TOOLS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK ON FORMING A CULTURE OF BEHAVIOR IN PRESCHOOL CHILDREN

Cover Page
  • Authors: Zaitseva O.1, Ivanushkina N.1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: No 1(24) (2024)
  • Pages: 87-94
  • Section: Pedagogy
  • Published: 31.12.2024
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/27580
  • ID: 27580

Cite item

Full Text

Abstract

This paper obtained the results of a study of means of psychological and pedagogical work on the formation of a culture of behavior in preschool children. The analysis showed that the formation of a culture of behavior in preschool children is one of the most important tasks in the process of their upbringing and development. The preschool period is a sensitive period for the assimilation of social norms and behavior patterns that children adopt from adults and peers. To study the level of formation of a culture of behavior in children of middle preschool age, three methods were used: “Listen to the story and find mistakes in behavior” (N.E. Boguslavskaya), “Story pictures”                  (R.R. Kalinina) and “Finish the story” (R.R. Kalinina). The diagnostic results showed that in most children the level of development of cultural behavior is at medium and low levels, which indicates the need for targeted work to develop in preschoolers knowledge about the rules of cultural behavior and the ability to apply this knowledge in various situations. An analysis of modern research has made it possible to identify a number of effective means of psychological and pedagogical work to develop a culture of behavior in preschool children. These include gaming and project activities, reading fiction, theatrical games, as well as interaction between teachers and parents. The use of these tools in combination contributes to the development of cognitive, emotional and behavioral components of a culture of behavior in children, which allows them to successfully adapt to society and build harmonious relationships with others. The results obtained can be used in the practice of preschool educational organizations in the development and implementation of programs for the moral education of children, as well as in the system of advanced training for teachers.

Full Text

Работа по организации культурных поведенческих паттернов у дошкольников является одной из важнейших задач в процессе их воспитания и развития. Дошкольный период - это время, когда закладываются основы личности ребенка, формируются его ценности, нормы и правила поведения в обществе. Именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы к усвоению социальных норм и моделей поведения, которые они перенимают от взрослых и сверстников.

Понятие «культура поведения» можно рассматривать как совокупность норм, ценностей, традиций и правил, регулирующих поведение человека в обществе. Это своего рода кодекс поведения, который формируется под влиянием различных факторов, таких как национальные традиции, религиозные верования, социальные нормы и личный опыт.

Согласно определению, данному российским философом и культурологом                      А.С. Запесоцким, «культура поведения - это система ценностей, норм и правил, регулирующих поведение человека в обществе, а также совокупность навыков и умений, необходимых для их реализации». Культура поведения дошкольников включает в себя широкий спектр умений и навыков, таких как умение общаться и взаимодействовать с другими людьми, соблюдение правил этикета и гигиены, вежливость, уважение к окружающим. Сформированная культура поведения позволяет ребенку успешно адаптироваться в социуме, строить гармоничные отношения с окружающими и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях [1].

В данной статье будут рассмотрены различные средства психолого-педагогической работы, направленные на формирование культуры поведения дошкольников, а также результаты наиболее успешных, по мнению автора, диагностических методик.

 

Условия и методы исследования

Исследование уровня сформированности культуры поведения дошкольников осуществлялось на базе частного детского сада Sun School Куйбышева г.о. Самара.

Выборка 15 детей, 8 мальчиков, 7 девочек, возраст 4-5 лет.

В ходе научного поиска были определены три методики, которые было решено применить для диагностики - методика «Послушай рассказ и найди ошибки в поведении» (Н.Е. Богуславская) [2], методика «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина) [3], методика «Закончи историю» (Р.Р. Калинина) [4].

Методика «Послушай рассказ и найди ошибки в поведении» (Н.Е. Богуславская)  позволяет выявить знания детей о правилах культурного поведения в различных ситуациях. Через прослушивание рассказа и анализ поведения главного героя дети демонстрируют свое понимание норм и правил поведения, умение находить ошибки и предлагать правильные варианты действий. Методика дает возможность оценить когнитивный компонент культуры поведения.

Выбор методики автора Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки» обосновывается ее направленности – изучение эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам. В основе методики – изображения разноплановых сюжетов положительной и отрицательной окраски. В качестве критерия оценки автор предлагает эмоциональный компонент, входящий в состав культуры поведения ребенка.  

Третья методика «Закончи историю» также принадлежит вышеуказанному автору           Р.Р. Калининой и разработана с целью определения степени осознания ребенком нравственных норм, навыка оценки поведенческих ситуаций, а также выявлению мотива, которым руководствуется ребенок в выборе той или иной модели поведения. Суть метода заключается в предложении сочинить продолжение нескольких историй и предложить модель поведения описанных в них героев. Уникальность указанной методики заключается в эффективном определении поведенческого компонента культуры поведения, т.е. готовность детей действовать в соответствии с нравственными нормами.

Выбор данных методик обусловлен тем, что они позволяют комплексно оценить различные компоненты культуры поведения (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) у детей среднего дошкольного возраста. Сочетание этих методик дает возможность получить достаточно полную и объективную картину уровня сформированности культуры поведения у дошкольников, что необходимо для планирования и реализации дальнейшей работы по нравственному воспитанию детей.

Результаты исследования уровня сформированности культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста в детском дошкольном образовательном учреждении г.о. Самара.

Результаты и их обсуждение

Результаты, полученные в ходе первичной диагностики по методике «Послушай рассказ и найди ошибки в поведении» (Н.Е. Богуславская) представлены в таблице 1, рисунок 1.

Таблица 1 – Результаты методики «Послушай рассказ и найди ошибки в поведении»        (Н.Е. Богуславская)

Уровень

Количество детей

%

Высокий уровень

4

26,67

Средний уровень

6

40

Низкий уровень

5

33,33

Рисунок 1 - Результаты методики «Послушай рассказ и найди ошибки в поведении»        (Н.Е. Богуславская)

 

Анализ результатов методики «Послушай рассказ и найди ошибки в поведении»             (Н.Е. Богуславская) показывает следующее распределение уровней сформированности культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Высокий уровень - 26,67% детей. Дети с высоким уровнем демонстрируют хорошее понимание правил культурного поведения в различных ситуациях. Они способны самостоятельно выявлять ошибки в поведении героя рассказа и предлагать правильные варианты действий.

Средний уровень - 40% детей. Дети со средним уровнем имеют определенные знания о правилах поведения, но не всегда могут самостоятельно выявить все ошибки в поведении героя. Они нуждаются в дополнительных вопросах и подсказках для определения правильных вариантов поведения.

Низкий уровень - 33,33% детей. Дети с низким уровнем испытывают трудности в понимании и применении правил культурного поведения. Они не могут самостоятельно выявить ошибки в поведении героя рассказа и предложить правильные варианты действий даже с помощью наводящих вопросов.

Результаты методики показывают, что у значительного числа респондентов (73,33%) уровень сформированности культуры поведения находится на среднем и низком уровнях. Это свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию у детей знаний о правилах культурного поведения и умения применять эти знания в различных ситуациях. Особое внимание следует уделить детям с низким уровнем, которые нуждаются в дополнительной поддержке и индивидуальном подходе при формировании культуры поведения.

Результат осуществленной диагностики сведен в таблицу 2.

Таблица 2 – Данные, полученные в ходе реализации методики Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки»

Уровень

Количество детей

%

Высокий уровень

3

20

Средний уровень

8

53,3

Низкий уровень

4

26,7

Наглядно распределение результатов указанной методики проиллюстрировано рисунком 2.

Рисунок 2 – Данные, полученные в результате исследования  по методике «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина)

Применение методики с использованием сюжетных иллюстраций выявило существенный разброс в уровне эмоционального восприятия и осознания моральных устоев среди детей средней дошкольной группы. Лишь незначительная часть испытуемых (20%) продемонстрировала глубокое понимание этических принципов и высокую степень эмоциональной вовлеченности. Дети не просто верно интерпретировали изображенные ситуации, но и смогли аргументированно обосновать свои суждения, проявляя при этом яркие эмоции в отношении поступков персонажей. 

Тем временем, преобладающее большинство детей (53,3%) показало лишь средний уровень восприятия нравственных норм. Хотя они и сумели выстроить картинки в логической последовательности, объяснить свои действия убедительным образом для них часто представляло затруднение. Их эмоциональные реакции на изображенные ситуации были заметны, но моральная оценка поступков героев не всегда соответствовала общепринятым этическим стандартам.

Оставшаяся часть испытуемых (26,7%) проявила низкий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам. Дети не только неправильно расположили картинки, но и не смогли обосновать свои действия. Их эмоциональные реакции на изображенные ситуации были слабо выражены, а попытки дать моральную оценку поступкам героев оказались затруднительными.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости более глубокой работы по развитию эмоционального интеллекта и нравственного воспитания детей в дошкольных учреждениях. Формирование способности к сопереживанию, пониманию моральных принципов и их практическому применению является важной задачей для гармоничного развития личности ребенка.

Результаты применения методики «Сюжетные картинки» свидетельствуют о том, что подавляющее большинство детей среднего дошкольного возраста (73,3%) обладают развитым эмоциональным восприятием нравственных норм и способностью адекватно оценивать поступки с точки зрения морали. Эти дети проявляют глубокое понимание этических принципов, умение анализировать ситуации и демонстрируют соответствующие эмоциональные реакции на поведение героев.

Вместе с тем, наличие значительной доли детей (26,7%) с низким уровнем эмоционального отношения к нравственным нормам указывает на необходимость усиления работы в этом направлении. Данная группа испытуемых испытывает трудности в распознавании моральных аспектов поведения, затрудняется в выражении эмоций и формулировании обоснованных оценок поступков.

Результаты, полученные в ходе первичной диагностики по методике «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина) представлены в таблице 3, рисунок 3.

Таблица 3 – Результаты методики «Закончи историю» (Р.Р. Калинина)

Уровень

Количество детей

%

Высокий уровень

2

13,3

Средний уровень

9

60

Низкий уровень

4

26,7

Рисунок 3 - Результаты методики «Закончи историю» (Р.Р. Калинина)

 

Большинство детей (60%) показали средний уровень по данной методике. Это означает, что они в целом способны понимать и оценивать поступки героев, однако их объяснения и суждения могут быть не всегда полными и последовательными.

Низкий уровень продемонстрировали 26,7% детей. Эти дети испытывают трудности в понимании и оценке поступков героев, их объяснения могут быть неадекватными или отсутствовать вовсе.

Высокий уровень показали лишь 13,3% детей. Они способны правильно понимать и оценивать поступки героев, давать развернутые и обоснованные объяснения, демонстрируют хорошее понимание нравственных норм.

Таким образом, результаты методики «Закончи историю» свидетельствуют о том, что у большинства детей в данной группе понимание и оценка поступков героев находятся на среднем уровне. Однако, значительная часть детей (около четверти) испытывает трудности в этой области и нуждается в дополнительной работе по развитию нравственных представлений и оценочных суждений. Лишь небольшая часть детей демонстрирует высокий уровень понимания и оценки поступков героев.

Обобщенные результаты первичной диагностики уровня сформированности культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста представлен в таблице 4, рисунок 4.

Таблица 4 – Обобщенные результаты первичной диагностики уровня сформированности культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста

Уровень

Количество детей

%

Высокий уровень

3

20

Средний уровень

8

53,3

Низкий уровень

4

26,7

Рисунок 4 - Обобщенные результаты первичной диагностики

 

Результаты первичной диагностики культуры поведения детей среднего дошкольного возраста выявили следующую картину: более половины испытуемых (53,3%) продемонстрировали средний уровень сформированности данного навыка. Это означает, что у значительной части детей присутствуют базовые представления о нормах и правилах поведения в обществе, однако их реализация на практике вызывает определенные затруднения.

Вместе с тем, обнадеживает тот факт, что каждый пятый ребенок (20%) проявил высокий уровень культуры поведения, свидетельствующий о прочном усвоении соответствующих навыков и умении применять их в повседневной жизни. Данная группа детей может служить положительным примером для сверстников.

Однако настораживает наличие существенной доли детей (26,7%) с низким уровнем культуры поведения. Эти дети испытывают серьезные трудности в понимании и соблюдении общепринятых норм, что может негативно сказываться на их социализации и взаимодействии с окружающими.

Заключительным этапом исследования является анализ средств психолого-педагогической работы, направленных на формирование культуры поведения дошкольников, представленные в исследованиях современных авторов за период 2019-2023 гг.

Так, по мнению Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и эффективным средством формирования культуры поведения является игра. Исследователи отмечают, что сюжетно-ролевые игры способствуют усвоению детьми социальных норм и правил поведения, развитию коммуникативных навыков и эмоциональной регуляции [5].

Авторы Л.М. Гурович и Л.Б. Береговая считают, что чтение художественной литературы и последующее обсуждение поступков героев является действенным методом формирования культуры поведения дошкольников. Авторы подчеркивают, что произведения детской литературы служат источником нравственных ориентиров и моделей поведения для детей [6].

С точки зрения авторов Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса для целенаправленного воспитания культурных навыков поведения у детей дошкольного возраста весьма продуктивным подходом является вовлечение их в проектную деятельность. Такой формат дает возможность малышам стать полноценными активными участниками процесса становления у них норм культурного поведения. Исследователи предлагают использовать проекты, направленные на освоение правил этикета, культуры общения и взаимодействия, что способствует развитию социальных навыков и позитивных поведенческих паттернов [7].

Педагоги Т.С. Комарова и О.В. Солнцева убедительно обосновали, что погружение в мир театрального искусства открывает широкие возможности для воспитания у дошкольников навыков культурного поведения. Их исследования показали, что вовлечение малышей в театрализованные игры и постановки позволяет им примерить на себя разнообразные образы и амплуа, прочувствовать различные модели поведения изнутри. Такой опыт перевоплощения способствует развитию у детей эмпатии - способности сопереживать, вставать на позицию другого человека, лучше понимать его эмоции и мотивы поступков. Кроме того, театральная деятельность учит дошкольников координировать свои действия с партнерами по сцене, следовать установленным правилам и нормам, проявлять уважение к окружающим. Таким образом, театрализованные игры и спектакли выступают действенным инструментом формирования у малышей культуры поведения через непосредственное творческое проживание различных жизненных ситуаций [8].

Как отмечают Е.П. Арнаутова и В.М. Иванова в качестве средств формирования поведения дошкольников, сотрудничество педагогов с родителями играет ключевую роль в формировании культуры поведения дошкольников. В качестве методики авторы предлагают использовать различные формы взаимодействия, такие как консультации, семинары, совместные мероприятия, направленные на повышение педагогической компетентности родителей и обеспечение единства требований в вопросах воспитания культуры поведения [9].

 

Заключение

Анализ полученных данных свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной психолого-педагогической работы по формированию культуры поведения у дошкольников. Особое внимание следует уделить детям с низким уровнем, которые нуждаются в дополнительной поддержке и индивидуальном подходе.

Обзор современных исследований показал, что эффективными средствами психолого-педагогической работы по формированию культуры поведения дошкольников являются игровая и проектная деятельность, чтение художественной литературы, театрализованные игры, а также тесное взаимодействие педагогов с родителями. Комплексное использование данных средств позволит создать благоприятные условия для развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов культуры поведения у детей.

Дальнейшие исследования в этом направлении могут быть связаны с разработкой и апробацией новых методов и технологий формирования культуры поведения дошкольников с учетом современных реалий и вызовов общества. Это позволит обеспечить более эффективное нравственное воспитание детей и их успешную социализацию.

 

×

About the authors

Olesya Zaitseva

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: olesyazaytseva1984@icloud.com

магистрант

Russian Federation, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Natalia Ivanushkina

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: inw38641@mail.ru

заведующий кафедрой педагогики, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук Самарского университета

Russian Federation, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34.

References

  1. Запесоцкий А.С. Культура: взгляд из России. М: Мозаика-Синтез, 2022. 114 с.
  2. Богуславская Н.Е. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург: ЛИТУР, 2022. 192 с.
  3. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб: Речь, 2023. 144 с.
  4. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб: Речь, 2021. 160 с.
  5. Зворыгина Е.В., Новоселова С.Л. Игра дошкольника. М.: Мозаика-Синтез, 2020. 286 с.
  6. Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Ребенок и книга. СПб.: Детство-Пресс, 2019. 128 с.
  7. Веракса Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2021. 64 с.
  8. Комарова Т.С., Солнцева О.В. Театрализованные игры в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2020. 128 с.
  9. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании дошкольников. М.: Сфера, 2022. 128 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies