MEMOIRS AND LETTERS OF THE WIVES OF THE DECEMBRISTS AS SOURCES OF PERSONAL ORIGIN ON THE GENDER HISTORY OF RUSSIA IN THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY.

Cover Page
  • Authors: Dmitryk S.V.1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: No 1(24) (2024)
  • Pages: 51-55
  • Section: History
  • Published: 31.12.2024
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/27475
  • ID: 27475

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the memoirs and letters of famous noblewomen whose husbands participated in the Decembrist rebellion of 1825. and subsequently were co-Slaven in Siberia, followed by their husbands and their wives. This phenomenon and filled in history as «phenomenon of the wife of the Decembrist». The article highlights the memoirs of prominent women of the last quarter of the Enlightenment era in Russia as historical sources relevant to the study of this era, its features and the position of women in a particular historical period. Historiography on the topic is also covered, its degree of study and the completeness of historical knowledge is given.

Full Text

Женские тексты XIX века становятся объектом все более глубокого анализа в современной науке из-за потребности в новых подходах к изучению автобиографических материалов. Отражение женского взгляда на общественную и политическую действительность того времени приобретает особую важность в контексте современных гуманитарных исследований. Процесс изучения и интерпретации данных текстов открывает новые возможности для понимания исторической действительности и формирования комплексного представления о социокультурных процессах прошлого. Неизведанные грани женской литературы XIX века привлекают внимание исследователей, которые стремятся расширить горизонты понимания истории и культуры. Насколько важно изучение женских текстов XIX века для глубокого анализа общественных и политических процессов того времени!

Изучение женской мемуаристики представляет собой актуальное направление исследований в области исторической науки. Историки обращали внимание на мемуары эпохи Просвещения, но женские мемуары оставались на периферии внимания исследователей.

Женская перспектива в мемуаристике открывает новые возможности для понимания истории. Важно выявить уникальность женского взгляда, его новаторство, а также различия между рассуждениями женщин и мужчин, и как это отразилось на их интерпретации общественной ситуации XIX века.

Установление связи между женскими мемуарами жён декабристов и культурным контекстом их времени является центральной задачей настоящего исследования. Анализируя структуру и формы повествования в этих мемуарах, можно понять, как они были обусловлены социокультурными реалиями и как влияли на понимание исторических событий.

Героические жены декабристов, отправившиеся в Сибирь в ссылку, играли значительную роль в жизни своих мужей. Одиннадцать таких женщин оказывали огромную поддержку и помощь своим супругам, находившимся в каторжных местах. Их преданность и сила характера заслуживают уважения и восхищения.

Н.А. Белоголовый в своих записях выделял роль семей Трубецких и Волконских в формировании общности сибирских декабристов. Он подчеркивал, что именно эти семьи стали центрами, вокруг которых объединялись другие товарищи. Ум, образование и сердечность хозяек — Трубецкой и Волконской — сближали собратьев, создавая атмосферу дружеской колонии. Присутствие детей в этих семьях придавало отношениям еще больше теплоты и радости, делая жизнь декабристов в ссылке более полноценной.

Вместе с тем, воспоминания современников также подчеркивают, что юные декабристки, живущие в ссылке, были сильны и энергичны. Их участие в общественной жизни, поддержка мужей и воспитание детей создавали особую атмосферу борьбы и духовного единства сибирской ссылки.

Подрастая, дети декабристов слушали воспоминания матерей о женах декабристов, об их необычайной силе духа, о самопожертвовании и преданности идеалам. Такие истории вдохновляли их и вызывали живой интерес к истории своей страны и роли женщин в ней. Нельзя не заметить, что историческое наследие жен декабристов остается недооцененным и нуждается в аккуратной переподаче для будущих поколений. Великая энергия и любовь, которые они проявили в те трудные времена, заслуживают глубокого уважения и изучения. Даже в современном мире их история и деяния могут служить важными уроками и вдохновением для женщин на всех уровнях общества.

Молодые и слабые женщины, исходившие из высшего общества, украшенного блеском и роскошью, отправились в далекую Сибирь, в поисках своих мужей, находящихся в каторжных условиях. Несмотря на предупреждения родителей, они решили пожертвовать своим комфортом ради любви и верности – их ждала тяжелая участь, наполненная лишениями и унижениями. Такие поступки вызывают искреннее восхищение и уважение, ибо не каждый смог бы столь беззаветно отдаться за других, жертвуя своей молодостью и красотой ради идеала и надежды на счастье в далекой тундре Сибири. Бесподобное душевное благородство этих молодых женщин заставляет задуматься о непостижимой силе любви и жертвенности.

Следили декабристки за судьбой своих мужей в ссылке, поглощенные общественной деятельностью и воспитанием детей. Изучение жизни декабристок в Сибири является предметом постоянного внимания ученых. Важно отметить, что не только быт и условия их содержания подвергались анализу, но и активность декабристок в оказании поддержки мужьям была тщательно исследована.

Современные исследования указывают на значимость поступков декабристок для формирования общественно-политического участия женщин. Они были первыми, кто сознательно вступил в борьбу против устоявшихся норм поведения и оказали огромное влияние на развитие русского женского самосознания. Декабристки, возможно, не осознавали полной значимости своих действий в их историческом контексте, но их протест навсегда изменил курс русской истории. На примере декабристок видно, как могут измениться общественные представления о роли женщины в обществе и какие перемены они могут внести, даже не стремясь к радикальным действиям.

Кн. М.Н. Волконская, одна из основоположниц русского женского движения, является примером решительности и борьбы за равные права женщин. В последующую эпоху, под влиянием таких женщин, возросла активность и требовательность женщин, которые претендовали на равное с мужчинами обучение, труд и участие в общественной борьбе. Эти женщины считали свое участие в движении, как пример супружеской верности и личного подвига. Декабристки, такие как внучка декабриста Ивашева, приезжали к своим сосланным мужьям, принося с собой не только поддержку и помощь, но и жертвы, чтобы разделять участь своих мужей. Таким образом, примеры борьбы и верности женщин становились непреложными аргументами в борьбе за равные права.

Нравственный выбор, который стоит в основе подобного действия, имеет корни в глубине души каждого человека. Он возникает из стремления ответственно относиться к своим обязательствам и сохранять верность возлагаемым на себя явлениям и идеям. По мнению многих общественных ученых и философов, эти нравственные принципы формируются в индивиде еще до его взрослого возраста и являются базовым фундаментом для построения гармоничных межличностных отношений.

В современном обществе, наполненном разнообразными ценностями и взглядами, сущность ответственности за свои поступки и выполнение обязательств приобретает особую важность. Осознание важности своих действий перед другими людьми и перед собой, способность отвечать за свои слова и поступки в любой ситуации – вот неразрывная связь между личным выбором и нравственной ответственностью.

Поэтому, когда речь идет о принятых обязательствах, о венчании обета и о сохранении верности в супружеских отношениях, каждый из нас сталкивается с необходимостью принятия ответственных решений и действий. Чувство долга и преданности играет ключевую роль в жизни каждого человека, и именно оно помогает осуществлять нравственный выбор и оставаться верными своим ценностям и принципам.

Одни из лучших примеров мемуаристики о декабристах представляют воспоминания М.Н. Волконской и П.Е. Анненковой. Они не только раскрывают перед нами картину эпохи и описывают события, но и передают глубокие чувства и мысли людей, которые стояли на грани исторического перелома.

Особенно ценными являются воспоминания Марии Николаевны Волконской, которые она передала в форме письма к своему старшему сыну Михаилу. Это письмо можно назвать проникновенным наставлением и завещанием от мать к сыну. В нем Мария Николаевна объясняет мотивы и причины, по которым ее муж-декабрист пошел против царя и стал государственным преступником.

Четко и ясно отразив идеалы и цели своего супруга и его товарищей, Мария Николаевна сознательно строит свое наставление так, чтобы оно было понятно и мальчику, и будущим поколениям. Благородство души и непоколебимая вера в правоту своих убеждений пронизывают каждое слово этого письма.

И, не будучи сбитой с толку тяжестью обстоятельств, Мария Николаевна приходит к выводу, что даже если взгляды декабристов могут показаться безумными или политическим бредом, они всё же заслуживают уважения соотечественников. Ведь тот, кто готов пожертвовать своей жизнью за свои убеждения, является истинным патриотом и любителем Отечества. Эти слова Марии Николаевны проникают в самые глубины души и не остаются равнодушными для тех, кто сталкивается с этими воспоминаниями. Они придают новый смысл и понимание сложностей и борьбы, которые эти декабристы переживали.

«Пугающие предсказания осадили меня, когда я направлялась в каторжные места вместе со своим мужем, готовясь к тяжкой участи. Мы, ссыльные, столкнулись с трудностями быта, испытывая как физические, так и духовные страдания», которые так близко описала М.Н. Волконская в своих «Записках». Она с печалью отмечает ошибки правительства в отношении русского народа, особенно замечая, что «недостаточно защищены мы, изгнанные из своей земли. Подвергалась ли я опасности быть убитой в рудниках, будучи обреченной на каторгу? Как я смогла пережить такие страхи и невзгоды?».

Записи М.Н. Волконской являются ценным источником для понимания того, каким испытаниям подвергались ссыльные и каторжники в те времена. Ее слова заставляют задуматься о системе наказаний и изгнаний, о недопустимости ошибок в правительственной политике по отношению к своим гражданам. Эта тема остается актуальной и сегодня, когда мы вспоминаем историю нашей страны и сопереживаем тем, кто столкнулся с несправедливостью и жестокостью системы.

Возможно, еще более важно вспомнить, какими силами смогли выжить и продолжить борьбу за справедливость и свободу те, кто оказывался на краю жизни и смерти в тех каторжных условиях. Волконская и ее соратники стали символами выносливости и сопротивления, наследие которых живет и в наши дни, продолжая вдохновлять нас к стремлению к честности и гуманизму.

В воспоминаниях Полины Анненковой описан период с начала XIX века до 30-х годов. «И среди этих людей, находящихся в последнем разряде человечества, я начала жить, окруженная знаками уважения со стороны них. Они не просто обожали меня и Каташу, а называли наших узников "нашими князьями", "нашими господами". В руднике, когда они работали рядом с нами, они предлагали исполнять за них урочную работу и даже приносили горячий картофель, испеченный в золе».

Каташа, княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая, решила последовать за своим мужем в Сибирь. Новые земли стали свидетельством их судьбы, переплетенной с судьбой местных жителей. Встреча двух миров, двух статусов, открыла новые возможности для понимания человеческой природы и взаимодействия различных общностей. В этой непростой ситуации раскрывались как самые темные, так и светлые стороны человеческой души, создавая порой неожиданные союзы и дружбы.

Мемуары Полины Анненковой начинаются с живописного описания детства, проведенного во Франции, в замке Шампаньи. Затем она возвращается к событиям, связанным с переходом в Петровский Завод, раскрывая детали и эмоции, сопровождавшие этот период моей жизни. Её молодость оказалась необычайно насыщенной, и я стремлюсь передать это читателю, чтобы прояснить и развеять недоразумения относительно моего происхождения.

Очень важны те страницы воспоминаний, где детально описывается пребывание в Сибири. В этих моментах проявляется высокий уровень духовной и физической выносливости, которая позволила преодолеть множество трудностей и преодолеть испытания, которые выпали на её долю.

Мемуары становятся наиболее увлекательными, когда открываются подробности и нюансы юности, затрагивая моменты, которые сформировали Полину как личность. Весьма важно разъяснить истину о собственной жизни и прекратить искажения, которые касались меня и моего происхождения, создававшиеся по причине непонимания окружающими.

В пути она встречала удивительные явления и события, все они оставались живыми в ее памяти. Воспоминания о том, что она видела во время изгнания, прочно укоренились в ее сознании. Импрессионистское видение Сибири, удивление отставшим образом жизни, аутентичностью нравов местных жителей - все это осталось для нее неотъемлемой частью истории.

Ценность и красоту жизни сибиряков она описывает как нечто непостижимое. Увиденное заставило ее заново взглянуть на мир и переосмыслить свое место в нем. Она уважает и признает искренность и доброжелательность сибиряков, которые открыто и радушно принимали всех гостей.

Глубоко проникнутая гостеприимством сибиряков, она увидела их жизнь во всем разнообразии. Их богатство и обилие покорили ее сердце и заставили задуматься о ценностях.

Мемуарные произведения современников декабристов о распространении своей воли сквозь годы и далекие земли впечатляют своей душевной глубиной и чистотой. Путешествуя по родственным странам, нас везде принимали с теплотой, словно дорогих гостей; кормили отлично и отказывались принимать деньги, оставляя нам лишь слова благодарности перед Богом. Встречая такое гостеприимство, не могли не восхищаться душевной щедростью и добротой людей.

О моментах их жизни в каторге и ссылке пишут с любовью и восхищением поколения, знающие непосредственно о том, каким был этот тяжелый период. В мемуарах отражены дни и недели в изгнании, искренние чувства к сосланным и уважение к их судьбе. Взаимоотношения с окружающими, наблюдения о быте и обычаях сибиряков – все это становится частью единой картиной жизни в изгнании. Анализируя эти записи, мы можем почувствовать внутреннюю истину и искренность, которыми наполнены страницы мемуаров.

×

About the authors

Sofya Vyacheslavovna Dmitryk

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: sofia_just17@mail.ru

студент 1 курса магистратуры Исторического факультета

Russian Federation, Московское шоссе, д. 34, г. Самара, 443086

References

  1. Анненкова П.Е. Воспоминания Полины Анненковой: с приложением воспоминаний ее дочери О. И. Ивановой и материалов архива Анненковых / П.Е. Анненкова – Москва: Изд-во Всесо-юзного о-во политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1932.
  2. Волконская М.Н. Записки // Своей судьбой гордимся мы. - Иркутск, Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1973.
  3. Декабристы и русская культура. – Ленинград: Наука, 1976. – 346 с.
  4. Литературное наследие декабристов. - М.: Наука, 1976. – 400 с.
  5. Нечкина М.В. Декабристы. - М.: Наука, 1982. - 412 с.
  6. Францева М.Д. Воспоминания // В потомках ваше племя оживет. - Иркутск, 1986. - 326 с.
  7. Чернов С.Н. У истоков русского освободительного движения. - Саратов, 1960. – 218 с.
  8. Эйдельман Н.Я. Первый декабрист. - М.: Вагриус, 2005. - 400 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies