Formation of sociocultural competencies in the educational space of higher education.

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article updates the problem of developing sociocultural competencies in the educational space of higher education. The features of the formation of sociocultural competencies are considered. The essence of the concept of sociocultural competencies and methods of their formation in the educational space of higher education are determined. The basis of the study is the analysis of such concepts as “competence”, “competence”, “sociocultural competence”. The article focuses on the definition of “educational space” in a higher educational institution, identifies the subjects of the educational space, and the conditions for the formation of sociocultural competencies at the university. The levels of formation of sociocultural competencies of students in a higher educational institution are revealed, such as: internal, academic and extracurricular. The prerequisites for the formation of sociocultural competencies are revealed and described; emphasis is placed on acquired sociocultural competencies that are formed in the process of interaction with the environment.
In conclusion, the article gives a definition of sociocultural competencies and determines the content of the process of forming sociocultural competencies in the educational space of higher education at each of the three levels.

Full Text

В современном обществе мы наблюдаем динамичные изменения в различных областях, таких как культура, обучение, экономика, политика, что приводит к пересмотру ценностей и взаимоотношений. Данный феномен ставит новые вызовы перед учреждениями высшего образования, которые требуют подготовки высококвалифицированных специалистов, способных эффективно адаптироваться к быстро меняющемуся социокультурному контексту и находить нестандартные решения проблем.

Важным компонентом в российском образовании является принцип развития общекультурной личности, это обозначено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где говорится, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве...»[1]. Развитие общей культуры личности в рамках образовательного процесса открывает широкие возможности для формирования социально-зрелых, компетентных и высококвалифицированных специалистов.

Основная цель современного образования заключается в развитие компетентной  и всесторонне развитой личности обучающегося, активно участвующей в различных сферах человеческого развития. Под сферами человеческого развития рассматриваются такие деятельности, как обучение, познание, коммуникация, профессиональный выбор, личностное саморазвитие и формирование ценностных установок. Это подразумевает, что обучение рассматривается не только как процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, но и как многогранный процесс приобретения компетенций.

Целью нашей работы является определение сущности понятия социокультурные компетенции и способов их формирования в воспитательном пространстве высшей школы.

            Во многих исследованиях посвященных воспитанию и обучению в высшей школе используются термины "компетенция" и "компетентность". Однако анализ педагогической литературы по этой проблеме показывает, что интерпретация этих понятий часто разнообразна и неоднозначна.

Анализ этих понятий играет важную роль для более глубокого понимания процесса формирования социокультурных компетенций обучающихся в высшем учебном заведении.

В Толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юльевны Шведовой компетенция в переводе с латинского означает «круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает опытом и познаниями»[2], а компетентность как «обладание знанием, осведомленность, авторитетность в какой либо области»[2]. В новом словаре методических терминов и понятий под редакцией Эльхана Гейдаровича Азимова и Анатолия Николаевича Щукина компетенция рассматривается как «совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплины, а также способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, умений, навыков»[3]. Сущность понятия «компетентность» определяется как «свойства, качества личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков и умений»[3].

Следует отметить особенность данных дефиниций, в том, что сущность понятия «компетенция» рассматривается, как совокупность определённых знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной деятельности. А сущность понятия  «компетентность» определяется, как деятельность в различных областях на основе знаний, умений и навыков.

В педагогике и психологии исследованием сущности понятий «компетенция» и «компетентность» занимались известные отечественные учёные, как А. В. Хуторский, В.И. Байденко, И. А. Зимняя, С. Е. Шишов, И.С. Сергеев, О.Е. Лебедев и др.

Интересный подход к понятиям "компетенция" и "компетентность" представлен в трактовках отечественного ученого А.В. Хуторского, который под компетенцией понимает «социальное требование (норму) к образовательной подготовке обучающегося, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере». Компетентность с его точки зрения – это «владение соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере»[4]. В этом определении, на наш взгляд, значимым является то, что компетенция представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для качественной  и эффективной деятельности в определённой сфере, а компетентность включает в себя практическое владение компетенциями и личностные качества, выработанные опытом деятельности в социально значимой сфере.

Исходя из этой концепции, Андрей Викторович Хуторской разделяет ключевые компетенции на 7 групп, которые «базируются на главных целях высшего образования, структуре социального опыта и личностного развития, а также на основных типах деятельности обучающегося, которые позволяют обучающемуся освоить социальный опыт, получить навыки  для успешной жизни и практической деятельности в современном обществе»[4]. Он выделяет следующие группы ключевых компетенций:

  1. Ценностно-смысловые компетенции. Данные компетенции основываются на главных целях жизнедеятельности личности, связаны с мировоззрением обучающегося, осознанием своих ценностных установок. Включают в себя способность осознания и понимания окружающего мир и свою роль в нем.
  2. Общекультурные компетенции. Способность обучающегося обладать комплексом знаний, умений и навыков, которые охватывают все аспекты культуры, общественных явлений (бытовую и культурно - досуговую сферы), а также духовно-нравственные основы семейных, социальных явлений и традиций.
  3. Учебно-познавательные компетенции. Это комплекс способностей, который включает в себя: элементы логического мышления, методологического подхода и общеучебной работы обучающегося. Основываются на умении ставить цели и организовывать её достижение, умении организовывать планирование, анализ и рефлексию своей учебно-познавательной деятельности.  
  4. Информационные компетенции. Компетенции включают в себя высокий уровень самостоятельного умения и способности эффективно находить, анализировать, оценивать и применять необходимую информацию, при помощи реальных объектов и информационных технологий.
  5. Коммуникативные компетенции. Компетенции включают в себя умение устанавливать и поддерживать общение и взаимодействие с людьми, умение эффективно и коллективно работать, адаптировать свой стиль коммуникации к различным аудиториям и ситуациям.
  6. Социально-трудовые компетенции включают в себя формирование социальной активности, владение навыками, умениями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности. Предполагает овладение обучающимся знаниями и опытом в экономической, семейной, профессиональной и общественной деятельности.
  7. Компетенции личностного самосовершенствования включают в себя овладение обучающимся способов, котрые ему пригодятся в жизненной ситуации. Основываются на знаниях, навыках и умениях, которые направлены на освоение различных способов развития личности, эмоциональной саморегуляции и саморефлексии.

В рамках нашего исследования особый интерес представляют социокультурные компетенции. Основываясь на классификации ключевых компетенции А. В. Хуторского мы можем сделать вывод, что социокультурные компетенции объединяют в себе четыре группы ключевых компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, коммуникативные и социально-трудовые.

В данной работе делается попытка дать определение социокультурным компетенциям, выделить составляющие и показать особенности формирования в воспитательном пространстве высшей школы. Анализ сущности понятия «социокультурные компетенции» имеет многоаспектный характер и позволяет сделать вывод о разнообразии подходов к его пониманию в условиях современного образовательного пространства. 

На наш взгляд самым объемным и содержательным по содержанию определение является определение Натальи Георгиевны Муравьевой. Которая считает, что «социокультурные компетенции – это интегративная характеристика личности, предполагающая наличие знаний о различных социальных и культурных сферах, включающая способность и готовность взаимодействовать с другими людьми в различных диапазонах жизни, опираясь на свой смысловой опыт, и  обеспечивающая способность использовать информационные ресурсы для смыслообразующей творческой деятельности в информационном пространстве»[5]. В контексте данного определения социокультурных компетенций важным является, то что ключевым аспектом является осознание своей индивидуальности в контексте социальных и культурных аспектов жизни и способность эффективно взаимодействовать с людьми. Так же немаловажным является использование информационных ресурсов для творческой деятельности в современном информационном пространстве, это позволяет личности успешно функционировать в различных сферах общественной жизни и принимать активное участие в культурном и социальном развитии общества.  

По мнению Е. Ю. Почтаревой, «социокультурные компетенции являются совокупностью социальных ролей, норм и правил группы, ценностных ориентаций, культурных образцов поведения, понимания своего «Я» с позиций тех культурных характеристик, которые поощряются в данном социуме»[6]. Соглашаясь с мнением
Е. Ю. Почтаревой мы считаем, что социальные и культурные аспекты социокультурных компетенций характеризуются комплементарностью и взаимной поддержкой. В рамках этих компетенций важным является осознание социальных ролей, стандартов, норм и ценностей общества, а также способность к адаптации к разнообразным культурным контекстам и реагировать на них соответственно.

На основании представленных точек зрения, мы можем сказать, что социокультурные компетенции подразумевают наличие у человека не только глубоких и систематизированных знаний о социальных и культурных особенностях, но и умение контролировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами и культурными правилами взаимодействия.

Следует отметить, что предпосылками формирования социокультурных компетенции являются такие врождённые индивидуальные черты личности, которые могут включать в себя: эмпатию, интроверсию (замкнутость) и экстраверсию, уровень эмоциональной стабильности, (уровень тревожности или спокойствия).

В процессе взаимодействия с окружающей средой формируются приобретённые социокультурные компетенции, они включают в себя: межкультурное обучение и общение, толерантность и уважение, культурную грамотность, навыки коммуникации и адаптацию. 

Таким образом, большинство социокультурных компетенции формируются, развиваются и усиливаются в результате опыта, обучения и взаимодействия с окружающей средой.

Высшее учебное заведение не только предоставляет знания и навыки в выбранной области, но и является площадкой для формирования социокультурных компетенций, личностных качеств, включая понимание и уважение культурного многообразия, способность к эффективной коммуникации в межкультурной среде и умение решать межкультурные конфликты. Для понимания важности социокультурных компетенций в вузовской среде необходимо осознать, что современное образование должно готовить студентов не только к выполнению конкретных профессиональных задач, но и к активной жизни в многонациональном обществе. Обучающиеся, обладающие развитыми социокультурными компетенциями, способны лучше адаптироваться к новым условиям, успешно сотрудничать с коллегами и эффективно решать проблемы, возникающие в процессе работы и общения.

Важную роль в формировании социокультурных компетенций обучающихся играет воспитательное пространство университета, которое рассматривается как средство и одновременно условие воспитания в образовательном учреждении. Целью воспитательного пространства высшей школы является не только передача знаний и развитие профессиональных навыков, но и формирование целостной личности, способной к саморазвитию, творческой деятельности, эффективному взаимодействию с окружающим миром и внесению положительного вклада в общество.

В педагогическую науку термин «воспитательное пространство» было введено
Л.И. Новиковой. Основной идеей автора является понимание сущности понятия «воспитательное пространство», как результат конструктивной деятельности для повышения эффективности воспитания в высшем учебном заведении.

В нашей работе мы опираемся на определение «воспитательного пространства» д.пед.н., профессора М.Г. Резниченко, которая пишет, что  «воспитательное пространство – это динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий, которые созданы в области нахождения субъектов воспитания с целью фундаментального формирования социально активной и ответственной личности, способной к эффективной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения»[7]. Отметим, что в педагогических событиях (совместное бытие) субъектов воспитательного процесса, основным моментом представляется совместная деятельность.

Субъектами воспитательного пространства в университете могут быть индивидуальные лица (обучающийся, преподаватель, администратор), группа обучающихся (группа, курс, студенческие объединения), группа преподавателей (кафедра, объединения кураторов) и смешанная группа (факультет, сообщество вуза).

Принимая за структурную единицу воспитательного пространства университета ситуацию общения и взаимодействия его субъектов, мы можем сказать, что формирование социокультурных компетенций в университете осуществляется на трёх уровнях – внутреннем, учебном и внеучебном.

Ключевыми моментами формирования социокультурных компетенций на внутреннем уровне являются множество компонентов, направленных на развитие личностных качеств обучающихся и их мировоззрения в контексте социокультурного взаимодействия. В процессе совместной деятельности в воспитательном пространстве университета, обучающиеся осознают и развивают понимание своей собственной культурной и социальной идентичности. Это помогает им познавать свои ценности, убеждения и предрассудки. С помощью практики взаимодействия обучающиеся осмысливают свой социальный и культурный опыт, что способствует личностному росту и пониманию окружающего мира.

Компоненты внутреннего уровня формирования социокультурных компетенций помогают обучающимся развивать толерантность, открытость и другие важные навыки, необходимые для успешного социального и профессионального развития.

Учебный уровень формирования социокультурных компетенций в университете включает в себя целый ряд методов, направленных на изучение социокультурных аспектов различных областей знания и развитие навыков взаимодействия.

В рамках учебного процесса обучающиеся изучают дисциплины гуманитарного цикла, связанные с социокультурными науками (социология, культурология и др.). Участвуют в проектной и исследовательской деятельности, которые связанны с культурными и социальными аспектами, что способствует развитию аналитических и исследовательских навыков. В университете проводятся практические и семинарские занятия, которые могут включать разбор и решение кейсов, обсуждение социокультурных ситуаций. Моделирование реальных социокультурных сценариев на практических занятиях помогает обучающимся применять полученные знания на практике.

Так же в рамках учебного уровня формирование социокультурных компетенций происходит в результате взаимодействия преподаватель - обучающийся. Отметим, что от авторитета преподавателя зависит эффективность формирования социокультурных компетенций, от его мировоззренческих установок, таланта, опыта, личного примера и умения строить отношения с обучающимися. Преподаватель, как личность, обладает лучшими нравственными, гражданскими и интеллектуальными качествами, он образец выдержки и ответственного отношения к делу, осознающий современные социальные реалии. Важно обратить внимание преподавателей на возможность формирования социокультурных компетенций обучающихся в рамках учебного уровня. Именно в период обучения и взаимодействия обучающиеся могут осмысливать свой накопленный социокультурный опыт, выбирая ценности, идеал и мировоззрение. Преподаватель действительно может стать примером и авторитетом для обучающихся в формировании социокультурных компетенций.

Эти методы в рамках учебного уровня способствуют формированию у обучающихся глубокого понимания социокультурных аспектов жизни, развитию аналитических и критических навыков, а также способности применять свои знания и умения на практике.

Внеучебный уровень формирования социокультурных компетенций в университете имеет большое значение для обучающихся, поскольку представляет собой разнообразные мероприятия и инициативы. Они помогают обучающимся расширить свой кругозор, развить межличностные навыки и освоить социокультурные компетенции вне академической среды.

В университете обучающиеся могут принимать участие в мероприятиях научно-образовательного и профессионально-трудового направления воспитания (тематические лекции, круглые столы, конференции, дискуссии, кинопоказы и т.д.). Так же проводятся культурно-творческие и спортивные мероприятия (фестивали, выставки, концерты, соревнования и т. д.). Эти события позволяют обучающимся раскрыть свой творческий потенциал, погрузиться в различные культурные аспекты и традиции, а также участвовать в межкультурном обмене опытом.

Одними из новых инициатив в университете являются различные социальные и волонтерские программы, в рамках которых обучающиеся могут участвовать в благотворительных акциях, помогать нуждающимся, участвовать в социальных проектах и т.д. Эти мероприятия способствуют развитию социокультурной ответственности, этических ценностей и эмпатии. Для формирования и развития социокультурных компетенций обучающихся немаловажным является деятельность студенческих объединений, научных сообществ, творческих кружков и общественных, волонтерских организации, где обучающиеся общаются, обмениваются опытом и идеями, участвуют в обсуждениях и совместных мероприятиях. Это способствует развитию навыков командной работы и толерантности.

Внеучебные мероприятия создают благоприятные условия для развития социокультурных компетенций обучающихся, позволяя им приобретать новый опыт, углублять понимание различных культур и социальных норм и правил, развивать навыки взаимодействия.

На внеучебном уровне важную роль для обучающихся играет возможность практического применения своих знаний и умений. Различные мероприятия, культурные программы, волонтерская деятельность и другие внеучебные активности способствуют развитию социокультурных компетенций обучающихся и их подготовке к жизни и работе в многонациональном и многообразном мире.

 

Заключение

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что формирование социокультурных компетенций в воспитательном пространстве университета представляет собой сложный и многогранный процесс, который играет ключевую роль в подготовке обучающихся к современному многообразному обществу. Преподаватели активно интегрируют в свой учебный процесс методы и практики, способствующие формированию у обучающихся толерантности, межкультурного понимания, эмпатии и других социокультурных навыков.

Обобщая итоги проведённого анализа, мы можем сказать, что социокультурные компетенции включают в себя социально-профессиональную и духовно-нравст­венную зрелость, профессиональную культуру, стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации. Под социокультурными компетенциями понимается воспитание социальной и культурной идентичности обучающихся и они представляются, как результат подготовки обучающегося к социальному и культурному взаимодействию с обществом.

Приходим к выводам о том, что, социокультурные компетенции, объединяют в себе четыре группы ключевых компетенции (ценностно-смысловые, общекультурные, коммуникативные и социально-трудовые) и формируются на трёх уровнях воспитательного пространства университета. На внутреннем уровне делается акцент на формирование ценностно-смысловых компетенций, это саморазвитие, восприятие окружающего мира и осознание своей роли в нём. На учебном уровне в основном формируются общекультурные и социально-трудовые компетенции, это усвоение основных ценностей и норм общества, развитие критического мышления. И на внеучебном уровне формируются коммуникативные компетенции, это умения эффективного общения и взаимодействия с другими людьми.

Таким образом, интеграция внутреннего, учебного и внеучебного уровней формирования социокультурных компетенций позволяет университетам эффективно реализовывать свою культурную и социальную миссию, подготавливая обучающихся не только к профессиональной, но и к социокультурной сфере для реализации себя в современном обществе.

×

About the authors

Tatiana Soshnikova

Author for correspondence.
Email: soshnikova.ta@ssau.ru
Russian Federation

Maria Reznichenko

Email: rezmary@ssau.ru

Svetlana Orlova

Email: orlova.si@ssau.ru

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies