INTERNATIONAL LEGAL APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF SPACE EMERGENCIES

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The aim of the work is to develop an integrated approach to the definition of the emergency situation in outer space and a concept for the classification of contingencies. The methodological basis of the work consists of a set of general scientific and special methods of knowledge: empirical, analysis and synthesis, deduction and induction, formal-legal, systemic-structural, comparative-legal, sociological and other conclusions: The current challenges of international space law called for an approach to regulating various aspects of activities. At the same time, there is currently a legal "vacuum" in the field of emergency management.Results: a concept for the approach to defining and classifying emergencies in outer space has been developed.

Full Text

Рассмотрение вопроса о международно-правовом регулировании чрезвычайных ситуаций имеет принципиальное значение для ответа на вызовы, стоящими перед современным космическим правом. При осуществлении деятельности в космическом пространстве используются устройства высокой технической сложности, работа с которыми  связана с возникновением обстоятельств внештатного характера, поэтому в науке космические объекты рассматриваются как источники повышенной опасности [1].

Например, возникновение чрезвычайных ситуаций тесно связано с вопросами использования малых космических аппаратов: усложняющиеся социальные связи, технологические разработки, международная политическая обстановка угрожают безопасности космических объектов. Поэтому необходимость в нормах, регулирующих использование спутников, приобретает особое значение.

Расширение направлений деятельности в космическом пространстве приводит к увеличению числа объектов, а значит, к еще большему засорению. В 2018 году российская делегация ставила вопрос о необходимости принятия неотложных мер по уменьшению темпов образования космического мусора и поиску путей очистки космического пространства [2].

Так, по данным на 1 января 2021 года на орбите насчитывается 6542 спутника, при этом 3170 аппаратов неактивны [3]. В таких условиях повышается вероятность случайных столкновений, возникновения обломков. Например, в период с февраля 2012 по октябрь 2016 регистрировалось четыре близких сближения итальянского спутника LARES с космическим мусором, что по оценкам экспертов угрожало его существованию [4]. Тем самым, накопление космического мусора влияет на возникновение чрезвычайной ситуации.

Эта проблема на протяжении многих лет обсуждается в рамках Комитета по использованию космического пространства в мирных целях Организации Объединенных Наций по космосу, на международных форумах, научных конференциях и симпозиумах. Это обусловлено наличием значительного количества нерешенных вопросов, существующих в универсальном международном космическом праве и требующих принятия государствами общеобязательных норм, в таких областях, как: борьба с космическим мусором, обеспечение безопасности космической навигации, ответственность за ущерб, причиненный в результате космической деятельности, и т.п.

Без решения указанных проблем невозможно обеспечить международную безопасность и правильно квалифицировать действия (бездействие) государств.

В международном праве рассматриваются перспективная, ретроспективная и объективная ответственность государств. Первый вид заключается в воздержании от совершения противоправных деяний в связи с принятыми обязательствами. Основанием для возникновения ретроспективной является совершение «международно-противоправного деяния, которое имеет место, когда какое-либо поведение, состоящее в действии или бездействии присваивается государству по международному праву и представляет собой нарушение международно-правового обязательства этого государства» [5].

Объективная ответственность представляет собой  обязанность государств возместить ущерб, причиненный в связи с осуществлением правомерной деятельности, и право потерпевших государств требовать на основании специальных соглашений возмещения такового [6]. Особенности осуществления космической деятельности позволяют сделать вывод о применении этого понимания при разрешении споров. При этом государства несут абсолютную ответственность в этой сфере, которая обычно устанавливается за ущерб связанный с эксплуатацией средств, являющихся источником повышенной опасности.

Основанием для привлечения к международно-правовой ответственности в космическом праве является причинение ущерба. Под ним понимается лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; либо уничтожение или повреждение имущества государств, либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций [7].

Различные документы содержат указания на необходимость предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций в космическом пространстве. Например, положения Рамок обеспечения безопасного использования ядерных источников энергии в космическом пространстве призывают Правительства и международные организации, осуществляющих космическую деятельность «быть готовыми оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации на этапах запуска и полета, которые могут вызвать радиационное облучение населения и радиоактивное загрязнение окружающей среды Земли» [8].

В классическом смысле чрезвычайная ситуация рассматривается как особая обстановка, создающая угрозу безопасности общества на территории определенного государства. При этом, в универсальном международном праве при попытках дать определение чаще всего происходит отождествление с иными терминами: бедствие – чрезвычайная ситуация, которая может нанести ущерб жизни, имуществу, окружающей среде [9] или раскрытие в контексте связанных понятий: «кризис или чрезвычайная ситуация – это чреватые опасностью обстоятельства, требующие неотложных мер» [10].

Иной подход содержится в «Докладе Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом…» 2018 г. Чрезвычайная ситуация  рассматривается как непредвиденное и неожиданное явление, которое требует немедленного реагирования, которая может носить политический, социальный, экономический и экологический характер [11].

В Глоссарии МАГАТЭ по вопросам безопасности закрепляется, что термин «нештатная ситуация» охватывает такие явления как: пожары, выход опасных химических веществ, бури, ураганы или землетрясения, а также обстановки, в которых оперативные меры необходимы для смягчения эффектов воспринимаемой опасности» [12]; при этом термины «чрезвычайная ситуация» и «нештатная ситуация» отождествляются.

Таким образом, можно выделить критерии для признания ситуации чрезвычайной. К ним относятся: неминуемость, реальность, неотвратимость, вероятность причинения материального ущерба и людских потерь, необходимость принятия неотложных мер для ликвидации последствий.

Стоит отметить, что чрезвычайную ситуацию следует отличать от иных понятий, описывающих нестандартное положение Специфика непреодолимой силы определяется как невозможность предсказания и предотвращения с помощью современных научно-технических средств. Случай представляет собой наступление такой ситуации, когда государство не может контролировать работу источника повышенной опасности в силу нежелательных, неожиданных и необратимых процессов в оборудовании, в результате чего угроза, возникшая независимо от воли этого государства с несмотря на все принимаемые меры [1].

На наш взгляд, непредвиденные обстоятельства в космическом пространстве должны рассматриваться шире, чем существующие подходы. Это объясняется их особенностями: возникновение вне зависимости от воли субъектов космического права, из правомерной деятельности государств и влияние на многие области жизни человечества (экологию, информационную безопасность, обеспечение связью и т.д.)

Таким образом, чрезвычайную ситуацию в космическом пространстве, на наш взгляд, необходимо понимать как обстоятельства, возникающие в космическом пространстве или на Земле, представляющие собой угрозу нанесения ущерба жизни и (или) здоровья населению, имуществу и иным материальным правам и  требующие принятие срочных мер для ликвидации лицами, находящимся в космическом пространстве или компетентными организациями.

Выявленные характеристики позволяют выделить некоторые виды чрезвычайных ситуаций:

  1. По причине возникновения: природные (столкновение спутников с астероидами) и технические (нарушение функционирования различных систем). Например, в 2001 году из-за отказа всех трех главных бортовых компьютеров американского сегмента на Международной космической станции была потеряна связь с Центром управления полетами в Хьюстоне [13].
  2. По месту возникновения: на космическом объекте и в открытом космическом пространстве. Например, в августе 2018 года было зафиксировано падение давления воздуха внутри станции. Причиной его утечки стала микротрещина размером в 1,5-2 мм в корпусе бытового отсека «Союза МС-09», а 24 августа космический корабль «Союз МС-14» с роботом «Федором» на борту не смог состыковаться в запланированное время с МКС из-за проблем с системой стыковки [13].
  3. По месту локализации: в космическом пространстве и пределах поверхности Земли. Так, к отмене пуска ракеты «Союз-2.1а»  с грузовым кораблем «Прогресс МС-08» предположительно привело непрохождение сигнала через разъем к бортовому компьютеру или сам компьютер [14].
  4. По объекту: активные космические объекты, космические объекты, вышедшие из строя, объекты, принадлежащие лицам, находящимся в космическом пространстве  и др.
  5. По последствиям: выход из строя космического объекта полностью и частично. Яркими примерами являются события 2017 года. Роскосмос сообщил, что установить не удалось связь с запущенными спутниками не удалось, а позже подтвердил их падение в океан. Примером второго вида служит обнаружение задымления в системе регенерации воды на Международной космической станции. Причиной стала неисправность в блоке разогрева воды и пищи [14].

Приведенная классификация не является исчерпывающей и может быть дополнена.

Таким образом, требуется совершенствование правового регулирования данной сферы. В настоящее время космическая деятельность характеризуется постоянным увеличением количества пользователей, возрастанием числа космических объектов, повышением риска их непреднамеренного столкновения, в том числе и с космическим мусором [15].

В 2002 году Межагентским координационным комитетом по космическому мусору были разработаны «Руководящие принципы по предупреждению образования космического мусора» (далее – Принципы). Положения данного документа являются так называемыми «правилами движения на космических дорогах», регулируют «преимущественный проезд» и взаимодействие организаций по установлению траекторий перемещения спутников на орбите. Однако, на наш взгляд, этих положений недостаточно для всестороннего регулирования чрезвычайных ситуаций в современных условиях.

Принципы носят рекомендательный характер, а значит необходимо проведение переговоров в данной сфере с целью создания юридически обязывающего документа: например, Декларации «О предотвращении образования космического мусора» и (или) Соглашения «О взаимной ответственности государств за необоснованное увеличение космического мусора». При этом представляется необходимым сделать особый акцент на запрете применения противоспутникового оружия (далее – ПСО) в целях предотвращения образования новых обломков и осколков.

Кроме того, на возникновение новых видов чрезвычайных ситуаций влияют развивающиеся компьютерные технологии: применение различных «вирусов» приводит к тому, что объект не уничтожается, но при этом функционирует не корректно. В результате чего возникает технологическая чрезвычайная ситуация.

Стоит отметить, что С 2009 по 2015 годы существовал проект Кодекса поведения в космосе – свода необязательных к соблюдению правил, «запрещавших» размещение или применение оружия в космосе. Ему на смену пришла Резолюция Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций № 76/231 «Уменьшение космических угроз путем принятия норм, правил и принципов ответственного поведения».

Представляется, что космическая отрасль должна регулироваться международными соглашениями на двусторонней и многосторонней основе, с последующей выработкой универсальных норм международного права. На наш взгляд, пока этого не произошло субъектами космической деятельности следует руководствоваться фундаментальными принципами, закрепленными в документах Организации Объединенных Наций.

Настоятельным требованием времени является формирование международно-правовой концепции исследования и использования космического пространства. На наш взгляд, необходима разработка комплекса актов, направленных на регулирование отдельных аспектов рассматриваемой сферы. Так, дополнительной мерой для сдерживания применения атак в отношении спутников, установления контроля за цифровой деятельностью и предупреждения вмешательства в работу государственных и негосударственных организаций должна стать разработка основ противодействия международным киберпреступлениям.

При стабилизации мировой ситуации целесообразно принятие Конвенции «Об обеспечении безопасности малых космических аппаратов», а также расширение сферы применения Конвенции «О международно-правовой ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» с учетом развития современных технологий. Это необходимо для установления как границ ответственности государств, так и закрепления критериев чрезвычайной ситуации в космическом пространстве.

×

About the authors

Alena Petrunina

Samara National research University, Law institute

Author for correspondence.
Email: petrunina1303@mail.ru

student, 3 course, Law institute

443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1г.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies