Тематическая классификация малоформатных произведений современной англоязычной сетевой литературы
- Авторы: Безрукова М.В.1, Черкунова М.В.2
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Самарский Университет
- Выпуск: № 1(20) (2022)
- Раздел: Языкознание
- Дата публикации: 19.01.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10366
- ID: 10366
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена анализу содержательного плана современных литературных произведений, функционирующих в англоязычном сегменте сети Интернет. Обращение к теме исследования продиктовано тем обстоятельством, что в результате трансформационных процессов в культуре и обществе, вызванных появлением Интернета, сформировался особый вид литературы – сетевая литература, или сетература, который обладает способностью быстро и точно отражать интересы, ценности и настроения современного общества. Исследование выполнено на материале 100 произведений сетевой литературы, объем которых варьируется в пределах от 6 до 62 слов. В ходе реализации трехэтапного исследовательского алгоритма на основе методов дискурсивного анализа, лингвистического описания и контекстуального анализа текстовые образцы, представленные в выборке, сгруппированы в пять тематических кластеров, а именно: человеческие взаимоотношения, психологические проблемы и способы их решения, социальные проблемы, философское осмысление жизни и болезни. Кроме того, установлена иерархия выявленных тематических доминант, реализованных в сверхмалых жанрах сетевой литературы. Сделано предположение о возможной корреляции между удельным весом значимых для общества проблем и частотностью их отражения в сетературе.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Обращение к сетевой литературе вызвано тем обстоятельством, что появление Интернета, плотно вошедшего в нашу жизнь в конце ХХ века, оказало колоссальное влияние на развитие культуры и общества в целом. Масштабные трансформации коснулись всех социальных институтов и практик, включая сферу художественной словесности. В частности, новые технические возможности распространения информации, изменившиеся в связи с этим эстетические запросы современного читателя, а также специфика протекания его когнитивно-познавательных процессов сформировали новый социальный запрос и привели к возникновению нового вида литературы – сетевой литературы, или сетературы.
Художественные тексты, относящиеся к данному типу дискурса, представляют собой актуальный и показательный материал для лингвистического исследования благодаря тому, что они создаются рядовыми пользователями Интернета в расчете на таких же пользователей, обычных людей. Именно поэтому сетевая литература отражает фактический срез современного общества, его интересы, ценности, и векторы общественных настроений.
В данной связи целью настоящего исследования стал анализ содержательного плана малоформатных произведений современной англоязычной сетевой литературы, а именно – составление тематической классификации указанных текстов.
Условия и методы исследования
В качестве материала для исследования было использовано 100 литературных произведений, отобранных в сети Интернет по запросам six-word story, one-sentence story, twitterature (см. Список источников выборки). Объем текстов варьируется в пределах от 6 до 62 слов. Авторами рассмотренных текстов являются как профессиональные литераторы, так и рядовые интернет-пользователи.
В работе используется метод контекстуального анализа, метод дискурсивного анализа и метод лингвистического описания.
Результаты и их обсуждение
Прежде чем перейти непосредственно к результатам проведенного исследования, необходимо отметить, что термин «сетевая литература» вошел в научный обиход сравнительно недавно, в связи с чем на данный момент не выработано устойчивого толкования данного понятия. Так, Г. Н. Трофимова пишет, что в широком смысле термин «сетература» «объединяет как традиционное литературное наследие в онлайновом воплощении, так и новые литературные жанры, разновидности веб-литературных экспериментов» [1, с. 18]. С ней соглашается Д. И. Маяцкий – он включает в толкование «электронные версии традиционных и нетрадиционных литературных и нелитературных сочинений, а также произведения, которые не издаются авторами в форме бумажных книг, но размещаются в глобальной сети Интернет на платформах специализированных сайтов или в авторских блогах с целью обеспечения к ним платного или безвозмездного доступа для широкой публики» [2, с. 44-45]. В нашей работе мы, вслед за И. Зубченко, под сетевой литературой понимаем художественные тексты, создаваемые для публикации в сети и впервые там опубликованные, способные полноценно существовать только в цифровом пространстве и не имеющие бумажного варианта [3, с. 8].
Несмотря на то, что сетература существует уже более двадцати лет, учеными не создано общепринятой жанровой классификации данного дискурсивного сегмента. Англоязычные исследователи выделяют такие жанры, как six-word story, one-sentence story, 280-character story или twitterature, drabble, dribble, 55story, 69er, flash fiction, sudden fiction и т.д. В свою очередь отечественные лингвисты предлагают следующие жанровые номинации – этюд, лирическая миниатюра, прозаическая миниатюра, интернет-миниатюра, мини-новелла, микрорассказ, онлайн флэш-фикшн, рассказ из 6 слов и другие. В нашей работе мы оперируем понятием «сверхмалая жанровая форма». Мы руководствуемся тем соображением, что отобранные сетевые произведения представляют собой специфический жанровый гибрид. Прежде всего, рассмотренные тексты характеризуются крайним лаконизмом вербального выражения – как говорилось выше, их объем не превышает 62 слов. Кроме того, в содержательном плане рассмотренные тексты отличаются синкретизмом, а именно – «сочетают признаки новеллы, анекдота, загадки, афоризма, сентенции и притчи» [4, с. 149].
Исследовательская схема работы с практическим материалом включала три этапа: в первую очередь была определена тематическая доминанта каждого текста, представленного в выборке; далее на основании реализации той или иной доминанты были сформированы тематические кластеры текстов; затем на основании количественной наполняемости данных кластеров была установлена иерархия тематических доминант, реализованных в рамках сверхмалых жанровых форм англоязычной сетевой литературы.
Так, было установлено, что в содержательном плане рассмотренные малоформатные тексты отражают повседневные ситуации и проблемы, волнующие общество. В целом, было зафиксировано 5 тематических кластеров, таких как 1) человеческие взаимоотношения, 2) психологические проблемы и способы их решения, 3) социальные проблемы, включая отношения человека и общества и войне, 4) философское осмысление жизни и 5) болезни.
Как показал анализ материала, самой многочисленной является группа, отражающая тематику человеческих взаимоотношений – в ней представлено 35 текстов. В ее структуре были выделены следующие подгруппы:
1) любовные/семейные отношения:
- Will you still love me tomorrow?
- You asked for flowers and I brought flowers. You asked for dancing and I danced. I asked for your love and you gave back the flowers.
- Your voice is my favorite song.
- When happy, Peter likes to skate. Wind in his hair as he rolls down the sidewalk. Since Denise left, his skates have been on the shelf.
Как видно из приведенных примеров, авторы главным образом пишут о неразделенной любви, недопонимании, неуверенности в партнере и о переживаниях, связанных с разрывом отношений.
2) дружеские отношения:
- One friend, two faces. High school.
- “I need a volunteer from the audience,” – the magician said.
No one raised a hand.
“Oh no,” he thought.
He’d made them disappear too early.
Здесь рассказывается о дружбе, предательстве и о том, что люди не ценят друг друга.
Тот факт, что тематическая группа «человеческие взаимоотношения» является самой наполненной, свидетельствует на наш взгляд о том, что для современного человека наличие «значимого другого» в формате супруга/партнера/друга представляет собой одну из самых важных жизненных необходимостей даже несмотря на тенденцию современного общества к эгоцентризму, самодостаточности, социальному дистанцированию и изоляции.
Следующей по объему стала группа «психологические проблемы и способы их решения» – в нее вошли 24 текста. Психологические проблемы описываются, в частности, через упоминание одиночества – например:
- My heart is full of empty.
- I traveled around the world for a year and only felt lost once I arrived “home”.
- He filled bottles with words, and threw them to the ocean.
Feeling lonely.
As the ocean threw its shells to shore, filled with replies.
В этой группе авторы говорят о пустоте и ощущении одиночества среди близких людей.
Кроме того, к разряду психологических проблем мы отнесли тексты, в которых отражено самоубийство как способ решения проблем:
- Failed class. Attempted suicide. Failed again.
- A blade’s your worst best friend.
- The wind pushed me off the cliff. For a moment, I felt like I was flying. My problems all floated away, until reality came crashing up.
Идея психического нездоровья и психологического дискомфорта раскрывается также через упоминание трудностей с самоопределением и поиском своего места в социуме, неспособности справиться с современным ритмом жизни:
- I’m still trying to find myself.
- My own thought suffocates me.
- I'm a nightthinker and a daydreamer.
- I’m a mess of unfinished thoughts.
- I sleep to forget the world.
- “I’ll do it tomorrow,” she thought.
She liked to think this wasn't procrastination, but optimism.
A gesture of faith in her future abilities.
“I can do anything I put my mind to, later.”
Следующая группа текстов затрагивает социальные проблемы и отношения человека и общества – сюда вошли 19 примеров:
- While the ant worked hard to get ready for the winter, the grasshopper relaxed. The grasshopper didn't think much about winter. He had plenty. And anyway, he was bigger. If he wanted more he'd just take it from the ant.
- Surgeon saves patient. Patient thanks God.
- H.C., L.S.D., D.U.I., C.P.R., D.O.A., R.I.P.
- Life is for living, not stressing.
- Husband leaves. Never seen again.
- A war anywhere affects everyone everywhere.
- The war for peace. No survivors.
- No peaceful war in the world!
- Just cause? Or just ’cause?
В этой подгруппе обсуждается социальная несправедливость, неблагодарность, затрагивается проблема наркомании. Также в текстах осуждается война и подчеркивается негативное влияние военных действий на жизнь отдельного человека и общества.
Далее следует тематическая группа, в которой отражены попытки философского осмысления жизни, – данный тематический кластер представлен 18 текстами:
- Sometimes you only get one chance.
- Be thankful for everything you have.
- People come and go, that's life.
- Wondering if I am real. Am I just a character in a story? My past seems vague, my future limited. Please, if you made me, let me know.
Авторы задумываются о целом спектре философских вопросов, таких как непостоянство жизни, ее иллюзорность, рассуждают о смысле бытия.
Наконец, последний тематический кластер включает тексты, отражающие проблему болезней – здесь представлены 4 примера:
- Family problems – took cancer to solve.
- Only three months left. Pregnant.
- Old friends. Alzheimer’s disease. New friends!
- She spent her days reading books about diseases she did not have until the eyestrain made her blind.
Как видно из приведенных текстов, в данном случае авторов произведений главным образом волнуют такие проблемы, как онкологические заболевания и болезнь Альцгеймера.
Наглядно количественное соотношение выделенных тематических кластеров можно представить в диаграмме (рис. 1).
Рис. 1. Количественное соотношение тематических кластеров
Заключение
Подводя итог, следует сказать, что сетевая литература, предназначенная для широкого круга читателей – рядовых пользователей сети Интернет – затрагивает именно те вопросы, которые в текущий момент наиболее остро волнуют представителей англоязычного языкового сообщества. По сути, она является способом рефлексии на самые животрепещущие темы, и, как показал анализ, среди самых остро стоящих вопросов находится проблема поиска близкого человека. Также значимыми являются проблема одиночества, поиска своего места в жизни, суицида, различные философские вопросы и социальные проблемы.
Об авторах
Мария Викторовна Безрукова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: maria_bezrukova_ssu@mail.ru
студент, факультет филологии и журналистики, 3 курс
РоссияМарина Владимировна Черкунова
Самарский Университет
Email: m.cherkunova@mail.ru
доцент кафедры английской филологии Самарского университета
Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, 34