Study on Readiness for Career Choice
- Authors: Kukartseva N., Ivanushkina N.V.
- Issue: No 1(24) (2024)
- Pages: 95-98
- Section: Pedagogy
- Published: 31.12.2024
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/27757
- ID: 27757
Cite item
Full Text
Abstract
The article addresses the issue of readiness for career choice. Contradictions are identified, and its structure and criteria are described. The results of a study of 14-15-year-old students from one of the educational institutions in Samara are presented. The results indicated the need for enhanced cooperation between educational institutions, families, and enterprises. Additionally, a cycle of sessions was developed to foster and develop personal qualities in adolescents necessary for making an independent career choice.
Full Text
В жизни каждого человека выбор будущей профессии считается очень важным шагом. Большое количество людей обычно выбирают ее под влиянием различных факторов, мнения родителей, друзей, престижности профессии в данный период времени, а иногда реагируют на внешние атрибуты по профилю работы. Но, чтобы не бралось за основу определения будущей профессии, как правило, не имеют ничего общего со способностями самого оптанта и его интересами.
Причинами такого не совсем «правильного» выбора профессии являются несколько обстоятельств: недостаточное количество профориентационных занятий в образовательных организациях; не очень активное использование информационных технологий; акцентирование внимания подростов на те профессии, которые необходимы для роста и развития экономики, без учета, имеющегося потенциала личности и способности ее к самостоятельному, осознанному выбору будущей профессии в соответствии со склонностями и интересами [1].
В научной литературе можно найти много определений понятия готовности и ознакомиться с ее содержанием, структурой, основными параметрами, которые влияют на условия, длительность и устойчивость ее проявления. Такие ученые как, А.Б. Белинская, Л.И. Божович, М.И. Дьяченко, А.В. Запорожец, Л.А. Кандыбович, Т.Н. Сапожникова, Д.Н. Узнадзе, С.Н. Чистякова исследовали понятие готовности.
Д.Н. Узнадзе изучая установки, говорил о готовности как о динамическом состоянии. В своих работах он выделял два фактора - это потребность субъекта и соответствующая объективная ситуация. Именно их он определял предшественниками любого вида деятельности, которые способствовали ее появлению, развитию и окончанию. [2].
У Т.Н. Сапожниковой готовность – это стартовая активизация подростка, его умение осознавать своих желания, которые в результате запланированных им же сами действий приведут к удовлетворению стоящих за этим потребностей [3].
Е.С. Романова, разрабатывая концепцию готовности, говорит о развитии субъекта профессионализации, его мотивах и действиях в период выбора профессии, о поведение субъекта в кризисных ситуациях, когда необходимо провести оценку своих возможностей в ограничивающих условиях сложившейся ситуации [4].
И.М. Кондаков определил готовность как специфичное поведение. Автор связывает готовность подростка с его способностью принимать решения о выборе своего профессионального пути, ставить перед собой профессиональные цели, видеть перспективы развития своих профессиональных качества и связывать все это со свое поведение сегодня [5].
Период выбора будущей профессиональной деятельности в средней школе обычно совпадает с периодом ранней юности и зрелости. Важным в этот момент является профессиональное становление, которое начинается реализовываться в учебной деятельности. Но имеющийся теоретический анализ в этой области показывает недоработки в работе школы, которые связанны с формированием самостоятельного выбора подростом будущей профессии.
В связи с этим можно выделить следующие противоречия:
- между задачами производственных предприятий, нуждающихся в большом количестве молодых специалистов, с определенным набором знаний и умений и формированием профессионального плана подростками исходя их его способностей;
- между потребностью всех учебных заведений в специалистах - профориентологах и полным отсутствием подготовки их в системе образования, что является главной причиной, в отсутствии службы профориентации;
- между необходимостью формирования у школьников положительного отношению к труду и к профессиональному выбору, в рамках учебных заведений и отсутствия отлаженного взаимодействия с семьей и с предприятиями; между активно развивающими информационными технологиями и отсутствием практического применения теоретических знаний в учебных заведениях.
Указанные противоречия способствую формированию критериев и показателей готовности подростков к самостоятельному профессиональному выбору, что позволит оказывать им своевременную помощь в решении стоящих перед ними задач.
Показатели готовности неразрывно связаны между собой и формирование одного служит основой для развития другого. Так на базе знаний и умении формируется мотив; определяются способности личности, которые лежат в основе практического применения их в трудовой деятельности. Эмоциональное отношение позволяет сформировать качества личности способствующие анализировать свои действия и корректировать свои планы, без потери главных ориентиров. И все это вместе формируют у подростка способность самостоятельной принимать решения о своей будущей профессии.
Изучая готовность к выбору профессии, можно выделить следующие критерии:
1) мотивационно–потребностный (эмоциональное отношение к самому выбору профессии, к полученным знаниям, внутреннее ощущение социальной значимости своей будущей профессии, желание развития своего творческого потенциала);
2) когнитивно-информационный критерий (знания о мире профессий, орудии труда, понимание траектории получения профессиональных знаний);
3) деятельностно-практический критерий (умение самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их, планирование своего профессионального пути и осознание того, что необходимо сделать уже сегодня, для получения результата в будущем);
4) рефлексивный критерий (оценка своих действий, желание к самосовершенствованию профессиональных знаний, контроль своих действий) [6].
Условия и методы исследования
Для формирования компонентов готовности к выбору профессии нами был разработан цикл занятий.
Перед тем, как определить направления занятий, со старшеклассниками была проведена диагностическая методика А.П. Чернявской «Профессиональная готовность», целью которой было определить уровень готовности совершить осознанный выбор профессии [7].
Результат в Таблице 1.
Результаты и их обсуждение
Таблица 1. - Профессиональная готовность
Из таблицы видно, что по шкале автономность, которая включается в себя показатели рефлексивного критерия, больше половины испытуемых находятся на среднем и низком уровне.
По шкале информированность, входящей в состав когнитивно-информационного критерия, практически все испытуемые не набрали высокого уровня.
По шкалам принятие решений и планирование, описывающие деятельностно-практический критерий, больше 70 % набрали средние баллы.
По шкале эмоциональное отношение, которая описывает мотивационно-деятельностный компонент, таблица показала, что здесь самые высокие результаты, но и в этом направлении необходимо провести ряд развивающих занятий.
Подводя итоги представленных в таблице данных, можно сказать, что такие компоненты, как мотивационно - потребностный, деятельностно-практический, рефлексивный, в основном, находятся на среднем и высоком уровне, а когнитивно-информационный на среднем и низком.
Поэтому занятия были направлены на повышение уровня всех компонентов, но особое внимание было уделено когнитивно- информационному компоненту.
Цикл занятий «Я сам выбираю себе профессию»
Заключение
Таким образом, данный цикл занятий позволит подростам больше узнать о мире профессий, развить в себе личностные качества, необходимые для самостоятельного и осознанного выбора профессии.
About the authors
Natalya Kukartseva
Author for correspondence.
Email: kirnv1982@mail.ru
Natalya Viktorovna Ivanushkina
Email: ivanushkina.nv@ssau.ru
References
- Садовская А.И. Формирование готовности к выбору профессии старших школь-ников посредством построения личного профессионального плана // Молодежь и наука: от исследовательского поиска к продуктивным решениям: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. Апрель 2022 г. – Иркутск: ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС», 2022. – 208-212 с.
- Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966. – 250 с.
- Сапожникова Т.Н. Готовность к жизненному самоопределению, как результат профильной подготовки старшеклассников // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Яро-славль: Изд-во «Канцлер», 2007. – С. 242 – 244.
- Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2008.–400 с.
- Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков // Вопро-сы психологии. – 1997. – № 2. – С. 122 – 130.
- Бесклубная А.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профес-сии: автореферат диссертация кандидата педагогиеских наук / Бесклубная Антонина Вя-чеславовна. – Нижний Новгород, 2013. – 20 с.
- Чернявская А.П.Психологическое консультирование по профессиональной ори-ентации / Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2001. – 94.