THE CATEGORY OF EXPRESSIVENESS IN ENGLISH WEBCOMICS

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of the study: identification, systematization and analysis of multi-level expressive means actualized
in small-format English creolized texts, particularly webcomics. Methods: to form a theoretical platform of the research
there was chosen general scientific approach of the content analysis. The narrow-purpose pragmalinguistic method of
textual analysis was employed during the empirical stage. Results: the expressive picture of a creolized text is formed
through the combination of phonographic and syntactic means with added lexical items and extralinguistic practices.
Conclusion: the indicated integration of diverse means contributes to the pragmatic functional intensification of English
webcomics as well as ensures the implementation of the author's intentions.

Full Text

В современной науке о языке актуальным представляется вопрос о путях и способах повышения выразительности текста для оказания максимального прагматического воздействия на аудиторию. Изобилие разноплановых текстовых фрагментов в современном коммуникативном пространстве определяет необходимость дополнительного привлечения внимания потенциальных реципиентов с помощью многообразия и вариативной функциональной направленности лингвистических и экстралингвистических экспрессивных средств. Особо актуальным обозначенный тезис выступает относительно множества малоформатных текстов, представленных в цифровом пространстве глобальной сети Интернет. Цель нашего исследования заключается в систематизации и анализе наиболее частостных лингвистических и экстралингвистических средств, создающих экспрессивный план современного англоязычного веб-комикса как особого креолизованного текста, а также выявление ведущих тенденций в развитии данного малоформатного жанра. Эмпирическим материалом выступили веб-комиксы в объеме 30 эпизодов, опубликованных в течение 2021 года на различных интернет-площадках.

Условия и методы исследования

Для формирования теоретической платформы исследования был задействован общенаучный метод контент-анализа; на эмпирическом этапе был использован узко-специальный метод прагмалингвистического текстуального анализа. Для определения понятия экспрессивности на данном этапе сформировано несколько возможных подходов. К

примеру, А. Вежбицкая, Н. А. Лукьянова, В.Г. Гак [1] представляют экспрессивность как семантический феномен, который актуализируется в том случае, когда к номинативному значению слов добавляется экспрессивный элемент, и семантическая структура слова осложняется коннотативностью. В свою очередь другая группа ученых, к которым относятся И. В. Арнольд, Э. С. Азнаурова, Ю. М. Скребнев [2] считает правомерным относить экспрессивность к ряду прагматических категорий по причине того, что она непосредственно связана с эмоциональной интенсификацией. Кроме того, существует стилистический подход к определению экспрессивности, который, по сути, объединяет в себе рассмотренные выше семантический и прагматический подходы. С точки зрения стилистики экспрессивность рассматривается как категория лингвистики, вербализация которой позволяет повысить изобразительные качества речи за счет усиления ее эмоциональной выразительности.

Принципиальным способом интенсификации экспрессивного уровня сообщения может служить его репрезентация в качестве креолизованного текста, когда выразительность достигается с помощью сочетание различных семиотических кодов. Креолизованный текст понимается нами как текст, состоящий из двух негомогенных частей: вербальной языковой (или речевой) и невербальной (т. е. принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык). Креолизованный текст используется коммуникантами для достижения оптимального прагматического воздействия на адресата, поскольку симультанное использование вербального и экстралингвистического образного материала значительно усиливает влияние на реципиента, а избыточность информации способствует максимально полной реализации идеи адресанта.

Особым видом текста с полной креолизацией является комикс, который отличается определенной моделью расположения иконических средств. Он состоит из серии изображений и сопровождающего их текста, заключенного в кадры, при этом комикс имеет ряд композиционных особенностей, направленных на улучшение его восприятия адресатом. Сегодня можно говорить о динамичной трансформации традиционного печатного формата комикса и его оформление в обособленный жанр веб-комикса. Существует множество причин нарастающей популярности обозначенного жанра. Во-первых, учеными было доказано, что большая часть информации об окружающем мире человек воспринимает визуально, поэтому веб-комикс выступает одним их популярнейших видов креолизованного текста в интернет-дискурсе [3]. Другим безусловным фактором развития жанра является предоставление авторам неограниченной свободы для реализации творческой интенции [4], что позволяет воплотить любые идеи с возможностью получения максимально оперативного отклика аудитории. Ограниченность объема веб-комикса в свою очередь стимулирует осуществление передачи всей полноты авторской мысли в малой форме.

Результаты и их обсуждение

Наше исследование показывает, что экспрессивность является ведущей характеристикой, формирующей прагматическую направленность креолизованного текста. Главная особенность экспрессивных средств, а именно их вездесущность и многоплановость, прослеживающаяся на всех уровнях языка. При этом экспрессивность – это настолько комплексный феномен, что изучение средств его актуализации не может быть осуществлено без внедрения знаний смежных с лингвистическими областями, к примеру, без графического дизайна [5]. Проанализировав тридцать эпизодов англоязычных веб-комиксов, опубликованные в цифровом пространстве в 2021 году, мы можем назвать ключевые тенденции, активно используемые современными авторами при создании экспрессивного плана текста. Ведущим трендом возможно признать комбинирование графических и фонографических средств с использованием экспрессивного синтаксиса.

Актуальные примеры такого комбинирования можно рассмотреть на примере веб-комикса ‘Pearls Before Swine by Stephan Pastis’, [6] сюжетная линия которого построена на разговоре двух персонажей: высокомерной Крысы и недалекой Свиньи. На сайте https://www.gocomics.com в графе «О комиксе» располагается информация, которую дословно можно перевести как «этот дуэт предлагает читателю едкий комментарий о стремлении

человечества к недостижимому». В данном комиксе, выпущенном 8 февраля 2021, года главными героями являются известные фанатам персонажи: Свинья и парень Стеф, разговаривающие по телефону на злободневную тему 2021 года, касающуюся мировой пандемии.

Комикс состоит из четырех изображений, располагающихся довольно плотно друг другу в формате стрипа для того, чтобы показать одномоментность речи. По соотношению текста и картинок, оба компонента являются взаимозависимыми, однако упор делается на текстовую часть – диалог между двумя героями по телефону. Визуальный компонент служит дополнением для понимания их разного местоположения, а разные филактеры показывают принадлежность реплик одному и другому героям. Функциональная нагрузка текстовых фрагментов состоит из дуалистичного комплекса: функция поддержания диалога и функция развития сюжета.

Экспрессивность выделяется на уровне морфологии, синтаксиса и графики. Комический эффект основан на необычной валентности некоторых моделей сложных слов в контексте (‘socially-distanced backyard’). Выпадение местоимений и сокращенные грамматические формы (I’m, can’t) указывают на непринужденный характер беседы и репрезентируют типичные характеристики разговорной речи. Последняя реплика Стефа ‘HELP! I CAN’T STOP!’ носит ярко-выраженный экспрессивный характер. Восклицательный знак после ‘HELP!’ имеет своеобразный характер языковой игры, а разное соотношение шрифтов всей фразы по сравнению с другими репликами акцентирует внимание на визуальной составляющей комикса, интенсифицируя экспрессивный характер высказывания. ‘Todd the Dinosaur’ [7] – серия современных юмористических веб-комиксов, повествующая о жизни мальчика Трента, в доме которого поселился необычный домашний питомец – динозавр Тодд. Автор комикса Патрик Робертс дает образное представление о том, какой была бы жизнь с тираннозавром в вашем доме. Данный комикс, публикованный 11 февраля 2021, также сделан в формате стрипа, однако разделение картинок в данном случае служит для акцентирования внимания на протяженность действий. На примере комикса можно сделать вывод о важности графических приемов для создания экспрессивной речи героев: заглавные буквы, соотношение шрифтов, их цвет. В веб-комиксе присутствует такое фонографическое средство повышения экспрессивности как многократное повторение одной буквы в слове («RRIIIING!»). Подобное повторение определяет характер интонационного оформления высказывания, безусловно, задерживая взгляд читателя на языковой форме. Также отмечается значимость междометий и их соотношение по сравнению с остальным текстом и визуальным компонентом креолизованного текста. Отличительной особенностью в комиксе выступает авторская ремарка "Sighh", комментирующая действия героя и служащая для описания его настроения. Также авторский текст может описывать место и время действия, или в блок помещаются размышления самого персонажа.

‘About Bear with Me by Bob Scott’ [8] – популярная серия веб-комиксов про девочку Молли, которая, как типичный подросток, сталкивается с трудностями реального мира. Представляя веб-комикс, авторы говорят следующее: порой в этом возрасте изменить мир или сделать что-то по-настоящему животрепещущее мешает домашнее задание по математике или драма, возникшая в семье между отцом и твоим домашним медвежонком. Таков мир Молли. Кому-то может показаться, что жизнь становится проще, когда твой лучший друг – 360 килограммовый медведь. Однако помимо того, что он обыкновенный линяющий медведь, у него есть абсолютный страх всего на свете, справится с которым ему помогает именно Молли. В качестве единицы лингвистического анализа был взят эпизод, опубликованный 24 февраля 2021 года. Типичной графической чертой данной серии является черно-белое цветовое решение. Однако в отдельных комиксах автором избираются яркие акценты, например, неоновые розовые волосы главной героини. Подобные экстралингвистические акценты, безусловно, интенсифицируют экспрессивную составляющую комикса.

Комикс состоит из трех последовательных картинок, отделяемых рамками, и представляет собой диалог героев. Отличительной особенностью, не встречавшейся ранее в других комиксах, является слово-имитация звука «CHOMP», располагающееся за пределами картинок между 2 и 3 рамкой. Данный прием акцентирует внимание на пространстве между кадрами, одновременно замедляя действие и повышая значимость слова посреди всех реплик. Междометиям и описывающим звуки словам отдается особое предпочтение в данном комиксе, поскольку можно сказать, что на них построен весь смысл и юмор. Также они занимают внушительное место в кадровых рамках, а некоторые из лексем дополнительно выделяются полужирным начертанием текста и восклицательными знаками препинания.

Интересной особенностью является роль третьего участника комикса, как такового не участвующего в диалоге: несмотря на отсутствие реплик экспрессивно-оценочный компонент выражен в визуальной части. На всех трех кадрах мы видим разные эмоции персонажа, в зависимости от возникшей ситуации. Репрезентация эмотивного фона влияет на восприятие комикса реципиентом, т.е. можно наблюдать, как визуальная часть комикса взаимодействует с текстовой, повышая его общую экспрессивность.

Проанализировав выборку, состоящую из эпизодов новейших англоязычных веб-комиксов, можно отметить как сходства, так и различия в средствах, составляющих их экспрессивную картину. Все средства создания экспрессивности можно разделить на группы по уровням языка, среди которых располагаются фонографические, лексические, синтаксические, а также экстралингвистические средства. Самыми распространенными средствами, формирующими экспрессивных план малоформатного креолизованного текста, являются фонографические модели, такие как использование заглавных букв, разное соотношение шрифтов. Синтаксические приемы занимают не менее важную роль и являются равными по частотности. Одним из наиболее часто встречающихся синтаксических средств является внедрение восклицательного знака. Его роль заключается в оформлении интонационного фона высказывания персонажа, что впоследствие влияет на фокус восприятия реципиента [9]. Присутствие междометий и восклицаний также отмечено среди ведущих средств, служащих для усиления экспрессивности текста.

Также в ходе исследования нами были отмечены менее типичные приемы, участвующие в создании экспрессивного плана веб-комикса: лексические сравнения, основанные на схожести слов по написанию, но отличающихся по значению (к примеру, presents-presence), описательные авторские ремарки. Редкое использование подобных приемов может быть обосновано развлекательным характером веб-комиксов. Они создаются преимущественно для широкой аудитории с целью достижения юмористического эффекта без сложной интеллектуальной работы читателя. Следовательно, мы приходим к выводу: чем проще посыл автора – тем больше вероятность положительного отклика аудитории.

Заключение

Большинство успешных англоязычных веб-комиксов имеют общие тенденции в развитии. Одной из таких тенденций является массовость и обращение к актуальным темам, понятным широкой аудитории, способствующие поддержанию и приросту подписчиков, что немаловажно на интернет-площадках. Также важным фактором популярности веб-комикса в наши дни становится расписание. В ходе анализа было замечено, что серии, выпускаемые каждый день или хотя бы еженедельно, набирают больше просмотров и фолловеров, так как имеют помимо стабильной посещаемости активный прирост новых подписчиков. Периодичность выпусков позволяет держать “в тонусе” как авторов в погоне за вдохновением, так и аудиторию, которая постоянно находится в поиске нужного им контента.

В итоге нужно отметить, что современная компьютерная графика позволяет авторам веб-комиксов создавать и внедрять больше новых экспрессивных решений, создающих ту самую оригинальность, цепляющую многомиллионную аудиторию. Развитие интернет-платформ находится на пике своего развития в современном мире, и, судя по нынешним тенденциям, веб-комикс как новый жанр малоформатных креолизованных текстов с повышенной экспрессивностью будет развиваться и распространяться синхронно развитию цифровых технологий.

×

About the authors

P. Anipchenko

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: panipchenko@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5998-007X

a student III course of English Department Samara National Research University

Russian Federation, 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Yu. S. Starostina

Samara National Research University

Email: juliatim@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1578-7590

Candidate of Philological Sciences, associate professor, Department of English Philology

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation

References

  1. Телицына Е.Л. К вопросу о разграничении понятий эмоциональность, оценочность и
  2. экспрессивность // Вестник ЮурГУ. Выпуск 1 (38). 2016. С. 79-83.
  3. Рамазанова Д.А., Хасбулатова Х.М., Курбанова З.Г. Экспрессивность в
  4. художественном тексте и способы ее выражения // Известия ДГПУ. Т. 11. № 3. 2017. C. 86-91.
  5. Гладкая Н.В. Логоэпистемы в креолизованных текстах интернет-дискурса // Вестник
  6. РУДН. Серия: ЛИНГВИСТИКА. 2017. Т. 21. № 2. С. 425-426.
  7. Cherkunova M.V., Starostina Y.S. English announcements of cultural events: structural and
  8. semantic approach to expressiveness // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences.
  9. Pp. 725-732.
  10. Alba-Juez L., Larina T. Language and emotion; discourse-pragmatic perspectives // Russian
  11. Journal of Linguistics. 2018. №22 (1). Pp. 9-37.
  12. Stephan Pastis ‘Pearls Before Swine’ for the 8th of February 2021.
  13. URL:https://www.gocomics.com/pearlsbeforeswine/2021/02/08
  14. Patrick Roberts ‘Todd the Dinosaur’ for the 11th of February 2021.
  15. URL:https://www.comicskingdom.com/todd-the-dinosaur/2021-02-1
  16. Bob Scott ‘Bear with me’ for the 24th of February. URL:https://www.gocomics.com/bearwith-me/2021/02/24
  17. Рябова М.Ю. Эмоционально-экспрессивная функция знаков препинания в
  18. публицистическом дискурсе // Инновационное образовательное пространство: теория и
  19. практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей
  20. школе. Киров: Изд-во МЦИТО, 2019. С. 24.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies