IMAGE OF THE MAIN CHARACTER IN L. ANDREEV'S NOVEL "SATAN'S DIARY"
- Authors: Grushina A., Zhurcheva T.V.
- Issue: No 1(20) (2022)
- Section: Literary criticism
- Published: 19.01.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10262
- ID: 10262
Cite item
Full Text
Abstract
The article considers image of the main character in L. Andreev’s novel “Satan’s Diary”. It describes
stages of Satan who arrived on earth, in human world, becoming a human: the adoption of a human form, the
acceptance of a human essence, the recognition of a human as equal to himself. Also, the reasons for the character for becoming a human are revealed. The process is largely connected with characters Thomas Magnus, in whom Satan saw a worthy partner in his game, and Mary, for whom he is imbued with a sincere feeling of love. The process of Satan becoming a human is found to coincide with the dehumanization of other people in the world created by L. Andreev. Satan is going through this cruel ordeal in a world where people have their humanity long
lost.
Full Text
Впервые роман был опубликован в 1919 году. До сих пор исследователи не
пришли к согласию по поводу финала романа: многие придерживаются мнения, что он
не был окончен в связи со смертью писателя.
В основе сюжета романа - прибытие Сатаны и его помощника, секретаря Топпи,
в человеческий мир целью лгать и играть, устроить свой собственный спектакль на
земле. Для этого Сатана принимает облик человека и отправляется на поиски того, кого
можно будет испытывать, чтобы развеять свою скуку. В романе важная роль отводится
фигурам Фомы Магнуса и Марии, к которым он проникается искренним интересом.
Вскоре открывается обман: Магнус - мошенник и бандит, желавший заполучить
богатства Вандергуда и взорвать человечество, а Мария - его жестокая и расчетливая
любовница. Сатана подвергается насмешке и ироническому изгнанию, он поражен
человеком, перенявшим его дьявольскую натуру.
Роман представляет собой дневниковую форму записей, которые ведет Сатана,
записывающий свой личный опыт пребывания в мире людей. Благодаря такой форме
организации текста мы становимся непосредственными очевидцами, свидетелями
прибытия Сатаны в наш мир. При помощи этих записей мы можем проследить этапы
превращения Сатаны в человека, или, как он называет это сам - вочеловечиванием.
18 января 1914 года на борте «Атлантика» начинается его история вочеловечивая
и испытания человеческим миром. Первый этап вочеловечивая Сатаны связан со сменой
его внешнего облика. Наши классические представления о внешности Сатаны герой
высмеивает: «Прежде всего забудь о твоих любимых волосатых, рогатых и крылатых
чертях, которые дышат огнем, превращают в золото глиняные осколки, а старцев - в
обольстительных юношей и, сделав все это и наболтав много пустяков, мгновенно
проваливаются сквозь сцену» [1]. Здесь можно увидеть параллель с Мефистофелем Гете,
который говорит о том, что цивилизация велит и черту идти вперед.
У Л.Андреева Сатана имеет триктерские черты. Это проявляется в его масках. О
своих обликах он рассказывает в дневнике. Первый, о котором мы узнаем в начале романа - Генри Вандергуд, 38-летний американец и миллиардер. Обращаясь к
оригинальному звучанию этой фамилии на английской языке, Wandergood, мы можем
дать следующее толкование: первый корень «wander» на русский язык можно перевести
как «блуждать, странствовать, скитаться»; второй корень «good» имеет следующие
значения - «хороший, добрый». Таким образом, можем охарактеризовать его как
«доброго/хорошего странника, скитальца», что проявляется в его филантропичности.
Сатана пришел на землю заведомо не обыкновенным человеком, он не собирается жить
обычной человеческой жизнью и быть представителем массы. Как мы узнаем из слов
Сатаны - Вандергуд не единственное его земное обличие. В одной из своих следующих
записей о первом прибытии в Рим Сатана напишет: «Конечно, если Я уже раньше жил в
Риме, то Я был одним из его императоров» [1]. Он чувствует, словно Рим приветствует
его. Ассоциируя себя с Цезарем, главный герой предчувствует и ситуацию
предательства: особое доверительное отношение к Магнусу, который «взорвет» его в
финальной сцене.
Над читателем герой всегда подшучивает и всячески пытается задеть, указать на
низкое положение человека по сравнению с Сатаной. О себе Сатана говорит: «Я горд,
самолюбив и даже, пожалуй, тщеславен. <…> Я дерзко думаю, что гениален, - Сатана
известен своей дерзостью» [1]. В первое время своего вочеловечивания герой всегда
пишет о себе только с большой буквы, в этом проявляется христианская традиция - так
верующие пишут о Боге. Он издевается над человеческим неведением, но на вопросы
человека он ответить не может по одной простой причине: человеческий язык слишком
скуден и беден, он неспособен передать знаний нечеловеческой сущности. Сатана, как
мы все привыкли его называть, утверждает, что Сатаной назвал его человек, истинное
же героя имя невыразимо на нашем языке: «Оно звучит необыкновенно, и Я никак не
могу втиснуть его в твое узкое ухо, не разодрав его вместе с твоими мозгами» [1]. Сатана
укоряет человека в его глупости: «Ты сам виноват в этом, мой друг: зачем в твоем уме
так мало понятий? Твой разум как нищенская сума, в которой только куски черствого
хлеба, а здесь нужно больше, чем хлеб» [1].
В дальнейшем Сатана перенимает не только внешний облик человека, но и его
внутреннюю суть. Он начинает испытывать хорошо знакомые человеку чувства. И
первое из них - страх. Сатану пугает биение уже ему принадлежавшего сердца: «Я не
могу вспомнить без ужаса: когда Я впервые услыхал биение моего сердца. <…> В первое
мгновение Я хотел закричать и немедленно ринуться вниз» [1]. Он также пугается
темноты: «Меня уже не тошнит, как в эти проклятые дни, но Я чего-то боюсь. Я - боюсь!
Кажется, Меня пугает эта темнота, которую они называют ночью» [1]. Затем Сатана
пугается аварии на путях поезда, в котором он был: «Сознаюсь без стыда, - я не храбрец! - что Мною овладел ужас и почти беспамятство» [1]. Это сближение с людьми поначалу удивляет и самого Сатану: как он может чего-то бояться? Но это заставляет нас, как читателей, не только удивиться, но и начать сочувствовать Сатане.
Важными фигурами в истории дальнейшего вочеловечивания Сатаны были Фома
Магнус и Мария. Сатану привлекла дерзость Магнуса, его ненависть к людям, которую
он не скрывал. Сатана понимает, что Магнус - актер, который отлично впишется в его
спектакль, он видел в нем достойного партнера. Как и Сатана, он имеет маски. Его имя
Фома отсылает нас к апостолу, который сомневался в воскресении Учителя. Учения
Христа, подразумевавшее веру в людей, любовь к людям, всепрощение Фома Магнус не
принимает, это учение не проходит испытание его жизненным опытом: в людях он видит
только разочарование. После победы над Сатаной герой приобретает новое имя - Эрго
(от лат. Ergo – вывод, резюме), свидетельствующее об уверенности в своей философии
и правоте относительно человека. О.В. Толкачева предлагает другую трактовку его
имени: «Фамилия персонажа Магнус является точной калькой с латинского слова
«magnus», что означает великий. В русской культуре с именем Фомы неразрывно
связана характеристика – «неверующий». Соединив эти два значения, мы получим
тождество Фома Магнус = Великий Неверующий» [2]. Обе трактовки объединяет одно:
Фома Магнус больше не верит в человека.
Со временем Сатана искренне проникается Магнусом. Во многом это происходит
благодаря дочери Магнуса - Марии, которая тоже носит маску. Для Сатаны Мария
являлась чем-то таким же невыразимым, как и он сам, для него она соединила в своем
образе все божественное и неземное сразу: «Это было более чем прекрасно - это было
страшно в своей совершенной красоте» [1]. Мария, дочь Фомы Магнуса - «Мадонна,
которую люди видят только в церквах, на картинах, в воображении верующих
художников» [2]. Как только она заглянула ему в глаза - все полетело к черту: «она
вывернула Меня наизнанку» [1]. Мария больше не выходила из мыслей Сатаны. В нем
будто бы стали проявляться черты романтического героя: Сатана, слушая музыку,
сравнивал себя с натянутой струной арфы, в его размышлениях появилось больше
поэтических сравнений, и не было больше упреков в черствости и скудности
человеческого языка.
Все большее вочеловечивание начало пугать Сатану, все больше времени он стал
проводить в уединении. Изменение в Сатане замечает и Фома Магнус: «В вас произошла
большая перемена, Вандергуд. <…> Прежде вы были живее. Теперь вы почти не шутите.
Вы стали очень мрачным субъектом, Вандергуд» [1]. Сатана больше не чувствует
прежнего порыва лгать и играть. Все больше в нем проявляться человеческого, он
больше рефлексирует над этим.
Последней ступенью вочеловечивания Сатаны становится признание человека
как равного себе. Он больше не пишет в дневнике о себе с большой буквы: «Это знак
покорности и равенства, ты понимаешь? Быть равным с тобою - вот клятва, которую я
принес себе и Марии» [1]. Он осознает гнусное положение человеческой жизни:
«Тяжело и оскорбительно быть этой штучкой, что называется на земле человеком,
хитрым и жадным червячком, что ползает, торопливо множиться и лжет, отводя голову
от удара, - и сколько ни лжет, все же погибает в назначенный час» [1]. Но Сатана
принимает это положение, принимает эту жизнь, свою дальнейшую судьбу как человека,
он теряет совершенно все свои маски, в отличие от Магнуса и Марии. Но главное
испытание и разочарование Сатаны как человека ждет впереди - он понимает, что
Магнус и Мария обыграли его в собственной же игре. Сатана и Магнус меняются
местами. Окончательную победу над вочеловечившимся Сатаной мы наблюдаем в
последней сцене романа - изгнание Сатаны, сопровождающееся злым смехом Магнуса.
Л. Андреев в своем произведении представляет совершенно уникальный образ
Сатаны, прошедшего путь от ада на землю с целью развеяться от скуки до полного
вочеловечивания и признания человека как равного себе. Чем больше он проводит на
земле времени, тем больше проникает в человеческую суть. Однако мир Андреева и
люди, населяющие его, самым жестоким образом хотят разрушить все человеческое, что
проявляется в Сатане. Мир, созданный Андреевым в «Дневнике Сатаны», это мир
перевернутый, где сам Сатана, злой искуситель из Библии, калечащий судьбы людей,
заставляющий их совершать грехи - становится человеком. Этот процесс совпадает с
расчеловечиванием людей; в душе каждого человека сатана давно уже победил.
About the authors
Anastasia Grushina
Author for correspondence.
Email: a.grushina200@gmail.com
Russian Federation
Tatyana Valentinovna Zhurcheva
Email: t-v-zh@yandex.ru