DEVELOPMENT OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE KUIBYSHEV REGION IN 1945-1965.: QUESTIONS OF HISTORIOGRAPHY

Cover Page
  • Authors: Trukhanov R.O.1
  • Affiliations:
    1. федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
  • Issue: No 1 (18) (2021)
  • Pages: 83-89
  • Section: History
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/8877
  • ID: 8877

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the analysis of a promising direction of historical research - the development of the military-industrial complex of the Kuibyshev region after the Great Patriotic War. The article provides a brief overview of the works analyzing the issues of the functioning of the region's military production during the war years, which became the prerequisites for creating a line of research on the post-war development of the region's military industry. The degree of study of the indicated problems in generalizing works devoted to both the history of the entire military-industrial complex of the USSR and the history of the Samara (Kuibyshev) region in the XX century is considered. The directions of special research, touching upon the development of certain branches of the military production of the Kuibyshev region after the Great Patriotic War, are determined.

Full Text

Начало стремительного развития промышленности в Куйбышевской области приходится на период после Великой Отечественной войны. Одной из причин, способствовавшая этому, стало сохранению в регионе после 1945 г. эвакуированных в годы войны предприятий. Начавшаяся «Холодная война» и гонка вооружений повлияли на последующее развитие промышленности. Большая часть заводов и предприятий, располагавшихся в Куйбышевской области, составляли военно-промышленный комплекс – межотраслевую совокупность производств, связанных с разработкой и утилизацией вооружения, а также органов управления этими процессами [1, с. 7]. Цель данной работы – определить степень научной освещенности проблемы развития военно-промышленного комплекса Куйбышевской области в 1945-1965 гг.

В годы Великой Отечественной войны в Поволжье было эвакуировано от 226 до 350 промышленных предприятий [2, с. 217]. Поскольку тема Великой Отечественной войны в исторических трудах начала разрабатываться сразу по ее завершение и до сих пор не потеряла своей актуальности, направление исследований, посвященного проблемам развития промышленности Куйбышевской области в годы войны, появилось еще в советской историографии. В 1966 г. вышел сборник документов времен Великой Отечественной войны, в котором один из разделов посвящен промышленности в Куйбышевской области [3, с. 77-198]. Ввиду существующих в тот период ограничений доступа к источникам, а также в силу идеологических причин, данные материалы не могли полностью раскрыть развитие промышленного производства региона в годы войны. Намного позже, в 2005 г., под научной редакцией Л. В. Храмкова был выпущен специальный сборник, посвященный проблемам военно-промышленного комплекса Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны [4]. Публикация источников позволяет упростить работу исследователей и способствует активизации исследовательской деятельности. Появление в 2000-х гг. сборников, посвященных вопросам военно-промышленного комплекса, вызвано процессом рассекречивания большого числа документов, начавшегося в 1990-х гг.

Одновременно с публикацией исторических источников, появлялись работы, освещавшие вопросы истории развития промышленности Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны. Общий обзор состояния промышленности в 1941-1945 гг. представлен главе «В годы Великой Отечественной войны» коллективной монографии «История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней», под авторством историка Л. В. Храмкова [5, с. 113-157]. Также имеется статья, посвященная военно-промышленному комплексу Поволжья [2]. Вопросы развития машиностроительной отрасли промышленности Куйбышевской области [6] и вклад ученых технических и естественнонаучных дисциплин [7] были изучены историком Г. А. Широков. Производство предприятий авиационной отрасли, располагавшихся в данном регионе, было проанализирована исследователем А. В. Захарченко [8]. В соавторстве с А. И. Репинецким была написана статья, предметом рассмотрения которой была деятельность заключенных Безымянского исправительно-трудового лагеря (Безымянлага) в 1940-1942 гг. [9] Упомянутые исследователи внесли огромный вклад в исследовании истории развития и производства промышленных предприятий Куйбышевской области в годы войны.

Таким образом, можно констатировать популярность у исследователей темы, посвященной развитию промышленности Куйбышевской области времен Великой Отечественной войны. Началом данного направления в исторических исследованиях можно считать 1966 г., когда был выпущен первый сборник документов, в котором содержались некоторые документы, относящиеся к деятельности промышленных предприятий. Последующее развитие это направление получило в 1990-х – 2000-х гг., что связано с отходом от господства марксистко-ленинской идеологии, снятием цензурных ограничений и рассекречиванием архивных документов. Представленные работы заложили предпосылки для появления нового направления в исторических исследованиях, объектом изучения которых стало развитие военного производства Куйбышевской области в послевоенный период.

Военно-промышленный комплекс оказывал влияние на экономику СССР послевоенного периода. Во-первых, гонка вооружений, вызванная «холодной войной», вызывала экстенсификацию и интенсификацию военного производства, темпы которых менялись в зависимости от периодов международной дестабилизации. Во-вторых, колоссальные капиталовложения вынуждали подстраиваться экономическую систему страны под нужды военно-промышленного комплекса, что приводило к уменьшению финансирования иных экономических сфер СССР (в основном, социальной). В-третьих, развитие и усложнение образцов военной техники вызывали потребность в квалифицированных кадрах, что оказывало влияние не систему образования, приводило к развитию науки и технологий. В-четвертых, создание новых рабочих мест за счет открытия новых предприятий и расширения старых, приводило к улучшению благосостояния населения: велось строительство жилья, объектов социальной инфраструктуры (медицинские учреждения, школы и т.п.), образовывались новые населенные пункты и т.д. В-пятых, экспорт продукции, выпускаемой на предприятиях военно-промышленного комплекса, приносил государству доход, а продажа высокотехнологичных видов вооружения, требовавших квалифицированного обслуживания, способствовала установлению экономических отношений со странами-потребителями на несколько лет. Поэтому военно-промышленный комплекс после Великой Отечественной войны был одним из факторов развития экономики СССР, от него зависели не только внешнеполитические отношения, но процессы внутри страны. Промышленность Куйбышевской области после войны стала важной частью военно-промышленного комплекса СССР, поскольку в регионе функционировало несколько авиационных заводов, часть из которых с конца 1950-х гг. занималась производством космических ракет и комплектующих к ним (к примеру, Государственный авиационный завод № 1 (ныне – РКЦ «Прогресс») с 1958 г. производил ракеты семейства Р-7, завод № 276 (до 2011 г. – СНТК им. Н.Д. Кузнецова) разрабатывал ракетные двигатели НК-9, НК-15, НК-19, НК-21, НК-31, НК-33, НК-39, НК-43), а также обслуживавшие их предприятия и научно-исследовательские институты.

Послевоенное развитие военно-промышленного комплекса Куйбышевской области как научное направление берет начало во второй половине 1980-х гг. и продолжает разрабатываться в настоящее время.

Первым обобщающим трудом, располагавшим различными сведениями о производствах г. Куйбышева в период после 1945 г., стала монография Г. А. Широкова «Промышленные рабочие послевоенного Поволжья» [10]. В ней имеются данные о видах и объемах выпускаемой заводами региона продукции, изменении материального положения рабочих и т.д. Автор утверждает, что «в годы первых послевоенных пятилеток в Поволжье был создан мощный промышленно-производственный потенциал: построено свыше ста крупных предприятий и промышленных объектов» [10, с. 120], констатирует рост технического уровня промышленности, увеличение в период с 1945 по 1960 гг. в более чем 1,5 раза промышленно-производственного персонала, улучшение системы подготовки и повышения квалификации рабочих кадров [10, с. 120-121]. В итоге, Г. А. Широков приходит к выводу, что достижения рабочих региона в 1945-1960 г. стали базой для последующего развития Поволжья [10, с. 121]. Данная монография стала первым комплексным исследованием всей промышленности Поволжского региона и Куйбышевской области как неотъемлемой его части. Поскольку этот труд был выпущен в 1987 г., когда ко многим документы не имелось свободного доступа, в нем отсутствуют какие-либо данные о производствах ракетно-космической сферы, без которой невозможно оценить степень развития военно-промышленного комплекса Куйбышевской области.

К началу 2000-х гг., на основе рассекреченных архивных источников, начали появляться работы, объектом изучения которых стал военно-промышленный комплекс всего СССР. Первым таким трудом стала монография Н. С. Симонова «Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление» [11]. В ней рассматриваются основные тенденции развития военного производства в СССР с 1920-х до начала 1960-х гг., приводятся статистические данные, исследуется структура управления военно-промышленного комплекса СССР и др. В данной монографии имеются некоторые факты, относящиеся к промышленности Куйбышевской области. К примеру, автор, рассуждая о конверсионном потенциале ряда научно-технических разработок военной техники, приводит пример с освоением на авиационном заводе в г. Куйбышеве серийного производства самолета Ту-95К и созданного на его основе Ту-114 [11, с. 29]. Данный труд дает представление о развитии всего военно-промышленного комплекса СССР за большой промежуток времени. Однако это приводит к обобщению или вовсе игнорированию некоторых фактов, что в итоге может привести к искажению реальной картины развития. Еще один автором, анализировавшим проблему развития и функционирования военно-промышленного комплекса СССР, является И. В. Быстрова [12]. В ее монографии также можно найти сведения, относящиеся к производствам, составлявшим военно-промышленный комплекс Куйбышевской области. В отличие от труда Н. С. Симонова, хронологические рамки данного исследования охватывают послевоенный период (1945-1964 гг.), что позволяет более внимательно рассмотреть проблемы развития военного производства СССР.

В обобщающих работах по истории Самарской области также содержатся данные о военно-промышленном комплексе Куйбышевской области. В вышедших в конце 1990-х – начале 2000-х гг. в коллективных монографиях «Самарская летопись» [13] и «История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. XX век» [5], были определены направления развития послевоенного производства: постепенный переход к автоматизации процессов, внедрения механизмов программного управлениях, поступление новейшего на то время оборудования, освоения новых типов изделий [5, с. 162]. Сведения о характере, темпах роста промышленного производства Куйбышевской области и др. представлены в коллективной монографии «Элиты Самарской (Куйбышевской) области в 1960-1990-е годы. Очерки истории» [14]. В частности, в ней повествуется, что в период деятельности председателя Куйбышевского областного исполнительного комитета и Первого секретаря Куйбышевского обкома КПСС А. С. Мурысева происходило перепрофилирование для выпуска ракетной техники и баллистических ракет заводов «Прогресс», п/я 32, п/я 81, а также Сызранского завода тяжелого машиностроения [14, с. 94]. Также приводятся сведения о росте в 103% промышленного производства области в 1962 г. Авторы объясняют повышение экономических показателей «ролью личности» А. С. Мурысева [14, с. 95].

Таким образом, имеется ряд обобщающих работ, в которых содержатся данные, относящиеся к военно-промышленному комплексу Куйбышевской области. В исследованиях, посвященных изучению военно-промышленного комплекса СССР, имеются лишь фрагментарные сведения о состоянии военного производства в Куйбышевской области. Данные труды важны для исследования военно-промышленного комплекса региона ввиду наличия в них анализа общих тенденций развития военного производства СССР после Великой Отечественной войны, которые проявлялись в региональной промышленности. В работах, рассматривающих историю Куйбышевской (Самарской) области, также имеется информация о характере промышленного производства, его специфике, экономических показателях и направлениях развития в 1945-1965 гг. К недостаткам можно отнести поверхностный характер исследований, отсутствие глубокого анализа деятельности отдельных заводов военно-промышленного комплекса, что иногда приводит к некоторому упрощению понимания процессов развития. Их наличие можно объяснить сложностью и неразработанностью исследовательского направления, а также колоссальным объемом данных, которые требуют научного анализа.

Появление направления специальных работ, предметом рассмотрения которых являются отдельные отрасли военно-промышленного комплекса и проблемы его развития, приходится на вторую половину 2000-х гг. Их можно разделить на несколько групп. Первая группа представлена работами, посвященными ракетно-космической отрасли Куйбышевской области. Во второй группе работ рассматривается проблема авиационной отрасли в регионе. Третья группа содержит работы, анализирующие экономические вопросы военно-промышленного комплекса. Четвертая группа представлена исследованиями, освещающими подготовку кадров для производств военно-промышленного комплекса Куйбышевской области.

К первой группе относятся труды, посвященные проблеме развития ракетно-космической отрасли военно-промышленного комплекса Куйбышевской области. В 2016 г. вышла статья В. Н. Парамонова [15], в которой выявлены предпосылки появления данной отрасти в регионе и представлен краткий обзор истории развития предприятий. Также автор констатировал недостаточную научную проработанность данной темы [15, с. 1]. В ней впервые была обозначена новая научная проблема – ракетно-космическое производство в Куйбышевской области. Более глубокий и детальный анализ вопросов формирования и производственной деятельности предприятий и учреждений ракетно-космической отрасли представлен в кандидатская диссертация А. В. Белкина [16]. Автор приходит к выводу, что с конца 1950-х гг. в Куйбышевской области сформировался комплекс производств, который стал главным центром производства ракет для пилотируемых ракет СССР [16, с. 196]. Данные работы охватывают хронологический период с 1958 г. по 1974 г., верхняя хронологическая граница объясняется тем, что 30 июня 1974 г. в г. Куйбышеве было образовано Центральное специализированное конструкторское бюро (ЦСКБ) [15, с. 2; 16, с. 5], что означало завершение стадии формирования целого комплекса производств на территории Куйбышевской области, основная деятельность которых заключалась в разработке и производстве ракет для космических и военных целей. Данные работы значимы для изучения вопросов развития военно-промышленного комплекса Куйбышевской области, поскольку это единственные научные труды, посвященные ракетно-космической отрасли региона, которая, безусловно, была основной в экономике Куйбышевской области.

Вторую группу составляют работы, предметом изучения которых является авиационная отрасль. Большой вклад в изучение данной проблематики внесли такие авторы, как Е. И. Подрепный, А. М. Судариков. Данные об объемах произведенных на куйбышевских авиастроительных заводах самолетов Ту-4, Ту-65, Ту-95 представлены в работах А. М. Сударикова [17]. Исследователь Е. И. Подрепный в своих статьях рассматривает вопросы, связанные с изготовлением самолетов МиГ-9, МиГ-15, Ту-4, Ту-16, повествует о начале освоения производства самолетов дальней авиации, в том числе и предприятиями Куйбышевской области [18, 19]. Стоит отметит, что в своей статье «Развитие отечественных самолетостроительных заводов в условиях "Холодной войны" (1946–1950-е годы)», автор обратил внимание на то, что куйбышевский завод № 1, при запуске производства самолета Ту-16, применил практику обучения рабочих на ведущем заводе в г. Казани по специальной методике, включавшей самостоятельное изготовление рабочими изучаемых деталей [19, с. 31-32]. Данные работы представляют информацию о продукции авиационных заводах Куйбышевской области, объемах ее производства и повествуют о некоторых решениях проблемы повышения квалификации работников за счет их направления на заводы, которые имели опыт производства самолетов, и разработки особых программ подготовки. В этой связи приведенные работы важны для разработки проблемы развития военно-промышленного комплекса Куйбышевской области.

Третья группа представлена работами, раскрывающими экономические проблемы военно-промышленного комплекса. Большой вклад в исследовании объемов производства, стоимости продукции, выпускаемых предприятиями ракетно-космической отрасли в период 1945-1962 гг., внес А. В. Буданов [20, 21]. Помимо этого, автор обращает внимание на проблемы снабжения сырьем предприятий данной отрасли [22]. Приведенные им в статьях данные о динамике стоимости ракет серии Р-7 и Р-7А, которые производились на предприятиях г. Куйбышева, позволяют сделать выводы о развитии военно-промышленного комплекса региона. Особого внимания заслуживают работы историка М. Ю. Мухина. Большая их часть посвящена финансовым вопросам в авиастроительной отрасли. В ряде статей достаточно подробно представлены сведения о стоимости самолетов и их агрегатов, производимых куйбышевскими предприятиями. Большое количество сопоставительных и сравнительных таблиц (к примеру, цены на транспортировку произведенной продукции, себестоимости изделий и пр.) значительно упрощает восприятие информации [23, 24]. Также автор говорит о дефиците сырья на производствах и приводит конкретный пример с металлургическим заводом № 511 г. Куйбышева, где имелись проблемы, вызванные задержкой поставок алюминия, вследствие чего производство было загружено неполностью, и оно не могло выпускать продукцию по плану [25, с. 268]. Данный факт также позволяет сделать определенные выводы о развитии военно-промышленного комплекса Куйбышевской области.

Четвертая группа исследований представлена работами, посвященными вопросам подготовки кадров для предприятий военно-промышленного комплекса. В нескольких статьях историк Н. Ф. Банникова раскрывает вопросы сотрудничества технических вузов и промышленных предприятий г. Куйбышева [26], освещает тему функционирования научно-исследовательских институтов, работа которых была направлена на развитие производств военно-промышленного комплекса [27]. Данная проблема также прорабатывалась совместно с П. С. Лебединским [28].

Таким образом, можно прийти к следующим выводам. Постановка исследовательской проблемы развития военно-промышленного комплекса Куйбышевской области произошла в конце 1980-х гг. с появлением первой монографии, посвященной положению промышленных рабочих в Поволжье в период после Великой Отечественной войны. Далее, в 1990-х – начале 2000-х гг. появились обобщающие труды по истории Самарского края, в которых содержалась фрагментарная и по большей части обзорная информация о куйбышевских предприятиях военной промышленности. Уже во второй половине 2000-х гг. появился ряд работ, исследовавших вопросы формирования и деятельности заводов по производству военной техники в годы Великой Отечественной войны, тем самым сложились предпосылки для изучения развития военно-промышленного комплекса Куйбышевской области в послевоенный период. Немногочисленные специальные работы, посвященные данной проблематике, освещают лишь некоторые вопросы развития промышленности по отдельным отраслям, без анализа положения военно-промышленного комплекса в целом. В итоге, можно утверждать, что данная тема освещена в научной литературе недостаточно и является перспективной для последующего изучения.

×

About the authors

Roman O. Trukhanov

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Author for correspondence.
Email: trukhanov.r@yandex.ru
Russian Federation, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34

References

  1. Быстрова И. В. Военно-промышленный комплекс СССР: исторический опыт развития // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2015. № 3. С. 7-11.
  2. Храмков Л. В. Военно-промышленный комплекс Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 5-3 (55). С. 215-221.
  3. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Документы и материалы. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1966. 447 с.
  4. Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): Сборник документов. Самара: Самарский Дом печати, 2005. 304 с.
  5. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. XX век (1918-1998). М.: Наука, 2000. 232 с.
  6. Широков Г. А. Машиностроительный комплекс куйбышевского Поволжья в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. // Российская государственность: от истоков до современности. материалы Международной научной конференции, приуроченной к 1150-летию российской государственности. Поволжский филиал Института Российской Истории РАН, Министерство образования и науки Самарской области, Самарский Научный центр РАН. 2012. С. 230-233.
  7. Широков Г. А. Научные изыскания ученых технических и естественных наук во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 1. С. 84-87.
  8. Захарченко А. В. Авиационный арсенал Поволжья: размещение, производство, модернизация в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2016. Т. 18. № 3. С. 103-114.
  9. Захарченко А. В., Репинецкий А. И. Узники Безымянлага: состав, трудовая деятельность (1940-1942 гг.) // Вестник архивиста. 2006. № 4-5. С. 116-137.
  10. Широков Г. А. Промышленные рабочие послевоенного Поволжья, 1945-1960 гг. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1987. 141 с.
  11. Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. 336 с.
  12. Быстрова И. В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы холодной войны (вторая половина 1940-х-начало 1960-х гг.). М., 2000. 361 с.
  13. Самарская летопись: Очерки истории Самарского края с древнейших времен до наших дней. В 3 кн. / Под ред. П. С. Кабытова, Л. В. Храмкова. Кн. 3. Самарский край в ХХ веке (1918-1996 гг.). Самара: Самарский университет, 1998. 264 с.
  14. Элиты Самарской (Куйбышевской) области в 1960-1990-е годы. Очерки истории: коллективная монография / под ред. П. С. Кабытова. Самара: Самарский университет, 2014. 240 с.
  15. Парамонов В. Н. К истории формирования Куйбышевского ракетно-космического промышленного комплекса // Гуманитарный вестник. 2016. №2 (40). С. 1-15.
  16. Белкин А. В. Формирование и производственная деятельность Куйбышевского (Самарского) научно-промышленного ракетно-космического комплекса в 1958-1974 гг. Дис. … кан. ист. наук. Самара, 2017. 220 с.
  17. Судариков А. М. Ученые ВПК Ленинграда и создание советского ракетно-ядерного щита // Труды экономического и социально-гуманитарного факультета. 2011. С. 232-246.
  18. Подрепный Е. И. Отечественный авиапром и модернизация самолетного парка дальней авиации в годы первой послевоенной пятилетки // Клио. 2015. № 4 (100). С. 108-112.
  19. Подрепный Е. И. Развитие отечественных самолетостроительных заводов в условиях "Холодной войны" (1946–1950-е годы) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2018. № 1. С. 20-34.
  20. Буданов А. В. Объем производства ракетной техники накануне карибского кризиса // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки. 2018. № 3 (31). С. 65-74.
  21. Буданов А. В. Проблемы финансирования ракетостроительной отрасли СССР накануне Карибского кризиса // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. С. 91-97.
  22. Буданов А. В. Особенности системы снабжения ракетной промышленности СССР накануне Карибского кризиса // Вестник СПбГУ. История. 2020. Т. 65. Вып. 1. С. 212-216.
  23. Мухин М. Ю. Деньги и самолеты в дни войны и мира : проблема финансовых взаимо-отношений военного ведомства и авиапромышленности в 1941-1950 гг. // Труды Института российской истории РАН. 2019. № 15. С. 252-261.
  24. Мухин М. Ю. Финансовые взаимоотношения авиационной промышленности и военного ведомства в 1945-1950 гг. // Российская история. 2018. № 1. С. 70-78.
  25. Мухин М. Ю. Металл для авиапрома. Проблема обеспечения советской авиапромышленности конструкционным металлом в 1921-1964 гг. // Экономическая история: ежегодник. 2020. С. 243-278.
  26. Банникова Н. Ф. Сотрудничество технических вузов и промышленных предприятий г. Куйбышева в 1950-е годы // Управление движением и навигация летательных аппаратов. Сборник трудов XIX Всероссийского семинара по управлению движением и навигации летательных аппаратов. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева. 2017. С. 110-113.
  27. Банникова Н. Ф. Из истории становления Куйбышевского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института авиационных материалов (1959-1965 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. Т. 8. № 3. С. 815-823.
  28. Банникова Н. Ф., Лебединский П. С. Становление и развитие отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций куйбышевской области (конец 1950-х – начало 1960-х гг.) // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С. П. Королёва. 2006. № 3 (11). С. 72-78.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies