THE STRUCTURE AND THE FUNCTIONING OF THE CONCEPT «CINEMA» IN THE WORKS OF V.V. NABOKOV

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with the structure and features of the functioning of the concept «cinema» in the works of V.V. Nabokov. In the structure of the concept, the subject-conceptual, associative, figurative and evaluative layers are identified, and the lexical representatives of each layer are determined. Special attention is paid to the associative and figurative layers of the concept. As a result of the analysis of the associative layer, the author's associations with cinema are revealed: light, mystery, death, meaningless movement. In the course of the analysis of the figurative layer of the concept, the figurative models «life – shooting», «cinema – deception», «people – shadows» are considered. A discrepancy between the cognitive signs of the concept «cinema» in the linguistic picture of the world and the individual author's picture of the world is discovered.

Full Text

В начале XX века кинематограф как новое, динамичное и экспрессивное искусство привлекал к себе внимание многих поэтов и писателей. Тема кинематографа широко представлена и в творчестве В.В. Набокова. Писатель с 1922 по 1937 год жил в Берлине, где, по его словам, «в те дни фильмовые компании плодились, точно поганки» [1], и сам Набоков увлекался съемками в массовках на берлинской киностудии. Влияние молодого искусства на писателя невозможно не заметить, и интересно проследить взаимодействие двух искусств: литературы и кино.

Цель нашего исследования – на основе анализа репрезентантов концепта кинематограф в художественных произведениях Набокова выявить особенности структуры и функционирования рассматриваемого концепта и охарактеризовать его роль в картине мира писателя. Материалом для анализа стали романы «Машенька», «Защита Лужина», «Другие берега», «Отчаяние».

В ходе работы нами собран языковой материал в количестве около трехсот текстовых фрагментов. Общее количество выявленных лексических единиц составило 125 слов.

Кинематографом называется область человеческой деятельности, связанная с созданием и демонстрацией фильмов [2]. Создание, просмотр и оценка фильмов является частью современной культуры. Герои популярных фильмов и актёры, их играющие, становятся знаменитыми, а их образы узнаваемыми. Для массового просмотра фильмов служат кинотеатры. Подчеркнем, что сценическое искусство (театр и кино) исторически восходит к массовому действу – языческому ритуалу, поэтому человеческое сознание нередко приписывает ему мистическое значение.

Под художественным концептом мы понимаем единицу авторского сознания, воплощенную в текстах писателя в качестве носителя ценностного смысла.

Мы принимаем за основу методику послойного анализа концепта, разработанную И.А. Тарасовой [3].

В структуре концепта кинематограф нами выделены предметно-понятийный, ассоциативный, образный и оценочный слои. Обратимся к их анализу.

Предметно-понятийный слой концепта кинематограф является сложным, разветвленным, представлен несколькими смысловыми компонентами: это процессы, имеющие отношение к созданию и просмотру кинофильмов; результаты процессов; участники процессов; атрибуты; место действия.

Смысловую группу «Процессы» составляют лексемы, которые называют: а) действия, связанные с созданием и восприятием кинофильма – играть, исполнять, сниматься, репетировать, смотреть; б) процессы киноискусства – съемка, сеанс, сцена, эпизод и др.

Большая часть лексем обозначает действие, выполняемое актером: Тут он сделал удивленные глаза и отпустил руку Лужиной. – Как, вы не знаете, что я теперь снимаюсь? («Защита Лужина»); Актер играет, его снимает аппарат, осталось доснять пустяковую сценку, – скажем, герой должен проехать на автомобиле, – а тут возьми он да и заболей, – а время не терпит. Тут-то и вступает в свою должность дублер – проезжает на этом самом автомобиле, – и когда зритель смотрит фильму, ему и в голову не приходит, что произошла замена («Отчаяние»).

Группа «Результаты процессов» представлена лексемами, называющими произведения киноискусства: картина, фильм, боевик и др. В данной группе представлены как общие названия продуктов киноиндустрии – фильм, картина, кино, так и отдельные жанры – боевик, комедия, драма, немой кинематограф. Эта группа лексем немногочисленна, наиболее частотной является лексема картина в значении «кинофильм»: Ганин был раздражен тем, что Людмила все время, пока шла картина, говорила о посторонних вещах («Машенька»); Меж тем картина была занимательная, прекрасно сделанная («Машенька»); <…> просматривая домашнего производства фильм, снятый за месяц до его рождения, он видел совершенно знакомый мир, ту же обстановку, тех же людей, но сознавал, что его-то в этом мире нет вовсе («Другие берега»).

Самой многочисленной, по нашим наблюдениям, является группа «Участники процессов». Здесь мы выделили 3 подгруппы: а) действующие лица, исполнители: актер, актриса, примадонна, звезда, герой, статист, дублер; б) зрители: зритель, публика; в) съемочная группа: режиссер, директор, ассистент, оператор, суфлер.

Рассмотрим наиболее частотную подгруппу «действующие лица, исполнители». Основной смысл, который передают слова этой группы, – неравнозначность участников процесса. Среди действующих лиц выделяются главные и второстепенные: Я, человек хрупкого здоровья, исполняю главную роль («Отчаяние»); Вся жизнь ему представилась той же съемкой, во время которой равнодушный статист не ведает, в какой картине участвует («Машенька»). Подчеркнем, что употребление слов статист, дублер, двойник довольно частотно у Набокова и выходит за рамки сферы кинематографа.  Люди выступают как второстепенные, бессловесные, ведомые герои не только в кино, но и в своей жизни. Они не управляют своей судьбой, не могут ничего исправить и ведут «теневое», незначимое существование.

Лексемы данной подгруппы могут обозначать известное или неизвестное действующее лицо: Теперь показывали пожилую, на весь мир знаменитую актрису, очень искусно изображавшую мертвую молодую женщину («Машенька»); Одним из любимцев экрана был актер Мозжухин («Другие берега»).

Смысловая группа «Атрибуты» включает лексемы, обозначающие материальные предметы, связанные с кинематографией: Очень долго, молча, без музыки, по экрану мелькали крашеные рекламы, рояли, платья, духи; Стоял на помосте, среди фонарей, толстый рыжий человек без пиджака и до одури орал в рупор («Машенька»). В данной группе выделяются следующие подгруппы: а) атрибуты для создания фильма – камера, аппарат, кинопленка, рупор, прожектор, декорации, грим; б) атрибуты для демонстрации фильма – экран, полотно, фильмовая техника.

Группа «Место действия» объединяет лексемы, обозначающие съемочную площадку или помещение для просмотра фильмов: съемочная площадка, студия, павильон, зал, ложи, ряды. Наиболее частотная лексема этой группы – кинематограф: А потом в кинематографе стало людно и жарко («Машенька»); <…> оказалось, что Лужин никогда раньше в кинематографе не бывал («Защита Лужина»).

Наибольший интерес представляет ассоциативный слой концепта. Его формирует лексика, которая отражает авторскую интерпретацию образов и ситуаций. Исследователи подчеркивают приоритет ассоциативного слоя в структуре художественного концепта, поскольку именно этот слой определяет «многоаспектность концепта и его динамичный характер» [4, с.76]. При анализе ассоциативного слоя концепта кинематограф в творчестве Набокова нами выявлены следующие ассоциации, отражающие индивидуально-авторское видение мира: а) свет – свет, блеск, ослепительный, вспыхнуть, озарять, гаснуть, тень; б) смерть – убийственный, смертельно, мертвенно-яркая; в) тайна – таинственный, мистический, удивительный, чудо, волшебство; г) бессмысленное перемещение – мыкаться, странствовать, блуждать, мелькать.

По нашим наблюдениям, для творческой манеры Набокова характерно объединение в одном контексте противоположных ассоциативных признаков. Так, в следующем фрагменте ассоциация свет вступает в оппозицию не только с признаком тьма, но и с признаками смерть, насилие, стыд: Ездил в качестве статиста на съёмку, за город, где в балаганном сарае с мистическим писком закипали светом чудовищные фацеты фонарей, наведенных, как пушки, на мертвенно-яркую толпу статистов, палили в упор белым убийственным блеском, озаряя крашеный воск застывших лиц, щелкнув, погасали, – но долго еще в этих сложных стеклах дотлевали красноватые зори – наш человеческий стыд («Машенька»). Перед нами сцена киносъемки. Свет здесь выполняет техническую задачу – идет создание фильма, однако в авторской интерпретации этого процесса мы наблюдаем ассоциативную связь со смертью и насилием: фонари сравниваются с пушками (т.е. орудием для убийств), наведенными на мертвенно-яркую толпу. Участниками процесса являются не конкретные люди, а толпа статистов с застывшими лицами – одинаковых, незначимых по отдельности, и безжизненных. Процесс съемки ассоциируется с убийством, насилием и смертью. В восприятии Набокова во время съемки происходит уничтожение индивидуальности этих людей.

Образный слой концепта включает несколько образных моделей. Самые показательные из них:  кино – обман, жизнь – съёмка, люди – тени.

Наиболее часто подчеркивается неестественность, фальшивость актерской игры, неправдоподобность создаваемых образов: примадонна, <…> выкатив огромные неправдоподобные глаза, валилась навзничь на подмостки («Машенька»); в ту же минуту поддельного Хаджи нагнало двое настоящих татар («Другие берега»).

Нередко писатель обнажает используемые в процессе киносъемок технические приемы и уловки, вводящие зрителей в заблуждение: Разумеется, болтать о своей службе он [дублер] не должен; ведь каково получится, если конкурент или какой-нибудь журналист проникнет в подлог и публика узнает, что ее любимца в одном месте подменили («Отчаяние»); Уже тогда, в 1915-ом году, были попытки усовершенствовать иллюзию внесением красок и звуков: морские волны, окрашенные в нездоровый синий цвет, бежали и разбивались об ультрамариновую скалу, <…> специальная машина занималась звукоподражанием, издавая шипенье, которое почему-то никогда не могло остановиться одновременно с морской  картиной («Другие берега»); Я хочу заснять как бы настоящий турнир, чтобы с моим героем играли настоящие, живые шахматисты («Защита Лужина»).

Набоков отчетливо показывает контраст между тем, что происходило во время съемки, и тем, что видит зритель на экране: Теперь внутренность того холодного сарая превратилась на экране в уютный театр, рогожа стала бархатом, нищая толпа театральной публикой («Машенька»). Кино ассоциативно соотносится с обманом и фальшью: реальность это холод, грубость, нищета, которые на экране предстают в образах уютного театра и театральной публики состоятельных людей, довольных жизнью, отдыхающих в комфортной обстановке. Этот обман, который точно такие же состоятельные люди наблюдают в кинотеатре, роскошь, красота и эстетика фильма, создается путем изнурительного труда бедных людей, которые выживают за счет «продажи» собственной тени. Эта тень – безымянная и безликая фигура на экране – будет так же мыкаться и странствовать по свету, как нищие, бесприютные статисты-эмигранты, лишенные своего дома.

Еще один пример: И когда потом он лег в постель и слушал поезда, насквозь проходившие через этот унылый дом, где жило семь русских потерянных теней, вся жизнь ему представилась той же съемкой, во время которой равнодушный статист не ведает, в какой картине участвует («Машенька»). Реальные люди у Набокова тоже выступают как тени, потерянные, равнодушные, бестелесные, потерявшие своих хозяев и смысл жизни. Их жизнь пуста и ничтожна, незначима и второстепенна, как роль статиста в кино, лишь одного из толпы таких же «теней». Вся человеческая жизнь ассоциативно соотносится со съемкой – нереальным, искусственным процессом, управляемым чьей-то неведомой рукой.

Оценочный слой концепта также представлен большим количеством лексем. Кинематограф в проекции на человеческую жизнь получает противоречивую оценку Набокова: экстаз одобренья, пронзительное содроганье стыда, невыносимо противно, чудовищный, унылый, занимательный, чрезвычайно увлекательный фильм и др. В большинстве случаев оценка передается через указание на человеческие качества и отношение к ситуации, характеризуя тем самым и человека, и явление, которое он оценивает: Драма подходила к концу, и Ганину было смертельно скучно. Меж тем картина была занимательная, прекрасно сделанная. <…> «Не знаем, что творим», с отвращением подумал Ганин, уже не глядя на картину («Машенька»). Герой испытывает отвращение к себе и к ситуации, в которой он оказывается. Фильм, в котором он снимался в качестве статиста, был «прекрасно сделанный», однако внутренние переживания Ганина не дают ему оценивать картину с позиции зрителя: он был участником съемки и испытывает отвращение и стыд, зная, что в реальности было совсем не то, что демонстрируется. Он видит обман.

Таким образом, можно сделать вывод о несовпадении взгляда на киноискусство в творчестве Набокова и общеязыковой картине мира. С одной стороны, кино у писателя противопоставляется жизни как нечто фальшивое и неживое. Актеры, главные и второстепенные, известные и неизвестные, обманывая зрителей и себя, лишь играют роль. Но с другой стороны, кино является метафорой человеческой жизни в целом: герои в реальности так же играют роль, как и в фильме. Мир, в котором они живут, будто создан кем-то, ассоциация с неправдоподобностью и фальшью постоянно преследует персонажей Набокова. Если в общеязыковой картине мира образ актерской игры обладает признаками «зрелищность, яркость, выразительность» и противопоставляется обыденности, то у Набокова происходит стирание границ между кино и реальностью.

×

About the authors

Nadezhda Anatolievna Chernyavskaya

Самарский университет

Author for correspondence.
Email: Chia20081@yandex.ru

Ekaterina Sergeevna Svechnikova

Email: svechnikovakaterina@yandex.ru

References

  1. Набоков В.В. Помощник режиссера // Набоков В.В. Со дна коробки: сборник рассказов. М.: Азбука, 2004. Режим доступа: https://librebook.me/so_dna_korobki/vol1/1 (дата обращения: 25.05.2021).
  2. Техника: энциклопедия / Гл. ред. А.П. Горкин. М.: Росмэн-Издат, 2006.
  3. Тарасова И.А. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте. М.: Флинта, 2012.
  4. Болотнова Н.С. О методике изучения ассоциативного слоя художественного концепта в тексте // Вестник ТГПУ. 2007. Вып. 2 (65). Серия: Гуманитарные науки (филология). С.74-79.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies