Internal political discourse in Poland and its impact on relations with Germany.
- Authors: Zhidkov D.A.1, Pekarsh O.V.1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королёва
- Issue: No 1(24) (2024)
- Pages: 61-68
- Section: History
- Published: 31.12.2024
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/27754
- ID: 27754
Cite item
Full Text
Abstract
The subject of the research is the internal political discourse between representatives of the main political forces in the Republic of Poland. The purpose of the research is to analyze the positions and arguments of these political parties on the issue of relations with Germany, cooperation with Germany within the EU, and receiving reparations payments. In the context of the change of the Polish government following the 2023 parliamentary elections, the work touches upon the change in Warsaw's foreign policy. Polish politicians often accuse Berlin of taking unfriendly steps. The stumbling block between Berlin and Warsaw is the reparation problem. In addition, the ruling Law and Justice party constantly suspects the leadership of the Civic Platform of working for Germany. There is also a polarization of public opinion on this issue in Poland. This article examines the current state of relations between the two countries.
Full Text
С начала двухтысячных годов Польша заметно укрепилась как в рамках Европейского союза, так и на международной арене в целом. Варшава рассматривает себя уже не в качестве лимитрофа, периферийного второстепенного государства, но как значимого геополитического игрока. Кроме того, правящие круги Польши стремятся превратить свою страну в новый центр силы в Европе. Учитывая напряжённую геополитическую обстановку и внутренние кризисы в соседних с Польшей государствах, Варшава желает играть на противоречиях между «старыми» великими державами, в первую очередь, между Россией с одной стороны, и Германией и Францией, с другой. Как справедливо заметил польский историк Александр Смоляр в своей монографии «Табу и невинность»: «географическое положение и история неизбежно делают Польшу важным элементом любых размышлений о будущем континента-как в смысле безопасности, так и в смысле политики вкупе с экономической интеграцией» [1, с. 328]. В данной статье я хочу рассмотреть германо-польские отношения и политический дискурс между основными польскими политическими партиями по вопросам получения военных репараций от Берлина, а также военного сотрудничества, начиная с сентября 2022 года по сегодняшний день. Именно отношениям со своим западным соседом, а точнее получению выгоды от него в рамках различных политико-дипломатических и социально-экономических проектов, новое польское правительство уделяет особое внимание.
На мой взгляд, отношения Варшавы и Берлина всегда были достаточно неоднозначными. Несмотря на членство двух стран в общих объединениях, в первую очередь, в ЕС и НАТО, между странам то и дело вспыхивают неприятные инциденты, взаимные претензии и упрёки. Профессор Дипломатической академии МИД РФ Лев Клепацкий так оценивает роль Польши в современной европейской политике: «Решив задачу по вступлению в НАТО и Евросоюз, Польша параллельно нарабатывала собственные проекты по наращиванию своего влияния в Восточноевропейском регионе. Был использован опыт по созданию «Вышеградской тройки»: в 2000-х годах Польша прямо-таки фонтанирует идеями и проектами по консолидации стран Восточноевропейского региона: идея об организации стран демократического выбора (2005 г), программа «Восточного партнёрства» 2008 г.), «Инициатива трёх морей» (2015 г.), Люблинский треугольник (2020 г.), «Европейское содружество» (2022 г.) [2, С. 58-59]. Профессор подчёркивает, что во всех этих проектах заглавная роль принадлежит Варшаве. Неудивительно, что такие грандиозные планы находят отклик у польского электората и поэтому основные политические силы этой страны ведут бурную дискуссию в сейме Польши, участвуя в формировании внешнеполитического курса государства. В последнее время бурно обсуждаются германо-польские отношения.
Отдельные польские политики активно спекулируют на «германской угрозе», обвиняя других в прогерманской позиции, неуважении национальных интересов и так далее. Как выражаются некоторые эксперты, на наших глазах разворачивается польско-польская война. Конечно, под этим интересным термином имеется ввиду противоборство разных политических партий Польши. Такой конфликт давно вышел на государственный уровень: уже не первый год польский электорат наблюдает за войной партий «Право и справедливость» (Prawo i Sprawiedliwość, PiS) и «Гражданская платформа» (Platforma Obywatelska). Александр Смоляр считает, что обе партии являются сугубо популистскими, поскольку «в них отсутствует подлинная внутрипартийная жизнь. По сути, Качиньский и Туск являются вершителями судьбы всей Польши» [1, с. 245]. По итогам парламентских выборов в октябре прошлого года поменялся состав сейма, нижней палаты польского парламента, а в декабре стало известно, что возглавлять правительство республики будет небезызвестный Дональд Туск, некогда уже занимавший второй пост в стране.
Бессменный председатель партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский не первый год обвиняет не менее известного и одиозного польского политика Дональда Туска в работе на Германию, а его партию – «Гражданскую платформу» - прямо называет «немецкой партией». В свою очередь, польские либеральные силы уже окрестили «Гражданскую платформу» спасителем Польши от диктатуры «PiS». В феврале этого года новый премьер Республики Польша посетил Германию, где по итогам встречи с канцлером Шольцем заявил, что теперь самый важный фактор в рамках нынешних польско-германских отношений – это безопасность во всех сферах, начиная от обороны, заканчивая безопасностью продовольственной [3]. Самой важной новостью, безусловно, является отказ нового польского премьера от репараций. Видимо, новое правительство этим жестом намерено «перезагрузить» польско-немецкие отношения. В ходе коммюнике Дональд Туск заявил, что вопрос репараций с точки зрения международного права закрыт фактически и юридически. Не удивительно, что такие острые заявления вызвали бурю негодования: связанный с “Правом и Справедливостью» новостной портал wPolityce, придерживающийся националистически-консервативной риторики, пишет, что благодаря такому жесту, Шольц пребывает в восторге [4]. Такую же, «антитусковскую» позицию традиционно занимают другие популярные польские новостные порталы: «Do rzeczy», «Nasz Dziennik» и «Sieci». Президент Польши осудил слова премьера, заявив, что вопрос репараций никто не закрывал. Анджей Дуда обвинил Туска в неуважении исторической памяти поляков: в Польше нет ни одной семьи, которая не пострадала бы от войны. Он выразил сожаление, что всенародно избранный премьер позволил себе такое высказывание [5].
Новый польский правящий кабинет, нанёсший серьёзный удар по позициям «Права и Справедливости», подчеркнул, что отныне отношения двух соседних государств выходят на новый уровень доверия. Варшава более не делает ставку на США в рамках своей оборонной программы, отдавая предпочтение сотрудничеству со старым союзником Польши – Францией и «заклятым партнёром» - Германией. Министр обороны Германии Борис Писториус подчеркнул, что, по мнению Берлина, поляки являются надёжными союзниками в рамках Североатлантического альянса [6]. Известный политолог – полонист Станислав Стремидловский не без основания замечает, что «если во время правления «Права и Справедливости» ориентация на американцев была главенствующая и доминирующая, их оппоненты ставку сделали, как во времена Наполеона, на Европу». Таким образом, мы можем наблюдать трансформацию польского внешнеполитического курса. Нельзя не заметить, что такой разворот политики Варшавы происходит в свете Специальной Военной Операции, проводимой Россией на территории Украины. В ходе своего недавнего визита в Литву Дональд Туск рассказал о своём понимании общеевропейских процессов интеграции. По его мнению, наряду с Францией и Германией лейтмотив построению общеевропейской безопасности будут задавать страны Скандинавии, Балтии и Великобритания.
Анализируя внешнеполитическую деятельность Дональда Туска нужно заметить, что сейчас также наблюдается похолодание традиционно тёплых польско-венгерских отношений. Туск подвергает критике позиции Словакии и Венгрии в отношении восточной политики Европейского союза. Не секрет, что и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, и недавно пришедший к власти премьер-министр Словакии Роберт Фицо противопоставляют себя и свои партии «Фидес» и «Смер» официальному Брюсселю. В данном случае, имеется ввиду серьёзное ухудшение отношений государств Европейского союза с Россией из-за украинского конфликта. По сути, в рамках Вышеградской группы для Польши неизменными являются союзнические отношения лишь с Чехией. Поэтому не исключается дальнейшая угроза вышеградскому формату взаимодействия: Дональд Туск стремится переориентировать внешнюю политику Варшавы на северо-западное направление – регион Балтийского моря. Приоритетом его кабинета является усиление Польши в данном регионе и усиление взаимодействия с Германией и Литвой.
Партия «Право и Справедливость» стремится превратить Польшу в новый центр силы не на Балтике, но, в первую очередь, в Восточноевропейском регионе. В этой связи необходимо вспомнить печально известные проекты Междуморья, Троеморья, Прометеизма, в которых Польше отводилась бы историческая роль лидера региона и сдерживающей Россию силы. Естественно, для реализации такой грандиозной цели Варшаве рано или поздно пришлось бы стать протеже Вашингтона, его самым верным союзником. Глава партии «ПиС» в сейме десятого созыва, бывший министр национальной обороны Польши, Мариуш Блащак на своей конференции от 26 февраля текущего года заявил, что Польше необходима современная трёхсот тысячная армия [7]. Он предостерёг нынешнего министра обороны Владислава Косиняка-Камыша от замедления темпов перевооружения армии. И как полагается представителю этой партии, Блащак заметил, что именно США должны оставаться важнейшим военным партнёром Польши. Бывший премьер Республики Польши Матеуш Моравецкий во время своего визита в город Кельце в сентябре 2023 года заявил, что его целью является преобразование польской армии в первую армию Европы [8]. Для того, чтобы рассчитывать на поддержку со стороны США, Польше нужно показывать, что она надёжный союзник, военный партнёр, на которого можно положиться. Именно к углублению военного сотрудничества с Вашингтоном призывают премьер-министра Туска члены «Права и Справедливости».
В современных отношениях между Польшей и ФРГ имеется репарационный вопрос. На государственном уровне этот вопрос был поднят летом 2022 года, «Право и Справедливость» продолжает активно продвигать повестку получения репараций от Германий, апеллируя следующим аргументами: 23 августа 1953 г. польское правительство, по согласованию с руководством СССР, официально отказалось от выплаты германских репараций со стороны ГДР, начиная с 1 января 1954 года. 20 сентября 1955 г. руководство ПНР окончательно признало суверенитет ГДР в связи с её вхождением в состав ОВД [9]. В сентябре 1990 года в Москве проходили переговоры представителей ГДР и ФРГ и стран-победительниц по формуле 2+4. Несмотря на то, что договорившиеся стороны вновь подтвердили своё стремление сохранить нерушимость послевоенных границ, в современной демократической Польше данное соглашение рассматривается не как чудо дипломатии, а как предательство национальных интересов: поляки возмущены тем фактом, что Варшава не была приглашена для участия в переговорах, ведь именно там и можно было обозначить более жёсткую позицию нового правительства по данной проблеме. Интересной является позиция националистической партии «Конфедерация» (Konfederacja). Данная партия не оказывает большого влияния на внутреннюю и внешнюю политику: в сейме IX созыва её представители занимали 11 мест, а в сейме текущего созыва – 18 мест. «Конфедерация» нередко подвергает острой критике «ПиС», обвиняя их в популизме. В свою очередь, «Конфедерацию» противники рассматривают как «пятую колонну». Поскольку «Конфедерация» является открытой противницей евроинтеграции, либеральные, и социал-демократические политические силы как в Польше, так и в ЕС, обвиняют партию в работе на Кремль. Действительно, сторонники этой партии хотят, чтобы Польша руководствовалась, в первую очередь, собственными национальными интересами.
В сентябре 2022 года депутат Кшиштоф Тудуй, рассуждая о недавно поднятой проблеме получения военных репараций от Германии, справедливо заметил, что самое важное в таком вопросе – поддержка на международном уровне. Он считает, что Германия не изменит свой взгляд на этот камень преткновения между двумя государствами и усилия Ярослава Качиньского являются пустой тратой времени. Польский политик Яцек Вилк от блока «Новые правые» полагает, что Польша уже упустила исторический шанс получить репарации в полной мере. Во всяком случае, Варшаве нужно было поднимать это вопрос в 1990 году, когда она поддержала объединение ГДР с ФРГ [10]. Кроме того, в 1953 году Польша действительно отказалась от части репараций, которой ей полагалась по итогам войны. Польский историк Антони Казимеж Дудек полагает, что официальной Варшаве сперва следовало бы создать специальную международную комиссию, которая сделала бы свой вывод по этой проблеме [11]. И уже на основании данного юридически подкреплённого решения Варшава могла бы дипломатическим образом давить на Берлин, что Польше недоплатили репарации.
Тогда же эту инициативу поддержал лидер Польской народной партии Владислав Косиняк-Камыш, министр национальной обороны Польши в кабинете Дональда Туска, заявив, что простыми разговорами и «запугиваниями» Качиньскому не удастся получить деньги от Берлина. С 2006 года «ПиС» не приложила никаких усилий, чтобы получить хотя бы один евро репараций [12]. У партии «Польша 2050» Шимона Холовни, нынешнего маршала сейма, схожий взгляд на проблему. Многие сторонники этого политического движения поддерживают идею выплаты репараций также, как и его лидер. В одном из своих интервью в 2022 году Холовня обвинил коммунистическое правительство в сдаче национальных интересов Польши, имея ввиду отказ от репараций в 1953 году. При этом политик считает, что эта инициатива– не более чем стремление угодить избирателю. Кроме того, Холовня считает, что всё же никаких репараций поляки не увидят [13].
Нужно сказать, что «репарационный» вопрос поднимался польскими официальными лицами и ранее. Так, в 2017 году заместитель министра иностранных дел Польши Аркадиуш Мулярчик заявил, что данная проблема не урегулирована на современном уровне польско-немецких отношений, а все договоры Польской Народной Республики можно считать юридически несостоятельными, поскольку это государство он рассматривает в качестве колонии СССР. Действительно, договор об урегулировании репарационных претензий Варшавы был заключён между ГДР и ПНР в 1953 году при посредничестве Москвы. Связано это было с социалистической солидарностью: теперь Польша и Восточная Германия не рассматривали себя в качестве врагов [14, с. 75]. Варшава отказывалась от своих денежных претензий, а Берлин в свою очередь признавал новые современные западные границы ПНР по линии Одер-Нейсе. Напомню, что до 1970-х годов западногерманское правительство в Бонне не признавало новые рубежи Польши, считая необходимым вернуться к границам Германии образца 1937 года. По мнению Бонна, ни правительство ФРГ, ни правительство ГДР не правомочны были решать вопрос о границе. Этот вопрос относился к компетенции будущего общегерманского правительства [9, с. 3]. Говоря о предыстории этого соглашения, нужно вспомнить, что вопрос репараций для Польши неоднократно обсуждался на Ялтинской и Потсдамской конференциях. Для восстановившей свою государственность Польши была установлена следующая сумма: 15 % от вех репараций, предназначенных в пользу Советского Союза. Вторая Мировая война, безусловно, нанесла Польше колоссальный вред: на территории Генерал-губернаторства нацисты уничтожили миллионы польских граждан, закрыли почти все образовательные учреждения, разграбили многие музеи, промышленные предприятия и банки, проводили последовательную деполонизацию.
Американский политолог польского происхождения Джин Соколовски оценивает экономические потери Польши приблизительно в 1, 6 триллиона долларов. Вместе с Ярославом Качиньским он полагает, что «с моральной и достойной точки зрения абсолютно недопустимо, чтобы Германия выплачивала различного рода компенсации 70 странам, а Польша была проигнорирована» [15]. Его статья была напечатана на сайте американского информационного портала «Kuryer Polski”, старейшей польскоязычной ежедневной газеты США, издаваемой усилиями польской общины. Сама газета позиционирует себя в качестве независимого издания «свободномыслящих польско-американских патриотов», занимающегося защитой доброго имени Польши, продвижением интересов исторической родины в Америке и в мире. При этом, на сайте отмечается, что проект финансируется за счёт средств канцелярии премьер-министра Польши в рамках конкурса «Полония за рубежом 2023». Итак, данная газета поддерживает идею выплаты компенсаций Польше.
Теперь считаю нужным обратиться к польско-немецкому конфликту памяти. В своей статье с названием «Счёт за чудовищные военные потери Польши без срока давности» в «Польском курьере» профессор Института политических исследований ПАН, историк Войцех Рошковский обвиняет Германию и немецкое общество в вопиющей наглости, в незнании истории [16]. Он пишет, что «вершиной наглости стал снятый с государственной поддержкой известный фильм «Наши матери, наши отцы», в котором польские патриоты-борцы за независимость показаны как горстка жалких антисемитов». Кроме того, он говорит, что нет беспристрастной политики, нет морально нейтральной истории. Профессор счёл неприемлемым предложение министра культуры ФРГ Клаудии Рот создать польско-немецкий исторический дом вместо памятника польским жертвам войны.
В упомянутой ранее книге «Табу и невинность» польский политолог Александр Смоляр пишет, что «благодаря работе исторической памяти в последние десятилетия, признанию совершённых преступлений и солидной демократии немцы имеют право смотреть в глаза другим народам мира» [1, с. 399]. Говоря о проблеме исторической памяти, необходимо вспомнить небезызвестную войну «Права и Справедливости» с немецким депутатом бундестага Эрикой Штайнбах, в 1991 году проголосовавшей против признания Берлином восточной границы, в двухтысячных годах активно выступавшей против принятия Польши в ЕС и требовавшей от официальной Варшавы материальной компенсации изгнанным после войны с их родных земель немцам».
Многие немецкие издания, например, Stuttgarter Zeitung, Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) полагают, что все репарационные претензии Варшавы являются профанацией, раскручиваемой PiS для привлечения электората. Германская общественность рассматривает этот ход негативно, поскольку в условиях конфронтации с Россией всем европейским странам нужно показывать своё единство. Кроме того, такие требования являются сомнительными и с исторической точки зрения, поскольку возмещать ущерб полякам придётся нынешнему поколению немцев, уже не несущему прямой ответственности за преступления предков [17]. В этой связи интересно обратиться к опросу, проведённому центром изучения общественного мнения среди поляков Social Changes в июне 2023 года, то есть в ходе активной предвыборной гонки в Польше. Больше половины респондентов (54 %) ответили, что поддерживают правительство своей страны в репарационном вопросе. Тогда заместитель министра иностранных дел Польши Аркадиуш Муларчик заявил, что репарации удастся получить лишь в том случае, если PiS останется у власти. Он напомнил, что не только Польша требует компенсации, но и Греция, где подавляющее большинство (90 %) поддерживает идею получения репарации от Германии.
Отношениям с Германией польская политическая элита всегда придавала особое значение, но понимание партнёрства с Берлином, как я уже говорил ранее, значительно отличалось при правлении «Права и Справедливости» и «Гражданской Платформы». Можно с уверенностью сказать, что «ПиС» и дальше будет разыгрывать «германскую карту» для привлечения внимания электората. Нынешнему главе польского правительства Дональду Туску постоянно припоминают его «немецкие корни», «германские связи», «дедушку, служившего в Вермахте», имея ввиду, что его предок действительно был призван в германскую армию, поскольку был жителем Данцига (Гданьска). «Германский след» правые польские популисты видят без преувеличения во всех начинаниях нового правительства. Комментируя инициативу Дональда Туска о строительстве Железного купола над Европейским Союзом, президент Польши Анджей Дуда недвусмысленно назвал эту идею «немецким бизнес-проектом». Свои услуги в строительстве единой европейской системы ПВО предложил германский промышленный гигант – концерн «Rheinmetall». На такую критику Туск ответил, что «для него не имеет значения, кому принадлежит этот бизнес», его приоритет – безопасность польского государства [18]. В этом вопросе Дуда поддерживает военную программу своих однопартийцев по укреплению сотрудничества с Вашингтоном, в то время как Туск в военных вопросах делает ставку на Берлин. В апреле этого года генерал-лейтенант Бундесвера, генеральный инспектор Министерства обороны Германии, Карстен Бройер посетил Польшу для встречи со своим коллегой в рамках переговорного процесса о расширении военного сотрудничества. Немецкий посол в Польше Виктор Эльблинг, подводя итог этой встречи, среди прочего заявил, что «его страна берёт на себя ответственность за восточный рубеж НАТО» [19]. Эти слова вызвали бурю негодования в Польше. В этой связи, бывший глава польского оборонного ведомства Мариуш Блащак потребовал разъяснений от своего преемника на этом посту. В военном ведомстве разъяснили, что «Польшу никто не предавал и не отдавал», подчеркнув, что Германия всего лишь выполняет свои союзнические обязательства. Однако Юстина Готковска, эксперт Польского Центра восточных исследований, отметила, что комментарий генерала Бройера был неправильно переведён послом, поэтому Берлин не рассматривает восточный фланг НАТО только в качестве своей зоны исключительной ответственности.
Таким образом, внутриполитический дискурс по поводу отношений с Германией по-прежнему сводится к дебатам между представителями двух главенствующих партий – «Права и Справедливости» и «Гражданской платформы». Все подобные предложения ориентированы, в первую очередь, на внутреннего избирателя. В Польше по-прежнему наблюдается поляризация общественного мнения, в этой стране уже сформирована полноценная двухпартийная система. Остальные, более мелкие партии, в своих программах больше сконцентрированы на вопросах внутренней политики – снижение налогов, повышение зарплат и т.д., поэтому их влияние на внешнюю политику остаётся менее заметным. В этой связи важно заметить, что репарационный вопрос, поддержка Германией этнического немецкого меньшинства в Польше, не мешает успешно сотрудничать во многих сферах промышленности, экономики, оборонной сфере. В Германии тоже есть политики, настаивающие на необходимости выплаты репараций. Например, депутат от ХДС Пауль Цимиак, в феврале 2024 года предложивший ФРГ взять на себя заботу об участниках Варшавского восстания, подневольных рабочих и узников концлагерей [20]. Такой символический жест смог бы заметно улучить отношения между двумя государствами. Германия всё также остаётся важнейшим партнёром Польши в Европе, поэтому даже если Берлин в конечном счёте и не пойдёт на требования Польши, отношения с Варшавой серьёзно не изменятся.
About the authors
Denis A. Zhidkov
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королёва
Author for correspondence.
Email: denniszhidkov2004@mail.ru
Russian Federation, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34.
Olga V. Pekarsh
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королёва
Email: pekarsh.ov@ssau.ru
доцент, кандидат исторических наук; Кафедра всеобщей истории, международных отношений и документоведения Самарского университета
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34.References
- Смоляр А. Табу и невинность. М.: Мысль, 2012. 520 с.
- Клепацкий Л.Н. Польские геополитические амбиции и их последствия // «Международная жизнь 1922-2022. Проблемы внешней политики, дипломатии, национальной безопасности». – М.: издательство МИД РФ, 2022. С.58-67.
- Portal informacyjny TVP Info [Zasób elektroniczny]. URL: https://www.tvp.info/75890876/donald-tusk-juz-w-berlinie-dzis-spotkanie-z-olafem-scholzem (data dostępu: 01.03.2024)
- Portal wPolityce.pl [Zasób elektroniczny]. URL: https://wpolityce.pl/polityka/681642-tusk-wrocil-do-roli-pomocnika-w-niemieckich-gierkach (data dostępu: 01.03.2024)
- Tygodnik Do Rzeczy [Zasób elektroniczny]. URL: https://dorzeczy.pl/opinie/555957/wstyd-prezydent-duda-zdziwiony-wypowiedzia-tuska.html (data dostępu: 03.03.2024)
- Bundesministerium der Verteidigung [Elektronische Ressource]. URL: https://www.bmvg.de/de/aktuelles/minister-pistorius-betont-bedeutung-der-beziehungen-zu-polen-5579658 (zugriffsdatum: 25.02.2024)
- Oficjalny profil Prawa i Sprawiedliwości [Zasób elektroniczny]. URL: https://pis.org.pl/aktualnosci/konferencja-przewodniczacego-kp-pis-mariusza-blaszczaka (data dostępu: 03.03.2024)
- Serwis Rzeczypospolitej Polskiej gov.pl [Zasób elektroniczny]. URL: https://www.gov.pl/web/premier/pmm-mspo-23-kielce (data dostępu: 05.03.2024)
- Гавриловец Людмила Владимировна К вопросах о польско-германских отношениях в 1949-1955 гг // Современная научная мысль. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-polsko-germanskih-otnosheniyah-v-1949-1955-gg. С. 162-169. (дата обращения: 06.03.2024).
- Konfederacja: Strona główna [Zasób elektroniczny]. URL: https://konfederacja.pl/konfederacja-komentuje-sprawe-reparacji-nalezy-to-oceniac-jako-wstep-do-kampanii-wyborczej/ (data dostępu: 10.03.2024)
- Fakt.pl – Wiadomości, Wydarzenia, Informacje [Zasób elektroniczny]. URL: https://www.fakt.pl/polityka/rzad-wystapi-o-reparacje-do-niemiec-prof-antoni-dudek-bardzo-ryzykowne/dpyeqs6 (data dostępu: 10.03.2024)
- Portal wPolityce.pl [Zasób elektroniczny]. URL: https://wpolityce.pl/polityka/612742-konfederacja-i-psl-narzekaja-po-prezentacji-raportu (data dostępu: 10.03.2024)
- Wiadomości - Gazeta.pl [Zasób elektroniczny]. URL: https://wiadomosci.gazeta.pl/wiadomosci/7,114884,28755471,szymon-holownia-morawiecki-domaga-sie-reparacji-ale-jak-na.html (data dostępu: 07.03.2024)
- Поклад Б.И. Внешняя политика народной Польши. М.: Международные отношения, 1978. 256 с.
- Gazeta Kuryer Polski [Zasób elektroniczny]. URL: https://kuryerpolski.us/pl/Page/View/reparations-for-poland (data dostępu: 11.03.2024)
- Gazeta Kuryer Polski [Zasób elektroniczny]. URL: https://kuryerpolski.us/pl/Page/View/rachunek-nieprzedawniony (data dostępu: 12.03.2024)
- Dziennik Gazeta Prawna [Zasób elektroniczny]. URL: https://www.gazetaprawna.pl/wiadomosci/kraj/artykuly/8729432,mularczyk-pis-wybory-niemcy-zaplaca-polsce-reparacje.html (data dostępu: 14.03.2024)
- Radio internetowe RMF24 [Zasób elektroniczny]. URL: https://www.rmf24.pl/polityka/news-projekt-budowy-zelaznej-kopuly-nad-europa-tusk-odpowiada-dud,nId,7454917#crp_state=1 (data dostępu: 18.04.2024)
- Wiadomości - Gazeta.pl [Zasób elektroniczny]. URL:https://wiadomosci.gazeta.pl/wiadomosci/7,114884,30901511,ambasador-niemiec-pisal-o-przejeciu-odpowiedzialnosci-za-wschodnia.html (data dostępu : 20.04.2024)
- Die Online-Zeitung regionalHeute.de [Elektronische Ressource]. URL: https://regionalheute.de/polen-ziemiak-will-zeichen-der-wiedergutmachung-fuer-ns-verbrechen-1707843963/ (zugriffsdatum: 24.03.2024)