Формирование социокультурных компетенций в воспитательном пространстве высшей школы.
- Авторы: Сошникова Т., Резниченко М., Орлова С.
- Выпуск: № 1(24) (2024)
- Страницы: 99-105
- Раздел: Педагогика
- Дата публикации: 31.12.2024
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/27415
- ID: 27415
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье актуализируется проблема формирования социокультурных компетенций в воспитательном пространстве высшей школы. Рассмотрены особенности формирования социокультурных компетенций. Определена сущность понятия социокультурные компетенции и способы их формирования в воспитательном пространстве высшей школы. Основой исследования является анализ таких понятий, как «компетенция», «компетентность», «социокультурная компетенция». В статье акцентируется внимание на определении «воспитательного пространства» в высшем учебном заведении, определяются субъекты воспитательного пространства, условия формирования социкультурных компетенций в университете. Раскрываются уровни формирования социкультурных компетенции обучающихся в высшем учебном заведении, такие, как: внутренний, учебный и внеучебный. Раскрываются и описываются предпосылки формирования социокультурных компетенций, сделан акцент на приобретенные социокультурные компетенции, которые формируются в процессе взаимодействия с окружающей средой.
В заключении статьи дано определение социокультурным компетенциям и определено содержание процесса формирования социокультурных компетенций в воспитательном пространстве высшей школы на каждом из трёх уровней.
Полный текст
В современном обществе мы наблюдаем динамичные изменения в различных областях, таких как культура, обучение, экономика, политика, что приводит к пересмотру ценностей и взаимоотношений. Данный феномен ставит новые вызовы перед учреждениями высшего образования, которые требуют подготовки высококвалифицированных специалистов, способных эффективно адаптироваться к быстро меняющемуся социокультурному контексту и находить нестандартные решения проблем.
Важным компонентом в российском образовании является принцип развития общекультурной личности, это обозначено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где говорится, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве...»[1]. Развитие общей культуры личности в рамках образовательного процесса открывает широкие возможности для формирования социально-зрелых, компетентных и высококвалифицированных специалистов.
Основная цель современного образования заключается в развитие компетентной и всесторонне развитой личности обучающегося, активно участвующей в различных сферах человеческого развития. Под сферами человеческого развития рассматриваются такие деятельности, как обучение, познание, коммуникация, профессиональный выбор, личностное саморазвитие и формирование ценностных установок. Это подразумевает, что обучение рассматривается не только как процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, но и как многогранный процесс приобретения компетенций.
Целью нашей работы является определение сущности понятия социокультурные компетенции и способов их формирования в воспитательном пространстве высшей школы.
Во многих исследованиях посвященных воспитанию и обучению в высшей школе используются термины "компетенция" и "компетентность". Однако анализ педагогической литературы по этой проблеме показывает, что интерпретация этих понятий часто разнообразна и неоднозначна.
Анализ этих понятий играет важную роль для более глубокого понимания процесса формирования социокультурных компетенций обучающихся в высшем учебном заведении.
В Толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юльевны Шведовой компетенция в переводе с латинского означает «круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает опытом и познаниями»[2], а компетентность как «обладание знанием, осведомленность, авторитетность в какой либо области»[2]. В новом словаре методических терминов и понятий под редакцией Эльхана Гейдаровича Азимова и Анатолия Николаевича Щукина компетенция рассматривается как «совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплины, а также способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, умений, навыков»[3]. Сущность понятия «компетентность» определяется как «свойства, качества личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков и умений»[3].
Следует отметить особенность данных дефиниций, в том, что сущность понятия «компетенция» рассматривается, как совокупность определённых знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной деятельности. А сущность понятия «компетентность» определяется, как деятельность в различных областях на основе знаний, умений и навыков.
В педагогике и психологии исследованием сущности понятий «компетенция» и «компетентность» занимались известные отечественные учёные, как А. В. Хуторский, В.И. Байденко, И. А. Зимняя, С. Е. Шишов, И.С. Сергеев, О.Е. Лебедев и др.
Интересный подход к понятиям "компетенция" и "компетентность" представлен в трактовках отечественного ученого А.В. Хуторского, который под компетенцией понимает «социальное требование (норму) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере». Компетентность с его точки зрения – это «владение соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере»[4]. В этом определении, на наш взгляд, значимым является то, что компетенция представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для качественной и эффективной деятельности в определённой сфере, а компетентность включает в себя практическое владение компетенциями и личностные качества, выработанные опытом деятельности в социально значимой сфере.
Исходя из этой концепции, Андрей Викторович Хуторской разделяет ключевые компетенции на 7 групп, которые «базируются на главных целях высшего образования, структуре социального опыта и личностного развития, а также на основных типах деятельности обучающегося, которые позволяют обучающемуся освоить социальный опыт, получить навыки для успешной жизни и практической деятельности в современном обществе»[4]. Он выделяет следующие группы ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловые компетенции. Данные компетенции основываются на главных целях жизнедеятельности личности, связаны с мировоззрением обучающегося, осознанием своих ценностных установок. Включают в себя способность осознания и понимания окружающего мир и свою роль в нем.
- Общекультурные компетенции. Способность обучающегося обладать комплексом знаний, умений и навыков, которые охватывают все аспекты культуры, общественных явлений (бытовую и культурно - досуговую сферы), а также духовно-нравственные основы семейных, социальных явлений и традиций.
- Учебно-познавательные компетенции. Это комплекс способностей, который включает в себя: элементы логического мышления, методологического подхода и общеучебной работы обучающегося. Основываются на умении ставить цели и организовывать её достижение, умении организовывать планирование, анализ и рефлексию своей учебно-познавательной деятельности.
- Информационные компетенции. Компетенции включают в себя высокий уровень самостоятельного умения и способности эффективно находить, анализировать, оценивать и применять необходимую информацию, при помощи реальных объектов и информационных технологий.
- Коммуникативные компетенции. Компетенции включают в себя умение устанавливать и поддерживать общение и взаимодействие с людьми, умение эффективно и коллективно работать, адаптировать свой стиль коммуникации к различным аудиториям и ситуациям.
- Социально-трудовые компетенции включают в себя формирование социальной активности, владение навыками, умениями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности. Предполагает овладение обучающимся знаниями и опытом в экономической, семейной, профессиональной и общественной деятельности.
- Компетенции личностного самосовершенствования включают в себя овладение обучающимся способов, котрые ему пригодятся в жизненной ситуации. Основываются на знаниях, навыках и умениях, которые направлены на освоение различных способов развития личности, эмоциональной саморегуляции и саморефлексии.
В рамках нашего исследования особый интерес представляют социокультурные компетенции. Основываясь на классификации ключевых компетенции А. В. Хуторского мы можем сделать вывод, что социокультурные компетенции объединяют в себе четыре группы ключевых компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, коммуникативные и социально-трудовые.
В данной работе делается попытка дать определение социокультурным компетенциям, выделить составляющие и показать особенности формирования в воспитательном пространстве высшей школы. Анализ сущности понятия «социокультурные компетенции» имеет многоаспектный характер и позволяет сделать вывод о разнообразии подходов к его пониманию в условиях современного образовательного пространства.
На наш взгляд самым объемным и содержательным по содержанию определение является определение Натальи Георгиевны Муравьевой. Которая считает, что «социокультурные компетенции – это интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, и обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве»[5]. В контексте данного определения социокультурных компетенций важным является, то что ключевым аспектом является осознание своей индивидуальности в контексте социальных и культурных аспектов жизни и способность эффективно взаимодействовать с людьми. Так же немаловажным является использование информационных ресурсов для творческой деятельности в современном информационном пространстве, это позволяет личности успешно функционировать в различных сферах общественной жизни и принимать активное участие в культурном и социальном развитии общества.
По мнению Е. Ю. Почтаревой, «социокультурные компетенции являются совокупностью социальных ролей, норм и правил группы, ценностных ориентаций, культурных образцов поведения, понимания своего «Я» с позиций тех культурных характеристик, которые поощряются в данном социуме»[6]. Соглашаясь с мнением
Е. Ю. Почтаревой мы считаем, что социальные и культурные аспекты социокультурных компетенций характеризуются комплементарностью и взаимной поддержкой. В рамках этих компетенций важным является осознание социальных ролей, стандартов, норм и ценностей общества, а также способность к адаптации к разнообразным культурным контекстам и реагировать на них соответственно.
На основании представленных точек зрения, мы можем сказать, что социокультурные компетенции подразумевают наличие у человека не только глубоких и систематизированных знаний о социальных и культурных особенностях, но и умение контролировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами и культурными правилами взаимодействия.
Следует отметить, что предпосылками формирования социокультурных компетенции являются такие врождённые индивидуальные черты личности, которые могут включать в себя: эмпатию, интроверсию (замкнутость) и экстраверсию, уровень эмоциональной стабильности, (уровень тревожности или спокойствия).
В процессе взаимодействия с окружающей средой формируются приобретённые социокультурные компетенции, они включают в себя: межкультурное обучение и общение, толерантность и уважение, культурную грамотность, навыки коммуникации и адаптацию.
Таким образом, большинство социокультурных компетенции формируются, развиваются и усиливаются в результате опыта, обучения и взаимодействия с окружающей средой.
Высшее учебное заведение не только предоставляет знания и навыки в выбранной области, но и является площадкой для формирования социокультурных компетенций, личностных качеств, включая понимание и уважение культурного многообразия, способность к эффективной коммуникации в межкультурной среде и умение решать межкультурные конфликты. Для понимания важности социокультурных компетенций в вузовской среде необходимо осознать, что современное образование должно готовить студентов не только к выполнению конкретных профессиональных задач, но и к активной жизни в многонациональном обществе. Обучающиеся, обладающие развитыми социокультурными компетенциями, способны лучше адаптироваться к новым условиям, успешно сотрудничать с коллегами и эффективно решать проблемы, возникающие в процессе работы и общения.
Важную роль в формировании социокультурных компетенций обучающихся играет воспитательное пространство университета, которое рассматривается как средство и одновременно условие воспитания в образовательном учреждении. Целью воспитательного пространства высшей школы является не только передача знаний и развитие профессиональных навыков, но и формирование целостной личности, способной к саморазвитию, творческой деятельности, эффективному взаимодействию с окружающим миром и внесению положительного вклада в общество.
В педагогическую науку термин «воспитательное пространство» было введено
Л.И. Новиковой. Основной идеей автора является понимание сущности понятия «воспитательное пространство», как результат конструктивной деятельности для повышения эффективности воспитания в высшем учебном заведении.
В нашей работе мы опираемся на определение «воспитательного пространства» д.пед.н., профессора М.Г. Резниченко, которая пишет, что «воспитательное пространство – это динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, которые созданы в области нахождения субъектов воспитания с целью фундаментального формирования социально активной и ответственной личности, способной к эффективной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения»[7]. Отметим, что в педагогических событиях (совместное бытие) субъектов воспитательного процесса, основным моментом представляется совместная деятельность.
Субъектами воспитательного пространства в университете могут быть индивидуальные лица (обучающийся, преподаватель, администратор), группа обучающихся (группа, курс, студенческие объединения), группа преподавателей (кафедра, объединения кураторов) и смешанная группа (факультет, сообщество вуза).
Принимая за структурную единицу воспитательного пространства университета ситуацию общения и взаимодействия его субъектов, мы можем сказать, что формирование социокультурных компетенций в университете осуществляется на трёх уровнях – внутреннем, учебном и внеучебном.
Ключевыми моментами формирования социокультурных компетенций на внутреннем уровне являются множество компонентов, направленных на развитие личностных качеств обучающихся и их мировоззрения в контексте социокультурного взаимодействия. В процессе совместной деятельности в воспитательном пространстве университета, обучающиеся осознают и развивают понимание своей собственной культурной и социальной идентичности. Это помогает им познавать свои ценности, убеждения и предрассудки. С помощью практики взаимодействия обучающиеся осмысливают свой социальный и культурный опыт, что способствует личностному росту и пониманию окружающего мира.
Компоненты внутреннего уровня формирования социокультурных компетенций помогают обучающимся развивать толерантность, открытость и другие важные навыки, необходимые для успешного социального и профессионального развития.
Учебный уровень формирования социокультурных компетенций в университете включает в себя целый ряд методов, направленных на изучение социокультурных аспектов различных областей знания и развитие навыков взаимодействия.
В рамках учебного процесса обучающиеся изучают дисциплины гуманитарного цикла, связанные с социокультурными науками (социология, культурология и др.). Участвуют в проектной и исследовательской деятельности, которые связанны с культурными и социальными аспектами, что способствует развитию аналитических и исследовательских навыков. В университете проводятся практические и семинарские занятия, которые могут включать разбор и решение кейсов, обсуждение социокультурных ситуаций. Моделирование реальных социокультурных сценариев на практических занятиях помогает обучающимся применять полученные знания на практике.
Так же в рамках учебного уровня формирование социокультурных компетенций происходит в результате взаимодействия преподаватель - обучающийся. Отметим, что от авторитета преподавателя зависит эффективность формирования социокультурных компетенций, от его мировоззренческих установок, таланта, опыта, личного примера и умения строить отношения с обучающимися. Преподаватель, как личность, обладает лучшими нравственными, гражданскими и интеллектуальными качествами, он образец выдержки и ответственного отношения к делу, осознающий современные социальные реалии. Важно обратить внимание преподавателей на возможность формирования социокультурных компетенций обучающихся в рамках учебного уровня. Именно в период обучения и взаимодействия обучающиеся могут осмысливать свой накопленный социокультурный опыт, выбирая ценности, идеал и мировоззрение. Преподаватель действительно может стать примером и авторитетом для обучающихся в формировании социокультурных компетенций.
Эти методы в рамках учебного уровня способствуют формированию у обучающихся глубокого понимания социокультурных аспектов жизни, развитию аналитических и критических навыков, а также способности применять свои знания и умения на практике.
Внеучебный уровень формирования социокультурных компетенций в университете имеет большое значение для обучающихся, поскольку представляет собой разнообразные мероприятия и инициативы. Они помогают обучающимся расширить свой кругозор, развить межличностные навыки и освоить социокультурные компетенции вне академической среды.
В университете обучающиеся могут принимать участие в мероприятиях научно-образовательного и профессионально-трудового направления воспитания (тематические лекции, круглые столы, конференции, дискуссии, кинопоказы и т.д.). Так же проводятся культурно-творческие и спортивные мероприятия (фестивали, выставки, концерты, соревнования и т. д.). Эти события позволяют обучающимся раскрыть свой творческий потенциал, погрузиться в различные культурные аспекты и традиции, а также участвовать в межкультурном обмене опытом.
Одними из новых инициатив в университете являются различные социальные и волонтерские программы, в рамках которых обучающиеся могут участвовать в благотворительных акциях, помогать нуждающимся, участвовать в социальных проектах и т.д. Эти мероприятия способствуют развитию социокультурной ответственности, этических ценностей и эмпатии. Для формирования и развития социокультурных компетенций обучающихся немаловажным является деятельность студенческих объединений, научных сообществ, творческих кружков и общественных, волонтерских организации, где обучающиеся общаются, обмениваются опытом и идеями, участвуют в обсуждениях и совместных мероприятиях. Это способствует развитию навыков командной работы и толерантности.
Внеучебные мероприятия создают благоприятные условия для развития социокультурных компетенций обучающихся, позволяя им приобретать новый опыт, углублять понимание различных культур и социальных норм и правил, развивать навыки взаимодействия.
На внеучебном уровне важную роль для обучающихся играет возможность практического применения своих знаний и умений. Различные мероприятия, культурные программы, волонтерская деятельность и другие внеучебные активности способствуют развитию социокультурных компетенций обучающихся и их подготовке к жизни и работе в многонациональном и многообразном мире.
Заключение
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что формирование социокультурных компетенций в воспитательном пространстве университета представляет собой сложный и многогранный процесс, который играет ключевую роль в подготовке обучающихся к современному многообразному обществу. Преподаватели активно интегрируют в свой учебный процесс методы и практики, способствующие формированию у обучающихся толерантности, межкультурного понимания, эмпатии и других социокультурных навыков.
Обобщая итоги проведённого анализа, мы можем сказать, что социокультурные компетенции включают в себя социально-профессиональную и духовно-нравственную зрелость, профессиональную культуру, стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации. Под социокультурными компетенциями понимается воспитание социальной и культурной идентичности обучающихся и они представляются, как результат подготовки обучающегося к социальному и культурному взаимодействию с обществом.
Приходим к выводам о том, что, социокультурные компетенции, объединяют в себе четыре группы ключевых компетенции (ценностно-смысловые, общекультурные, коммуникативные и социально-трудовые) и формируются на трёх уровнях воспитательного пространства университета. На внутреннем уровне делается акцент на формирование ценностно-смысловых компетенций, это саморазвитие, восприятие окружающего мира и осознание своей роли в нём. На учебном уровне в основном формируются общекультурные и социально-трудовые компетенции, это усвоение основных ценностей и норм общества, развитие критического мышления. И на внеучебном уровне формируются коммуникативные компетенции, это умения эффективного общения и взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, интеграция внутреннего, учебного и внеучебного уровней формирования социокультурных компетенций позволяет университетам эффективно реализовывать свою культурную и социальную миссию, подготавливая обучающихся не только к профессиональной, но и к социокультурной сфере для реализации себя в современном обществе.
Об авторах
Татьяна Сошникова
Автор, ответственный за переписку.
Email: soshnikova.ta@ssau.ru
Россия
Мария Резниченко
Email: rezmary@ssau.ru
Светлана Орлова
Email: orlova.si@ssau.ru