Функционирование односоставных предложений в детской речи на ранних этапах развития
- Авторы: Чернявская Н.А.1, Минько А.М.1
-
Учреждения:
- Самарский университет
- Выпуск: № 1(20) (2022)
- Раздел: Языкознание
- Дата публикации: 19.01.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10303
- ID: 10303
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данная работа представляет собой исследование закономерностей формирования и функционирования односоставных конструкций в онтогенезе речевой способности ребенка. Установлено, что все основные типы односоставных предложений формируются у детей на ранних этапах языкового и когнитивного развития – в возрасте от 2-х до 3-х лет. Обнаружено, что первыми в речи детей появляются определенно-личные (с преобладанием побудительных) и безличные конструкции, что свидетельствует об актуальности выражения семантики побуждения и необходимости для ребенка. Чуть позже в детской речи появляются неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения, в содержании которых отражается не личный, бытовой, а коллективный, социальный опыт. Раннее возникновение и активное употребление односоставных предложений подтверждают важность этих синтаксических моделей для повседневной коммуникации и их универсальность для обозначения действия безотносительно к его субъекту.
Полный текст
Условия и методы исследования
С развитием антропоцентрической парадигмы научного знания особую актуальность приобрел онтолингвистический аспект изучения языка. Детская речь привлекает внимание лингвистов как уникальный объект исследования, позволяющий обнаружить закономерности формирования речевой и ментальной способности человека.
Овладение синтаксическим строем речи начинается с этапа голофраз – однословных предложений. По словам С.Н. Цейтлин, «первые детские слова есть одновременно и первые высказывания ребенка. Он ведь не произносит слово просто так, а с помощью слов выражает определенные коммуникативные намерения» [1, с.209]. Вовлекаясь в предметную деятельность, в разнообразные отношения с окружающими людьми, ребенок постепенно приобретает способность к усложнению и структурированию высказывания, вычленяя в самой ситуации основные ее компоненты – субъект, объект, действие, признак. К полутора годам в речи детей появляются первые двусловные предложения. Это важнейший этап в развитии речементальной деятельности: «ребенок переходит к комбинации языковых единиц, возникает синтаксическая структура как таковая» [1, с.214]. Дальнейшее становление коммуникативной компетенции неразрывно связано с овладением морфологическими категориями и лексическим взрывом, эти процессы позволяют осуществить переход к многословным высказываниям.
Появление двусловных и многословных предложений свидетельствует о том, что в детской речи постепенно формируются различные типы конструкций, образующие синтаксическую систему языка. В этой связи интересно проследить закономерности употребления детьми односоставных предложений.
Односоставные предложения – это предложения, грамматическая основа которых включает только один главный член, и его достаточно для полного выражения мысли. Это особая структура, особая модель отражения действительности, и ее формирование предполагает определенный уровень развития языковой личности.
Объектом нашего исследования являются односоставные конструкции в детской речи на ранних этапах ее развития.
В ходе работы нами собран языковой материал в количестве более трехсот текстовых примеров. Мы анализировали речь детей в возрасте от двух до трех лет. Источником материала послужил «Корпус детских высказываний» В. К. Харченко [2].
В процессе исследования использовались методы лингвистического наблюдения, описания, обобщения и контекстуального анализа.
Результаты и их обсуждение
В процессе анализа речи детей 2-хлетнего возраста нами обнаружены все известные типы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные и назывные (или номинативные). Это говорит о том, что односоставная синтаксическая структура формируется достаточно рано, и это вызвано разными причинами.
Самыми первыми в речи детей появляются определенно-личные предложения. Это конструкции, которые обозначают действия непосредственных участников речи – говорящего и его собеседников [3, с.129]. Сказуемое употребляется в них в формах 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени, а также повелительного наклонения: Спрятай зайца; Залей водичкой; Отпутай! Отдери ниточку! (просит отвязать верёвку-тесьму).
Группа определенно-личных предложений оказалась самой большой в нашем материале – она включает около трети собранных высказываний. Такие конструкции появляются рано, уже в 2 года, и они очень актуальны для ребенка.
Среди определенно-личных предложений отчетливо противопоставляются побудительные предложения (более половины примеров) и повествовательные. Такое количественное соотношение синтаксических единиц отражает типичное для ребенка коммуникативное поведение (в первую очередь требовательность) и наглядно показывает универсальность и емкость усвоенной конструкции, которая позволяет формулировать просьбы, требовать или как-то иначе побуждать собеседника выполнить то или иное действие, демонстрируя формирование диалогической компетенции.
Исполнителя действия в побудительных предложениях конкретизирует не подлежащее, а обращение или повелительное наклонение глагола: Прогань (прогони)! (о мухе); Мама, закрой (застегни молнию на жилете); Подожди, не едь, стой! Подвинься! (обращается к машине); Идите, идите! (прогоняет комаров). Можно отметить интересные особенности, которые связаны с обозначением субъекта действия: ребенок в большинстве случаев обращается к близким людям: Мама, закрой (застегни молнию на жилете); Баба, научи. Вместе с тем для детей естественно побуждать к действию не только людей, но и неодушевленные объекты (в первую очередь игрушки), а также животных и насекомых. Ребенок персонифицирует их и наделяет разумом, способностью к коммуникации: Стой, стой, не па-адай (напевает, обращаясь к машинке); Подвиньтесь – и не подвиньтесь! (повторяет много раз игрушкам, пытаясь усадить всех); Ловись ко мне! (просит жука залезть на руку).
Часто в детской речи используются предложения со значением совместности действия. Это показывает, насколько важен для ребенка тесный физический и коммуникативный контакт со взрослым: Давай копаться! (о песочнице); Зверями давай играть! (об игрушках); Давай догоним кошку.
В повествовательных определенно-личных предложениях, напротив, ребенок чаще передает собственные действия, а не действия собеседника: Когда подрасту, буду защищать диссертацию; Не хочу их трогаться! (трогать больных голубей); Свет погасаю. По нашим наблюдениям, повествовательных односоставных предложений меньше, чем побудительных, но они употребляются чаще, чем двусоставные предложения: вероятно, это связано с тем, что ребенок комментирует происходящие действия через призму собственного «я» и отсутствие подлежащего, в том числе местоимений «я»/«мы», «ты»/«вы», не играет в детской речи существенной роли. Интересно, что ребенок, используя данные конструкции, чаще всего говорит о предстоящих действиях или ситуациях – он предполагает, что произойдет с ним или с наблюдаемыми лицами / объектами в ближайшем будущем: Придем – помоем пальцы (руки) По периметру пойду (по бордюру песочницы); Сядем в беседке и будем играться. Танцеваться!; А негритёнка будем мыть чёрным мылом!
Безличные предложения – это односоставные предложения, в которых говорится о непроизвольных действиях или состояниях, возникающих независимо от действующего лица. Эти предложения, в отличие от других типов односоставных конструкций, более многообразны по структуре и своим семантическим возможностям [3, с.141]. Главным членом таких предложений может выступать безличный глагол, слово категории состояния, сочетание безличного глагола или слова категории состояния с инфинитивом.
Группа безличных предложений стала второй по частотности употребления в речи детей третьего года жизни, и при этом она является самой большой по количеству выделенных подтипов: безличные конструкции могут отражать состояние окружающего мира, человека или животного, действия стихийных сил, влияние обстоятельств, оценку действия, отсутствие чего-либо и др.
Предложения с семантикой состояния природы, окружающей среды употребляются ребенком в тех случаях, когда он описывает происходящие в природе процессы, их изменения и закономерности. К примеру, ребенку задается вопрос: «Зачем мы поедем в троллейбусе?», его ответ: «Потому что не душно!»; В Африке только жарко (всегда жарко); Здесь не стреляет, здесь щелкается!; Уже станет поздно (второй раз гулять); Там грязно.
Предложения с семантикой физического и психического состояния употребляются в детской речи для того, чтобы прямо выразить происходящие с организмом ребенка процессы и изменения, которые от него не зависят. Мне в комнате жарко; Мне жарко в коне (о коне на детской площадке); Страшно. Как мы видим, первые безличные конструкции, которые появляются в речи ребенка, связаны с передачей его ощущений и физического состояния, преимущественно неприятных. В то же время такая семантика не актуальна для ребенка, подобные предложения единичны в нашем материале. По-видимому, детям на ранних этапах развития не свойственно просто констатировать свое дискомфортное состояние, им важно его изменить. В таких ситуациях ребенок, скорее, употребит определенно-личную конструкцию, в которой обратится с прямой просьбой или требованием к старшим устранить беспокоящее явление.
Предложения с семантикой возможности, желательности, необходимости действия употребляются ребенком для выражения тех действий и событий, которые он хочет сделать или вынужден делать. К примеру: Надо подстричь, пока (поскольку) они большие! (о ногтях); Надо пошить рубашку (приложил к себе шорты); А можно еще кидать в небо (высоко кидать мяч)?; Не можно поймать бабочку! Кроме того, в данной группе мы можем увидеть примеры, когда ребенок обращается с требованием к окружающим его людям: Не надо меня поучивать (учить)!; Меня не надо съедать! Да не надо совать руки! (кричит бабушке). Это самый актуальный смысл для ребенка, поскольку в его речи в самом начале ее формирования преобладают побуждение и необходимость. Вероятнее всего, это связано с тем, что, с одной стороны, ребенок часто слышит запреты взрослых, а с другой стороны, на ранних этапах развития речи детям сложнее формулировать просьбу при обращении к субъекту речи, им еще не усвоены коммуникативные нормы и требование становится наиболее понятным способом выражения желаемых действий.
Интересно отметить частое употребление сочетания «не можно» вместо «нельзя», что говорит о неосвоенности закономерностей лексического наполнения данной структуры: Не можно кидать на пол!; Не можно сломать!; Не можно пройти к яблоне; Плохие не можно есть грибы. Ошибочные с точки зрения современных норм употребления в данном случае являются попыткой ребенка отразить в речи потенциальную системность языковых средств и отношений: если существует слово можно, значит, логично предположить существование слова «не можно». Это подтверждает сложившееся в науке мнение о том, что дети вначале усваивают грамматическую систему, а уже позже – исключения из этой системы, возможные ее лакуны.
С помощью предложений с семантикой отсутствия чего-либо ребенок подчеркивает отсутствие в окружающем мире привычно наблюдаемых им вещей, событий, процессов. К примеру: Нет ни машины!; Поезда и дальше не было.
Назывные (номинативные) односоставные предложения – это предложения, главный член которых выступает как подлежащее и обозначает предмет, характерный для передаваемой ситуации. Основной особенностью этих конструкций является их «фрагментарность и одновременно большая емкость выражаемого содержания» [3, с.162].
Назывные бытийные предложения очень частотны в детской речи с самого раннего возраста, их смысловая емкость отражается через одно слово, но в этом слове заключены важные, ключевые детали и признаки называемого объекта или явления.
Сначала назывные предложения в детской речи состоят всего из одного слова – башня (о телевышке), сандалинки (сандалии), дрова (ограждение). Для ребенка в этот момент наиболее актуальна лексика, которая отражает в речи те предметы и явления, которые он наблюдает в окружающем мире. Затем, чем старше он становится, тем назывных конструкций становится больше. Можно наблюдать добавление к словам суффикса «ищ» со значением преувеличения: Палища рогатая! (на земле большая ветка, обломанная ночной грозой); Машинища! (машина); Бабища! (бабушка) и контаминацию разных слов – сандалинки, шапоклевка, приклейки. Ближе к трем годам в речи ребенка появляется много метафор с понятными для него значениями: машины в ряд = поезд, ковш экскаватора = ложка, шпиль у елки = хвост. В это же время появляются оценочно-бытийные предложения, в которых к имени существительному прибавляется прилагательное с семантикой интенсивности или оценки. Полная речка! (видит большую, овальной формы лужу); Такая долгая музыка! (об игрушечной гитаре с повторяющимся мотивом); Целая гора! (о стакане с водой до краев); Целый поезд! (о машинах в ряд на узкой дороге). Очевидны эмоциональность и экспрессивность таких конструкций, содержание которых выстраивается во многом благодаря воображению ребенка. Помимо этого, приведенные примеры указывают на то, что ребенок усваивает предметно-понятийное содержание через аналогии, метафоры. Это отражает определенный этап когнитивного развития – в возрасте от двух с половиной до трех лет формируется способность улавливать наблюдаемое сходство вещей, аналогичность формы, структуры или содержания, функций объектов, принадлежащих разным смысловым сферам, разным ситуациям, и образно интерпретировать окружающую действительность.
Что касается других односоставных конструкций, то закономерно ожидать, что неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения появляются позже; это уже отражение не личного, бытового, а коллективного, социального опыта. Поэтому на ранних этапах развития речи их активность невысока, но сами модели фиксируются уже с 2 лет.
Неопределенно-личные предложения обозначают действие безотносительно к действующему лицу. Это такие ситуации, в которых важно действие, а субъект не важен, не нужен, может быть неизвестен. Главный член выражается в них глаголом в форме множественного числа. Принципиальной особенностью этих предложений является то, что они используются для обозначения различных проявлений человеческой деятельности.
В составе данной группы были обнаружены следующие подтипы.
Предложения с семантикой организованной коллективной деятельности обозначают действия коллективного субъекта, при этом указание на конкретного исполнителя является неважным, ненужным или даже невозможным: Покрасили и небо (верх кабины у машины); И полы (настил на детской площадке) даже покрасили!; Газ ремонтируют. Там чинят газ; Песок привезли; А как глАзы (глаза) лечат?
В предложениях с семантикой «персональных» действий одного/нескольких лиц исполнитель неизвестен. Здесь прослеживается семантика единичного конкретного действия одного субъекта: Ему надели шапку (на картинке – капитан в фуражке); Закрыли калитку (ворота в детский сад), Меня когда-то катали на такси, а также семантика обобщения как отражение житейского опыта: Божьих коровок ведь не едят! С ними играют, дружат!; Этим одеялом верблюда накрывают (об одеяле из верблюжьей шерсти)! Почему говорят «пряник»? (интересуется этимологией слов); Собачкино лицо. А «морда» – это так шутят!
Употребление предложений, в которых действующее лицо известно говорящему или это сам говорящий, нередко связано с характеристикой личных отношений, то есть с их помощью подчеркивается не роль конкретного лица, а характер отношений между людьми. Этого домой забирают (девочку ведут из сада).
Как видим, употребление неопределенно-личных предложений играет значимую роль в детском мировосприятии и мышлении, поскольку ребенок с их помощью может не только констатировать наблюдаемые в окружающем мире факты, не зная исполнителя действия, но и обобщать в своей речи различные замеченные им явления, констатировать их неопровержимость, а также интересоваться у взрослых, по какой причине происходит то или иное событие, почему другими людьми приняты какие-либо языковые нормы или совершаемые действия. Можно заключить, что этот тип в наибольшей степени демонстрирует познавательную активность детей.
Обобщенно-личные предложения – это такие предложения, в которых отражаются наблюдения, связанные с обобщающей характеристикой лиц, предметов, явлений и ситуаций. Главный член обобщенно-личных конструкций выражается глаголом в форме 2-го лица единственного числа.
Как правило, такие предложения передают семантику необходимости, невозможности или объективной обусловленности действия и употребляются ребенком при выражении таких наблюдений, которые представляются ему бесспорными: Кота туда не посадишь! (игрушка из «киндер-сюрприза» не влезает в кабину игрушечного самосвала, передает невозможность действия); Не отдерешь (хочет сломать палку); Туда засовываешь воду и стреляешь (рассказывает о порядке обращения с предметом и предполагает широкий круг лиц).
Данный тип односоставных предложений является преимущественно книжным по стилистике и поэтому наиболее редко фиксируемым в детской речи, несмотря на раннее его возникновение (в возрасте 2 года и 2 месяца).
Инфинитивные предложения – это односоставные предложения, сказуемое в которых выражено грамматически независимым инфинитивом.
В речи детей двухлетнего возраста встречаются побудительные и повествовательные инфинитивные предложения.
Побудительные инфинитивные предложения передают приглашение или призыв к действию с разной степенью настойчивости. К примеру, ребенку предлагают дать команду «Сидеть» собаке, на что он говорит ей: «Сидеть! Стоять!».
В повествовательных предложениях противостоят друг другу утвердительные и отрицательные инфинитивные предложения. Наиболее употребительны отрицательные предложения с общим значением невозможности действия, менее распространены утвердительные – они выражают необходимость, неизбежность, целесообразность действия или состояния, т.е. общее значение необходимости в широком его понимании: А как же не повисеть! (о висячей лестнице); Нужен сачок. И накрыть бабочку; предлагает догнать кошку, и на вопрос взрослого: «Зачем?», отвечает: «Чтобы сказать «брысь»!».
Несмотря на относительно раннее усвоение данной конструкции (первый случай был зафиксирован в возрасте 2 года и 3 месяца), инфинитивные предложения также не являются часто употребительными. Вероятно, это связано с тем, что в повседневной разговорной речи взрослых носителей языка инфинитивные конструкции используются очень редко: они имеют либо отчетливо книжный характер: Быть грозе; Споров не избежать; либо категоричный характер и, как следствие, привязаны к ограниченному кругу ситуаций и иерархических отношений между участниками речи: Молчать! Сидеть! В обыденном общении инфинитивные конструкции употребляются в качестве придаточных цели, но в раннем возрасте сложноподчиненных конструкций в речи детей еще нет, они появятся позднее.
Заключение
Таким образом, закономерности появления тех или иных типов односоставных предложений в детской речи, частота их употребления и видоизменение во многом отражают специфику детского мышления и мировосприятия. По результатам проделанной работы мы сделали вывод, что преобладание определенно-личных, безличных и назывных предложений в детской речи говорит о том, что такие конструкции просты и естественны для двухлетнего ребенка, в это время он начинает выстраивать доступные пути для коммуникации между членами семьи, окружающими людьми и сверстниками и усваивает те модели речи и поведения, которые слышит и наблюдает чаще всего. При этом стоит отметить, что в детской речи наиболее частотны и важны конструкции с семантикой необходимости и побудительности – это можно объяснить тем, что детям на ранних этапах речевого развития сложнее формулировать просьбы к субъектам речи и требование становится наиболее прямым способом выражения желаемых действий. Чуть позже в детской речи появляются неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения, в содержании которых отражается уже не личный, бытовой, а коллективный, социальный опыт. В целом освоение односоставных структур неразрывно связано с когнитивным развитием детей: эти модели порождаются не только благодаря осмыслению и структурированию ситуации, в которую включен ребенок, но и благодаря способности оценивать ее принципиальные компоненты с точки зрения их коммуникативной значимости.
Об авторах
Надежда Анатольевна Чернявская
Самарский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: Chia20081@yandex.ru
Анастасия Михайловна Минько
Email: minko.nastya@yandex.ru