Professional interaction of the social work specialist as a leading activity
- Authors: Aslanyan V.L.1
-
Affiliations:
- Samara University
- Issue: No 1 (16) (2020)
- Pages: 226-231
- Section: Psychology
- Published: 15.12.2020
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9287
- ID: 9287
Cite item
Full Text
Abstract
The article is devoted to the problem of the formation of skills of professional interaction of a social work specialist. In order to solve this problem, the professional activity of a social work specialist was analyzed from the perspective of a behavioral, humanistic, integrated approach, which revealed the need to highlight the methodological foundations of the professional work of a social work specialist, including mission, goal, principles and functions. As a result of a generalization of the methodological foundations of the professional activity of a social work specialist, they came to the conclusion about professional interaction as the leading activity of a social work specialist. The result of the study was the developed concept of «professional interaction of a social work specialist».
Keywords
Full Text
В настоящее время возрастает актуальность исследований в области социальной работы, что объясняется нестабильной социально-экономической ситуацией в российском обществе, изменениями в функционировании социума и трансформацией социального пространства. Кроме того, динамичное развитие системы социальных служб, реализация инновационных социальных программ и проектов обуславливает рост влияния института социальной работы на общественные процессы, а увеличение частоты и усиление значимости взаимодействий в современном обществе являются факторами, без учета которых не обойтись при обеспечении общественного благополучия.
Высокая научная и практическая значимость взаимодействия специалиста социальной работы в процессе профессиональной деятельности представлена в научных исследованиях А. В. Лейфа, Н. М. Полевой [1], Е. С. Пайгиной [2] и других. Исследователь В. В. Горшкова [3] отмечает диалогичность профессионального взаимодействия специалиста социальной работы и определяет диалог как отдельную технологию. Кроме того, значимость профессионального взаимодействия обусловлена самой практической деятельностью специалиста. Так, в профессиональном стандарте специалиста социальной работы представлены необходимые умения и трудовые действия в контексте тех или иных трудовых функций, в которые четко отражают необходимость овладения умениями и навыками профессионального взаимодействия: «обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации», «организовывать взаимодействие специалистов в процессе реализации социальных услуг и мер социальной поддержки», «осуществлять взаимодействие в вопросах социального обслуживания граждан-получателей социальных услуг с учреждениями здравоохранения, культуры, образования, и их учредителями, а также благотворительными и религиозными объединениями общественными организациями» [4].
Проблема исследования обусловлена различными противоречиями в теории и практике социальной работы. Во-первых, анализ научной литературы показывает, что недостаточно теоретически разработано определение профессионального взаимодействия, во-вторых, противоречие в практике социальной работы обусловлено необходимостью осуществления взаимодействия в рамках профессиональной деятельности специалиста по социальной работе и недостаточным владением умениями и навыками профессионального взаимодействия.
Условия и методы исследования
В данном исследовании предпринята попытка обосновать профессиональное взаимодействие как ведущую деятельность специалиста социальной работы и актуализировать подготовку будущих специалистов социальной работы к профессиональному взаимодействию.
Базой нашего исследования является кафедра теории и технологии социальной работы социологического факультета социально-гуманитарного института федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева».
На первом этапе исследования с целью обоснования профессионального взаимодействия как ведущей деятельности нами были проанализированы методологические основания деятельности специалиста социальной работы.
Второй этап, включающий в себя контент-анализ рабочих программ учебных дисциплин, рабочих программ практик и фондов оценочных средств по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (профиль «Социальная работа») 2016 и 2019 года набора очной формы обучения, был направлен на выявление единиц анализа с целью актуализации подготовки будущих специалистов социальной работы к профессиональному взаимодействию.
Результаты и их обсуждение
Для выявления профессионального взаимодействия как ведущей деятельности специалиста социальной работы важно определить особенности самой профессиональной деятельности специалиста.
За период профессионализации социальной работы обозначилась актуальность не только проблем становления и развития профессиональной деятельности, но проблема развития и формирования личностных качеств профессионала, определение особенностей его деятельности, готовности к ней (Н. М. Платонова, В. Н. Келасьев, А. Н. Смирнова) [5]. Это подчеркивают и американские ученые – А. Пинкус и А. Минахан, определяя социальную работу как вид профессиональной деятельности, в которой реализация моральных принципов осуществляется более напряженно и сложно чем во многих других профессиях» [6, с.56].
Одна из основательниц социальной работы М. Э. Ричмонд сформулировала понятие социальной работы следующим образом: «... это искусство делать разные виды совместной деятельности (социального работника и клиента), направленных на одновременное улучшение ситуации клиента и общества» [7, c.141]. Отметим, что в зарубежной науке давно сложились теоретические подходы к пониманию социальной работы, остановимся на некоторых наиболее точно характеризующих суть социальной работы как профессиональной деятельности.
Бихевиористский подход признает взаимное влияние поведения человека и событий, происходящих в его жизни, то есть в этом случае профессиональная деятельность специалиста социальной работы направлена на поведенческие реакции клиента, и вмешательство определено ресурсами личности и ее окружения, а также основано на диагностике ситуации, прогнозировании результатов и предложении способов их достижения.
В рамках гуманистического подхода (К. Роджерс) деятельность специалиста социальной работы включает в себя создание условий, базирующихся на выстраивании доверительных отношений с клиентом, ключевой ценностью выступает личность, которая обладает правом на помощь со стороны субъектов социальной работы без дискриминации по каким-либо основаниям. Гуманистические идеалы ориентируют специалистов социальной работы к взаимодействию с клиентами/социальными группами, поощряя их к сотрудничеству.
Необходимость комплексного подхода в социальной работе была обусловлена особенностями профессиональной деятельности специалистов социальной работы, вытекающих, с одной стороны, из характера этой деятельности – она полинаправлена (социальная работа в сфере образования, здравоохранения, в пенитенциарной системе, иных сферах жизнедеятельности и с различными категориями граждан); полифункциональна (специалист социальной работы выполняет различные функции – диагностическая, информационная, воздействующая и другие, а также принимает такие роли, как «посредник», «адвокат», «воспитатель», «консультант» и т.д.); полидеятельностна (в процессе осуществления профессиональных функций специалист социальной работы решает задачи по социальной адаптации, социальной реабилитации, социальной профилактике и т.д.), с другой стороны, из предназначения социальной работы, заключающегося реализации решений социальной политики государства. Следовательно, комплексный подход позволяет выстроить некую универсальную концепцию, которая может стать фундаментом для столь сложной деятельности.
Многообразие подходов отражается и в методологических основаниях профессиональной деятельности специалиста социальной работы, к которым относим миссию, цель, принципы и функции.
Миссию социальной работы в общецивилизационном значении можно определить как «гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам, находящимся в трудной ситуации жизнедеятельности» [8, с.45]. В данном определении акцент сделан на важности отношений межу людьми, их качестве и необходимости содействия в их гармонизации.
Из определения миссии социальной работы как профессиональной деятельности следует, что основным условием её достижения может стать профессиональное взаимодействие специалиста социальной работы с клиентом/социальной группой и другими субъектами по поводу трудной жизненной ситуации, позволяющее глубже проанализиро-вать причинно-следственные связи и более целенаправленно, со знанием всех особенностей ситуации подойти к поиску оптимального решения и совместных действий по выходу из трудной жизненной ситуации.
Трактовка цели профессиональной деятельности специалиста социальной работы определяет особенности этапов взаимодействия с клиентом/социальной группой и всеми субъектами социальной работы. Это подчеркивает исследователь Н. Б. Шмелева, которая цель социальной работы определяет как «…взаимодействие между отдельными людьми и обществом с тем, чтобы улучшить качество жизни для всех» [9, с. 229]. В свою очередь, уровневый подход к целеполаганию в социальной работе позволяет определить два уровня целей в работе с индивидом: первый уровень – цель-максимум, включающая в себя помощь в развитии человека и активизацию его личных ресурсов для самостоятельного разрешения возникшей проблемы; второй уровень – цель-минимум, заключающаяся в содействии клиенту в выходе из трудной жизненной ситуации, удовлетворении базовых потребностей. Таким образом, можно отметить не только значимость процесса целеполагания во взаимодействии между специалистом и клиентом/социальной группой, но и ключевую роль взаимодействия в реализации цели, независимо от уровня и характера трудной жизненной ситуации.
Стоит отметить, что любой подход подразумевает ряд принципов, без которых реализация цели невозможна. Так, к ведущим принципам социальной работы можно отнести: принцип клиентоцентризма, принцип беспристрастности, принцип конфиденциальности, принцип конгруэнтности, принцип позитивно ориентированной активности, принцип опоры на ресурсы клиента, принцип рефлексии. В своей совокупности реализация данных принципов в процессе деятельности специалиста социальной работы свидетельствует о взаимодействии как о ведущей деятельности.
Сущность профессионального взаимо-действия специалиста социальной работы раскрывается в его функциях, среди которых можно выделить следующие: диагностическая, позволяющая определять причины возникновения проблемной ситуации клиента, организовывать дальнейшую стратегию совместных действий, подбирать адекватные уровню клиента средства информации и воздействия; информационная, делающая возможным обмен профессионально значимой информацией, которая определяет дальнейшие профессиональные действия специалиста по отношению к клиенту; воздействующая, связанная с изменением состояния, поведения клиента, трансформацией ценностей; самопрезентативная, определяющая потенциал специалиста по формированию стабильного положительного представления у клиента; регулятивная, использующая профессиональные средства сознательной регуляции своего поведения и поведения клиента; организационная, осуществляющая непосредственное взаимодействие с клиентами и коллегами; побудительная, активизирующая ресурсы клиента и мотивирующая его к деятельности по самопомощи; фасилитативная, способствующая управлению ситуацией с целью оказания помощи клиенту по выходу из трудной жизненной ситуации.
Таким образом, анализ методологических оснований социальной работы как профессиональной деятельности – миссия, цель, принципы, функции – показал, что ее особенностью выступает профессиональное взаимодействие как ведущая деятельность специалиста социальной работы (рис. 1).
В результате мы пришли к выводу о том, что профессиональное взаимодействие специалиста социальной работы – это сложный процесс, направленный на установление сотрудничества с клиентом/социальной группой для выхода из трудной жизненной ситуации, который базируется на диалоговых основаниях, способствующих развитию межу его участниками субъект-субъектных отношений.
Рис. 1. Методологические основания деятельности специалиста социальной работы
Таблица 1
Результаты контент-анализа
Единица анализа | РПД, РПП и ФОС (набор 2016 г.) | РПД, РПП и ФОС (набор 2019 г.) | ||
Всего (слов) | % от ядра | Всего (слов) | % от ядра | |
Взаимодействие | 585 | 22 | 483 | 20 |
Сотрудничество | 22 | 1 | 112 | 5 |
Диалог | 137 | 5 | 77 | 3 |
Коммуникация | 18 | 1 | 9 | 0,3 |
Итого | 726 | 29 | 681 | 28,3 |
Вторым этапом исследования стал контент-анализ 173 рабочих программ дисциплин (РПД) и рабочих программы практик (РПП) вместе с фондом оценочных средств (ФОС) направления подготовки 39.03.02 Социальная работа (профиль «Социальная работа») 2016 и 2019 года набора очной формы обучения. Контент-анализ был направлен на выявление представленности таких единиц анализа как «взаимодействие», «сотрудничество», «диалог» и «коммуникация», которые характеризуют сущность профессионального взаимодействия специалиста социальной работы (табл. 1).
Из таблицы видно, что процент данных слов от общего числа ключевых слов (от ядра) незначителен как в образовательных документах 2016, так и 2019 годов набора. Единица анализа «взаимодействие» является самой многочисленной при этом, если подсчитывать процент от общего числа слов в тексте, то он будет составлять значение, приближённое к нулю. Это может говорить о том, что в рамках процесса подготовки по ряду дисциплин стабильно присутствует блок, связанный с профессиональным взаимодействием, однако ему уделена незначительная часть содержательных моментов, что показал анализ контекста употребления представленных в табл. 1 единиц анализа.
Таким образом, результаты контент-анализа подчеркнули актуальность формирования навыков профессионального взаимодействия специалиста социальной работы, начиная с этапа его подготовки к профессиональной деятельности.
Заключение
Результаты исследования продемонстрировали особенность профессиональной деятельности специалиста социальной работы, заключающуюся в определении профессионального взаимодействия как ведущей деятельности. Анализ сущности социальной работы как профессии, характеристика методологических оснований профессиональной деятельности специалиста социальной работы, контент-анализ рабочих программ учебных дисциплин, рабочих программ практик и фондов оценочных средств по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (профиль «Социальная работа») позволил прийти к выводу о том, что профессиональное взаимодействие специали-ста социальной работы – это сложный процесс, направленный на установление сотрудничества с клиентом/социальной группой для выхода из трудной жизненной ситуации, который базируется на диалоговых основаниях, способствующих развитию межу его участниками субъект-субъектных отношений.
About the authors
Victoria Levovna Aslanyan
Samara University
Author for correspondence.
Email: aslanyan.vl@ssau.ru
graduate student of the Sociological Faculty of the Samara University
Russian Federation, 443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34