ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИЙ В СОЦИОЛОГИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Автор прослеживает историю зарождения изучения эмоций в гуманитарных науках - сначала в философии (начиная с Античности вплоть до Нового Времени), затем в социологии. Автор анализирует психофизиологический, экологический (он же интеракционистский), семиотический (интегральный) и социокультурный подходы. Рассмотрению подверглись концепции таких классиков социологии, как Г. Тард, Г. Лебон, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Дж. Мид, Г. Блумер, И. Гофман. Автор обосновывает предпосылки институционализации социологии эмоций, а затем проводит разбор теорий, сложившихся в рамках данной дисциплины, предложенных А. Хохшильд, Дж. Барбалетом, Р. Коллинзом и Т. Кемпером. Также приводится комплексное определение эмоций.

Полный текст

Эмоции, переживаемые человеком, привлекали внимание мыслителей во все времена. Данный интерес породил огромное многообразие теоретических подходов, ко- торое обусловлено тем, что на протяжении всей истории развития гуманитарных наук проблематика эмоций была объектом внима- ния сначала философии, а затем и многих других дисциплин - биологии, культуроло- гии, антропологии, психологии, социологии и других. Именно за счёт своей междисци- плинарности происходило теоретическое обогащение феномена с одной стороны и размывание его границ с другой. К тому же существуют методологические проблемы, дающие почву для возникновения множества толкований, такие как определённая слож- ность в изучении эмоций, а также проблема разграничения, то есть как отличить эмоции от чего-либо другого. По этим причинам в настоящее время нельзя говорить о суще- ствовании общепринятого, универсального толкования эмоций. Корни методологических оснований ис- следования эмоций можно обнаружить ещё в Античности, где эмоции трактовались в каче- стве ненужной помехи на пути к интеллекту- альному созерцанию, хотя Платон и Аристо- тель указывали на возможность допущения эмоциональных переживаний при условии господства рационального контроля над ними. В прочих философских течениях, таких как эллинизм, стоицизм, скептицизм, наблюдается более жёсткое отношение к эмоциям, посколь- ку страсти мешают мудрому человеку, а по- настоящему мудрый человек беспристрастен. Здесь важное место занимают понятия апатия (избавление от страстей) и синонимичное ему атараксия (имеющая большую значимость в античной философии) [1]. Взгляды античных классиков послужили основой для развития идей об эмоциях в сред- ние века, однако в этот период определяющую роль всё же играло христианство. Здесь можно проследить два подхода к разграничению эмо- ционального и рационального. Первый услов- но можно назвать волюнтаристским, и его можно увидеть у Августина. По его мнению, эмоциональные страсти связаны с волей чело- века, и только в том случае, если воля порочна, то и страсти человеческие порочны. Второй подход прослеживается в томизме Фомы Ак- винского, продолжающем и развивающем ос- новные мысли Аристотеля. Следуя идее Акви- нского, страсти есть порок, если не подчиня- ются рациональной воле разума. Направляе- мые разумной волей страсти ведут к доброде- тели [1]. 70 Социология Философия Нового Времени продол- жает тенденцию разграничения рациональ- ного и эмоционального, представляя эмоции как стихию, заставляющую человека свер- нуть с пути рационального познания. Идеи находят своё выражение в рамках тех же двух позиций, что доминируют в Средневе- ковье: первую можно обнаружить в роман- тизме, вторую - в рационализме [1]. В современном научном мире сформи- ровались следующие теоретические подходы к определению и описанию эмоций. Психофизиологический подход по- стулирует наличие во всех культурах базис- ных, архитипичных эмоций, онтогенетиче- ские основания которых имеют врождённую природу и заключаются в нейронных про- граммах мозга, а филогенетические повто- ряют поведение животных. В качестве таких эмоций описываются гнев, печаль, страх, ра- дость, отвращение, презрение, удивление и другие. Предметом для изучения здесь явля- ются именно их типичные черты. Фундамен- тальная работа в рамках этого подхода - «О выражении эмоций у человека и живот- ных» Ч. Дарвина, на основе которой Уильям Джеймс и Карл Ланге независимо друг от друга сформулировали