ОБРАЗ ЗАГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РОМАНЕ Л. АНДРЕЕВА «ДНЕВНИК САТАНЫ»
- Авторы: Грушина А.В., Журчева Т.В.
- Выпуск: № 1(20) (2022)
- Раздел: Литературоведение
- Дата публикации: 19.01.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10262
- ID: 10262
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной работе рассмотрен образ главного героя произведения Л. Андреева «Дневник Сатаны».
Описаны этапы вочеловечивания Сатаны, прибывшего на землю, в человеческий мир: принятие
человеческого облика, принятие человеческой сути, признание человека как равного себе. Выявлены
причины становления героя человеком. Вочеловечивание Сатаны во многом связано с фигурами Фомы Магнуса, в котором герой видел достойного партнера в его игре, и Марии, к которой он проникается искренним чувством влюбленности. Было выяснено, что процесс вочеловечивания Сатаны совпадает с расчеловечиванием других людей в созданном Л. Андреевым мире. Сатана проходит через жестокое испытание этим миром, где люди давно потеряли свою человечность.
Полный текст
Впервые роман был опубликован в 1919 году. До сих пор исследователи не
пришли к согласию по поводу финала романа: многие придерживаются мнения, что он
не был окончен в связи со смертью писателя.
В основе сюжета романа - прибытие Сатаны и его помощника, секретаря Топпи,
в человеческий мир целью лгать и играть, устроить свой собственный спектакль на
земле. Для этого Сатана принимает облик человека и отправляется на поиски того, кого
можно будет испытывать, чтобы развеять свою скуку. В романе важная роль отводится
фигурам Фомы Магнуса и Марии, к которым он проникается искренним интересом.
Вскоре открывается обман: Магнус - мошенник и бандит, желавший заполучить
богатства Вандергуда и взорвать человечество, а Мария - его жестокая и расчетливая
любовница. Сатана подвергается насмешке и ироническому изгнанию, он поражен
человеком, перенявшим его дьявольскую натуру.
Роман представляет собой дневниковую форму записей, которые ведет Сатана,
записывающий свой личный опыт пребывания в мире людей. Благодаря такой форме
организации текста мы становимся непосредственными очевидцами, свидетелями
прибытия Сатаны в наш мир. При помощи этих записей мы можем проследить этапы
превращения Сатаны в человека, или, как он называет это сам - вочеловечиванием.
18 января 1914 года на борте «Атлантика» начинается его история вочеловечивая
и испытания человеческим миром. Первый этап вочеловечивая Сатаны связан со сменой
его внешнего облика. Наши классические представления о внешности Сатаны герой
высмеивает: «Прежде всего забудь о твоих любимых волосатых, рогатых и крылатых
чертях, которые дышат огнем, превращают в золото глиняные осколки, а старцев - в
обольстительных юношей и, сделав все это и наболтав много пустяков, мгновенно
проваливаются сквозь сцену» [1]. Здесь можно увидеть параллель с Мефистофелем Гете,
который говорит о том, что цивилизация велит и черту идти вперед.
У Л.Андреева Сатана имеет триктерские черты. Это проявляется в его масках. О
своих обликах он рассказывает в дневнике. Первый, о котором мы узнаем в начале романа - Генри Вандергуд, 38-летний американец и миллиардер. Обращаясь к
оригинальному звучанию этой фамилии на английской языке, Wandergood, мы можем
дать следующее толкование: первый корень «wander» на русский язык можно перевести
как «блуждать, странствовать, скитаться»; второй корень «good» имеет следующие
значения - «хороший, добрый». Таким образом, можем охарактеризовать его как
«доброго/хорошего странника, скитальца», что проявляется в его филантропичности.
Сатана пришел на землю заведомо не обыкновенным человеком, он не собирается жить
обычной человеческой жизнью и быть представителем массы. Как мы узнаем из слов
Сатаны - Вандергуд не единственное его земное обличие. В одной из своих следующих
записей о первом прибытии в Рим Сатана напишет: «Конечно, если Я уже раньше жил в
Риме, то Я был одним из его императоров» [1]. Он чувствует, словно Рим приветствует
его. Ассоциируя себя с Цезарем, главный герой предчувствует и ситуацию
предательства: особое доверительное отношение к Магнусу, который «взорвет» его в
финальной сцене.
Над читателем герой всегда подшучивает и всячески пытается задеть, указать на
низкое положение человека по сравнению с Сатаной. О себе Сатана говорит: «Я горд,
самолюбив и даже, пожалуй, тщеславен. <…> Я дерзко думаю, что гениален, - Сатана
известен своей дерзостью» [1]. В первое время своего вочеловечивания герой всегда
пишет о себе только с большой буквы, в этом проявляется христианская традиция - так
верующие пишут о Боге. Он издевается над человеческим неведением, но на вопросы
человека он ответить не может по одной простой причине: человеческий язык слишком
скуден и беден, он неспособен передать знаний нечеловеческой сущности. Сатана, как
мы все привыкли его называть, утверждает, что Сатаной назвал его человек, истинное
же героя имя невыразимо на нашем языке: «Оно звучит необыкновенно, и Я никак не
могу втиснуть его в твое узкое ухо, не разодрав его вместе с твоими мозгами» [1]. Сатана
укоряет человека в его глупости: «Ты сам виноват в этом, мой друг: зачем в твоем уме
так мало понятий? Твой разум как нищенская сума, в которой только куски черствого
хлеба, а здесь нужно больше, чем хлеб» [1].
В дальнейшем Сатана перенимает не только внешний облик человека, но и его
внутреннюю суть. Он начинает испытывать хорошо знакомые человеку чувства. И
первое из них - страх. Сатану пугает биение уже ему принадлежавшего сердца: «Я не
могу вспомнить без ужаса: когда Я впервые услыхал биение моего сердца. <…> В первое
мгновение Я хотел закричать и немедленно ринуться вниз» [1]. Он также пугается
темноты: «Меня уже не тошнит, как в эти проклятые дни, но Я чего-то боюсь. Я - боюсь!
Кажется, Меня пугает эта темнота, которую они называют ночью» [1]. Затем Сатана
пугается аварии на путях поезда, в котором он был: «Сознаюсь без стыда, - я не храбрец! - что Мною овладел ужас и почти беспамятство» [1]. Это сближение с людьми поначалу удивляет и самого Сатану: как он может чего-то бояться? Но это заставляет нас, как читателей, не только удивиться, но и начать сочувствовать Сатане.
Важными фигурами в истории дальнейшего вочеловечивания Сатаны были Фома
Магнус и Мария. Сатану привлекла дерзость Магнуса, его ненависть к людям, которую
он не скрывал. Сатана понимает, что Магнус - актер, который отлично впишется в его
спектакль, он видел в нем достойного партнера. Как и Сатана, он имеет маски. Его имя
Фома отсылает нас к апостолу, который сомневался в воскресении Учителя. Учения
Христа, подразумевавшее веру в людей, любовь к людям, всепрощение Фома Магнус не
принимает, это учение не проходит испытание его жизненным опытом: в людях он видит
только разочарование. После победы над Сатаной герой приобретает новое имя - Эрго
(от лат. Ergo – вывод, резюме), свидетельствующее об уверенности в своей философии
и правоте относительно человека. О.В. Толкачева предлагает другую трактовку его
имени: «Фамилия персонажа Магнус является точной калькой с латинского слова
«magnus», что означает великий. В русской культуре с именем Фомы неразрывно
связана характеристика – «неверующий». Соединив эти два значения, мы получим
тождество Фома Магнус = Великий Неверующий» [2]. Обе трактовки объединяет одно:
Фома Магнус больше не верит в человека.
Со временем Сатана искренне проникается Магнусом. Во многом это происходит
благодаря дочери Магнуса - Марии, которая тоже носит маску. Для Сатаны Мария
являлась чем-то таким же невыразимым, как и он сам, для него она соединила в своем
образе все божественное и неземное сразу: «Это было более чем прекрасно - это было
страшно в своей совершенной красоте» [1]. Мария, дочь Фомы Магнуса - «Мадонна,
которую люди видят только в церквах, на картинах, в воображении верующих
художников» [2]. Как только она заглянула ему в глаза - все полетело к черту: «она
вывернула Меня наизнанку» [1]. Мария больше не выходила из мыслей Сатаны. В нем
будто бы стали проявляться черты романтического героя: Сатана, слушая музыку,
сравнивал себя с натянутой струной арфы, в его размышлениях появилось больше
поэтических сравнений, и не было больше упреков в черствости и скудности
человеческого языка.
Все большее вочеловечивание начало пугать Сатану, все больше времени он стал
проводить в уединении. Изменение в Сатане замечает и Фома Магнус: «В вас произошла
большая перемена, Вандергуд. <…> Прежде вы были живее. Теперь вы почти не шутите.
Вы стали очень мрачным субъектом, Вандергуд» [1]. Сатана больше не чувствует
прежнего порыва лгать и играть. Все больше в нем проявляться человеческого, он
больше рефлексирует над этим.
Последней ступенью вочеловечивания Сатаны становится признание человека
как равного себе. Он больше не пишет в дневнике о себе с большой буквы: «Это знак
покорности и равенства, ты понимаешь? Быть равным с тобою - вот клятва, которую я
принес себе и Марии» [1]. Он осознает гнусное положение человеческой жизни:
«Тяжело и оскорбительно быть этой штучкой, что называется на земле человеком,
хитрым и жадным червячком, что ползает, торопливо множиться и лжет, отводя голову
от удара, - и сколько ни лжет, все же погибает в назначенный час» [1]. Но Сатана
принимает это положение, принимает эту жизнь, свою дальнейшую судьбу как человека,
он теряет совершенно все свои маски, в отличие от Магнуса и Марии. Но главное
испытание и разочарование Сатаны как человека ждет впереди - он понимает, что
Магнус и Мария обыграли его в собственной же игре. Сатана и Магнус меняются
местами. Окончательную победу над вочеловечившимся Сатаной мы наблюдаем в
последней сцене романа - изгнание Сатаны, сопровождающееся злым смехом Магнуса.
Л. Андреев в своем произведении представляет совершенно уникальный образ
Сатаны, прошедшего путь от ада на землю с целью развеяться от скуки до полного
вочеловечивания и признания человека как равного себе. Чем больше он проводит на
земле времени, тем больше проникает в человеческую суть. Однако мир Андреева и
люди, населяющие его, самым жестоким образом хотят разрушить все человеческое, что
проявляется в Сатане. Мир, созданный Андреевым в «Дневнике Сатаны», это мир
перевернутый, где сам Сатана, злой искуситель из Библии, калечащий судьбы людей,
заставляющий их совершать грехи - становится человеком. Этот процесс совпадает с
расчеловечиванием людей; в душе каждого человека сатана давно уже победил.
Об авторах
Анастасия Валерьевна Грушина
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.grushina200@gmail.com
Россия
Татьяна Валентиновна Журчева
Email: t-v-zh@yandex.ru