ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

  • Авторы: Тарасова Ю.Д.1
  • Учреждения:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Выпуск: № 1(20) (2022)
  • Раздел: Психология
  • Дата публикации: 19.01.2023
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10369
  • ID: 10369

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной работе при помощи составленной автором анкеты была обследована выборка подростков и определены уровни сформированности у них компетенций безопасного общения в социальных сетях. В статье приведены полученные результаты. Также были определены социально-психологические факторы (типы детско-родительских отношений и типы характера), способные оказывать влияние на формирование безопасного общения. На основании полученных результатов была разработана модель психолого-педагогической работы с подростками, их родителями и педагогами и представлены средства формирования компетенций безопасного общения в условиях школы. Предполагается, что реализация разработанной модели позволит сформировать у подростков и их родителей компетенции безопасного общения в социальных сетях, а у педагогов – навыки работы с подростками для формирования указанных компетенций.

Полный текст

Социальные сети сегодня пользуются огромной популярностью, поскольку позволяют людям общаться и взаимодействовать, не отрываясь от бытовых или профессиональных занятий. Социальные сети и производные от них сервисы за небольшой промежуток времени заняли важное место в повседневной жизни современной личности и стали одними из самых популярных средств взаимодействия. Распространение и доступность социальных сетей обусловили изменения в повседневных интернет-практиках, коммуникативном поведении современной личности. Поведение личности в виртуальном пространстве влияет на процесс развертывания коммуникации, ее эффективность, взаимоотношения [1].

Однако взаимодействие в социальных сетях отличается рядом особенностей (безличность, анонимность, чувство безнаказанности и вседозволенности), что создает возможность использования сетевых ресурсов для причинения вреда их пользователям. Среди форм подобного использования кибербуллинг, секстинг, фишинг и другие. Особенно высока опасность негативного воздействия на пользователей детского и подросткового возраста. В связи с этим актуальным является вопрос об обеспечении безопасного общения в социальных сетях [2;3]. В аспекте обеспечения безопасного общения в социальных сетях большую роль приобретает работа не только с детьми, но и с их родителями и с педагогами [4;5;6].

Несмотря на активный интерес к данной теме, особенности образовательной деятельности с детьми школьного возраста по формированию безопасного поведения в социальных сетях недостаточно полно представлены в современных исследованиях. Анализ научных исследований и психолого-педагогической практики позволил нам выявить противоречие между необходимостью формирования компетенций безопасного общения подростков в социальных сетях и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали эффективность данной работы с детьми в школьной образовательной организации.

Условия и методы исследования

Наше исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ № 42. Выборку исследования составили 30 подростков в возрасте 14-16 лет, среди которых 17 мальчиков и 13 девочек. Все подростки имеют аккаунты в одной или нескольких социальных сетях.

Для оценки уровня развития безопасного общения в сети Интернет у подростков мы разработали анкету, включающую вопросы, направленные на выявление особенностей общения и поведения в социальных сетях. Исходя из результатов анкетирования, можно классифицировать выборку на подростков с низким, средним и высоким уровнем развития компетенций безопасного общения в сети Интернет.

Высокий уровень – подростки осознают большую часть рисков общения в социальных сетях и демонстрируют осторожность, также они понимают, что в некоторых случаях следует обращаться за помощью к взрослым.

Средний уровень – подростки осознают только часть возможных рисков и их поведение в социальных сетях является небезопасным, кроме того, у них не налажен доверительный контакт с родителями и другими взрослыми, к которым можно обратиться за помощью.

Низкий уровень – подростки не осознают рисков общения в социальных сетях, ведут себя небезопасно и не имеют навыков, которые помогли бы им избежать опасностей, характерных для сети Интернет.

Также нами была проведена методика «Подростки о родителях», которая дает возможность оценить стиль воспитания матери и отца по отношению к подростку и показывает, является ли данный стиль фактором риска формирования небезопасного поведения в сети Интернет [7].

Методика диагностики акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека позволяет выявить у подростков заострения черт и характера и понять, какие подростки попадают в группу риска по формированию небезопасного поведения в сети Интернет и нуждаются в повышенном внимании родителей и педагогов[8].

Результаты и их обсуждение

В результате анкетирования было выявлено распределение подростков по уровням развития безопасного общения в социальных сетях. Высокий уровень безопасного общения в социальных сетях свойствен 20% опрошенных подростков, которые имеют закрытый аккаунт, добавляют в друзья только знакомых людей, регулярно меняют пароли, хорошо осознают возможные риски и готовы обратиться за помощью к взрослым в случае необходимости. Почти половине опрошенных подростков (47%) свойствен средний уровень безопасного общения в основном в силу того, что они недооценивают риски виртуального общения и имеют открытый аккаунт.Треть опрошенных подростков (33%) имеет низкий уровень сформированности навыков безопасного общения и легкомысленно относится к защите своих данных, позволяя посторонним людям получать личную информацию о себе, месте своего проживания и обучения. Эти подростки плохо представляют себе риски, связанные с виртуальным общением, не имеют доверительных отношений с родителями и могут попасть в ситуации, выход из которых им будет трудно найти самим.

Результаты методики «Подростки о родителях» в отношении к матери и отцу представлены в таблице 1. Поскольку у большинства подростков преобладающими являются не один, а несколько типов, в сумме в каждом столбце получилось более 100%.

Таблица 1

Отношение подростков к родителям (%)

Шкалы

Отношение к матери

Отношение к отцу

позитивный интерес

29,7

42,9

директивность

42,9

23,1

враждебность

23,1

26,4

автономия

33

62,7

непоследовательность

29,7

3,3

 

Отношение матери оценивается 42,9% подростков как директивное, а 33% подростков – как автономия. Сыновья видят директивность матери как навязывание им чувства вины по отношению к ней, ее декларации и постоянное напоминание о том, что ради сына мать жертвует своей жизнью и интересами. Девочки, описывая директивных матерей, отмечают с их стороны жесткий контроль, властность, порицание выражения дочерьми их собственного мнения. Проявления автономии в отношениях матери к сыновьям и дочерям отличаются. Автономия матери по отношению к сыну воспринимается им как диктат с ее стороны, при котором сын не воспринимается как самостоятельная личность. Автономия матери по отношению к дочерям выглядит как полная отстраненность от ребенка, его состояния и потребностей.

Отношение отца 62,7% подростков оценивают как автономию, а 42,9% - как позитивный интерес.Для сыновей автономность отца проявляется в беспристрастном формальном отношении к воспитанию, взаимодействие отца с сыном опирается на силу. Отец обращает внимание на сына только тогда, когда происходит что-то, требующее участия родителей, но и тогда обычно на разбор случившегося «не хватает времени». Для дочерей автономность отцов выглядит как претензия на лидерство, недоступное для взаимодействия с ним. Отец воспринимается отгороженным от семьи и ее проблем невидимой стеной, существующим параллельно жизни всей остальной семьи.

Позитивный интерес в отношениях с отцом рассматривается сыном как отсутствие грубой силы, отцы стремятся получить расположение детей без нравоучений и подавления. Принятие сына отцом основано в основном на доверии. Позитивный интерес отца к дочери принимает форму отцовской уверенности в себе, внимания к ребенку, тепла и открытости отношений. Принятие дочери характеризуется дружескими отношениями с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.

Результаты исследования акцентуаций характера у подростков представлены в таблице 2 и на рисунке 3. Поскольку у некоторых обследуемых подростков нет акцентуации характера, а у некоторых отмечается сочетание 2-3 акцентуаций, суммарно в таблице получается более 100%.

Таблица 2

Результаты теста Леонгарда-Шмишека (%)

Акцентуации

Кол-во подростков

Гипертимический

13,2

Застревающий

23,1

Эмотивный

6,6

Педантический

9,9

Циклотимический

19,8

Демонстративный

46,2

Возбудимый

3,3

Экзальтированный

26,4

 

У 46,2% подростков выражен демонстративный тип акцентуации характера, у 26,4% - экзальтированный, у 23,1% - застревающий.Каждый из указанных типов имеет свои уязвимые стороны в плане рисков общения в социальных сетях. Например, демонстративные подростки могут испытывать потребность в многочисленных знакомых и поэтому их аккаунты открыты для посторонних, либо они могут принимать в друзья всех желающих и предоставлять о себе избыточную личную информацию, а выраженная эмоциональность, свойственная экзальтированным подросткам, делает их уязвимыми к манипуляциям эмоциями.

Анализ взаимосвязей между результатами проведенных методик при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена показал взаимосвязь между сформированностьюкомпетенций безопасного общения в социальных сетях, типом воспитания и акцентуацией характера. Высокая степень сформированности безопасного общения свойственна подросткам с директивными матерями и враждебными отцами, а низкая – подросткам с автономией со стороны отца и экзальтированной акцентуацией.

На основании полученных данных была разработана модель психолого-педагогической работы по формированию компетенций безопасного общения в социальных сетях у подростков (рис. 1). Согласно представленной модели, использование таких средств, как лекции, беседы, круглые столы, уроки, тренинги, практикумы, психологические консультации в течение учебного года с подростками, родителями и педагогами позволит добиться того, что у подростков и их родителей будут сформированы компетенции безопасного общения в социальных сетях, а у педагогов – навыки работы с подростками для формирования указанных компетенций.

Рис. 1 Модель психолого-педагогической работы по формированию компетенций
безопасного общения в социальных сетях у подростков

 

Среди тем, которые должны входить в план работы, можно назвать следующие: «Особенности общения в социальных сетях. Риски социальных сетей», «Способы обеспечения безопасного общения в социальных сетях», «Буллинг и троллинг в социальных сетях», «Особенности характера как фактор небезопасного общения в социальных сетях», «Негармоничные детско-родительские отношения как фактор небезопасного общения в социальных сетях».

Заключение

Проведенное исследование показало, что проблема формирования компетенций безопасного общения подростков в социальных сетях является актуальной, а факторами, которые нужно учитывать в психолого-педагогической работе, являются характерологические особенности подростков и детско-родительские отношения.

×

Об авторах

Юлиана Дмитриевна Тарасова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: juliana.samara98@gmail.com
Россия

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах