INTERNATIONAL LEGAL APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF SPACE EMERGENCIES
- Authors: Petrunina A.1
-
Affiliations:
- Samara National research University, Law institute
- Issue: No 2(21) (2022)
- Pages: 298-302
- Section: Jurisprudence
- Published: 09.08.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10646
- ID: 10646
Cite item
Full Text
Abstract
The aim of the work is to develop an integrated approach to the definition of the emergency situation in outer space and a concept for the classification of contingencies. The methodological basis of the work consists of a set of general scientific and special methods of knowledge: empirical, analysis and synthesis, deduction and induction, formal-legal, systemic-structural, comparative-legal, sociological and other conclusions: The current challenges of international space law called for an approach to regulating various aspects of activities. At the same time, there is currently a legal "vacuum" in the field of emergency management.Results: a concept for the approach to defining and classifying emergencies in outer space has been developed.
Full Text
Рассмотрение вопроса о международно-правовом регулировании чрезвычайных ситуаций имеет принципиальное значение для ответа на вызовы, стоящими перед современным космическим правом. При осуществлении деятельности в космическом пространстве используются устройства высокой технической сложности, работа с которыми связана с возникновением обстоятельств внештатного характера, поэтому в науке космические объекты рассматриваются как источники повышенной опасности [1].
Например, возникновение чрезвычайных ситуаций тесно связано с вопросами использования малых космических аппаратов: усложняющиеся социальные связи, технологические разработки, международная политическая обстановка угрожают безопасности космических объектов. Поэтому необходимость в нормах, регулирующих использование спутников, приобретает особое значение.
Расширение направлений деятельности в космическом пространстве приводит к увеличению числа объектов, а значит, к еще большему засорению. В 2018 году российская делегация ставила вопрос о необходимости принятия неотложных мер по уменьшению темпов образования космического мусора и поиску путей очистки космического пространства [2].
Так, по данным на 1 января 2021 года на орбите насчитывается 6542 спутника, при этом 3170 аппаратов неактивны [3]. В таких условиях повышается вероятность случайных столкновений, возникновения обломков. Например, в период с февраля 2012 по октябрь 2016 регистрировалось четыре близких сближения итальянского спутника LARES с космическим мусором, что по оценкам экспертов угрожало его существованию [4]. Тем самым, накопление космического мусора влияет на возникновение чрезвычайной ситуации.
Эта проблема на протяжении многих лет обсуждается в рамках Комитета по использованию космического пространства в мирных целях Организации Объединенных Наций по космосу, на международных форумах, научных конференциях и симпозиумах. Это обусловлено наличием значительного количества нерешенных вопросов, существующих в универсальном международном космическом праве и требующих принятия государствами общеобязательных норм, в таких областях, как: борьба с космическим мусором, обеспечение безопасности космической навигации, ответственность за ущерб, причиненный в результате космической деятельности, и т.п.
Без решения указанных проблем невозможно обеспечить международную безопасность и правильно квалифицировать действия (бездействие) государств.
В международном праве рассматриваются перспективная, ретроспективная и объективная ответственность государств. Первый вид заключается в воздержании от совершения противоправных деяний в связи с принятыми обязательствами. Основанием для возникновения ретроспективной является совершение «международно-противоправного деяния, которое имеет место, когда какое-либо поведение, состоящее в действии или бездействии присваивается государству по международному праву и представляет собой нарушение международно-правового обязательства этого государства» [5].
Объективная ответственность представляет собой обязанность государств возместить ущерб, причиненный в связи с осуществлением правомерной деятельности, и право потерпевших государств требовать на основании специальных соглашений возмещения такового [6]. Особенности осуществления космической деятельности позволяют сделать вывод о применении этого понимания при разрешении споров. При этом государства несут абсолютную ответственность в этой сфере, которая обычно устанавливается за ущерб связанный с эксплуатацией средств, являющихся источником повышенной опасности.
Основанием для привлечения к международно-правовой ответственности в космическом праве является причинение ущерба. Под ним понимается лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; либо уничтожение или повреждение имущества государств, либо физических или юридических лиц или имущества международных межправительственных организаций [7].
Различные документы содержат указания на необходимость предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций в космическом пространстве. Например, положения Рамок обеспечения безопасного использования ядерных источников энергии в космическом пространстве призывают Правительства и международные организации, осуществляющих космическую деятельность «быть готовыми оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации на этапах запуска и полета, которые могут вызвать радиационное облучение населения и радиоактивное загрязнение окружающей среды Земли» [8].
В классическом смысле чрезвычайная ситуация рассматривается как особая обстановка, создающая угрозу безопасности общества на территории определенного государства. При этом, в универсальном международном праве при попытках дать определение чаще всего происходит отождествление с иными терминами: бедствие – чрезвычайная ситуация, которая может нанести ущерб жизни, имуществу, окружающей среде [9] или раскрытие в контексте связанных понятий: «кризис или чрезвычайная ситуация – это чреватые опасностью обстоятельства, требующие неотложных мер» [10].
Иной подход содержится в «Докладе Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом…» 2018 г. Чрезвычайная ситуация рассматривается как непредвиденное и неожиданное явление, которое требует немедленного реагирования, которая может носить политический, социальный, экономический и экологический характер [11].
В Глоссарии МАГАТЭ по вопросам безопасности закрепляется, что термин «нештатная ситуация» охватывает такие явления как: пожары, выход опасных химических веществ, бури, ураганы или землетрясения, а также обстановки, в которых оперативные меры необходимы для смягчения эффектов воспринимаемой опасности» [12]; при этом термины «чрезвычайная ситуация» и «нештатная ситуация» отождествляются.
Таким образом, можно выделить критерии для признания ситуации чрезвычайной. К ним относятся: неминуемость, реальность, неотвратимость, вероятность причинения материального ущерба и людских потерь, необходимость принятия неотложных мер для ликвидации последствий.
Стоит отметить, что чрезвычайную ситуацию следует отличать от иных понятий, описывающих нестандартное положение Специфика непреодолимой силы определяется как невозможность предсказания и предотвращения с помощью современных научно-технических средств. Случай представляет собой наступление такой ситуации, когда государство не может контролировать работу источника повышенной опасности в силу нежелательных, неожиданных и необратимых процессов в оборудовании, в результате чего угроза, возникшая независимо от воли этого государства с несмотря на все принимаемые меры [1].
На наш взгляд, непредвиденные обстоятельства в космическом пространстве должны рассматриваться шире, чем существующие подходы. Это объясняется их особенностями: возникновение вне зависимости от воли субъектов космического права, из правомерной деятельности государств и влияние на многие области жизни человечества (экологию, информационную безопасность, обеспечение связью и т.д.)
Таким образом, чрезвычайную ситуацию в космическом пространстве, на наш взгляд, необходимо понимать как обстоятельства, возникающие в космическом пространстве или на Земле, представляющие собой угрозу нанесения ущерба жизни и (или) здоровья населению, имуществу и иным материальным правам и требующие принятие срочных мер для ликвидации лицами, находящимся в космическом пространстве или компетентными организациями.
Выявленные характеристики позволяют выделить некоторые виды чрезвычайных ситуаций:
- По причине возникновения: природные (столкновение спутников с астероидами) и технические (нарушение функционирования различных систем). Например, в 2001 году из-за отказа всех трех главных бортовых компьютеров американского сегмента на Международной космической станции была потеряна связь с Центром управления полетами в Хьюстоне [13].
- По месту возникновения: на космическом объекте и в открытом космическом пространстве. Например, в августе 2018 года было зафиксировано падение давления воздуха внутри станции. Причиной его утечки стала микротрещина размером в 1,5-2 мм в корпусе бытового отсека «Союза МС-09», а 24 августа космический корабль «Союз МС-14» с роботом «Федором» на борту не смог состыковаться в запланированное время с МКС из-за проблем с системой стыковки [13].
- По месту локализации: в космическом пространстве и пределах поверхности Земли. Так, к отмене пуска ракеты «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-08» предположительно привело непрохождение сигнала через разъем к бортовому компьютеру или сам компьютер [14].
- По объекту: активные космические объекты, космические объекты, вышедшие из строя, объекты, принадлежащие лицам, находящимся в космическом пространстве и др.
- По последствиям: выход из строя космического объекта полностью и частично. Яркими примерами являются события 2017 года. Роскосмос сообщил, что установить не удалось связь с запущенными спутниками не удалось, а позже подтвердил их падение в океан. Примером второго вида служит обнаружение задымления в системе регенерации воды на Международной космической станции. Причиной стала неисправность в блоке разогрева воды и пищи [14].
Приведенная классификация не является исчерпывающей и может быть дополнена.
Таким образом, требуется совершенствование правового регулирования данной сферы. В настоящее время космическая деятельность характеризуется постоянным увеличением количества пользователей, возрастанием числа космических объектов, повышением риска их непреднамеренного столкновения, в том числе и с космическим мусором [15].
В 2002 году Межагентским координационным комитетом по космическому мусору были разработаны «Руководящие принципы по предупреждению образования космического мусора» (далее – Принципы). Положения данного документа являются так называемыми «правилами движения на космических дорогах», регулируют «преимущественный проезд» и взаимодействие организаций по установлению траекторий перемещения спутников на орбите. Однако, на наш взгляд, этих положений недостаточно для всестороннего регулирования чрезвычайных ситуаций в современных условиях.
Принципы носят рекомендательный характер, а значит необходимо проведение переговоров в данной сфере с целью создания юридически обязывающего документа: например, Декларации «О предотвращении образования космического мусора» и (или) Соглашения «О взаимной ответственности государств за необоснованное увеличение космического мусора». При этом представляется необходимым сделать особый акцент на запрете применения противоспутникового оружия (далее – ПСО) в целях предотвращения образования новых обломков и осколков.
Кроме того, на возникновение новых видов чрезвычайных ситуаций влияют развивающиеся компьютерные технологии: применение различных «вирусов» приводит к тому, что объект не уничтожается, но при этом функционирует не корректно. В результате чего возникает технологическая чрезвычайная ситуация.
Стоит отметить, что С 2009 по 2015 годы существовал проект Кодекса поведения в космосе – свода необязательных к соблюдению правил, «запрещавших» размещение или применение оружия в космосе. Ему на смену пришла Резолюция Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций № 76/231 «Уменьшение космических угроз путем принятия норм, правил и принципов ответственного поведения».
Представляется, что космическая отрасль должна регулироваться международными соглашениями на двусторонней и многосторонней основе, с последующей выработкой универсальных норм международного права. На наш взгляд, пока этого не произошло субъектами космической деятельности следует руководствоваться фундаментальными принципами, закрепленными в документах Организации Объединенных Наций.
Настоятельным требованием времени является формирование международно-правовой концепции исследования и использования космического пространства. На наш взгляд, необходима разработка комплекса актов, направленных на регулирование отдельных аспектов рассматриваемой сферы. Так, дополнительной мерой для сдерживания применения атак в отношении спутников, установления контроля за цифровой деятельностью и предупреждения вмешательства в работу государственных и негосударственных организаций должна стать разработка основ противодействия международным киберпреступлениям.
При стабилизации мировой ситуации целесообразно принятие Конвенции «Об обеспечении безопасности малых космических аппаратов», а также расширение сферы применения Конвенции «О международно-правовой ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» с учетом развития современных технологий. Это необходимо для установления как границ ответственности государств, так и закрепления критериев чрезвычайной ситуации в космическом пространстве.
About the authors
Alena Petrunina
Samara National research University, Law institute
Author for correspondence.
Email: petrunina1303@mail.ru
student, 3 course, Law institute
443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1г.