PROJECT APPROACH TO PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS OF SOCIAL WORK

Cover Page
  • Authors: Sidorova A.D.1, Vandysheva L.V.1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: No 2 (19) (2021)
  • Pages: 27-31
  • Section: Pedagogy
  • Published: 02.03.2022
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/8683
  • ID: 8683

Cite item

Full Text

Abstract

This paper presents the historical stages of professional training, specifies the theoretical aspects of professional training of future specialists in social work, and systematizes data on approaches to the content of professional training.The concept of project approach to professional training of future social work specialists is defined. The main principles of the project approach to the professional training of future social work specialists are revealed. The role of the project approach in the structure of modern scientific research is determined, the project approach to the professional training of future specialists in social work at Samara University is analyzed. Conclusions are drawn regarding the types of projects used in the professional training of future social work specialists at Samara University.

Full Text

Изменения, происходящие в социальной сфере и в системе образования, ориентируют преподавателей на подготовку высококвалифицированных кадров, в совершенстве владеющих профессиональными видами деятельности.В настоящее время профессиональная подготовка будущих специалистов социальной работы осуществляется на основе компетентностного подхода, что находит отражение в Образовательном и Профессиональном стандартах. Так, среди компетенций в Профессиональном стандарте специалиста социальной работы представлены: экспертиза социальных проектов и программ, применение проектных технологий, способствующих совершенствованию системы социального обслуживания и др.Заявленные компетенции имеют отношение к реализации проектной деятельности (социальных проектов) в будущей профессии, икак следствие, ориентируют на применение проектного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы. 

В профессиональной подготовке будущих специалистов выявлены противоречия между: необходимостью проектной деятельности в социальной работе с разными группами населения и неготовностью выпускников, будущих специалистов социальной работы к социальному проектированию; необходимостью теоретической разработанности проектного подхода к теории профессионального образования и недостаточным внедрением метода проектов в профессиональную подготовку будущих специалистов социальной работы.  Необходимость разрешения указанных противоречий обусловила научный интерес к заявленной проблеме.

Анализ истории профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы, позволяет выявить этапы её становления и развития.

 1 этап – 1991-1999 гг., обоснование необходимости профессиональной подготовки специалистов социальной работы.

2 этап –2000-2008 гг., формулирование принципов целевого обучения будущих специалистов социальной работы.

3 этап – 2009-2015 гг., пересмотр теоретических и практических положений в решении проблем профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы в связи с реализацией Болонского процесса.

4 этап – 2015-2016 гг., корректировка требований к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы, изменение образовательных стандартов.

5 этап – 2016-2021 гг., ориентация на необходимость внедрения практического обучения, установление взаимосвязи процесса обучения с будущей профессиональной деятельностью.

Современная профессиональная подготовка предполагает комплексное освоение теоретических и практических компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы, связанной с выполнением профессиональных функций.

Методологическими основаниями содержания профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы в контексте современной образовательной парадигмы является ряд подходов: компетентностный, индивидуально-творческий, личностно-деятельный, системный, ресурсный, синергетический, проектный подходы. Теоретический анализ литературы позволил систематизировать данные о подходах к содержанию профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы и выявить, что в настоящее время, на первый план выходят методологические подходы, ориентирующие на социальное творчество в процессе профессиональной подготовки.

В указе президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одним из направлений инновационного развития являетсявнедрение новых проектных технологий обучения в целях формирования навыков, необходимых для осуществления инновационной деятельности, что актуализирует обращение к проектному подходу [1].

Необходимость проектного подхода как методологической основы профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы продиктована требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++ по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа. В качестве приоритетных задач в образовательном стандарте определяются: осуществление социально-проектной деятельности, разработка социальных проектов и программ[2].

Анализ проектного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы представляется значимым и обусловлен преобразованиями, происходящими в социальной сфере, а именно: новыми требованиями, предъявляемыми к профессии специалиста социальной работы. Данные требования связаны с навыками проектного мышления. В работах современных исследователей проектное обучение определяется как перспективная образовательная стратегия и технология обучения.

Отечественные исследователи Т. И. Закирова, И. А. Зимняя акцентируют внимание на проектном подходе как средстве формирования компетенций будущих специалистов социальной работы.По мнению З. У. Имжаровой и Э. К. Самерхановой, применение проектного подхода в образовательной деятельности обеспечивает преимущества в связи с тем, что в ходе проектного взаимодействия реализуется сотрудничество преподавателя и обучающегося, а также обеспечивается эффективность образовательного процесса [3]. 

 Условия и методы исследования

Теоретический анализ научных источников позволил определить проектный подход к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы как методологическую основу, которая позволяет получить результат в виде разработки различных видов проектов, направленных на решение задач будущей профессиональной деятельности.

В процессе теоретического анализа удалось обобщить основные принципы проектного подхода:

  • принцип единого основания (единая основа информации и идей, транслируемых в ходе проектной деятельности);
  • принцип непрерывности процесса (уникальность, сложность и междисциплинарность);
  • принцип комплексности (решение вопросов с учетом их динамики);
  • принцип сатисфакции (любые действия, изменения направлены на реализацию потребностей участников);
  • принцип перспективности (решаются наиболее значимые задачи);
  • принцип концентрации ответственности (при реализации проектного подхода ответственность разделяют все участники процесса).

В работахотечественных исследователей(В. А. Баранов, Н. Е. Кузнецова,
Т. А. Торопова) указывается, что проектный подход предполагает учет особенностей будущей профессиональной деятельности, ее основных принципов и базовых характеристик. Указанные авторы, сходятся во мнении о необходимости подготовки видов проектов, соотносящихся со спецификой профессиональной деятельности.

Основные виды проектов, которые являются результатом профессиональной подготовки будущих специалистов: проекты по темам курсовых работ и выпускных квалификационных работ, исследовательские проекты, бизнес-проекты, творческие проекты, социальные проекты.

Успешность применения проектного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы зависит от готовности обучающихся к проектной деятельности. Актуальность проблемы готовности обучающихся, обусловлена:

  • требованиями, предъявляемыми обществом к современному специалисту социальной работы, способному к саморазвитию и самообразованию в инновационной профессиональной среде;
  • требованиями к деятельности по организации решения социальных проблем методом проектов и несформированностью готовности будущих специалистов социальной работы к решению данных профессиональных задач.

Готовность обучающихся складывается из проектных знаний, умений и навыков, а также зависит от сформированности личностных и профессиональных качеств будущих специалистов социальной работы.

С целью определения роли проектного подхода в структуре современных научных исследований нами был проведен анализ публикационной активности по заявленной проблеме. Ведущим методом исследования стал метод анализа документов.Анализ электронного ресурса научных публикаций «Киберленинка» свидетельствует о возрастающей роли проектного подхода. Динамику публикационной активностиза 2015-2020 гг. (проектный подход и его роль в профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы) можно ранжировать (табл. 1).

Таблица 1– Динамика публикационной активности электронного ресурса Киберленинка

Период

 

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Количество публикаций

2

2

1

10

12

14

Увеличение количества публикаций свидетельствует о возрастающей роли проектного подхода.

С целью анализа примененияпроектного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы в Самарском университетепроведено опытное исследование.Представим его результаты.

На одном из этапов исследования применен метод анализа документов. Были проанализированы фонды оценочных средств по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа, кафедры теории и технологии социальной работы Самарского университета. Формирование выборки фондов оценочных средств для изучения осуществлялось последовательно.Был проведен анализ 82 фондов оценочных средств, представленных в рамках одного учебного плана. В дальнейшем, архив исследования составил 28 фондов оценочных средств, за счет выбора фондов, в которых в качестве оценочного средства преподаватели кафедры заявляют проекты различных видов. Вся совокупность фондов оценочных средств была разделена в соответствии с критериями – вид проекта, форма работы над проектом (табл. 2).

Таблица 2 – Анализ фондов оценочных средств

1.

Вид проекта

Количество проектов

Творческие проекты

13

Проекты-доклады

4

Электронные проекты

2

Исследовательские проекты

2

Социальные проекты

1

Бизнес-проекты

1

2.

Форма работы над проектом

Количество проектов

Командные проекты

3

Индивидуальные проекты

2

 Результаты и их обсуждение

Анализ публикационной активности электронного ресурса Киберленинка за 2015-2020 гг. позволил выявить, что 2018-2020 гг. характеризуются наибольшим количеством публикаций по данной проблеме. Вместе с тем, можно отметить, что исследования по данной проблеме носят эпизодический и теоретический характер, не подтверждаются данными эмпирических исследований. 

Анализ видов проектов,применяемых в рамках образовательных курсов направления подготовки 39.03.02 Социальная работа, позволяет сделать заключение об их преимущественно творческом характере, в то же время, в общей структуре видов, в качестве оценочного средства реже представлены социальные проекты. При применении социальных проектов предполагается анализ текстов такого вида проектов, с последующим их самостоятельным написанием. Так, социальный проект в общей структуре видов проектов задействован незначительно, несмотря на то, что данный вид проектов является актуальным для будущих специалистов социальной работы в связи с социальной направленностью и адресностью подобных проектов.Кроме того, большая часть проектов, реализуемых в рамках учебных дисциплин, представлена групповыми формами работы с обучающимися.

Исследование динамики применения проекта в качестве оценочного средства позволяет сделать вывод о том, что наименьшее количество проектов реализуется обучающимися на первом году обучения в университете. Наибольшее количество проектов применяется на четвертом году обучения. При этом, необходимо отметить, что динамика применения такого оценочного средства как проект, имеет тенденцию к увеличению в зависимости от курса. Данный факт объясняем тем, что проект является достаточно сложным видом деятельности, и применяется, в основном, на завершающем этапе формирования профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовке.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования удалось конкретизировать данные о подходах к содержанию профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы. Было выявлено, что в современных образовательных условиях ключевое место отводится подходам, имеющим социально-творческую направленность. В качестве одного из таких подходов определен проектный подход к профессиональной подготовке будущих специалистов социальной работы. Вместе с тем, удалось исследовать динамику применения проектного подхода в профессиональной подготовке, как с теоретической точки зрения (анализ публикационной активности электронного ресурса), так и с практической (анализ фондов оценочных средств по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа Самарского университета, кафедры теории и технологии социальной работы).

Проведенные результаты исследования позволяют определить дальнейшую его перспективу, которая заключается в решении таких исследовательских задач как: выявление отношения обучающихся (направление подготовки 39.03.02 Социальная работа, кафедра теории и технологии Самарского университета) к проектной деятельности и готовности участия в данной деятельности; разработка проекта «Факультативный проектный клуб на базе Самарского университета».

Благодарности

Работа выполнена при поддержке кафедры теории и технологии социальной работы Самарского университета.

×

About the authors

Alla Dmitrievna Sidorova

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: all_sid@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-3970-6222

2nd year undergraduate student. 
Department of Theory and Technology 
of Social Work
Russian Federation

Ludmila Vladimirovna Vandysheva

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: vandyshevalyudmila@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологии самарского университета

443086, Россия, г. Самара, ул. Московское шоссе, д.34

References

  1. Указ президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 [Электронный ресурс]. Доступ из официального сайта Президента Российской Федерации.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа от 05.02.2018 [Электронный ресурс]. Доступ из официального портала Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования .
  3. Самерханова, Э. К., Имжарова З. У. Организационно-педагогические условия формирования готовности современных специалистов к проектной деятельности в условиях цифровизации образования // Вестник Мининского университета. 2018. № 2. С. 2–23.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies