THE SYMBOLISM OF E. ZAMYATIN'S NOVEL «WE»


Cite item

Full Text

Abstract

The article briefly presents the results of the study, the purposes of which consist in  denoting the symbolism of E. Zamyatin's novel "We", as well as identifying unique symbolic meanings and the process of reassigning symbols. This article examines the main groups of symbols presented in the novel "We" by E. Zamyatin, their functions, and also defines the meanings of specific symbols in the context of the main idea of the book.

Full Text

В настоящее время данная проблема изучена слабо. Несмотря на интерес к произведению оно воспринимается порой слишком поверхностно, как «одна из многих антиутопий». Работ, направленных на исследование такой важной структурной составляющей текста как символ недостаточно для оценивания значимости и новаторства этого произведения. В современном мире еще требуется анализ произведения и осмысление скрытых смыслов, которые автор зашифровал с помощью символов. Целью нашего исследования является не только обозначить символику романа, но и увидеть новые значения символов, проследить процесс переназначивания символов, подмены их значений.

Условия и методы исследования

Для определения понятия символ в данной работе сформулировано несколько возможных подходов. Так, в энциклопедическом словаре (1890 г.): «Символ греч. слово позже стало означать у греков всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для известной группы лиц» [1]. В словаре 1904 г. в определении уделяется внимание и подчеркивается другая сторона символа «знак, то же, что пароль, употребляется также в смысле чувственного образа: чувственное представление, посредством которого само по себе не чувственное, а абстрактное представление (мысль) становится доступным созерцанию. В широком философском смысле символ «понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать (в контексте социокультурных аксиологических шкал) идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия» [2]. Таким образом, мы можем определить символ как образно представленную идею или вид идеи, представленной образом. А. Белый выразил эту мысль следующими словами: «Символизм – это метод изображения идей в образах» [3]. А. А. Хаузер определил символ как сверхдетерминированный образ. «Символ есть в сущности сверхдетерминированный образ, действие которого покоится на разнообразии и на явной данной неисчерпаемости элементов его содержания… Из всего этого следует, что символ не коренится в одной и той же прослойке духа и не может двигаться только в одной плоскости душевной жизни, он должен скорее быть сверхдетерминированным» [4]. Образная форма символического выражения направлена в своей сути на широчайший спектр ассоциативных возможностей. Она – наиболее адекватная форма представления в символе идеи.

Говоря о романе «Мы» как об антиутопии, в данной работе мы опираемся на определение С. Г. Шишкиной, считая, что антиутопия – это «интертекстуальный литературный жанр, дискурс которого отличается своеобразно смоделированным хронотопом и направлен на выяснение соотношений внутри триады «человек – цивилизация – общество» с отрицанием возможности реализации утопических идеалов при условии нарушения баланса и гармонии между социумом и его нравственным наполнением» [5].

Результаты и их обсуждение

Наше исследование показывает, что числа в романе Е. Замятина «Мы» имеют важное символическое значение и используются как в описании быта, так и для шифровки скрытых смыслов.

Числа помогают автору полнее раскрыть математичность образа жизни населения Единого государства, «твердого числового мира». Так, главный герой Д-503 мыслит числами, всегда старается указать точное время, с помощью чисел он пытается объяснить все, даже свое внутренне состояние. Например, он говорит, что «теряет цифроощущение», а когда его захватывают неведомые ему доселе чувства, он обращается именно к цифрам, надеясь, что они спасут: «Ровно в 11.45: я тогда нарочно взглянул на часы – чтоб ухватиться за цифры – чтоб спасли хоть цифры» [6].

Для исследования числовой символики романа наибольший интерес представляют числа, несущие в себе скрытое значение.

Так, например, число 13, ассоциирующееся у многих с неблагополучием, неприятностями, является «ключевым шифром романа».

Число 13 встречается в именах почти всех главных героев. В имени поэта R-13 это число ничем не завуалировано и указывает на его тайную причастность к обреченным бунтовщикам.

Также почти явно число 13 присутствует в нумере главной искусительницы, возглавляющей заговорщиков – I-330. Здесь число 13 образуется визуально при соединении латинского I и первой тройки номера. Число 13 следует за ней по пятам и всегда символизирует очередной шаг в бездну.

Нумер главного героя, автора записей, тоже содержит в себе число 13. Д-503 – если вспомнить, что положение буквы Д в русском алфавите соответствует цифре 5, то при сложении ее с числами нумера получится 13.

Героя лишают души в аудиториуме со скрытой символикой числа 13 (аудиториум 112), и это апогей трагедии, к которому неизбежно вело это число: «В тот вечер моего соседа, открывшего конечность Вселенной, и меня, и всех, кто был с нами, -- взяли в ближайший аудиториум (нумер аудиториума -- почему-то знакомый: 112). Здесь мы были привязаны к столам и подвергнуты Великой Операции» [6].

Примечательно, что и у S-4711, двойного агента, цифры нумера в сумме также составляют 13. Это тоже иллюстрирует его непокорность и обреченность при этом.

Число 13 несет в себе угрозу, оно маркирует моменты наибольшей опасности.

Другие числа в романе также имеют свою символику. Так, число 9 в нумере героини О-90 отражает полноту ее душевного мира, некую завершенность, сформированность героини, как женщины.

Количество записей в романе – 40, что символизирует неизбежное отделение души от самого героя, что и происходит в конечном итоге. На 40-ом конспекте у главного героя пропадает душа, он умирает как личность.

Число 12 несет в себе значение завершения цикла, пути. Именно на 12 часов назначена решающая операция бунтовщиков: «И ровно в 12 -- запомни, -- когда прозвонят к обеду и все пройдут в столовую, мы останемся в коридоре, запрем всех в столовой -- и "Интеграл" наш...» [6].

Число 0 символизирует идеалы Единого Государства. Человек, душа, чувства – все это должно быть сведено к нулю: «…как движение аэро и его скорость: скорость аэро = 0, и он не движется; свобода человека = 0, и он не совершает преступлений» [6].

Также в нашем исследовании выявлено, что имена героев в романе имеют ряд символичных функций. В целом именами их назвать нельзя, это некие шифры.

Нумер главного героя и автора дневника - Д-503. Буква Д символизирует здесь то, что персонаж твердо стоит на ногах, в начале произведения он свято верит в идеологию Единого государства, а в конце, после неких колебаний, он теряет душу и еще больше уверяется в правильности этой идеологии. В звуке [д] слышится определенность, однозначность, тем более первое слово, которое приходит в голову при виде буквы Д – это слово «да».

I-330 – главная героиня романа и лидер оппозиции. Латинская буква I в ее номере символизирует индивидуализм этой героини. Не зря I с английского переводится как «я». Кроме того, поскольку эта буква не русская, то она еще и этим символизирует нечто другое, чужое. Более того, символическое значение буквы I в имени героини заключается и в том, что ее протест так же неустойчив, как и сама буква I.

Интересна символика буквы О в имени возлюбленной главного героя О-90. Образ героини завершенный, у нее есть четкая цель – стать матерью, и она ее достигает. Именно эту гармоничность и символизирует буква О в ее имени. Также можно провести параллель между буквой О и химическим элементом, который она обозначает, кислородом. Без кислорода жизнь на земле невозможна, и именно символ надежды закладывается в имя героини, которая, несмотря на запрет решается стать матерью и в итоге уходит за Зеленую стену.

Буквы в именах второстепенных персонажей также представляют интерес для исследования символики.

Так, друг главного героя, поэт имеет нумер R-13. Звук [р] – громкий, резкий, грубый, как и речь поэта: «R-13 говорит захлебываясь, слова из него так и хлещут, из толстых губ – брызги; каждое "п" – фонтан, "поэты" – фонтан» [6]. Буква R в первую очередь вызывает ассоциацию с перевернутой буквой Я, что символизирует некую двойственность персонажа и, опять же, отсылает к ценностям индивидуализма.

Двойной агент, работник Бюро Хранителей S-4711 даже внешнее характеризуется как «двоякоизогнутый». Буква S в его нумере – символ его двуличности. Ассоциация буквы S со змеей является символом лжи, предательства, лицемерия.

Также в ходе исследования выявлено, что Е.И. Замятин широко использует цветообразы в системе идейно-художественных и выразительных средств.

Так, например, розовый цвет в романе в первую очередь используется для характеристики героини О-90, с которой встречается главный герой: «…и розовое О – рот -- раскрыт навстречу каждому моему слову»; «– Да, чудесно. Весна, – розово улыбнулась мне О-90»; «…она так очаровательно-розово слушала; «…розовый серп – милые губы О»; «…недаром же три года назад мы с ним вместе выбрали эту милую, розовую О» [6].

В целом в романе всё, что описывается с помощью этого цвета имеет значение нежности, мягкости. Розовый цвет ассоциируется с романтикой, симпатией, влюбленностью. Когда Д-503 влюблен, он описывает пейзаж именно в розовых красках: «На заре проснулся -- в глаза мне розовая, крепкая твердь» [6].

Рядом с розовым цветом стоит назвать красный. Красный цвет в романе – это символ силы, страсти, чего-то яростного и великого. Так, например, описывая испытания Интеграла, автор использует этот цвет: «И – ничего: только лужа химически чистой воды, еще минуту назад буйно и красно бившая в сердце...» [6].

С помощью красного цвета описывается и I-330, являющаяся объектом вожделения для Д-503: «...она отпивает красными губами и подает мне»; «дикий огонь глаз» [6].

Красный цвет также используется для характеристики состояния персонажей. Так, с помощью этого цвета показывается ярость или страсть: «Мембрана все еще дрожала. Молот бил там -- внутри у меня -- в накаленные докрасна прутья»; «Жабры вздулись кирпично-красно, потом опали, посерели» [6].

Важно отметить, что еще красный цвет используется при упоминании древних людей, диких и свободных. «…люди – красные от пота, брыкаясь и хрипя, карабкались веками» [6]. Главным их преимуществом была горячая, красная кровь, которую удалось сохранить немногим выжившим, оставшимся за Зеленой Стеной: «Они обросли шерстью, но зато под шерстью сберегли горячую, красную кровь» [6].

Главным же цветом прошлого, дикости, вольности в романе является желтый. Для характеристики многих вещей из прошлого используется именно этот цвет: старинное ярко-желтое платье, желтый Будда, желтая медовая пыль цветов с диких невидимых равнин, старуха, сидящая у Древнего Дома.

Желтый – цвет воли, перемен. Поэтому, оказавшись за Стеной, Д-503 несомненно столкнулся с многообразием желтого цвета: желтый, как череп, камень, желтые, сожженные солнцем травы, голые, желтые, всклокоченные люди.

Несомненно, желтый цвет связан с персонажем I-330: шафранно-желтое, древнего образца платье – это ее отличительный атрибут и символ бунта.

Желтый цвет выражает негативные, болезненные эмоции Д-503. Когда рядом нет I-330, герой страдает и тогда в описании его дней начинает преобладать желтый цвет: «Все дни – одного цвета – желтого, как иссушенный, накаленный песок, и ни клочка тени, ни капли воды, и по желтому песку без конца» [6].

Черный цвет, как и желтый, связан с прошлым, олицетворяет его таинственность, непознаваемость: черный ящик – рояль, черное платье – фантастический костюм древней эпохи, черные чулки, черные птицы.

Черный цвет также символизирует некую запятнанность, близость к чему-то опасному, запретному, грязному: «…капнула в меня чернильной этакой улыбочкой»; «Пусть никто кругом не видит, в каких я черных несмываемых пятнах» [6].

Черный цвет создает атмосферу мрачности, тяжести, угнетенности: «И вот -- жуткая, нестерпимо-яркая, черная, звездная, солнечная ночь» [6].

Напротив, голубой цвет, а точнее серо-голубой – это символ стабильности, ясности, символ Единого Государства. Все, что создано и одобрено Единым Государством характеризуется этим цветом: голубоватые юнифы, квадратная гармония серо-голубых шеренг, голубовато ледяной «Интеграл». Даже природа в этом мире вся пронизана этим цветом: голубовато-хрустальное солнце, серо-голубое небо, луна, голубая, пахучая.

Важно отметить зеленый цвет, который, в первую очередь, связан с противоположным миром, миром хаоса и дикости, который находится за Зеленой Стеной. Для главного героя, равно как и для большей части жителей Единого Государства этот зеленый мир страшен и непонятен, он для них лишь «зелёные дебри». И здесь зеленый цвет – это символ хаоса, неизвестности, в какой-то мере все зеленое – отвратительно для главного героя: «флакон с чем-то ядовито-зеленым, стаканчик зеленого яду»; «зеленое, застывшее утро»; «что-то отвратительно-мягкое, податливое, живое, зеленое, упругое» [6].

Еще одним важным и символически означенным цветом является белый, причем здесь имеет место переназначивание этого символа. Так, с одной стороны, белый цвет в романе символизирует нравственную чистоту, добродетель. Благодетель, олицетворяющий для жителей этого идеального мира как раз такие качества, связан с белым цветом: «…в белых одеждах Благодетель, мудро связавший нас по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья» [6]. Однако, общий посыл произведения не позволяет судить о Благодетеле как о человеке праведном, непогрешимом, скорее наоборот, он олицетворяет зло. Соответственно другая сторона символики белого цвета здесь такова: белый – это маска, то есть он должен настораживать. Ярким примером является следующая цитата, где белый цвет вызывает скорее тревогу, нежели ассоциацию с чистотой и истиной: «Виднелись из-под белого развернутые желтым углом босые подошвы, белые медики – нагнулись к изголовью, белая рука – протянула руке наполненный чем-то шприц» [6].

Заключение

Таким образом, все рассмотренные группы символов выполняют в романе определенные функции и служат для более глубокой реализации идеи произведения. Так, числа в романе применяются автором и в бытовом контексте с объективными целями, и несут в себе скрытый сакральный смысл, зачастую позволяют предсказать исход событий. Буквенные имена в романе дают портретную характеристику героев, а также являются символами их внутреннего мира, отражают их главные качества. Говоря о роли цветовых символов, нужно отметить, что помимо традиционных вариантов семантики в используемых автором цветах прослеживаются и уникальные контекстуальные значения, а символика цвета динамична.

×

About the authors

Anastasia Pronchenkova

Author for correspondence.
Email: kot.anas2002@yandex.ru
Russian Federation

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies