальной. Словообразовательные окказионализмы постепенно исключаются из лексикона, так как дети начинают узнавать и применять закрепленные в узусе цветообозначения.
Таким образом, можно прийти к выводу, что ребёнок осваивает цвета и их оттенки на протяжении более 10 лет. На раннем этапе развития ребенок усваивает только основные цвета. Начиная с 4-х лет, в его речи появляются наименования некоторых распространенных в речи взрослых цветовых оттенков, однако ребенок не вполне их различает. С 6 лет дети начинают различать оттенки, которые ранее не дифференцировали и либо смешивали в речи, либо обобщали их, обозначая лексемой со значением основного цвета. В старшем возрасте появляется потребность охарактеризовать всё большее количество узнаваемых предметов и сделать это как можно точнее и разнообразнее, возникают необычные, редкие, выразительные цветообозначения, уникальные сочетания цветов.
Освоение того или иного пласта цветовой лексики отражает определенный этап языкового и когнитивного развития человеческой личности.
Об авторах
Надежда Анатольевна Чернявская
Самарский Университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: Chia20081@yandex.ru
доцент кафедры русского языка и массовой коммуникации
Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, 34Дарья Андреевна Ярыгина
Самарский Университет
Email: donum130@yandex.ru
студент II курса факультета филологии и журналистики Самарского университета
Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, 34Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)