Повышение конкурентоспособности предприятий речного транспорта в региональных пассажирских перевозках

  • Авторы: Моисеева В.Р.1, Немчинов О.А.1
  • Учреждения:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
  • Выпуск: № 1(20) (2022)
  • Раздел: Экономика и менеджмент
  • Дата публикации: 19.01.2023
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10396
  • ID: 10396

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной работе представлены основные факторы, влияющие на объем перевозок внутренним водным транспортом, определены преимущества использования водного транспорта и основные проблемные вопросы в современном его развитии. Проанализированы типы применяемых в Самарской области в пассажирских перевозках речных судов, состояние существующей транспортной инфраструктуры, а также существующая маршрутная сеть внутрирегиональных перевозок. Рассмотрена возможность внедрения новых перспективных типов речных судов на базе предприятия – объекта исследования, сделаны предложения по корректировке существующего расписания движения судов. Выполнена экономическая оценка результатов производственной деятельности существующего и предлагаемого парка внутреннего водного транспорта. Доказана конкурентоспособность новых типов судов в удовлетворении существующего спроса населения на пассажирские перевозки.

Цель: Внутренний водный транспорт традиционно был важной составляющей отечественной экономики. Наиболее высокие темпы развития речного транспорта приходятся на годы советской власти. С начала 90-х гг. прошлого века, несмотря на развитую сеть водных путей, в стране происходило резкое снижение основных показателей перевозочной деятельности на речном транспорте, что приводило к снижению роли речных путей в транспортном комплексе страны и уменьшению доли речного транспорта в общем объеме перевозок до 2%. Объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом за период с 1980 по 2019 гг. снизился со 103 до 11 млн. человек.

Основными стратегическими преимуществами внутреннего водного транспорта являются: низкая себестоимость перевозок на дальние и средние расстояния, относительно низкие затраты на создание и содержание путей, значительные резервы пропускной способности внутренних водных путей.

Активизация использования внутреннего водного транспорта приведет к снижению расходов на содержание автомобильной и железнодорожной составляющих транспортной инфраструктуры страны, уменьшению негативного воздействия транспорта на окружающую среду.

Методы:

Объектом исследования является «Самарское речное пассажирское предприятие» («СРПП») – основной перевозчик пассажиров внутренним водным транспортом по пригородным маршрутам. Результаты анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «СРПП» свидетельствуют об ухудшении экономического состояния компании, высокой «закредитованности» и, как следствие, наличии признаков потери ликвидности и платежеспособности. В этой связи необходим поиск путей повышения эффективности деятельности предприятия. В настоящее время одной из основных причин снижения объема перевозок внутренним водным транспортом является устаревший флот.

В навигацию 2021 г. перевозки пассажиров осуществлялись по 4 маршрутам (17 остановочных пунктов): Самара – Рождествено, Самара – Винновка, Осипенко – Гаврилова Поляна, Самара – Зольное. Рейсы выполняются на судах Ом и «Москва». Самым востребованным направлением является Самара – Рождествено, рейсы на этом маршруте выполняются ежедневно практически каждый час.

В период 2017-2019 гг. действовал речной маршрут Самара – Тольятти, осуществлявшийся судами на подводных крыльях «Восход». Протяженность маршрута составляла 73 км. В настоящее время местное речное сообщение между городами Самара – Тольятти и Самара – Сызрань отсутствует.

В Самарской области выявлены следующие основные проблемы развития речного транспорта:

- низкое качество удовлетворения спроса на пассажирские перевозки;

- нехватка судов пассажирского флота и низкий уровень их комфортности;

- значительный износ речной инфраструктуры;

- осуществление пассажирских перевозок нелицензированными перевозчиками на маломерных судах.

В планах Министерства транспорта Самарской области закупка новых скоростных судов на подводных крыльях «Валдай-45Р» и «Метеор-120Р». При этом одно судно «Валдай-45Р» уже закуплено для коммерческой эксплуатации на региональных маршрутах, однако, сторонним предприятием. Кроме того, в конце 2020 года, в Москве, на площадке форума «Транспортная неделя 2020» Губернатор Самарской области провел рабочую встречу с заместителем гендиректора ООО «Эмпериум» (г. Санкт-Петербург), в ходе которой обсуждалась возможность реализации в регионе проекта по закупке электросудов Ecovolt, предназначенных для водных прогулок, экскурсий и пассажирских перевозок.

Таким образом, в рамках исследования рассмотрена экономическая целесообразность внедрения в эксплуатацию новых типов речных судов – «Валдай-45Р» и Ecovolt.