теорию, определяю- щую эмоцию как нейрофизиологическую реакцию, не скрывающую за собой никаких дополнительных смыслов. Экологический или интеракционист- ский подход можно охарактеризовать сле- дующим образом: «Центр их интересов - че- ловек (или животное) как целостная, дина- мически развивающаяся система, находяща- яся в непрерывном и разноуровневом взаи- модействии с окружающей средой» [1, с. 192]. Основной чертой концепций, со- здаваемых здесь, является бихевиористский принцип «стимул-реакция». Индивид пред- стаёт в качестве сложно организованной си- стемы, открытой воздействию извне. Чело- век получает стимул из внешней среды, про- пускает через структурированную систему, описывающую эмоциональную реакцию, и формирует на выходе действие. Семиотический или интегральный подход рассматривает эмоции как знаковую систему. Каждая эмоция в разные периоды времени и разных культурах имеет своё сим- волическое значение, выражающееся в зна- ках и сигналах, передающихся из поколения в поколение в виде ценностей, традиций и норм. В рамках социокультурного подхода как раз существует современная социология эмоций, поэтому мы разберём его во всех подробностях [1]. Социология эмоций - относительно молодая дисциплина, существующая обособ- ленно всего лишь несколько десятилетий. Тем не менее, проблема определения, клас- сификации и специфики изучения эмоций до сих пор стоит остро и вызывает много спо- ров. Несмотря на множество различий в ин- терпретациях теоретических подходов цело- го ряда существующих социологических школ, все социологи в своих работах сходят- ся в одном - эмоции можно изучать только как социокультурные практики, включённые в структуры общества, в историческом кон- тексте. Основной фокус в исследованиях со- ставляет построение теоретических концеп- ций эмоций, основанных на анализе обыден- ных представлений об эмоциональных со- стояниях. Однако перед тем, как разбирать ситуацию нынешней социологии эмоции как самостоятельной дисциплины и её конкрет- ные теоретические наработки, стоит отме- тить, что, разумеется, эмоции были объектом внимания социологов в прошлом, в том чис- ле и классиков науки. Динамику интереса к эмоциям в социологии условно можно раз- делить на три периода: • зарождение внимания к влиянию эмо- ций на социокультурные процессы; • снижение интереса к эмоциональным явлениям, предпочтение идей о доминирова- нии рационального; • оживление интереса к эмоциям, изу- чение их как самостоятельной социологиче- ской категории [2]. Первые обращения к эмоциям в социо- логии можно обнаружить в рамках психоло- гической социологии. Наиболее известными работами здесь выступают труды Г. Лебона и Г. Тарда, посвящённые поиску значения эмоций в больших социальных группах (толпах, массах). Наибольший интерес у ав- торов вызывали негативные патологии эмо- ционального переживания толпы и их раз- рушительные последствия. Так, Г. Лебон го- ворил о господстве аффективных инстинктов Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2018. № 1 (12) 71 в больших массах людей, подавляющих лич- ность человека, оказавшегося в толпе [3]. В то же время Г. Тард, не соглашаясь с Г. Лебоном, разделяет толпу и публику, про- возглашая современное ему время веком публики. Главное отличие публики от тол- пы - физическая отдалённость составляю- щих её индивидов, но духовное единение, скреплённое общностью не только убежде- ний, но и страстей [4]. Косвенно в своих работах затрагивает тему эмоций Э. Дюркгейм с его идеей о ри- туалах, объединяющих общество и порож- дающих чувство солидарности. Фактически Дюркгейм изучает эмоции в их многообра- зии и закладывает их в фундамент обще- ственного организма, где они служат гаран- том его сохранения и развития [5]. Кроме того, Дюркгейм учитывает эмоциональные проявления, исследуя феномен самоубий- ства, где он демонстрирует связь между со- циальными факторами и эмоциональной ре- флексией индивидов [2; 6]. Г. Зиммель выступает за углубленное изучение эмоций в социологии. Он опреде- ляет круг исследовательских вопросов, вы- деляя два возможных направления в анализе: • изучение общественных отношений, порождающих вторичные эмоции - психиче- ские реакции, вызываемые несоответствием оценок индивида и социальной реальностью; • изучение первичных эмоций - ре- флексивные конструкты индивида, разгра- ничивающие социальное поле на важное и неважное [2; 7]. Психологические переживания во всём их многообразии (эмоции, импульсы, чув- ства, аффекты) Г. Зиммель объединяет в со- держание или материю обобществления, предваряющую социальное. Материя не со- циальна сама по себе, но как только её со- держание побуждает человека к взаимодей- ствию с другими людьми, она приобретает социальный характер. Таким образом, инди- видуальные эмоции включаются в социум и тем самым становятся надыиндивидуальны- ми, что открывает их для дальнейшего изу- чения в социологии [2; 7]. Значимый вклад в изучение эмоций привнесли представители символического интеракционизма: Дж. Мид, Г. Блумер и И. Гофман. Дж. Мид сформулировал теорию интеракции в понятиях знаков, жестов и сим- волов. Если рассматривать его концепцию в фокусе эмоциональных переживаний, то мы можем увидеть, какую большую роль они здесь играют. Основная мысль Дж. Мида за- ключается в том, что человек формируется как личность в процессе осваивания симво- лических значений, которыми наполнен мир. Простейшими такими значениями выступают знаки - инстинктивные реакции на внешний стимул. Эмоциональные реакции людей на знаки приблизительно одинаковы и совпада- ют с реакцией животных, то есть они не кор- релируют с социальными установками [8; 9]. На ступень выше по степени сложности своей природы стоит жест. Выполняя регуля- тивную функцию в коммуникации, жест свя- зан с поступком индивида и несёт в себе определённый смысл. Жесты выражаются как в поведении, так и в социальном действии. Здесь уже появляется существенное отличие человека от животного, ведь человек спосо- бен осмысливать свои реакции и сдерживать их, а животное - нет. Кроме того, жест во- площает в себе социокультурные нормы, по- скольку складывается из ожиданий, предпи- сываемых человеку окружающими людьми, вступающими с ним в коммуникацию. Эмо- ции как жесты могут проявляться невербаль- но в определённом социальном контексте. Направленные на ответную реакцию, эмоци- ональные жесты запускают и поддерживают социальную коммуникацию. Например, улы- баясь при встрече, мы рассчитываем на улыб- ку в ответ. Получение другого эмоционально- го отклика (например, угрюмого выражения лица) или неполучение его вовсе осложняет коммуникацию [8-10]. Символ в свою очередь выходит за рамки конкретной ситуации и представляет собой обобщение опыта множества людей, содержащее смысл, понятный не только паре участников межличностной коммуникации, но и большинству других людей [8; 9]. Очень сложно провести грань, где эмоцио- нальный жест становится символом, так как большинство эмоций ситуационно контек- стуальны. Тем не менее, использование сим- воличности в эмоции сегодня очень распро- странено, например, в рекламе, целью кото- рой зачастую является вызов нужной эмоци- ональной реакции, или использование 72 Социология «эмодзи» в Интернете - символического изображения эмоций [10]. Интеракционизм Г. Блумера заключал- ся в мысли о том, что люди взаимодействуют между собой, используют различные мате- риальные предметы, исходя из символиче- ских значений, приписываемых им. Во время взаимодействия происходит передача социо- культурного опыта, раскрываются цели, по- требности, мотивы, настроения акторов. Удовлетворяя свои потребности в процессе интеракции, участник общения получает удовлетворение и положительные эмоции, если этого не происходит - отрицательные. Следовательно, эмоции здесь выступают как показатель качества социальной интеракции. В процессе взаимодействия индивиды со- здают символы, которые впоследствии вы- ступают для них ориентиром в коммуника- ции. Непрерывный процесс интерпретации символических значений порождает смысл социального взаимодействия. Эмоции в концепции Г. Блумера с од- ной стороны, выступают как социальный символ, с другой - непосредственно участ- вуют в интерпретации ситуации. В первом случае символичность эмоций отражается в эмоциональных коннотациях, которыми наделяются предметы. Сами по себе вещи не несут в себе никакого скрытого смысла, из- начально они нейтральны. Коннотативными значениями их наделяет система норм и цен- ностей определённой культуры, которую усвоил человек в ходе своей социализации. Второй случай чаще всего представляет со- бой неосознаваемый процесс, который со- стоит из выражения одним актором своих намерений с помощью невербальных сигна- лов и поведения, в то время как другие участники интеракции интерпретируют его действия, в чём им помогает эмоциональная окраска сообщения. Таким образом, в моде- ли интеракции Г. Блумера кроме когнитив- ного компонента присутствует и эмоцио- нальный. Эмоции являются составляющим звеном коммуникативного взаимодействия, они поддерживают его, передавая информа- цию об отношении участников к предметам, явлениям и друг другу [10; 11]. В своей теории фреймов И. Гофман упоминал участие эмоций и других психо- биологических элементов (настроений, му- скульных усилий, телесных ориентаций) в процессе интеракции. На эмоции оказывает значительное влияние контекст той конкрет- ной социальной ситуации, в которой оказал- ся человек. Данная ситуация представляет собой рамку, которая в концепции И. Гоф- мана получила название фрейм. Фреймы объединяются в системы, которые индивид после распознания ситуации вкладывает в свою интерпретацию [10; 12]. Анализ непосредственно самих эмоций И. Гофман проводит в своём исследовании управления впечатлениями, основная мысль которого заключается в том, что в ходе ин- теракции человек стремится оставить о себе положительное мнение и избежать непони- мания или позора. Образ складывается, ис- ходя из, во-первых, контролируемых аспек- тов - используемых слов и поведения, и, во- вторых, неконтролируемых - невербально проявляющихся эмоций, экспрессивных дей- ствий. Окружающие, сопоставляя между со- бой контролируемые и неконтролируемые аспекты, проверяют достоверность инфор- мации, получаемой от индивида, и состав- ляют о нём первое впечатление. Таким обра- зом, эффективность управления впечатлени- ем зависит от степени контроля человеком своих экспрессивных переживаний и их со- ответствий социальному фрейму. В этом и заключается вся значимость данной идеи И. Гофмана - он одним из первых поднял проблему контроля эмоций и обосновал воз- можность управления ими, в то время как до него эмоциональные проявления рассматри- вались как стихийные и неподчиняемые че- ловеку. С целью произвести впечатление ак- тор управляет вербально и невербально эмо- циями, руководствуясь рамками фреймов, определяющих ситуацию. Управление впе- чатлениями - это эмоциональная работа, требующая определённых эмоциональных и энергетических затрат [10; 13]. Дальнейшая институционализация со- циологии эмоций в самостоятельную дисци- плину обусловлена следующими предпосыл- ками: • разочарование в идее прогресса и признание несостоятельности концепции ра- циональности; • трансформация сферы обслуживания в важнейший сегмент экономики; Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2018. № 1 (12) 73 • развитие принципа трансляции ин- формации, который привёл к цифровой ре- волюции [14]. Теоретические концепты современной социологии эмоций в большинстве своём опираются именно на идеи И. Гофмана. Так, А. Хохшильд напрямую продолжает и разви- вает мысль И. Гофмана, взяв за основу поня- тия эмоциональной работы и эмоционально- го управления и рассматривая их в контексте профессиональной сферы. Эмоциональная работа, по мнению автора, является таковой, поскольку требует для своего осуществления затрат человеческих ресурсов для выражения симпатии и антипатии. А. Хохшильд выде- ляет два типа эмоциональной работы: • поверхностное действие - наблюдает- ся в ситуации, когда работников специально обучают невербально проявлять эмоции по отношению к клиенту, даже если человек на самом деле не испытывает их (дежурная улыбка, дружелюбие, внимательность); • глубокое действие - наблюдается в профессиях, которые обязывают людей ис- пытывать определённые эмоции, в отличие от поверхностного действия здесь актор сам в реальности переживает чувства, продикто- ванные своим рабочим местом [10]. В соответствии с данной классифика- цией А. Хохшильд разводит понятия «эмо- циональная работа» и «эмоциональный труд». Если выражение эмоций происходит в коммерческом секторе, в ситуации оказания услуги или продажи, то есть в случае, когда эмоция становится объектом потребитель- ского поведения, данный процесс становится эмоциональным трудом. Напротив, эмоцио- нальная работа осуществляется в рамках определённых профессий, вызывающих у работников искренние эмоции, например, врачи, учителя, социальные работники [10]. Джек Барбалет выдвигает идею о том, что эмоции являются такой же ключевой си- лой в развитии социума, как и когнитивные состояния и рациональность, а, следователь- но, с их помощью можно и нужно анализи- ровать социальную структуру и социальное действие. Автор поставил перед собой цель переосмыслить ключевые аспекты социаль- ной структуры в фокусе эмоций, а также предложить изменения социологических теорий с точки зрения активной роли эмо- ций. Дж. Барбалет демонстрирует, что с по- мощью эмоций возможно проанализировать макросоциальные структуры, а не только микросоциальные, на которых ранее была сосредоточена социология [15]. Согласно Дж. Барбалету человеческую деятельность направляют только конкретные эмоции, а они в свою очередь рождаются из социальных отношений, из чего следует, что эмоции необходимо рассматривать только в социальном контексте. При этом эмоции представляют собой атрибут социальной структуры, а поскольку они включают в себя ещё и биологический аспект, значит, их нельзя рассматривать исключительно как элемент культуры. Универсальный аспект процесса пере- живания эмоций - это способность человека регулировать эмоции, представляющая со- бой влияние индивидов на переживаемые ими эмоции. Эмоции регулируются на двух уровнях: 1) явная социальная регуляция - индивид регулирует свои эмоции исходя из конкретного социального контекста, исполь- зуя механизм самоконтроля (в данном случае необходимо осознание индивидом своих эмоций); 2) неявная социальная регуляция - эмоции индивида зависят от реакции на него других людей. При этом средства регуляции эмоций очень разнообразны и зависят от культурной традиции [15; 16]. Эмоция является связующим звеном между социальной структурой и актором, поскольку структурные свойства взаимодей- ствий оказывают влияние на эмоциональные переживания, а те определяют дальнейшие поступки действующего лица [15; 16]. Из всего вышесказанного Дж. Барбалет делает вывод, что социологии эмоций следует оставить привычную ей микросферу и обра- тить своё внимание на менее изученные мак- роскопические социальные процессы [15; 16]. Используя синтетический подход, Р. Коллинз продолжает идеи Дж. Барбалета и объясняет явления макросоциологии - обще- ственное неравенство, конфликтные процессы, структуру общества - через призму эмоций, располагающихся на микроуровне. В качестве фундамента общества Р. Коллинз видит мо- ральные обязательства индивидов друг перед другом и солидарность (в описании которой он опирается на Э. Дюркгейма). Выполняя 74 Социология обязательства в ходе межличностного взаимо- действия на микроуровне, акторы ощущают единство, то есть солидарность по отношению друг к другу. Р. Коллинз в своём анализе так- же затрагивает конфликт, усматривая в его ос- нове эмоции, а именно чувство гнева, возни- кающее при конфронтации социальных инте- ресов. Автор рассматривает эмоциональную энергию, которая возникает в ходе социальной интеракции между акторами и которая «заря- жает» индивидов, выступая своеобразным ге- нератором для будущих действий. Р. Коллинз анализирует эмоциональную энергию в плос- кости «статус-власть», показывая, что инди- вид чувствует удовлетворение, энтузиазм, ощущение собственной значимости от прича- стия к группе, где была получена эмоциональ- ная энергия. При неудачной интеракции без получения энергии индивид разочаровывается и отчуждается от группы [2]. Исследование в рамках сферы «власть- статус» также представлено в трудах Т. Кем- пера. Они основываются на идее о том, что человек в ходе своей эволюции приобрёл определённый набор эмоций (страх, радость, гнев и другие) - это первичные эмоции, ко- торые в дальнейшем определяются струк- турными элементами общества, порождая вторичные эмоции (например, на основе страха и гнева возникает чувство вины). Это значит, что стимулы, получаемые человеком из внешней среды, в которой он существует, вызывают у индивида определённый эмоци- ональный отклик. Поскольку среда обитания современного человека - общество, то соци- ально обусловленные события и отношения между людьми оказываются эмоционально окрашены. Власть рассматривается Т. Кем- пером в качестве возможности одного инди- вида заставлять другого подчиняться против его воли. В то время как статус здесь высту- пает как добровольное повиновение через согласие с намерениями и интересами и че- рез признание необходимости выполнения просьбы. Взаимосвязь власти и статуса, по мнению автора, представляет собой сеть со- циальных отношений, которая закладывается в основу любого социального взаимодей- ствия и является источником эмоциональных ресурсов для акторов [2]. Наиболее комплексное определение эмоций дала О. Симонова, охарактеризовав их как сложную систему, состоящую из сле- дующих компонентов: 1) физиологические реакции; 2) телесные и мимические проявле- ния, жестикуляция; 3) ситуативные опреде- ления эмоций; 4) культурные и лингвистиче- ские значения, воспроизводимые в реальном социальном контексте [17]. Таким образом, сегодня мы видим, что практически ни одно социальное событие не обходится без изучения его эмоциональной стороны, а в современной социологии не су- ществует школы или традиции, не затраги- вавшей бы эту сферу. В это же время поня- тие социального действия пересматривается с учётом его эмоциональных аспектов. Все перечисленные факты дают нам основание говорить о том, что в гуманитарных науках вообще и в социологии в частности произо- шёл так называемый «эмоциональный пово- рот» - «обращение к эмоциональному изме- рению социальных явлений и одновременно к социальной природе эмоциональных со- стояний» [17, с. 2]. Тем не менее, перед со- циологией эмоций встают вопросы, требую- щие ответов, и открывается множество воз- можных граней для исследования. Так, всё ещё требует уточнения социологическое определение эмоций и их классификация, вбирающие всё многообразие проявления эмоций с учётом культурных различий. Жи- вотрепещущими видятся вопросы методоло- гии исследования эмоций, поскольку их по- стоянное изменение во времени, зависимость от конкретного общества и группы людей, обуславливают постоянную модификацию методик анализа эмоций. Конкретные эмо- ции также нуждаются в тщательном изуче- нии и теоретизации. Процесс решения этих проблем, а также обогащения теоретическо- го наполнения дисциплины делает социоло- гию эмоций чрезвычайно «подвижной» наукой, позволяющей исследователю погру- зиться с головой в изучение этого интерес- нейшего феномена.
×

Об авторах

Анастасия Олеговна Исичко

Самарский университет

Email: chizuru777333@yandex.ru
Самара, Россия

Список литературы

  1. Глебкин В. В. Эмоции как междисциплинарный феномен // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. № 9 (52). 2010. С. 186-220.
  2. Горбунова М. Ю., Фиглин Л. А. Эмоции как объект социологических исследований: библиографический анализ // Социс. 2010. № 6. С. 13-14.
  3. Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Академический проект, 2011. 238 с.
  4. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М.: Институт психологии РАН; КСП+, 1999. 416 с.
  5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. 432 с.
  6. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб.: Издание Н. П. Карбасникова, 1912. 541 с.
  7. Зиммель Г. Избранное. М.: Юристъ, 1996. Т. 1. Философия культуры. 671 с.
  8. Мид Дж. Г. Избранное. М.: ИНИОН РАН, 2009. 290 с.
  9. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб.: Алетейя, 2000. 272 с.
  10. Горбунова М. Ю. Символический интеракционизм как методологическое основание исследования эмоций в социологии // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. 2011. № 2. С. 10-15.
  11. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: тексты / под ред. Т. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 173-179.
  12. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М.: Ин-т социологии РАН; ФОМ, 2004. 207 с.
  13. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000. 304 с.
  14. Социологи об эмоциях: введение к тематическому разделу номера // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2016. № 4. С. 3-11.
  15. Николаев В. Г., Барбалет Дж. М. Эмоция, социальная теория и социальная структура: макросоциологический подход // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, № 2. C. 3-9.
  16. Симонова О. А., Семенчук А. А. Барбалет Дж. Эмоции за пределами регуляции: Фоновые эмоции в науке и в отношениях доверия // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2012. № 2. С. 92-102.
  17. Симонова О. А. Базовые принципы социологии эмоций // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2016. № 4. С. 12-27.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах