FLEXIBLE APPROACHES IN EXTERNAL POLICY. COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FRENCH EXTERNAL POLICY IN THE PERIOD 2007-2016
- Authors: Tikhonova A.M.1
-
Affiliations:
- Samara University
- Issue: No 2 (9) (2016)
- Pages: 46-52
- Section: Articles
- Published: 15.12.2016
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/8554
- ID: 8554
Cite item
Full Text
Abstract
Keywords
Full Text
Глобализация, охватывающая всё большее количество сфер деятельности современного государства, оказывает всё большее влияние на международные отношения. В новых условиях возрастает значимость изучения международных отношений и влияния отдельного государства на разрешение мировых конфликтов. Усилившаяся роль дипломатии обуславливает значимость изучения гибких подходов во внешней политике. Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: формы правления, политического режима, социально-политического устройства государства, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и, прежде всего в военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры. Укрепление национальной безопасности - одна из важнейших задач любого государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. Одной из важнейших групп целей внешней политики государства является обеспечение роста его экономического и политического потенциала. Отстаивание национальных интересов тесно связано с обеспечением оптимальных условий функционирования государства. Важной задачей государства является создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества. Перечисленные группы целей внешней политики тесно взаимосвязаны. Внешняя политика всегда состоит в поиске баланса условий, при которых отсутствие успехов в реализации целей на одном из направлений политики компенсируется достижениями на других направлениях. В современном мире государства используют различные средства для достижения внешнеполитических целей: информационно-пропагандистские, политические, экономические и военные. Приоритет выбранной линии и стратегии поведения, в первую очередь, зависит от места государства в мировой системе и его способности влиять на мировое устройство и функционирование основных международных организаций. Каждое государство использует различные механизмы для реализации внешнеполитических интересов. Основная цель любого государства - обеспечить стабильность и безопасность на своей территории и распространить своё влияние в мире. При изучении опыта внешней политики складывается более глубокое понимание целостной картины мира, а также мотивов, которыми руководствовались государства при принятии тех или иных решений. Условия и методы исследования В качестве объекта для изучения была выбрана Франция, обладающая богатым опытом в проведении гибкой и высокоманевренной внешней политики. Франция является ядерной державой, страной-осно-вательницей Европейского союза, одним из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН, входит в состав НАТО. Во Франции находятся штаб-квартиры таких организаций как: ЮНЕСКО, ОЭСР, Интерпол, МБМВ. Франция относится к числу тех стран, которые внесли особенно большой вклад в историю человечества, она была и остаётся державой с глобальными интересами, принадлежащей к кругу ведущих игроков, способных влиять на мировую политическую конфигурацию. В основу внешней политики Франции заложены следующие фундаментальные принципы: право народов на самоопределение, уважение прав человека, соблюдение демократических принципов и охрана правового государства. Проводя активную внешнюю политику, Франция оказывает влияние на решение всех основных международных проблем, используя внешнеполитические инструменты для распространения своего политического влияния в мире. Предметом исследования стали направления и результаты её внешнеполитической деятельности в период с 2007 по 2016 гг. На этот период времени приходится президентство Николя Саркози и Франсуа Олланда. Было проведено комплексное исследование основных направлений французской внешней политики, в том числе была изучена политика Франции на европейском, американском, натовском, средиземноморском и российском направлениях в период с 2007 по 2016 гг. Внешняя политика Франции представлена в виде единой системы, состоящей из приоритетных направлений политики двух президентов, результаты деятельности которых имеют влияние на мировое устройство в целом. Анализ и описание их деятельности помогает воссоздать единое понимание мотивов, которыми руководствуется французское государство при принятии тех или иных политических решений. Внешняя политика рассматривается как сложный многоуровневый инструмент воздействия на международные отношения в условиях сложности мирового устройства, а также значимость роли дипломатии и политических лидеров в разрешении мировых конфликтов. 1.Внешняя политика Франции в период президентства Николя Саркози С начала своего президентского срока Н. Саркози отказался от внутренней и внешнеполитической практики, которая использовалась до него. Основными направлениями внешней политики стали: Европейское направление, Атлантическое и Средиземноморское. В период своего Европейского председательства в 2008 г. Франции предстояло преодолеть возросшее недоверие европейских партнёров по причине провала во Франции референдума по европейской конституции в 2005 г., что привело к блокировке евроинтеграции. После стремительного двойного расширения НАТО и ЕС ведущая роль Франции была поставлена под вопрос. Парижу требовалось ответить показательными успехами французского председательства. На период председательства Франции выпало два кризиса, которые изменили международные условия: грузинско-югоосетинский конфликт августа-сентября 2008 г. и мировой экономический кризис. На европейском направлении приоритет внешней политики Франции был отдан созданию средиземноморского союза, строительству европейской оборонной политики и стремлению преодолеть франко-американские разногласия. Помимо этих проблем Саркози предстояло разблокировать европейскую конституцию, заблокированную французами в 2005 г. При активном участии Франции был выработан Лиссабонский договор 2007 г., но отклонение договора Ирландией, избравший путь ратификации через референдум, спровоцировало новый кризис конституционной реформы ЕС. За время своего председательства Саркози хотел добиться активизации совместных усилий ЕС в борьбе с незаконной миграцией. Подходы Саркози были хорошо встречены другими государствами. Европейский пакт об иммиграции был подписан министрами внутренних дел стран ЕС в Каннах 7-8 июня 2008 г. Однако весной 2011 г. новая волна беженцев заставила закрыть Саркози границу с Италией. Особое место во внешней политике Франции занимают отношения с Германией - основным конкурентом по разделу влияния в ЕС. Германии удалось добиться центрального положения в ЕС благодаря большему влиянию среди новых членов ЕС, это было связано с более прочной позицией германского капитала в присоединившихся странах. Германия вопреки желанию Франции ратовала за расширения ЕС на восток. Несмотря на разногласия, ЕС удалось принять ряд антикризисных мер. Мировой финансовый кризис способствовал возвращению отношений к оси Париж-Берлин, к необходимости выработки единого подхода стран для решения экономических проблем. Однако Германия не намеревалась принимать участие в проекте Саркози по созданию Средиземноморского союза, где ей не могла быть уготовлена центральная роль. Страны ЦВЕ не были готовы поддерживать этот проект, опасаясь переориентирования финансовых потоков помощи ЕС на страны Южного и Восточного Средиземноморья. Больший интерес для этих стран представлял выдвинутый Польшей и Швецией проект «восточного соседства» с привлечением бывших советских республик, призванный стать чем-то вроде «кордона» между ЕС и Россией. Однако этот проект не интересовал Францию, желавшую ознаменовать своё председательство заключением нового базового соглашения с Россией. Желание Франции преуспеть в создании Средиземноморского союза во время своего председательства могло бы существенно продвинуть польско-шведский проект, так как обсуждение параллельных проектов сопровождалось бы серией серьёзных компромиссов. Однако российско-грузинский конфликт нарушил корреляцию двух досье, он перевёл отношения с Грузией и Украиной в сферу Евро-атлантической безопасности. Саркози отказался от одного из слагаемых внешнеполитической идентичности Франции - от неучастия в военной организации НАТО. Это решение было предопределено следующими факторами: внутри ЕС существовала сильная оппозиция по развитию автономной европейской обороны. Члены ЕС не были готовы к увеличению расходов на оборону. Государства-атлантисты - Великобритания и страны Восточной Европы - видели в проекте автономной европейской обороны конкуренцию с НАТО, на которой они строят собственную безопасность. Российско-грузинский кризис выявил новую расстановку сил в Европе. Он подтвердил способность и решимость России осуществлять функции регионального жандарма на ближайшей периферии ЕС, а также в зоне перспективных интересов НАТО - на Кавказе и, возможно, на всём постсоветском пространстве, несмотря на тесные связи ближнего зарубежья с НАТО или только с США. Саркози выступил в роли посредника урегулирования конфликта на горячей стадии. Успех его миссии зависел от способности найти согласие внутри ЕС, особенно со странами восточной Европы и Балтией, для которых атлантизм идентичен сдерживанию России. После августовских событий на Кавказе победила позиция Франции и Германии - противников вступления в Альянс Грузии и Украины. Для Саркози этот кризис показал неотложность выработки общей линии ЕС в сфере безопасности, что предполагает единую внешнеполитическую волю и автономные военные возможности. Так как ЕС такими возможностями не располагает, Франция была вынуждена делать ставки на имеющиеся средства НАТО. Логично возвращение Франции в военную организацию НАТО с 1 января 2009 г. При этом Саркози поставил два условия - прогресс оборонной европейской идентичности и предоставление французским представителям значительных постов в руководящих органах альянса. Его стремления были обусловлены идеей сделать НАТО более европейской. Однако Франция столкнулась с рядом проблем, вызванных отсутствием представительства Франции в двух решающих органах: в комитете по планированию обороны и в группе ядерного планирования. Участвуя в военных действиях, она не имела доступа к принятию и обсуждению стратегических и тактических решений [1]. Саркози подготовил новую белую книгу по обороне, заверив в незыблемости принципов голлизма. Несмотря на возобновление участия Франции в НАТО, страна сохраняет свободу решения о посылке войск для участия в операциях альянса. Экономический кризис сделал малореальным качественный рост бюджета европейцев на оборону. Общий бюджет европейцев на эти расходы в 6 раз ниже, чем аналогичные расходы США. Кавказский кризис 2008 г. показал, что Россия вернулась к утверждению своего могущества. Силовой внешней политике России должна соответствовать консолидация Запада. А усиление позиций континентального франко-германского тандема не только на европейском уровне, но и в НАТО, добавляло ответственности и взвешенности странам альянса и не допускало нового противостояния между Россией и НАТО из-за влияния на постсоветском пространстве. Саркози стремился использовать европейское председательство Франции для преодоления разногласия со странами Восточной Европы и Балтии. Но на деле получил обратную реакцию. Он провёл серию встреч с лидерами восточноевропейских стран. Важным позитивным сигналом стало снятие Францией ограничений на привлечение рабочей силы из Европы. Однако принятое летом 2010 г. решение о нелегальных поселениях и массовой высылке румынских цыган из Франции навлекло на Саркози критику. Ещё одним расхождением со странами Восточной Европы стала экологическая политика. Обвинения в адрес России в газовом диктате, которые были слышны со стороны ЕС, опять урегулировала Франция, Она выступала посредником в переговорах и приложила максимум усилий, чтобы не допустить европейских санкций против России. Претензия Саркози к России заключалась в возвращении к поведению, присущему ей в советскую эпоху. Отсюда решимость европейцев избегать явной критики действий Украины. Не Франция, а Италия и ФРГ оказались главным двигателем проектов энергообеспечения Европы в обход Украины. Франция приняла решение участвовать в проекте Северного и Южного потока, когда стало очевидно нежелание стран Центральной Азии способствовать реализации конкурирующего с ними проекта «Набукко» в обход России. В европейской «политике соседства» на востоке Франция не являлась инициатором, уступив здесь позиции Польше, Швеции и странам Балтии, которые стремились создать буферную зону между Россией и ЕС. Эта инициатива стремилась ограничить суверенитет постсоветских государств и следовала логике отталкивания их от России. Возможности Франции влиять на эту эволюцию были ограниченны, поскольку стремление к континентальному сотрудничеству с Россией не входило в планы администрации США. Французское председательство могло стать, но не стало прорывом в переговорах России и ЕС. Франция выступила против повторения военного сценария в Иране. Одной из главных особенностей дипломатии Саркози вплоть до «арабской весны» 2011 г. являлась готовность к продуктивному диалогу с любыми режимами. Двойственность политики, проводимой Францией в период осетинского кризиса, проявилась в предложении Москве и Тбилиси подписать неидентичные варианты плана Медведева-Саркози. Саркози стремился подтвердить свою роль в глобальной политике НАТО, инициировав военное вмешательство в Ливии в рамках стратегии «гуманитарной интервенции» и «расширения демократии» [2]. 2. Внешняя политика Франции в период президентства Франсуа Олланда С начала своего президентского срока Ф. Олланд начал реализацию всех своих планов, которые были заявлены в предвыборной кампании. Олланд заявил о намерении вывести французские войска из Афганистана. Заявление Олланда о досрочном выводе французских войск из Афганистана могло послужить примером, вследствие которого другие страны-участницы могли бы начать досрочный вывод войск. США опасались, что Франция станет угрозой «атлантической солидарности». Однако договорённость была достигнута, и Франция не вывела полностью войска. Внешняя политика Франции заключается не только в отношениях с НАТО или ЕС. Ещё одним важным аспектом внешней политики Франсуа Олланда стала война в Мали. Исламские группировки требовали независимости северной части страны, правительство страны не справлялось с их натиском самостоятельно. Президент Мали обратился за помощью во Францию. В результате в Мали были отправлены французские войска. Никто кроме Франции не решился предоставить свою военную помощь. Мировое сообщество опасалось, что «маленькая победоносная война» превратится во «второй Афганистан». После того, как Франция отложила вывод войск из Мали, никто из союзников по НАТО не спешил оказывать поддержку Франции. Отношение к России остаётся двояким, с одной стороны противоречия по ряду вопросов с НАТО, включая ПРО, разные взгляды на энергетику и международную безопасность. С другой стороны, военно-техническое сотрудничество РФ и Франции, помощь в Афганском вопросе [3]. Франция рассматривает политику безопасности и общей обороны не как самоцель, а как инструмент для достижения единой цели. Считая, что импульс интеграции должен исходить от наиболее высокого политического европейского института - Европейского совета, Франция предложила создать «Белую книгу Европейского союза», которая чётко бы сформулировала стратегические цели и интересы Союза и поспособствовала строительству более устойчивого международного порядка. При Франсуа Олланде была опубликована новая «Белая книга» 29 апреля 2013 г., в ней отмечается сохранение тенденций, изложенных в предыдущем документе 2008 г. Продолжая политику Н. Саркози, Олланд сокращает количество военнослужащих. Франсуа Олланд сфокусировался на целях, поставленных его предшественником. Президентство Н. Саркози ассоциируется с возобновлением французско-американского диалога по оборонным вопросам. Однако Саркози рассчитывал, что при этом Франция будет играть важную роль в принятии решений по глобальным вопросам. Но это так и оказалось предположением, Франция для НАТО - всего лишь одна из европейских стран. Сегодня Франция продолжает претендовать на роль лидера европейского строительства. В целом будущее Европейского союза в области безопасности и обороны видится во Франции как необходимая составляющая формирования многополюсного мирового порядка. Безусловно, военно-политическая интеграция в Европе ещё долго будет оставаться менее эффективной, нежели экономическая интеграция. Франция подала первой сигнал тревоги в 2012 г., проявив готовность наказать режим, применяющий химическое оружие против своего населения. К работе по Сирии тогда присоединилась Россия, однако возник ряд разногласий между Парижем и Москвой. Особенности внешней политики Франции заключаются в том, что государство выступает в роли посредника между Западом и Востоком. Особая роль Франции в Минских соглашениях способствовала стабилизации международной обстановки. По причине Украинского кризиса, отношения России и ЕС были заморожены. Тем не менее, Франция является страной, которая ввела минимум экономических санкций в отношении России. После последовали ухудшения отношений с Россией, Франция приостановила поставку России первого вертолётоносца «Мистраль». Олланд раскритиковал Россию и Китай, позиция которых ослабляет Совбез ООН в решении сирийского кризиса. Нестабильная обстановка в мире привела к ряду терактов. Недавние события в Париже заставили пересмотреть Францию свою внешнюю политику. Фран-суа Олланд предложил создать единую коалицию для борьбы с «Исламским государством» во главе с Россией, Францией и США. Особенностями внешнеполитического курса Франсуа Олланда являются: посредничество между НАТО и Россией, позиция на Ближнем Востоке, развитие политики национальной безопасности на основе качественного реформирования вооружённых сил страны, отношения с развивающимися странами. Расширение кризиса в международных отношениях и столкновение с новыми вызовами для безопасности в Европе заставляют пересматривать свои политические действия. К уже существующим очагам напряжённости в Сирии, добавилась проблема беженцев в Европе, резкое усиление террористической угрозы. Решением этих проблем в последнее время занимается и Франция [4]. Заключение Франция сохраняет свои основные позиции в проведении внешней политики в период президентства Николя Саркози и Франсуа Олланда. Это стремление к установлению господства на средиземноморском направлении, политика Европейского направления и атлантическое направление. Однозначен тот факт, что с приходом к власти Франсуа Олланда, вектор внешней политики Франции изменился в американскую сторону. Несмотря на то, что страна вернулась в организацию НАТО ещё в период президентства Н. Саркози, реализовываться такая политика усиленно начала с приходом Франсуа Олланда. Н. Саркози отдавал приоритет строительству европейской оборонной политики, а также стремлению преодолеть франко-американские разногласия. Тем не менее, ряд внешнеполитических факторов заставил Н. Саркози пересмотреть приоритеты, что при отсутствии союзников по строительству собственной европейской безопасности привело к вхождению Франции в НАТО. Несмотря на то, что были оговорены особые условия вхождения Франции в НАТО, на деле Франция не могла влиять на принятие стратегических решений. Поворот в сторону атлантизма изменил способы ведения внешней политики. Включившись в структуру, государство стало иметь меньше возможностей для проведения внешнеполитических манёвров. Здесь и заключается одно из главных различий в проведении внешней политики Франсуа Олланда и Николя Саркози. К общим чертам внешней политики можно отнести: посредничество между НАТО и Россией, развитие отношений с ЕС, развитие сотрудничества с развивающимися странами, разрешение мировых конфликтов. Франция выступала посредником в переговорах и приложила максимум усилий, чтобы сохранить мир в Европе. Изменения внешнеполитического курса обусловлены не только внутренними, но и внешними факторами. Франция, верная принципам евроатлантической солидарности, стремится играть прежнюю роль на мировой арене, проводя самостоятельный внешнеполитический курс, который направлен на возрастание роли страны в международных делах и укрепление её авторитета в мире.About the authors
Alina Mikhaylovna Tikhonova
Samara University
Email: alinetikhonova@mail.ru
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34
References
- Обичкина Е. О. Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012 гг.). М., 2012. 385 с.
- France Diplomatie // The Ministry of foreign Affairs. URL: http://www.diplomatie. gouv.fren (дата обращения: 24.04.2016).
- Посольство Франции в Москве // Дипломатия Франции. URL: http://www. ambafrance-ru.org (дата обращения: 14.05.2016).
- Зверева Т. В. Основные направления внешней политики Франции в условиях глобализации. URL: http://www.dipacademy.ru/ doc/avtoref/Zvereva_tv_dissert.pdf (дата обращения: 25.05.2016).