Проведен сопоставительный анализ себестоимости выполнения рейсов существующим и внедряемым парком речных судов:

Э= RОТСНБПТРАСМИПКХОПРОЧ,

где RОТ – затраты на оплату труда; ЭСН – отчисления на соц.нужды; ЭБП – затраты на бесплатное питание экипажа; ЭТ – затраты на топливо; ЭР – затраты на навигационный ремонт; ЭА – затраты на амортизацию основных фондов; ЭСМ – затраты на материалы; ЭИП – затраты на износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; ЭКХО – платежи за комплексное и хозяйственное обслуживание судов и услуги сторонних предприятий; ЭПРОЧ – прочие прямые расходы.

 В качестве исходных данных для расчета эксплуатационных затрат используются технические и коммерческие характеристики рассматриваемых судов и маршрутов.

Результаты:

На данный момент предприятием ООО «СРПП» эксплуатируются суда типа ОМ и «Москва». Эксплуатационные затраты за навигацию для действующего парка речных судов представлены в табл. 1.

Табл. 1.

Эксплуатационные затраты для судов Ом и «Москва»

Параметр

Маршрут

Самара –
Рождествено

Самара –
Ширяево – Зольное

Самара – Винновка (с. Осиновка)

Осипенко –
Гаврилова Поляна

Тип судна

Ом

«Москва»

Пассажировместимость, чел.

242

243

Средний коэффициент занятости мест, %

36

18

28

18

Количество судов, ед.

2

1

1

1

Протяженность маршрута, км

6

52

33

19

Период навигации, дн.

207

182

199

188

Общие затраты на выполнение рейсов за навигацию, руб.

17 784 395

11 128 743

10 334 794

7 642 566

Итого общие эксплуатационные затраты за навигацию, руб.

46 890 498

 

Аналогичные расчеты были проведены для предлагаемых к внедрению в эксплуатационную деятельность предприятия ООО «СРПП» для пассажирских перевозок судов «Валдай-45Р» и Ecovolt (табл. 2).

 

Табл. 2.

Эксплуатационные затраты для судов «Валдай-45Р» и Ecovolt

Параметр

Маршрут

 

Самара –
Рождествено

Самара –
Шелехметь

Самара – Ширяево – Зольное – Тольятти

Самара –
Сызрань

Осипенко – Гаврилова Поляна

Тип судна

Ecovolt

«Валдай-45Р»

Пассажировместимость, чел.

100

45

Планируемый коэффициент занятости мест, %

85

85

Количество судов, ед.

2

1

1

1

Протяженность маршрута, км

6

14

73

122

19

Период навигации, дн.

207

199

182

199

188

Общие затраты на выполнение рейсов за навигацию, руб.

9 893 673

5 668 789

11 972 562

13 962 487

Итого общие эксплуатационные затраты за навигацию, руб.

41 497 511

 

       

 

При этом проведена корректировка существующего расписания движения речных судов. Предлагается возобновить речные рейсы, соединяющие Тольятти и Сызрань с областным центром. Действовавшее расписание по данному направлению не удовлетворяло потребностям населения, так как спрос существовал (и существует в данное время) на ранний рейс из Тольятти и Сызрани в виду того, что многие жители данных городов работают или учатся в Самаре.

В табл. 3 представлен сопоставительный анализ удельных затрат на 1 км маршрута, а также на 1 пассажира выполняемых рейсов существующего и предлагаемого парка речных судов.

 

Табл. 3.

Удельные затраты по существующему и предлагаемому парку речных судов

Параметр

Тип судна

Затраты на 1 км маршрута, руб.

Затраты на 1 пассажира, руб.

ОМ

184

54

«Москва»

216

135

Ecovolt

152

27

«Валдай-45Р»

124

338

 

Как видно из полученных результатов, внедряемые суда выигрывают в эффективности эксплуатационной деятельности на маршрутах. При этом необходимо отметить, что «Валдай-45Р» экономически более эффективен на маршрутах большой протяженности, что связано с малой пассажировместимостью.

В рамках проводимого анализа рассматривается возможность реализации инвестиционного проекта. Планируется окупить три судна Ecovolt и электрическую зарядную станцию для них за 6 лет (стоимость 1 судна – 80 млн. руб., стоимость станции – 17 млн. руб.), три судна «Валдай-45Р» – за 12 лет (стоимость 1 судна – 100 млн. руб.). В этой связи, эксплуатационный доход, получаемый в навигационный период, должен покрывать, как эксплуатационные затраты, так и потребную величину годовой прибыли для возмещения инвестиционных вложений.

Таким образом, цена билета для 1 пассажира определяется по следующей формуле:

Ц=(Э+Пminгод)/(КЗМ ∙P∙nР)

где Э – эксплуатационные затраты; Пminгод – ежегодная минимальная прибыль для окупаемости; КЗМ – коэффициент занятости мест; Р – пассажировместимость судна; nР – количество рейсов за навигацию.

В табл. 4 представлены рассчитанные значения стоимости билетов для маршрутов судов Ecovolt и «Валдай-45Р» для коэффициента занятости мест в 85% от максимальной предельной коммерческой пассажирской загрузки.

 

Табл. 4.

Стоимость билета для пассажира по маршрутам

Объем перевозок, чел.

Себестоимость перевозки 1 пассажира, руб.

Минимальная прибыль
с билета, руб.

Прогнозируемая стоимость билета, руб.

Самара – Рождествено (Ecovolt)

 

246 500

20

60

80

Самара – Шелехметь (Ecovolt)

 

101 490

56

131

187

Самара – Тольятти («Валдай-45Р»)

 

19 890

602

419

1 021

Самара – Сызрань («Валдай-45Р»)

 

13 923

1 003

599

1 601

Осипенко – Гаврилова Поляна («Валдай-45Р»)

 

28 764

485

290

775

Как видно из полученных результатов, покрытие затрат на закупку судов Валдай-45Р требует установки высоких цен билетов на перевозку пассажиров. В этих условиях данная услуга будет мало востребована населением региона. Эксплуатация данного типа судна наиболее выгодна на маршрутах большей протяженности, например, при межрегиональных перевозках. В данном случае возможно применение субсидирования перевозок распределенного в равных долях или пропорционально между регионами. Все это указывает на нецелесообразность коммерческого применения судов «Валдай-45Р» в массовых внутрирегиональных пассажирских перевозках.

В этой связи видится перспективным использование электросудов Ecovolt. Это подтверждают выполненные расчеты цены билета. Прогнозируемые цены сопоставимы с существующими. Кроме того, использование экологичных судов решает проблему загрязнения акватории Волги.

Выводы: Таким образом, обеспечение оптимальных условий развития сложной транспортной системы в мегаполисах, расположенных на крупных реках, а также возможности эффективного функционирования регионального пассажирского сообщения предполагает качественное обновление флота. В связи с этим необходим поиск решений задачи определения такого количественного и качественного состава транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта, при котором в максимальной степени будут удовлетворены требования основных ее субъектов (пассажиров, судовладельцев и государства): дешевый, удобный и безопасный вид транспорта при условии его рентабельности, экологичности и социального благополучия.

Полный текст

Внутренний водный транспорт традиционно был важной составляющей отечественной экономики. Наиболее высокие темпы развития речного транспорта приходятся на годы советской власти. С начала 90-х гг. прошлого века, несмотря на развитую сеть водных путей, в стране происходило резкое снижение основных показателей перевозочной деятельности на речном транспорте, что приводило к снижению роли речных путей в транспортном комплексе страны и уменьшению доли речного транспорта в общем объеме перевозок до 2%. Объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом за период с 1980 по 2019 гг. снизился со 103 до 11 млн. человек.

Основными стратегическими преимуществами внутреннего водного транспорта являются: низкая себестоимость перевозок на дальние и средние расстояния, относительно низкие затраты на создание и содержание путей, значительные резервы пропускной способности внутренних водных путей [1].

Активизация использования внутреннего водного транспорта приведет к снижению расходов на содержание автомобильной и железнодорожной составляющих транспортной инфраструктуры страны, уменьшению негативного воздействия транспорта на окружающую среду [2].

 

Условия и методы исследования

Объектом исследования является «Самарское речное пассажирское предприятие» («СРПП») – основной перевозчик пассажиров внутренним водным транспортом по пригородным маршрутам. Результаты анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «СРПП» свидетельствуют об ухудшении экономического состояния компании, высокой «закредитованности» и, как следствие, наличии признаков потери ликвидности и платежеспособности (рис. 1). В этой связи необходим поиск путей повышения эффективности деятельности предприятия. В настоящее время одной из основных причин снижения объема перевозок внутренним водным транспортом является устаревший флот [3].

 

Рис. 1. Показатели эффективности функционирования ООО «СРПП»

 

В навигацию 2021 г. перевозки пассажиров осуществлялись по 4 маршрутам (17 остановочных пунктов): Самара – Рождествено, Самара – Винновка, Осипенко – Гаврилова Поляна, Самара – Зольное. Рейсы выполняются на судах Ом и «Москва». Самым востребованным направлением является Самара – Рождествено, рейсы на этом маршруте выполняются ежедневно практически каждый час.

В период 2017-2019 гг. действовал речной маршрут Самара – Тольятти, осуществлявшийся судами на подводных крыльях «Восход». Протяженность маршрута составляла 73 км. В настоящее время местное речное сообщение между городами Самара – Тольятти и Самара – Сызрань отсутствует.

В Самарской области выявлены следующие основные проблемы развития речного транспорта:

- низкое качество удовлетворения спроса на пассажирские перевозки;

- нехватка судов пассажирского флота и низкий уровень их комфортности;

- значительный износ речной инфраструктуры;

- осуществление пассажирских перевозок нелицензированными перевозчиками на маломерных судах [4].

В планах Министерства транспорта Самарской области закупка новых скоростных судов на подводных крыльях «Валдай-45Р» и «Метеор-120Р». При этом одно судно «Валдай-45Р» уже закуплено для коммерческой эксплуатации на региональных маршрутах, однако, сторонним предприятием. Кроме того, в конце 2020 года, в Москве, на площадке форума «Транспортная неделя 2020» Губернатор Самарской области провел рабочую встречу с заместителем гендиректора ООО «Эмпериум» (г. Санкт-Петербург), в ходе которой обсуждалась возможность реализации в регионе проекта по закупке электросудов Ecovolt, предназначенных для водных прогулок, экскурсий и пассажирских перевозок.

Таким образом, в рамках исследования рассмотрена экономическая целесообразность внедрения в эксплуатацию новых типов речных судов – «Валдай-45Р» и Ecovolt.

Проведен сопоставительный анализ себестоимости выполнения рейсов существующим и внедряемым парком речных судов:

Э= RОТСНБПТРАСМИПКХОПРОЧ,

где RОТ – затраты на оплату труда; ЭСН – отчисления на соц.нужды; ЭБП – затраты на бесплатное питание экипажа; ЭТ – затраты на топливо; ЭР – затраты на навигационный ремонт; ЭА – затраты на амортизацию основных фондов; ЭСМ – затраты на материалы; ЭИП – затраты на износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; ЭКХО – платежи за комплексное и хозяйственное обслуживание судов и услуги сторонних предприятий; ЭПРОЧ – прочие прямые расходы [5].

 В качестве исходных данных для расчета эксплуатационных затрат используются технические и коммерческие характеристики рассматриваемых судов и маршрутов.

 

Результаты и их обсуждение

На данный момент предприятием ООО «СРПП» эксплуатируются суда типа ОМ и «Москва». Эксплуатационные затраты за навигацию для действующего парка речных судов представлены в табл. 1.

 

Табл. 1.

Эксплуатационные затраты для судов Ом и «Москва»

Параметр

Маршрут

Самара –
Рождествено

Самара –
Ширяево – Зольное

Самара – Винновка (с. Осиновка)

Осипенко –
Гаврилова Поляна

Тип судна

Ом

«Москва»

Пассажировместимость, чел.

242

243

Средний коэффициент занятости мест, %

36

18

28

18

Количество судов, ед.

2

1

1

1

Протяженность маршрута, км

6

52

33

19

Период навигации, дн.

207

182

199

188

Общие затраты на выполнение рейсов за навигацию, руб.

17 784 395

11 128 743

10 334 794

7 642 566

Итого общие эксплуатационные затраты за навигацию, руб.

46 890 498

 

Аналогичные расчеты были проведены для предлагаемых к внедрению в эксплуатационную деятельность предприятия ООО «СРПП» для пассажирских перевозок судов «Валдай-45Р» и Ecovolt (табл. 2).

 

Табл. 2.

Эксплуатационные затраты для судов «Валдай-45Р» и Ecovolt

Параметр

Маршрут

 

Самара –
Рождествено

Самара –
Шелехметь

Самара – Ширяево – Зольное – Тольятти

Самара –
Сызрань

Осипенко – Гаврилова Поляна

Тип судна

Ecovolt

«Валдай-45Р»

Пассажировместимость, чел.

100

45

Планируемый коэффициент занятости мест, %

85

85

Количество судов, ед.

2

1

1

1

Протяженность маршрута, км

6

14

73

122

19

Период навигации, дн.

207

199

182

199

188

Общие затраты на выполнение рейсов за навигацию, руб.

9 893 673

5 668 789

11 972 562

13 962 487

Итого общие эксплуатационные затраты за навигацию, руб.

41 497 511

 

       

 

При этом проведена корректировка существующего расписания движения речных судов. Предлагается возобновить речные рейсы, соединяющие Тольятти и Сызрань с областным центром. Действовавшее расписание по данному направлению не удовлетворяло потребностям населения, так как спрос существовал (и существует в данное время) на ранний рейс из Тольятти и Сызрани в виду того, что многие жители данных городов работают или учатся в Самаре.

В табл. 3 представлен сопоставительный анализ удельных затрат на 1 км маршрута, а также на 1 пассажира выполняемых рейсов существующего и предлагаемого парка речных судов.

 

Табл. 3.

Удельные затраты по существующему и предлагаемому парку речных судов

Параметр

Тип судна

Затраты на 1 км маршрута, руб.

Затраты на 1 пассажира, руб.

ОМ

184

54

«Москва»

216

135

Ecovolt

152

27

«Валдай-45Р»

124

338

 

Как видно из полученных результатов, внедряемые суда выигрывают в эффективности эксплуатационной деятельности на маршрутах. При этом необходимо отметить, что «Валдай-45Р» экономически более эффективен на маршрутах большой протяженности, что связано с малой пассажировместимостью.

В рамках проводимого анализа рассматривается возможность реализации инвестиционного проекта. Планируется окупить три судна Ecovolt и электрическую зарядную станцию для них за 6 лет (стоимость 1 судна – 80 млн. руб., стоимость станции – 17 млн. руб.), три судна «Валдай-45Р» – за 12 лет (стоимость 1 судна – 100 млн. руб.). В этой связи, эксплуатационный доход, получаемый в навигационный период, должен покрывать, как эксплуатационные затраты, так и потребную величину годовой прибыли для возмещения инвестиционных вложений.

Таким образом, цена билета для 1 пассажира определяется по следующей формуле:

Ц=(Э+Пminгод)/(КЗМ∙P∙nР )

где Э – эксплуатационные затраты; Пminгод – ежегодная минимальная прибыль для окупаемости; КЗМ – коэффициент занятости мест; Р – пассажировместимость судна; nР – количество рейсов за навигацию.

В табл. 4 представлены рассчитанные значения стоимости билетов для маршрутов судов Ecovolt и «Валдай-45Р» для коэффициента занятости мест в 85% от максимальной предельной коммерческой пассажирской загрузки.

 

Табл. 4.

Стоимость билета для пассажира по маршрутам

Объем перевозок, чел.

Себестоимость перевозки 1 пассажира, руб.

Минимальная прибыль
с билета, руб.

Прогнозируемая стоимость билета, руб.

Самара – Рождествено (Ecovolt)

 

246 500

20

60

80

Самара – Шелехметь (Ecovolt)

 

101 490

56

131

187

Самара – Тольятти («Валдай-45Р»)

 

19 890

602

419

1 021

Самара – Сызрань («Валдай-45Р»)

 

13 923

1 003

599

1 601

Осипенко – Гаврилова Поляна («Валдай-45Р»)

 

28 764

485

290

775

Как видно из полученных результатов, покрытие затрат на закупку судов Валдай-45Р требует установки высоких цен билетов на перевозку пассажиров. В этих условиях данная услуга будет мало востребована населением региона. Эксплуатация данного типа судна наиболее выгодна на маршрутах большей протяженности, например, при межрегиональных перевозках. В данном случае возможно применение субсидирования перевозок распределенного в равных долях или пропорционально между регионами. Все это указывает на нецелесообразность коммерческого применения судов «Валдай-45Р» в массовых внутрирегиональных пассажирских перевозках.

В этой связи видится перспективным использование электросудов Ecovolt. Это подтверждают выполненные расчеты цены билета. Прогнозируемые цены сопоставимы с существующими. Кроме того, использование экологичных судов решает проблему загрязнения акватории Волги.

 

Заключение

Таким образом, обеспечение оптимальных условий развития сложной транспортной системы в мегаполисах, расположенных на крупных реках, а также возможности эффективного функционирования регионального пассажирского сообщения предполагает качественное обновление флота. В связи с этим необходим поиск решений задачи определения такого количественного и качественного состава транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта, при котором в максимальной степени будут удовлетворены требования основных ее субъектов (пассажиров, судовладельцев и государства): дешевый, удобный и безопасный вид транспорта при условии его рентабельности, экологичности и социального благополучия.

×

Об авторах

Виктория Романовна Моисеева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: moiseewavika@icloud.com

Студент 4 курса института авиационной и ракетно-космической техники

Россия, 443086, Россия, Самара, ул. Московское шоссе, 34.

Олег Александрович Немчинов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева

Email: nemchinoff-samara@yandex.ru

Доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации и управления перевозками на транспорте

443086, Россия, Самара, ул. Московское шоссе, 34.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах