Повышение конкурентоспособности предприятий речного транспорта в региональных пассажирских перевозках
- Авторы: Моисеева В.Р.1, Немчинов О.А.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
- Выпуск: № 1(20) (2022)
- Раздел: Экономика и менеджмент
- Дата публикации: 19.01.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10396
- ID: 10396
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной работе представлены основные факторы, влияющие на объем перевозок внутренним водным транспортом, определены преимущества использования водного транспорта и основные проблемные вопросы в современном его развитии. Проанализированы типы применяемых в Самарской области в пассажирских перевозках речных судов, состояние существующей транспортной инфраструктуры, а также существующая маршрутная сеть внутрирегиональных перевозок. Рассмотрена возможность внедрения новых перспективных типов речных судов на базе предприятия – объекта исследования, сделаны предложения по корректировке существующего расписания движения судов. Выполнена экономическая оценка результатов производственной деятельности существующего и предлагаемого парка внутреннего водного транспорта. Доказана конкурентоспособность новых типов судов в удовлетворении существующего спроса населения на пассажирские перевозки.
Цель: Внутренний водный транспорт традиционно был важной составляющей отечественной экономики. Наиболее высокие темпы развития речного транспорта приходятся на годы советской власти. С начала 90-х гг. прошлого века, несмотря на развитую сеть водных путей, в стране происходило резкое снижение основных показателей перевозочной деятельности на речном транспорте, что приводило к снижению роли речных путей в транспортном комплексе страны и уменьшению доли речного транспорта в общем объеме перевозок до 2%. Объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом за период с 1980 по 2019 гг. снизился со 103 до 11 млн. человек.
Основными стратегическими преимуществами внутреннего водного транспорта являются: низкая себестоимость перевозок на дальние и средние расстояния, относительно низкие затраты на создание и содержание путей, значительные резервы пропускной способности внутренних водных путей.
Активизация использования внутреннего водного транспорта приведет к снижению расходов на содержание автомобильной и железнодорожной составляющих транспортной инфраструктуры страны, уменьшению негативного воздействия транспорта на окружающую среду.
Методы:
Объектом исследования является «Самарское речное пассажирское предприятие» («СРПП») – основной перевозчик пассажиров внутренним водным транспортом по пригородным маршрутам. Результаты анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «СРПП» свидетельствуют об ухудшении экономического состояния компании, высокой «закредитованности» и, как следствие, наличии признаков потери ликвидности и платежеспособности. В этой связи необходим поиск путей повышения эффективности деятельности предприятия. В настоящее время одной из основных причин снижения объема перевозок внутренним водным транспортом является устаревший флот.
В навигацию 2021 г. перевозки пассажиров осуществлялись по 4 маршрутам (17 остановочных пунктов): Самара – Рождествено, Самара – Винновка, Осипенко – Гаврилова Поляна, Самара – Зольное. Рейсы выполняются на судах Ом и «Москва». Самым востребованным направлением является Самара – Рождествено, рейсы на этом маршруте выполняются ежедневно практически каждый час.
В период 2017-2019 гг. действовал речной маршрут Самара – Тольятти, осуществлявшийся судами на подводных крыльях «Восход». Протяженность маршрута составляла 73 км. В настоящее время местное речное сообщение между городами Самара – Тольятти и Самара – Сызрань отсутствует.
В Самарской области выявлены следующие основные проблемы развития речного транспорта:
- низкое качество удовлетворения спроса на пассажирские перевозки;
- нехватка судов пассажирского флота и низкий уровень их комфортности;
- значительный износ речной инфраструктуры;
- осуществление пассажирских перевозок нелицензированными перевозчиками на маломерных судах.
В планах Министерства транспорта Самарской области закупка новых скоростных судов на подводных крыльях «Валдай-45Р» и «Метеор-120Р». При этом одно судно «Валдай-45Р» уже закуплено для коммерческой эксплуатации на региональных маршрутах, однако, сторонним предприятием. Кроме того, в конце 2020 года, в Москве, на площадке форума «Транспортная неделя 2020» Губернатор Самарской области провел рабочую встречу с заместителем гендиректора ООО «Эмпериум» (г. Санкт-Петербург), в ходе которой обсуждалась возможность реализации в регионе проекта по закупке электросудов Ecovolt, предназначенных для водных прогулок, экскурсий и пассажирских перевозок.
Таким образом, в рамках исследования рассмотрена экономическая целесообразность внедрения в эксплуатацию новых типов речных судов – «Валдай-45Р» и Ecovolt.
Проведен сопоставительный анализ себестоимости выполнения рейсов существующим и внедряемым парком речных судов:
Э= RОТ+ЭСН+ЭБП +ЭТ+ЭР+ЭА+ЭСМ+ЭИП+ЭКХО+ЭПРОЧ,
где RОТ – затраты на оплату труда; ЭСН – отчисления на соц.нужды; ЭБП – затраты на бесплатное питание экипажа; ЭТ – затраты на топливо; ЭР – затраты на навигационный ремонт; ЭА – затраты на амортизацию основных фондов; ЭСМ – затраты на материалы; ЭИП – затраты на износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; ЭКХО – платежи за комплексное и хозяйственное обслуживание судов и услуги сторонних предприятий; ЭПРОЧ – прочие прямые расходы.
В качестве исходных данных для расчета эксплуатационных затрат используются технические и коммерческие характеристики рассматриваемых судов и маршрутов.
Результаты:
На данный момент предприятием ООО «СРПП» эксплуатируются суда типа ОМ и «Москва». Эксплуатационные затраты за навигацию для действующего парка речных судов представлены в табл. 1.
Табл. 1.
Эксплуатационные затраты для судов Ом и «Москва»
Параметр | Маршрут | |||
Самара – | Самара – | Самара – Винновка (с. Осиновка) | Осипенко – | |
Тип судна | Ом | «Москва» | ||
Пассажировместимость, чел. | 242 | 243 | ||
Средний коэффициент занятости мест, % | 36 | 18 | 28 | 18 |
Количество судов, ед. | 2 | 1 | 1 | 1 |
Протяженность маршрута, км | 6 | 52 | 33 | 19 |
Период навигации, дн. | 207 | 182 | 199 | 188 |
Общие затраты на выполнение рейсов за навигацию, руб. | 17 784 395 | 11 128 743 | 10 334 794 | 7 642 566 |
Итого общие эксплуатационные затраты за навигацию, руб. | 46 890 498 |
Аналогичные расчеты были проведены для предлагаемых к внедрению в эксплуатационную деятельность предприятия ООО «СРПП» для пассажирских перевозок судов «Валдай-45Р» и Ecovolt (табл. 2).
Табл. 2.
Эксплуатационные затраты для судов «Валдай-45Р» и Ecovolt
Параметр | Маршрут |
| ||||
Самара – | Самара – | Самара – Ширяево – Зольное – Тольятти | Самара – | Осипенко – Гаврилова Поляна | ||
Тип судна | Ecovolt | «Валдай-45Р» | ||||
Пассажировместимость, чел. | 100 | 45 | ||||
Планируемый коэффициент занятости мест, % | 85 | 85 | ||||
Количество судов, ед. | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Протяженность маршрута, км | 6 | 14 | 73 | 122 | 19 | |
Период навигации, дн. | 207 | 199 | 182 | 199 | 188 | |
Общие затраты на выполнение рейсов за навигацию, руб. | 9 893 673 | 5 668 789 | 11 972 562 | 13 962 487 | ||
Итого общие эксплуатационные затраты за навигацию, руб. | 41 497 511 |
| ||||
При этом проведена корректировка существующего расписания движения речных судов. Предлагается возобновить речные рейсы, соединяющие Тольятти и Сызрань с областным центром. Действовавшее расписание по данному направлению не удовлетворяло потребностям населения, так как спрос существовал (и существует в данное время) на ранний рейс из Тольятти и Сызрани в виду того, что многие жители данных городов работают или учатся в Самаре.
В табл. 3 представлен сопоставительный анализ удельных затрат на 1 км маршрута, а также на 1 пассажира выполняемых рейсов существующего и предлагаемого парка речных судов.
Табл. 3.
Удельные затраты по существующему и предлагаемому парку речных судов
Параметр Тип судна | Затраты на 1 км маршрута, руб. | Затраты на 1 пассажира, руб. |
ОМ | 184 | 54 |
«Москва» | 216 | 135 |
Ecovolt | 152 | 27 |
«Валдай-45Р» | 124 | 338 |
Как видно из полученных результатов, внедряемые суда выигрывают в эффективности эксплуатационной деятельности на маршрутах. При этом необходимо отметить, что «Валдай-45Р» экономически более эффективен на маршрутах большой протяженности, что связано с малой пассажировместимостью.
В рамках проводимого анализа рассматривается возможность реализации инвестиционного проекта. Планируется окупить три судна Ecovolt и электрическую зарядную станцию для них за 6 лет (стоимость 1 судна – 80 млн. руб., стоимость станции – 17 млн. руб.), три судна «Валдай-45Р» – за 12 лет (стоимость 1 судна – 100 млн. руб.). В этой связи, эксплуатационный доход, получаемый в навигационный период, должен покрывать, как эксплуатационные затраты, так и потребную величину годовой прибыли для возмещения инвестиционных вложений.
Таким образом, цена билета для 1 пассажира определяется по следующей формуле:
Ц=(Э+Пminгод)/(КЗМ ∙P∙nР)
где Э – эксплуатационные затраты; Пminгод – ежегодная минимальная прибыль для окупаемости; КЗМ – коэффициент занятости мест; Р – пассажировместимость судна; nР – количество рейсов за навигацию.
В табл. 4 представлены рассчитанные значения стоимости билетов для маршрутов судов Ecovolt и «Валдай-45Р» для коэффициента занятости мест в 85% от максимальной предельной коммерческой пассажирской загрузки.
Табл. 4.
Стоимость билета для пассажира по маршрутам
Объем перевозок, чел. | Себестоимость перевозки 1 пассажира, руб. | Минимальная прибыль | Прогнозируемая стоимость билета, руб. | |
Самара – Рождествено (Ecovolt) |
| |||
246 500 | 20 | 60 | 80 | |
Самара – Шелехметь (Ecovolt) |
| |||
101 490 | 56 | 131 | 187 | |
Самара – Тольятти («Валдай-45Р») |
| |||
19 890 | 602 | 419 | 1 021 | |
Самара – Сызрань («Валдай-45Р») |
| |||
13 923 | 1 003 | 599 | 1 601 | |
Осипенко – Гаврилова Поляна («Валдай-45Р») |
| |||
28 764 | 485 | 290 | 775 |
Как видно из полученных результатов, покрытие затрат на закупку судов Валдай-45Р требует установки высоких цен билетов на перевозку пассажиров. В этих условиях данная услуга будет мало востребована населением региона. Эксплуатация данного типа судна наиболее выгодна на маршрутах большей протяженности, например, при межрегиональных перевозках. В данном случае возможно применение субсидирования перевозок распределенного в равных долях или пропорционально между регионами. Все это указывает на нецелесообразность коммерческого применения судов «Валдай-45Р» в массовых внутрирегиональных пассажирских перевозках.
В этой связи видится перспективным использование электросудов Ecovolt. Это подтверждают выполненные расчеты цены билета. Прогнозируемые цены сопоставимы с существующими. Кроме того, использование экологичных судов решает проблему загрязнения акватории Волги.
Выводы: Таким образом, обеспечение оптимальных условий развития сложной транспортной системы в мегаполисах, расположенных на крупных реках, а также возможности эффективного функционирования регионального пассажирского сообщения предполагает качественное обновление флота. В связи с этим необходим поиск решений задачи определения такого количественного и качественного состава транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта, при котором в максимальной степени будут удовлетворены требования основных ее субъектов (пассажиров, судовладельцев и государства): дешевый, удобный и безопасный вид транспорта при условии его рентабельности, экологичности и социального благополучия.
Полный текст
Внутренний водный транспорт традиционно был важной составляющей отечественной экономики. Наиболее высокие темпы развития речного транспорта приходятся на годы советской власти. С начала 90-х гг. прошлого века, несмотря на развитую сеть водных путей, в стране происходило резкое снижение основных показателей перевозочной деятельности на речном транспорте, что приводило к снижению роли речных путей в транспортном комплексе страны и уменьшению доли речного транспорта в общем объеме перевозок до 2%. Объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом за период с 1980 по 2019 гг. снизился со 103 до 11 млн. человек.
Основными стратегическими преимуществами внутреннего водного транспорта являются: низкая себестоимость перевозок на дальние и средние расстояния, относительно низкие затраты на создание и содержание путей, значительные резервы пропускной способности внутренних водных путей [1].
Активизация использования внутреннего водного транспорта приведет к снижению расходов на содержание автомобильной и железнодорожной составляющих транспортной инфраструктуры страны, уменьшению негативного воздействия транспорта на окружающую среду [2].
Условия и методы исследования
Объектом исследования является «Самарское речное пассажирское предприятие» («СРПП») – основной перевозчик пассажиров внутренним водным транспортом по пригородным маршрутам. Результаты анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «СРПП» свидетельствуют об ухудшении экономического состояния компании, высокой «закредитованности» и, как следствие, наличии признаков потери ликвидности и платежеспособности (рис. 1). В этой связи необходим поиск путей повышения эффективности деятельности предприятия. В настоящее время одной из основных причин снижения объема перевозок внутренним водным транспортом является устаревший флот [3].
Рис. 1. Показатели эффективности функционирования ООО «СРПП»
В навигацию 2021 г. перевозки пассажиров осуществлялись по 4 маршрутам (17 остановочных пунктов): Самара – Рождествено, Самара – Винновка, Осипенко – Гаврилова Поляна, Самара – Зольное. Рейсы выполняются на судах Ом и «Москва». Самым востребованным направлением является Самара – Рождествено, рейсы на этом маршруте выполняются ежедневно практически каждый час.
В период 2017-2019 гг. действовал речной маршрут Самара – Тольятти, осуществлявшийся судами на подводных крыльях «Восход». Протяженность маршрута составляла 73 км. В настоящее время местное речное сообщение между городами Самара – Тольятти и Самара – Сызрань отсутствует.
В Самарской области выявлены следующие основные проблемы развития речного транспорта:
- низкое качество удовлетворения спроса на пассажирские перевозки;
- нехватка судов пассажирского флота и низкий уровень их комфортности;
- значительный износ речной инфраструктуры;
- осуществление пассажирских перевозок нелицензированными перевозчиками на маломерных судах [4].
В планах Министерства транспорта Самарской области закупка новых скоростных судов на подводных крыльях «Валдай-45Р» и «Метеор-120Р». При этом одно судно «Валдай-45Р» уже закуплено для коммерческой эксплуатации на региональных маршрутах, однако, сторонним предприятием. Кроме того, в конце 2020 года, в Москве, на площадке форума «Транспортная неделя 2020» Губернатор Самарской области провел рабочую встречу с заместителем гендиректора ООО «Эмпериум» (г. Санкт-Петербург), в ходе которой обсуждалась возможность реализации в регионе проекта по закупке электросудов Ecovolt, предназначенных для водных прогулок, экскурсий и пассажирских перевозок.
Таким образом, в рамках исследования рассмотрена экономическая целесообразность внедрения в эксплуатацию новых типов речных судов – «Валдай-45Р» и Ecovolt.
Проведен сопоставительный анализ себестоимости выполнения рейсов существующим и внедряемым парком речных судов:
Э= RОТ+ЭСН+ЭБП +ЭТ+ЭР+ЭА+ЭСМ+ЭИП+ЭКХО+ЭПРОЧ,
где RОТ – затраты на оплату труда; ЭСН – отчисления на соц.нужды; ЭБП – затраты на бесплатное питание экипажа; ЭТ – затраты на топливо; ЭР – затраты на навигационный ремонт; ЭА – затраты на амортизацию основных фондов; ЭСМ – затраты на материалы; ЭИП – затраты на износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; ЭКХО – платежи за комплексное и хозяйственное обслуживание судов и услуги сторонних предприятий; ЭПРОЧ – прочие прямые расходы [5].
В качестве исходных данных для расчета эксплуатационных затрат используются технические и коммерческие характеристики рассматриваемых судов и маршрутов.
Результаты и их обсуждение
На данный момент предприятием ООО «СРПП» эксплуатируются суда типа ОМ и «Москва». Эксплуатационные затраты за навигацию для действующего парка речных судов представлены в табл. 1.
Табл. 1.
Эксплуатационные затраты для судов Ом и «Москва»
Параметр | Маршрут | |||
Самара – | Самара – | Самара – Винновка (с. Осиновка) | Осипенко – | |
Тип судна | Ом | «Москва» | ||
Пассажировместимость, чел. | 242 | 243 | ||
Средний коэффициент занятости мест, % | 36 | 18 | 28 | 18 |
Количество судов, ед. | 2 | 1 | 1 | 1 |
Протяженность маршрута, км | 6 | 52 | 33 | 19 |
Период навигации, дн. | 207 | 182 | 199 | 188 |
Общие затраты на выполнение рейсов за навигацию, руб. | 17 784 395 | 11 128 743 | 10 334 794 | 7 642 566 |
Итого общие эксплуатационные затраты за навигацию, руб. | 46 890 498 |
Аналогичные расчеты были проведены для предлагаемых к внедрению в эксплуатационную деятельность предприятия ООО «СРПП» для пассажирских перевозок судов «Валдай-45Р» и Ecovolt (табл. 2).
Табл. 2.
Эксплуатационные затраты для судов «Валдай-45Р» и Ecovolt
Параметр | Маршрут |
| ||||
Самара – | Самара – | Самара – Ширяево – Зольное – Тольятти | Самара – | Осипенко – Гаврилова Поляна | ||
Тип судна | Ecovolt | «Валдай-45Р» | ||||
Пассажировместимость, чел. | 100 | 45 | ||||
Планируемый коэффициент занятости мест, % | 85 | 85 | ||||
Количество судов, ед. | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
Протяженность маршрута, км | 6 | 14 | 73 | 122 | 19 | |
Период навигации, дн. | 207 | 199 | 182 | 199 | 188 | |
Общие затраты на выполнение рейсов за навигацию, руб. | 9 893 673 | 5 668 789 | 11 972 562 | 13 962 487 | ||
Итого общие эксплуатационные затраты за навигацию, руб. | 41 497 511 |
| ||||
При этом проведена корректировка существующего расписания движения речных судов. Предлагается возобновить речные рейсы, соединяющие Тольятти и Сызрань с областным центром. Действовавшее расписание по данному направлению не удовлетворяло потребностям населения, так как спрос существовал (и существует в данное время) на ранний рейс из Тольятти и Сызрани в виду того, что многие жители данных городов работают или учатся в Самаре.
В табл. 3 представлен сопоставительный анализ удельных затрат на 1 км маршрута, а также на 1 пассажира выполняемых рейсов существующего и предлагаемого парка речных судов.
Табл. 3.
Удельные затраты по существующему и предлагаемому парку речных судов
Параметр Тип судна | Затраты на 1 км маршрута, руб. | Затраты на 1 пассажира, руб. |
ОМ | 184 | 54 |
«Москва» | 216 | 135 |
Ecovolt | 152 | 27 |
«Валдай-45Р» | 124 | 338 |
Как видно из полученных результатов, внедряемые суда выигрывают в эффективности эксплуатационной деятельности на маршрутах. При этом необходимо отметить, что «Валдай-45Р» экономически более эффективен на маршрутах большой протяженности, что связано с малой пассажировместимостью.
В рамках проводимого анализа рассматривается возможность реализации инвестиционного проекта. Планируется окупить три судна Ecovolt и электрическую зарядную станцию для них за 6 лет (стоимость 1 судна – 80 млн. руб., стоимость станции – 17 млн. руб.), три судна «Валдай-45Р» – за 12 лет (стоимость 1 судна – 100 млн. руб.). В этой связи, эксплуатационный доход, получаемый в навигационный период, должен покрывать, как эксплуатационные затраты, так и потребную величину годовой прибыли для возмещения инвестиционных вложений.
Таким образом, цена билета для 1 пассажира определяется по следующей формуле:
Ц=(Э+Пminгод)/(КЗМ∙P∙nР )
где Э – эксплуатационные затраты; Пminгод – ежегодная минимальная прибыль для окупаемости; КЗМ – коэффициент занятости мест; Р – пассажировместимость судна; nР – количество рейсов за навигацию.
В табл. 4 представлены рассчитанные значения стоимости билетов для маршрутов судов Ecovolt и «Валдай-45Р» для коэффициента занятости мест в 85% от максимальной предельной коммерческой пассажирской загрузки.
Табл. 4.
Стоимость билета для пассажира по маршрутам
Объем перевозок, чел. | Себестоимость перевозки 1 пассажира, руб. | Минимальная прибыль | Прогнозируемая стоимость билета, руб. | |
Самара – Рождествено (Ecovolt) |
| |||
246 500 | 20 | 60 | 80 | |
Самара – Шелехметь (Ecovolt) |
| |||
101 490 | 56 | 131 | 187 | |
Самара – Тольятти («Валдай-45Р») |
| |||
19 890 | 602 | 419 | 1 021 | |
Самара – Сызрань («Валдай-45Р») |
| |||
13 923 | 1 003 | 599 | 1 601 | |
Осипенко – Гаврилова Поляна («Валдай-45Р») |
| |||
28 764 | 485 | 290 | 775 |
Как видно из полученных результатов, покрытие затрат на закупку судов Валдай-45Р требует установки высоких цен билетов на перевозку пассажиров. В этих условиях данная услуга будет мало востребована населением региона. Эксплуатация данного типа судна наиболее выгодна на маршрутах большей протяженности, например, при межрегиональных перевозках. В данном случае возможно применение субсидирования перевозок распределенного в равных долях или пропорционально между регионами. Все это указывает на нецелесообразность коммерческого применения судов «Валдай-45Р» в массовых внутрирегиональных пассажирских перевозках.
В этой связи видится перспективным использование электросудов Ecovolt. Это подтверждают выполненные расчеты цены билета. Прогнозируемые цены сопоставимы с существующими. Кроме того, использование экологичных судов решает проблему загрязнения акватории Волги.
Заключение
Таким образом, обеспечение оптимальных условий развития сложной транспортной системы в мегаполисах, расположенных на крупных реках, а также возможности эффективного функционирования регионального пассажирского сообщения предполагает качественное обновление флота. В связи с этим необходим поиск решений задачи определения такого количественного и качественного состава транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта, при котором в максимальной степени будут удовлетворены требования основных ее субъектов (пассажиров, судовладельцев и государства): дешевый, удобный и безопасный вид транспорта при условии его рентабельности, экологичности и социального благополучия.
Об авторах
Виктория Романовна Моисеева
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: moiseewavika@icloud.com
Студент 4 курса института авиационной и ракетно-космической техники
Россия, 443086, Россия, Самара, ул. Московское шоссе, 34.Олег Александрович Немчинов
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
Email: nemchinoff-samara@yandex.ru
Доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и управления перевозками на транспорте
443086, Россия, Самара, ул. Московское шоссе, 34.