СИМВОЛИКА РОМАНА Е. ЗАМЯТИНА «МЫ»
- Авторы: Пронченкова А.А.
- Выпуск: № 1(20) (2022)
- Раздел: Литературоведение
- Дата публикации: 30.11.2022
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10387
- ID: 10387
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Целью исследования, краткие результаты которого представлены в статье, является обозначение символики романа Е. Замятина «Мы», а также выявление уникальных символических значений, выявление процесса переназначивания символов. В данной работе рассмотрены основные группы символов, представленные в романе «Мы» Е. Замятина, их функции, а также определены значения конкретных символов в контексте основной идеи произведения.
Полный текст
В настоящее время данная проблема изучена слабо. Несмотря на интерес к произведению оно воспринимается порой слишком поверхностно, как «одна из многих антиутопий». Работ, направленных на исследование такой важной структурной составляющей текста как символ недостаточно для оценивания значимости и новаторства этого произведения. В современном мире еще требуется анализ произведения и осмысление скрытых смыслов, которые автор зашифровал с помощью символов. Целью нашего исследования является не только обозначить символику романа, но и увидеть новые значения символов, проследить процесс переназначивания символов, подмены их значений.
Условия и методы исследования
Для определения понятия символ в данной работе сформулировано несколько возможных подходов. Так, в энциклопедическом словаре (1890 г.): «Символ греч. слово позже стало означать у греков всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для известной группы лиц» [1]. В словаре 1904 г. в определении уделяется внимание и подчеркивается другая сторона символа «знак, то же, что пароль, употребляется также в смысле чувственного образа: чувственное представление, посредством которого само по себе не чувственное, а абстрактное представление (мысль) становится доступным созерцанию. В широком философском смысле символ «понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать (в контексте социокультурных аксиологических шкал) идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия» [2]. Таким образом, мы можем определить символ как образно представленную идею или вид идеи, представленной образом. А. Белый выразил эту мысль следующими словами: «Символизм – это метод изображения идей в образах» [3]. А. А. Хаузер определил символ как сверхдетерминированный образ. «Символ есть в сущности сверхдетерминированный образ, действие которого покоится на разнообразии и на явной данной неисчерпаемости элементов его содержания… Из всего этого следует, что символ не коренится в одной и той же прослойке духа и не может двигаться только в одной плоскости душевной жизни, он должен скорее быть сверхдетерминированным» [4]. Образная форма символического выражения направлена в своей сути на широчайший спектр ассоциативных возможностей. Она – наиболее адекватная форма представления в символе идеи.
Говоря о романе «Мы» как об антиутопии, в данной работе мы опираемся на определение С. Г. Шишкиной, считая, что антиутопия – это «интертекстуальный литературный жанр, дискурс которого отличается своеобразно смоделированным хронотопом и направлен на выяснение соотношений внутри триады «человек – цивилизация – общество» с отрицанием возможности реализации утопических идеалов при условии нарушения баланса и гармонии между социумом и его нравственным наполнением» [5].
Результаты и их обсуждение
Наше исследование показывает, что числа в романе Е. Замятина «Мы» имеют важное символическое значение и используются как в описании быта, так и для шифровки скрытых смыслов.
Числа помогают автору полнее раскрыть математичность образа жизни населения Единого государства, «твердого числового мира». Так, главный герой Д-503 мыслит числами, всегда старается указать точное время, с помощью чисел он пытается объяснить все, даже свое внутренне состояние. Например, он говорит, что «теряет цифроощущение», а когда его захватывают неведомые ему доселе чувства, он обращается именно к цифрам, надеясь, что они спасут: «Ровно в 11.45: я тогда нарочно взглянул на часы – чтоб ухватиться за цифры – чтоб спасли хоть цифры» [6].
Для исследования числовой символики романа наибольший интерес представляют числа, несущие в себе скрытое значение.
Так, например, число 13, ассоциирующееся у многих с неблагополучием, неприятностями, является «ключевым шифром романа».
Число 13 встречается в именах почти всех главных героев. В имени поэта R-13 это число ничем не завуалировано и указывает на его тайную причастность к обреченным бунтовщикам.
Также почти явно число 13 присутствует в нумере главной искусительницы, возглавляющей заговорщиков – I-330. Здесь число 13 образуется визуально при соединении латинского I и первой тройки номера. Число 13 следует за ней по пятам и всегда символизирует очередной шаг в бездну.
Нумер главного героя, автора записей, тоже содержит в себе число 13. Д-503 – если вспомнить, что положение буквы Д в русском алфавите соответствует цифре 5, то при сложении ее с числами нумера получится 13.
Героя лишают души в аудиториуме со скрытой символикой числа 13 (аудиториум 112), и это апогей трагедии, к которому неизбежно вело это число: «В тот вечер моего соседа, открывшего конечность Вселенной, и меня, и всех, кто был с нами, -- взяли в ближайший аудиториум (нумер аудиториума -- почему-то знакомый: 112). Здесь мы были привязаны к столам и подвергнуты Великой Операции» [6].
Примечательно, что и у S-4711, двойного агента, цифры нумера в сумме также составляют 13. Это тоже иллюстрирует его непокорность и обреченность при этом.
Число 13 несет в себе угрозу, оно маркирует моменты наибольшей опасности.
Другие числа в романе также имеют свою символику. Так, число 9 в нумере героини О-90 отражает полноту ее душевного мира, некую завершенность, сформированность героини, как женщины.
Количество записей в романе – 40, что символизирует неизбежное отделение души от самого героя, что и происходит в конечном итоге. На 40-ом конспекте у главного героя пропадает душа, он умирает как личность.
Число 12 несет в себе значение завершения цикла, пути. Именно на 12 часов назначена решающая операция бунтовщиков: «И ровно в 12 -- запомни, -- когда прозвонят к обеду и все пройдут в столовую, мы останемся в коридоре, запрем всех в столовой -- и "Интеграл" наш...» [6].
Число 0 символизирует идеалы Единого Государства. Человек, душа, чувства – все это должно быть сведено к нулю: «…как движение аэро и его скорость: скорость аэро = 0, и он не движется; свобода человека = 0, и он не совершает преступлений» [6].
Также в нашем исследовании выявлено, что имена героев в романе имеют ряд символичных функций. В целом именами их назвать нельзя, это некие шифры.
Нумер главного героя и автора дневника - Д-503. Буква Д символизирует здесь то, что персонаж твердо стоит на ногах, в начале произведения он свято верит в идеологию Единого государства, а в конце, после неких колебаний, он теряет душу и еще больше уверяется в правильности этой идеологии. В звуке [д] слышится определенность, однозначность, тем более первое слово, которое приходит в голову при виде буквы Д – это слово «да».
I-330 – главная героиня романа и лидер оппозиции. Латинская буква I в ее номере символизирует индивидуализм этой героини. Не зря I с английского переводится как «я». Кроме того, поскольку эта буква не русская, то она еще и этим символизирует нечто другое, чужое. Более того, символическое значение буквы I в имени героини заключается и в том, что ее протест так же неустойчив, как и сама буква I.
Интересна символика буквы О в имени возлюбленной главного героя О-90. Образ героини завершенный, у нее есть четкая цель – стать матерью, и она ее достигает. Именно эту гармоничность и символизирует буква О в ее имени. Также можно провести параллель между буквой О и химическим элементом, который она обозначает, кислородом. Без кислорода жизнь на земле невозможна, и именно символ надежды закладывается в имя героини, которая, несмотря на запрет решается стать матерью и в итоге уходит за Зеленую стену.
Буквы в именах второстепенных персонажей также представляют интерес для исследования символики.
Так, друг главного героя, поэт имеет нумер R-13. Звук [р] – громкий, резкий, грубый, как и речь поэта: «R-13 говорит захлебываясь, слова из него так и хлещут, из толстых губ – брызги; каждое "п" – фонтан, "поэты" – фонтан» [6]. Буква R в первую очередь вызывает ассоциацию с перевернутой буквой Я, что символизирует некую двойственность персонажа и, опять же, отсылает к ценностям индивидуализма.
Двойной агент, работник Бюро Хранителей S-4711 даже внешнее характеризуется как «двоякоизогнутый». Буква S в его нумере – символ его двуличности. Ассоциация буквы S со змеей является символом лжи, предательства, лицемерия.
Также в ходе исследования выявлено, что Е.И. Замятин широко использует цветообразы в системе идейно-художественных и выразительных средств.
Так, например, розовый цвет в романе в первую очередь используется для характеристики героини О-90, с которой встречается главный герой: «…и розовое О – рот -- раскрыт навстречу каждому моему слову»; «– Да, чудесно. Весна, – розово улыбнулась мне О-90»; «…она так очаровательно-розово слушала; «…розовый серп – милые губы О»; «…недаром же три года назад мы с ним вместе выбрали эту милую, розовую О» [6].
В целом в романе всё, что описывается с помощью этого цвета имеет значение нежности, мягкости. Розовый цвет ассоциируется с романтикой, симпатией, влюбленностью. Когда Д-503 влюблен, он описывает пейзаж именно в розовых красках: «На заре проснулся -- в глаза мне розовая, крепкая твердь» [6].
Рядом с розовым цветом стоит назвать красный. Красный цвет в романе – это символ силы, страсти, чего-то яростного и великого. Так, например, описывая испытания Интеграла, автор использует этот цвет: «И – ничего: только лужа химически чистой воды, еще минуту назад буйно и красно бившая в сердце...» [6].
С помощью красного цвета описывается и I-330, являющаяся объектом вожделения для Д-503: «...она отпивает красными губами и подает мне»; «дикий огонь глаз» [6].
Красный цвет также используется для характеристики состояния персонажей. Так, с помощью этого цвета показывается ярость или страсть: «Мембрана все еще дрожала. Молот бил там -- внутри у меня -- в накаленные докрасна прутья»; «Жабры вздулись кирпично-красно, потом опали, посерели» [6].
Важно отметить, что еще красный цвет используется при упоминании древних людей, диких и свободных. «…люди – красные от пота, брыкаясь и хрипя, карабкались веками» [6]. Главным их преимуществом была горячая, красная кровь, которую удалось сохранить немногим выжившим, оставшимся за Зеленой Стеной: «Они обросли шерстью, но зато под шерстью сберегли горячую, красную кровь» [6].
Главным же цветом прошлого, дикости, вольности в романе является желтый. Для характеристики многих вещей из прошлого используется именно этот цвет: старинное ярко-желтое платье, желтый Будда, желтая медовая пыль цветов с диких невидимых равнин, старуха, сидящая у Древнего Дома.
Желтый – цвет воли, перемен. Поэтому, оказавшись за Стеной, Д-503 несомненно столкнулся с многообразием желтого цвета: желтый, как череп, камень, желтые, сожженные солнцем травы, голые, желтые, всклокоченные люди.
Несомненно, желтый цвет связан с персонажем I-330: шафранно-желтое, древнего образца платье – это ее отличительный атрибут и символ бунта.
Желтый цвет выражает негативные, болезненные эмоции Д-503. Когда рядом нет I-330, герой страдает и тогда в описании его дней начинает преобладать желтый цвет: «Все дни – одного цвета – желтого, как иссушенный, накаленный песок, и ни клочка тени, ни капли воды, и по желтому песку без конца» [6].
Черный цвет, как и желтый, связан с прошлым, олицетворяет его таинственность, непознаваемость: черный ящик – рояль, черное платье – фантастический костюм древней эпохи, черные чулки, черные птицы.
Черный цвет также символизирует некую запятнанность, близость к чему-то опасному, запретному, грязному: «…капнула в меня чернильной этакой улыбочкой»; «Пусть никто кругом не видит, в каких я черных несмываемых пятнах» [6].
Черный цвет создает атмосферу мрачности, тяжести, угнетенности: «И вот -- жуткая, нестерпимо-яркая, черная, звездная, солнечная ночь» [6].
Напротив, голубой цвет, а точнее серо-голубой – это символ стабильности, ясности, символ Единого Государства. Все, что создано и одобрено Единым Государством характеризуется этим цветом: голубоватые юнифы, квадратная гармония серо-голубых шеренг, голубовато ледяной «Интеграл». Даже природа в этом мире вся пронизана этим цветом: голубовато-хрустальное солнце, серо-голубое небо, луна, голубая, пахучая.
Важно отметить зеленый цвет, который, в первую очередь, связан с противоположным миром, миром хаоса и дикости, который находится за Зеленой Стеной. Для главного героя, равно как и для большей части жителей Единого Государства этот зеленый мир страшен и непонятен, он для них лишь «зелёные дебри». И здесь зеленый цвет – это символ хаоса, неизвестности, в какой-то мере все зеленое – отвратительно для главного героя: «флакон с чем-то ядовито-зеленым, стаканчик зеленого яду»; «зеленое, застывшее утро»; «что-то отвратительно-мягкое, податливое, живое, зеленое, упругое» [6].
Еще одним важным и символически означенным цветом является белый, причем здесь имеет место переназначивание этого символа. Так, с одной стороны, белый цвет в романе символизирует нравственную чистоту, добродетель. Благодетель, олицетворяющий для жителей этого идеального мира как раз такие качества, связан с белым цветом: «…в белых одеждах Благодетель, мудро связавший нас по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья» [6]. Однако, общий посыл произведения не позволяет судить о Благодетеле как о человеке праведном, непогрешимом, скорее наоборот, он олицетворяет зло. Соответственно другая сторона символики белого цвета здесь такова: белый – это маска, то есть он должен настораживать. Ярким примером является следующая цитата, где белый цвет вызывает скорее тревогу, нежели ассоциацию с чистотой и истиной: «Виднелись из-под белого развернутые желтым углом босые подошвы, белые медики – нагнулись к изголовью, белая рука – протянула руке наполненный чем-то шприц» [6].
Заключение
Таким образом, все рассмотренные группы символов выполняют в романе определенные функции и служат для более глубокой реализации идеи произведения. Так, числа в романе применяются автором и в бытовом контексте с объективными целями, и несут в себе скрытый сакральный смысл, зачастую позволяют предсказать исход событий. Буквенные имена в романе дают портретную характеристику героев, а также являются символами их внутреннего мира, отражают их главные качества. Говоря о роли цветовых символов, нужно отметить, что помимо традиционных вариантов семантики в используемых автором цветах прослеживаются и уникальные контекстуальные значения, а символика цвета динамична.
Об авторах
Анастасия Анатольевна Пронченкова
Автор, ответственный за переписку.
Email: kot.anas2002@yandex.ru
Россия