PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MEANS OF FORMING SAFE COMMUNICATION OF ADOLESCENTS IN SOCIAL NETWORKS
- Authors: Yuliana Y.1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: No 1(20) (2022)
- Section: Psychology
- Published: 19.01.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10369
- ID: 10369
Cite item
Full Text
Abstract
In this paper, a study of the formation of safe communication skills of adolescents in social networks and the factors of their formation is carried out. The results show that a high level of safe communication in social networks is characteristic of 20% of the surveyed adolescents, almost half of the surveyed adolescents (47%) have an average level of safe communication, a third of the surveyed adolescents (33%) have a low level. The factors that need to be taken into account in psychological and pedagogical work are the characterological characteristics of adolescents and child-parent relations. A high degree of formation of the skill of safe communication is characteristic of adolescents with directive mothers and hostile fathers, and a low degree is characteristic of adolescents with autonomy on the part of the father and exalted accentuation.
Full Text
Социальные сети сегодня пользуются огромной популярностью, поскольку позволяют людям общаться и взаимодействовать, не отрываясь от бытовых или профессиональных занятий. Социальные сети и производные от них сервисы за небольшой промежуток времени заняли важное место в повседневной жизни современной личности и стали одними из самых популярных средств взаимодействия. Распространение и доступность социальных сетей обусловили изменения в повседневных интернет-практиках, коммуникативном поведении современной личности. Поведение личности в виртуальном пространстве влияет на процесс развертывания коммуникации, ее эффективность, взаимоотношения [1].
Однако взаимодействие в социальных сетях отличается рядом особенностей (безличность, анонимность, чувство безнаказанности и вседозволенности), что создает возможность использования сетевых ресурсов для причинения вреда их пользователям. Среди форм подобного использования кибербуллинг, секстинг, фишинг и другие. Особенно высока опасность негативного воздействия на пользователей детского и подросткового возраста. В связи с этим актуальным является вопрос об обеспечении безопасного общения в социальных сетях [2;3]. В аспекте обеспечения безопасного общения в социальных сетях большую роль приобретает работа не только с детьми, но и с их родителями и с педагогами [4;5;6].
Несмотря на активный интерес к данной теме, особенности образовательной деятельности с детьми школьного возраста по формированию безопасного поведения в социальных сетях недостаточно полно представлены в современных исследованиях. Анализ научных исследований и психолого-педагогической практики позволил нам выявить противоречие между необходимостью формирования компетенций безопасного общения подростков в социальных сетях и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий, которые бы обеспечивали эффективность данной работы с детьми в школьной образовательной организации.
Условия и методы исследования
Наше исследование осуществлялось на базе МБОУ СОШ № 42. Выборку исследования составили 30 подростков в возрасте 14-16 лет, среди которых 17 мальчиков и 13 девочек. Все подростки имеют аккаунты в одной или нескольких социальных сетях.
Для оценки уровня развития безопасного общения в сети Интернет у подростков мы разработали анкету, включающую вопросы, направленные на выявление особенностей общения и поведения в социальных сетях. Исходя из результатов анкетирования, можно классифицировать выборку на подростков с низким, средним и высоким уровнем развития компетенций безопасного общения в сети Интернет.
Высокий уровень – подростки осознают большую часть рисков общения в социальных сетях и демонстрируют осторожность, также они понимают, что в некоторых случаях следует обращаться за помощью к взрослым.
Средний уровень – подростки осознают только часть возможных рисков и их поведение в социальных сетях является небезопасным, кроме того, у них не налажен доверительный контакт с родителями и другими взрослыми, к которым можно обратиться за помощью.
Низкий уровень – подростки не осознают рисков общения в социальных сетях, ведут себя небезопасно и не имеют навыков, которые помогли бы им избежать опасностей, характерных для сети Интернет.
Также нами была проведена методика «Подростки о родителях», которая дает возможность оценить стиль воспитания матери и отца по отношению к подростку и показывает, является ли данный стиль фактором риска формирования небезопасного поведения в сети Интернет [7].
Методика диагностики акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека позволяет выявить у подростков заострения черт и характера и понять, какие подростки попадают в группу риска по формированию небезопасного поведения в сети Интернет и нуждаются в повышенном внимании родителей и педагогов[8].
Результаты и их обсуждение
В результате анкетирования было выявлено распределение подростков по уровням развития безопасного общения в социальных сетях. Высокий уровень безопасного общения в социальных сетях свойствен 20% опрошенных подростков, которые имеют закрытый аккаунт, добавляют в друзья только знакомых людей, регулярно меняют пароли, хорошо осознают возможные риски и готовы обратиться за помощью к взрослым в случае необходимости. Почти половине опрошенных подростков (47%) свойствен средний уровень безопасного общения в основном в силу того, что они недооценивают риски виртуального общения и имеют открытый аккаунт.Треть опрошенных подростков (33%) имеет низкий уровень сформированности навыков безопасного общения и легкомысленно относится к защите своих данных, позволяя посторонним людям получать личную информацию о себе, месте своего проживания и обучения. Эти подростки плохо представляют себе риски, связанные с виртуальным общением, не имеют доверительных отношений с родителями и могут попасть в ситуации, выход из которых им будет трудно найти самим.
Результаты методики «Подростки о родителях» в отношении к матери и отцу представлены в таблице 1. Поскольку у большинства подростков преобладающими являются не один, а несколько типов, в сумме в каждом столбце получилось более 100%.
Таблица 1
Отношение подростков к родителям (%)
Шкалы | Отношение к матери | Отношение к отцу |
позитивный интерес | 29,7 | 42,9 |
директивность | 42,9 | 23,1 |
враждебность | 23,1 | 26,4 |
автономия | 33 | 62,7 |
непоследовательность | 29,7 | 3,3 |
Отношение матери оценивается 42,9% подростков как директивное, а 33% подростков – как автономия. Сыновья видят директивность матери как навязывание им чувства вины по отношению к ней, ее декларации и постоянное напоминание о том, что ради сына мать жертвует своей жизнью и интересами. Девочки, описывая директивных матерей, отмечают с их стороны жесткий контроль, властность, порицание выражения дочерьми их собственного мнения. Проявления автономии в отношениях матери к сыновьям и дочерям отличаются. Автономия матери по отношению к сыну воспринимается им как диктат с ее стороны, при котором сын не воспринимается как самостоятельная личность. Автономия матери по отношению к дочерям выглядит как полная отстраненность от ребенка, его состояния и потребностей.
Отношение отца 62,7% подростков оценивают как автономию, а 42,9% - как позитивный интерес.Для сыновей автономность отца проявляется в беспристрастном формальном отношении к воспитанию, взаимодействие отца с сыном опирается на силу. Отец обращает внимание на сына только тогда, когда происходит что-то, требующее участия родителей, но и тогда обычно на разбор случившегося «не хватает времени». Для дочерей автономность отцов выглядит как претензия на лидерство, недоступное для взаимодействия с ним. Отец воспринимается отгороженным от семьи и ее проблем невидимой стеной, существующим параллельно жизни всей остальной семьи.
Позитивный интерес в отношениях с отцом рассматривается сыном как отсутствие грубой силы, отцы стремятся получить расположение детей без нравоучений и подавления. Принятие сына отцом основано в основном на доверии. Позитивный интерес отца к дочери принимает форму отцовской уверенности в себе, внимания к ребенку, тепла и открытости отношений. Принятие дочери характеризуется дружескими отношениями с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.
Результаты исследования акцентуаций характера у подростков представлены в таблице 2 и на рисунке 3. Поскольку у некоторых обследуемых подростков нет акцентуации характера, а у некоторых отмечается сочетание 2-3 акцентуаций, суммарно в таблице получается более 100%.
Таблица 2
Результаты теста Леонгарда-Шмишека (%)
Акцентуации | Кол-во подростков |
Гипертимический | 13,2 |
Застревающий | 23,1 |
Эмотивный | 6,6 |
Педантический | 9,9 |
Циклотимический | 19,8 |
Демонстративный | 46,2 |
Возбудимый | 3,3 |
Экзальтированный | 26,4 |
У 46,2% подростков выражен демонстративный тип акцентуации характера, у 26,4% - экзальтированный, у 23,1% - застревающий.Каждый из указанных типов имеет свои уязвимые стороны в плане рисков общения в социальных сетях. Например, демонстративные подростки могут испытывать потребность в многочисленных знакомых и поэтому их аккаунты открыты для посторонних, либо они могут принимать в друзья всех желающих и предоставлять о себе избыточную личную информацию, а выраженная эмоциональность, свойственная экзальтированным подросткам, делает их уязвимыми к манипуляциям эмоциями.
Анализ взаимосвязей между результатами проведенных методик при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена показал взаимосвязь между сформированностьюкомпетенций безопасного общения в социальных сетях, типом воспитания и акцентуацией характера. Высокая степень сформированности безопасного общения свойственна подросткам с директивными матерями и враждебными отцами, а низкая – подросткам с автономией со стороны отца и экзальтированной акцентуацией.
На основании полученных данных была разработана модель психолого-педагогической работы по формированию компетенций безопасного общения в социальных сетях у подростков (рис. 1). Согласно представленной модели, использование таких средств, как лекции, беседы, круглые столы, уроки, тренинги, практикумы, психологические консультации в течение учебного года с подростками, родителями и педагогами позволит добиться того, что у подростков и их родителей будут сформированы компетенции безопасного общения в социальных сетях, а у педагогов – навыки работы с подростками для формирования указанных компетенций.
Рис. 1 Модель психолого-педагогической работы по формированию компетенций
безопасного общения в социальных сетях у подростков
Среди тем, которые должны входить в план работы, можно назвать следующие: «Особенности общения в социальных сетях. Риски социальных сетей», «Способы обеспечения безопасного общения в социальных сетях», «Буллинг и троллинг в социальных сетях», «Особенности характера как фактор небезопасного общения в социальных сетях», «Негармоничные детско-родительские отношения как фактор небезопасного общения в социальных сетях».
Заключение
Проведенное исследование показало, что проблема формирования компетенций безопасного общения подростков в социальных сетях является актуальной, а факторами, которые нужно учитывать в психолого-педагогической работе, являются характерологические особенности подростков и детско-родительские отношения.
About the authors
Yuliana Yuliana
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: juliana.samara98@gmail.com
Russian Federation