ORDER OF INTERNAL BUSINESS PRODUCTION OF THE CABINET OF MINIS-TERS 1730-1741
- Authors: Krivova D.1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: No 1 (18) (2021)
- Pages: 58-61
- Section: History
- Published: 20.01.2022
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/8821
- ID: 8821
Cite item
Full Text
Abstract
The purpose of this article is to consider the internal office work of the Cabinet of Ministers 1730-1741. based on its incoming and outgoing documentation. Using the historical-comparative method, the work analyzed individual groups of documents, where the interaction of the Cabinet with other state institutions and officials was manifested. Based on these materials, it was concluded that over the years, the powers of the Cabinet became more and more extensive, which manifested itself in an increase in the volume of its documentation.
Full Text
Функционирование Кабинета министров при Анне Иоанновне долгое время не являлось предметом изучения историков. Хотя еще в начале XX в. исследователю А.Н. Филиппову удалось собрать его документацию в 12 томах, делопроизводство Кабинета не часто подвергалось анализу в последующие годы. Поэтому целью данной статьи стала попытка изучения порядка делопроизводства этого государственного органа на основе его входящей и исходящей документации.
Общая схема документооборота Кабинета была такова: первоначально происходило получение именных указов или доношений, затем их фиксация в книгах для входящих сообщений, слушание дел на заседании Кабинета, что находило свое отражение в журналах. Потом же те документы, которые подлежали отправке, копировались и фиксировались в книге исходящих бумаг, после чего происходила пересылка дел и распоряжений в Сенат, коллегии и канцелярии, которые по получении постановлений сообщали об этом в Кабинет, обещая исполнить все указания. При этом в журналах могли оставлять канцелярские пометы в виде: особых регистрационных номеров входящих или исходящих, фамилий секретарей, которые передавали материалы, приписок об отмене императрицей ранее какого-либо указа и т.д. [1, c. 39].
Бумаги, которые обычно поступали в Кабинет на основе его распоряжений, обычно представляли собой доношения, рапорты, справки и отчеты о работе Сената, Синода и «всех прочих мест», а также отчеты о работе высокопоставленных лиц (по большей части - представителей генералитета и губернаторов). [2, c. 54]. Стоит отметить, что входящие бумаги для Кабинета в первые годы его существования чаще всего подавались на имя императрицы – «Ея И. В-ву, Самодержице Всероссийской» [3, c. 91, 164, 318], [4, c. 41, 76, 254]. Лишь изредка попадалась формулировка «Ея И. В-ва в Кабинет» [5, c. 56] .
Таким образом, эти бумаги получали резолюцию именно Анны Иоанновны. Однако после указа 9 июня 1735 г., по которому подпись императрицы приравнивалась к трем подписям министров, вся входящая документация, количество которой весьма возросло, шла уже на имя Кабинета, в результате чего резолюции подписывали сами министры [1, c. 46]. Примечательно, что Сенат позже, чем другие учреждения стал отправлять бумаги на имя Кабинета – если менее значительные ведомства подавали доклады с 1734 г., то Сенат обращается по различным вопросам в Кабинет с 1736 г. Притом первое время он фиксировал свои обращения в форме «сообщений из Правительствующего Сената». Как правило, они начинались так: «Присутствующим в Кабинете Ее Императорского Величества господам министрам из Правительствующего Сената". Но вскоре появляются и новая форма - доклады Сената Кабинету, которая получает довольно широкое распространение в делопроизводственной документации [2, c. 55].
Довольно многочисленную группу входящих бумаг составляли челобитные и высочайшие прошения на имя государыни. Чаще всего они содержали просьбы о пожаловании денег, места, недвижимого имущества, прощении недоимок [4, с. 239, 331], [5, c. 283, 341, 541]. Интересно отметить такой факт, что челобитчиками могли выступать и сами кабинет-министры. Наиболее часто подобной ситуацией пользовался А.П. Волынский. Так, 19 марта и 4 мая 1739 г. Волынский просил о выплате вперед денежного содержания, положенного ему для «оплаты долгов». А 23 мая того же года он пожелал «место в Санкт-Петербурге близ Невского монастыря, для заведения огорода и постройки строений» [2, c. 54].
Если говорить об исходящей документации, то здесь следует выделить такую группу как высочайшие резолюции на доклады государственных учреждений, а также на всеподданнейшие прошения. Наиболее частые из них – высочайшие резолюции на доклады Сената. Известно, что в первой половине царствования они подписывались исключительно самой государыней. Но уже 29 мая 1735 г, незадолго до упомянутого ранее указа 9 июня появилась первая резолюция самих кабинет-министров «на доношении царевича грузинского Георгия о выдаче ему, по высочайшему повелению 2 т. рублей из монетной канцелярии, в счет годовой суммы, назначенной отцу его, царю Вахтангу», которую на этот раз подписали министры [5, c. 186].
В последующем, во второй половине царствования Анны Иоанновны в связи с отходом императрицы от дел резолюции кабинет-министров становятся преобладающей формой исходящей документации [6, c. 17-128].
Значимую группу исходящих документов составляют так называемые указания Кабинета другим государственным учреждениями. Первое время указная деятельность Кабинета министров едва заметна. В первый год его существования не издавалось никаких указов вовсе, лишь на второй год появился указ Кабинета камер-коллегии, объявленный впрочем, в исполнение именного указа [7, c. 44].
С 1734 г. в оборот входят так называемые сообщения Кабинета в Сенат, реже в Синод и другие государственные структуры, которые как форма документации действовали вплоть до упразднения Кабинета в 1741 г. В этих документах министры либо передавали именные указы императрицы, либо доводили до сведения исполнителей собственные указания [1, c. 42]. Так, от 17 октября 1734 г. было передано сообщение Кабинета в Сенат о высочайшем указе по смещению смоленского вице-губернатора кн. Козловского [4, c. 408]. Что касается практики взаимоотношений Сената и Синода, то она, к примеру, проявилась в вопросе от 28 мая 1735 г. по делу чернеца, пойманного в Вяткинском монастыре, который ранее служил солдатом в гвардии и бежал. Именно Кабинет в данной ситуации выступил в качестве направляющего органа, передавшего дело в инстанцию Синода [5, c. 185].
С 1733 г. распоряжения Кабинета отдельным должностным лицам были представлены в форме писем кабинет-министров [4, c. 6, 8, 17, 26, 34, 38, 42]. Довольно активно Кабинет вел переписку с губернаторами (особенно часто – с московским губернатором С.А. Салтыковым), генералитетом и представителями титулованных фамилий [2, c. 58]. Обычно эти письма по большей части содержали устное повеление императрицы по какому-либо вопросу. Так, например, в письме от 20 июля 1734 г. гр. С.А. Салтыкову «о справке и присылке в Кабинет ведомости о взыскании штрафа с архангелогородца Волкова за проданные без явки алмазы» было указано, что сама Ея И. Величество изволила указать, «где надлежит, справиться, за что упомянутый штраф на него Волкова, … и учиня из того дела ведомость прислать в Кабинет» [4, c. 236-237].
В эту же группу документов стоит отнести и высочайшие рескрипты, подписанные кабинет-министрами [4, c. 95, 96, 118], [5, c. 43, 107]. Примечательно, что они были довольно распространены в 1734-1736 гг., однако к концу 1730-х гг. их количество значительно снижается. Такая ситуация, возможно, связана с нарастанием объёма входящей документации - поэтому Кабинету не хватало времени для выработки оригинальных распоряжений [1, c. 44].
Особого упоминания заслуживает и группа именных указов. В 1731-1733 гг. их количество занимало большую часть документации Кабинета. Чаще всего в эти годы, их подписывала сама императрица, лишь в редких случаях – министры [3, c. 508].
Эту активность можно объяснить рядом причин. Во-первых, вполне естественным выглядело стремление новой правительницы вникнуть в государственные дела. Во-вторых, таким образом пресекались слухи о возможном всесилии Кабинета министров [2, c. 49]. Также не стоит забывать, что после истории с «верховниками» положение Анны Иоанновны в качестве государыни не было до конца устоявшимся и ей было необходимо проявить себя настоящей самодержицей [2, c. 59].
Однако со второй половины 1734 г. увеличивается тенденция в сторону именных указов, подписанных кабинет-министрами [4, c. С. 204, 303, 326, 335, 395, 428, 434, 437, 450 и т.д.].
С 1735 г. количество указов, которых подписала императрица, было уже совсем незначительно – в это время уже окончательно возобладала форма - «подписали гг. министры» [5, с. 36,143, 144 и т.д.].
А.В. Фаизов среди исходящей документации выделяет с 1739 г. довольно интересную группу – указы и резолюции, под которыми подпись императрицы контрассигнована министрами. Он ссылается на устный именной указ, объявленный А.П. Волынским 7 декабря 1738 г [1, c. 45]. Согласно этому указу, «все поданные доношения и сообщения из Сената и из коллегий… и из других мест рассматривать господам-министрам, и без всякого продолжения, и, по которым резолюции потребны к подписанию Ея И. В-ва, оные все…, им, кабинет-министрам, апробовав, самим контрасигнировать так, как патенты потом Ея И. В-ву докладывать и к подписанию доносить» [6, c. 463] . Таким образом, с 1739 г. в делопроизводстве Кабинета министров можно наблюдать указы и резолюции, под которыми подпись Анны Иоанновны контрассигнована кабинет-министрами. Исследователь полагает, что, вероятно, целью подобной процедуры был отбор более важных дел, которые поступали на «апробацию» императрице после предварительного обсуждения министрами. Однако какого-то определенного критерия установлено не было и потому на практике контрассигнация в отношении документов различной степени важности – на именных указах, на челобитных, на сообщениях Сената в Кабинет, на доношениях государственных учреждений и должностных лиц [1, c. 45].
Таким образом, с годами можно отметить постепенный рост входящей документации Кабинета министров. Притом резолюции на входящие документы подписывали уже сами министры, а не Анна, что говорит о снижении роль императрицы в управлении государственными делами. Рост значения Кабинета проявляется на примере исходящей документации – так, еще до указа 1735 г. министры от имени императрицы подписывали высочайшие рескрипты и именные указы. Поэтому можно предположить, что указ 1735 г. «о принятии за Именной указ только подписанный Императорскою рукою или тремя Кабинет-Министрами» являл собой узаконение того, что стало привычной практикой.
About the authors
Daria Krivova
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: dariya4191@mail.ru
Russian Federation
References
- Фаизов А.В. Делопроизводственная документация Кабинета министров в 1731-1741 гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 3 (23). C. 38–48.
- Савельева Е.Н. Кабинет министров Анны Иоанновны: дис. … канд. ист. наук. М., 2004. 189 с.
- СИРИО. Т. 105. Бумаги Кабинета министров императрицы Анны Иоанновны 1731–1740 гг. Т. 2. (1733 г.). Юрьев: тип. К. Матисена, 1899. 716 с.
- СИРИО. Т. 108. Бумаги Кабинета министров императрицы Анны Иоанновны 1731–1740 гг. Т. 3. (1734 г.). Юрьев: тип. К. Матисена, 1900. 580 с.
- СИРИО. Т. 113. Бумаги Кабинета министров императрицы Анны Иоанновны 1731–1740 гг. Т. 4. (1735 г.). Юрьев: тип. К. Матисена, 1901. 664 с.
- СИРИО. Т. 124. Бумаги Кабинета министров императрицы Анны Иоанновны 1731–1740 гг. Т. 8. (июль-декабрь 1738 г.). Юрьев: тип. К. Матисена, 1906. 590 с.
- Филиппов А.Н. Кабинет министров и его сравнение с Верховным тайным советом. Юрьев: тип. К. Матисена, 1898. 45 с.