LEGAL PROBLEMS OF TREATMENT PROCEDURES FOR CITIZENS PROPERTY PENALTIES IN ENFORCEMENT PROCEEDINGS
- Authors: Kadatsky P.S.1
-
Affiliations:
- Samara University
- Issue: No 2 (9) (2016)
- Pages: 78-80
- Section: Articles
- Published: 15.12.2016
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/8560
- ID: 8560
Cite item
Full Text
Abstract
Keywords
Full Text
Актуальность выбранной темы обусловлена ролью обращения взыскания на имущество должника в процессе исполнения исполнительных документов. Опись, арест имущества, его оценка и его реализация позволяет взыскателю при уклонении должника по исполнению судебных актов и актов других органов получить удовлетворение своих имущественных и неимущественных требований. Практическое применение Федерального Закона «Об исполнительном производстве» реально показало возросшие возможности судебных приставов-исполнителей в деле принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Однако правовое регулирование данной процедуры далеко от идеальности. Процедура обращения взыскания состоит из нескольких составляющих: ареста, изъятия, оценки и реализации. Анализ действующего законодательства, регулирующего данную процедуру, а также обзор правоприменительной практики позволил выявить ряд проблем, которые затрудняют правильное, законное и результативное обращение взыскания на имущество должника в процессе исполнения исполнительных документов. В статье 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указано, что взыскание на имущество должника обращается в том размере и объёме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа [1, ст. 69]. Таким образом, как отмечает К. С. Мельникова, уже на первом этапе оценку имущества должен производить судебный пристав-испол-нитель для того, чтобы определить достаточно ли имущества, на которое налагается взыскание, для выполнения предписаний исполнительного документа и удовлетворения законных требований взыскателя [2, с. 104]. Очевидно, что судебный пристав-исполнитель может не обладать необходимыми познаниями для объективной оценки того или иного вида имущества. Арест имущества должника представляет собой особое процессуальное действие, направленное на установление перечня имеющегося у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и на недопущение сокрытия или отчуждения должником этого имущества с целью уклонения от исполнения требований исполнительного документа и сбережение имущества от взыскания [3, с. 271]. Как говорит Н. В. Остроумов: «Арест имущества не означает, что это имущество будет в обязательном порядке передано на реализацию. Арест сам по себе - это запрет распоряжаться указанным в акте описи и ареста имуществом, и указывать денежную стоимость такого имущества, по существу, не обязательно. Значение имеют лишь детальные описания имущества, его состояние и местонахождение, имеющие цель идентифицировать данное имущество» [4, с. 114]. Кроме того, в Федеральном Законе № 229-ФЗ ничего не говорится непосредственно об оценке, речь идет только о размере и объёме. Но нигде в законодательстве не указывается, как расшифровываются термины «размер» и «объём», и как их соотнести с задолженностью должника - непонятно. Следовательно, производить оценку имущества необходимо именно на стадии передачи имущества на реализацию с привлечением эксперта-оценщика. Реализация арестованного имущества осуществляется путём его продажи с торгов. Глава 9 Закона № 229-ФЗ регламентирует данный процесс и устанавливает двухмесячный срок для осуществления такой продажи, который зачастую невозможно соблюсти. В связи с тем, что реализация арестованного имущества составляет два месяца, на всё исполнительное производство отводится также два месяца, в которые входят три дня для возбуждения исполнительного производства, до пяти дней для добровольного его исполнения. Кроме того, в настоящее время выручается лишь малая часть денежных средств от общей суммы стоимости имущества, переданного на принудительную реализацию. Это главным образом обусловлено отсутствием упрощённых способов реализации малоценного арестованного имущества должников, а также эффективных форм продажи имущества с аукционов. Действующая система принудительной реализации имущества должников по исполнительным производствам не учитывает возможности и преимущества электронных форм продажи. В свою очередь введение электронных форм принудительной реализации арестованного имущества обеспечит не только привлечение более широкого круга потенциальных покупателей, но и открытость и прозрачность процедур продажи арестованного имущества в рамках исполнительного производства. Таким образом, несмотря на значительные успехи в обеспечении надлежащего исполнения требований судебных и иных актов, на современном этапе развития российской системы принудительного исполнения ещё имеются некоторые проблемы, требующие разрешения именно на законодательном уровне.About the authors
Pavel Sergeevich Kadatsky
Samara University
Email: pkadackiy@mail.ru
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34
References
- Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ. 08.10.2007. № 41.
- Мельникова К. С. Обращение взыскания на имущество должника. Какие препятствия могут возникнуть при его реализации // Арбитражная практика. 2013. № 5. С. 102-109.
- Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» (постатейный) / Д. Б. Абушенко, А. М. Безруков, С. К. Загайнова [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2014. 640 с.
- Остроумов Н. В. Защита прав законных владельцев при наложении ареста на имущество // Журнал российского права. 2014. № 11. С. 114-120.