TEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF EMOTIONS IN SOCIOLOGY

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In this article author describes history of appearance of the study of emotions in the humanities - first in philosophy (from Antiquity until the New Time), then in sociology. The author analyzes psychophysiological, ecological (also known as interacting), semiotic (integral) and sociocultural approaches. The article gives a brief overview of the such theories of the classics of sociology as G. Tarde, G. Le Bon, E. Durkheim, G. Simmel, G. Mead, H. Bloomer, E. Goffman. Also there is the preconditions for the institutionalization of the sociology of emotions, and analysis of the theories developed within the framework of this discipline, proposed by A. Hochschild, J. Barbalet, R. Collins and T. Kemper. A complex definition of emotions is given.

Full Text

Эмоции, переживаемые человеком, привлекали внимание мыслителей во все времена. Данный интерес породил огромное многообразие теоретических подходов, ко- торое обусловлено тем, что на протяжении всей истории развития гуманитарных наук проблематика эмоций была объектом внима- ния сначала философии, а затем и многих других дисциплин - биологии, культуроло- гии, антропологии, психологии, социологии и других. Именно за счёт своей междисци- плинарности происходило теоретическое обогащение феномена с одной стороны и размывание его границ с другой. К тому же существуют методологические проблемы, дающие почву для возникновения множества толкований, такие как определённая слож- ность в изучении эмоций, а также проблема разграничения, то есть как отличить эмоции от чего-либо другого. По этим причинам в настоящее время нельзя говорить о суще- ствовании общепринятого, универсального толкования эмоций. Корни методологических оснований ис- следования эмоций можно обнаружить ещё в Античности, где эмоции трактовались в каче- стве ненужной помехи на пути к интеллекту- альному созерцанию, хотя Платон и Аристо- тель указывали на возможность допущения эмоциональных переживаний при условии господства рационального контроля над ними. В прочих философских течениях, таких как эллинизм, стоицизм, скептицизм, наблюдается более жёсткое отношение к эмоциям, посколь- ку страсти мешают мудрому человеку, а по- настоящему мудрый человек беспристрастен. Здесь важное место занимают понятия апатия (избавление от страстей) и синонимичное ему атараксия (имеющая большую значимость в античной философии) [1]. Взгляды античных классиков послужили основой для развития идей об эмоциях в сред- ние века, однако в этот период определяющую роль всё же играло христианство. Здесь можно проследить два подхода к разграничению эмо- ционального и рационального. Первый услов- но можно назвать волюнтаристским, и его можно увидеть у Августина. По его мнению, эмоциональные страсти связаны с волей чело- века, и только в том случае, если воля порочна, то и страсти человеческие порочны. Второй подход прослеживается в томизме Фомы Ак- винского, продолжающем и развивающем ос- новные мысли Аристотеля. Следуя идее Акви- нского, страсти есть порок, если не подчиня- ются рациональной воле разума. Направляе- мые разумной волей страсти ведут к доброде- тели [1]. 70 Социология Философия Нового Времени продол- жает тенденцию разграничения рациональ- ного и эмоционального, представляя эмоции как стихию, заставляющую человека свер- нуть с пути рационального познания. Идеи находят своё выражение в рамках тех же двух позиций, что доминируют в Средневе- ковье: первую можно обнаружить в роман- тизме, вторую - в рационализме [1]. В современном научном мире сформи- ровались следующие теоретические подходы к определению и описанию эмоций. Психофизиологический подход по- стулирует наличие во всех культурах базис- ных, архитипичных эмоций, онтогенетиче- ские основания которых имеют врождённую природу и заключаются в нейронных про- граммах мозга, а филогенетические повто- ряют поведение животных. В качестве таких эмоций описываются гнев, печаль, страх, ра- дость, отвращение, презрение, удивление и другие. Предметом для изучения здесь явля- ются именно их типичные черты. Фундамен- тальная работа в рамках этого подхода - «О выражении эмоций у человека и живот- ных» Ч. Дарвина, на основе которой Уильям Джеймс и Карл Ланге независимо друг от друга сформулировали теорию, определяю- щую эмоцию как нейрофизиологическую реакцию, не скрывающую за собой никаких дополнительных смыслов. Экологический или интеракционист- ский подход можно охарактеризовать сле- дующим образом: «Центр их интересов - че- ловек (или животное) как целостная, дина- мически развивающаяся система, находяща- яся в непрерывном и разноуровневом взаи- модействии с окружающей средой» [1, с. 192]. Основной чертой концепций, со- здаваемых здесь, является бихевиористский принцип «стимул-реакция». Индивид пред- стаёт в качестве сложно организованной си- стемы, открытой воздействию извне. Чело- век получает стимул из внешней среды, про- пускает через структурированную систему, описывающую эмоциональную реакцию, и формирует на выходе действие. Семиотический или интегральный подход рассматривает эмоции как знаковую систему. Каждая эмоция в разные периоды времени и разных культурах имеет своё сим- волическое значение, выражающееся в зна- ках и сигналах, передающихся из поколения в поколение в виде ценностей, традиций и норм. В рамках социокультурного подхода как раз существует современная социология эмоций, поэтому мы разберём его во всех подробностях [1]. Социология эмоций - относительно молодая дисциплина, существующая обособ- ленно всего лишь несколько десятилетий. Тем не менее, проблема определения, клас- сификации и специфики изучения эмоций до сих пор стоит остро и вызывает много спо- ров. Несмотря на множество различий в ин- терпретациях теоретических подходов цело- го ряда существующих социологических школ, все социологи в своих работах сходят- ся в одном - эмоции можно изучать только как социокультурные практики, включённые в структуры общества, в историческом кон- тексте. Основной фокус в исследованиях со- ставляет построение теоретических концеп- ций эмоций, основанных на анализе обыден- ных представлений об эмоциональных со- стояниях. Однако перед тем, как разбирать ситуацию нынешней социологии эмоции как самостоятельной дисциплины и её конкрет- ные теоретические наработки, стоит отме- тить, что, разумеется, эмоции были объектом внимания социологов в прошлом, в том чис- ле и классиков науки. Динамику интереса к эмоциям в социологии условно можно раз- делить на три периода: • зарождение внимания к влиянию эмо- ций на социокультурные процессы; • снижение интереса к эмоциональным явлениям, предпочтение идей о доминирова- нии рационального; • оживление интереса к эмоциям, изу- чение их как самостоятельной социологиче- ской категории [2]. Первые обращения к эмоциям в социо- логии можно обнаружить в рамках психоло- гической социологии. Наиболее известными работами здесь выступают труды Г. Лебона и Г. Тарда, посвящённые поиску значения эмоций в больших социальных группах (толпах, массах). Наибольший интерес у ав- торов вызывали негативные патологии эмо- ционального переживания толпы и их раз- рушительные последствия. Так, Г. Лебон го- ворил о господстве аффективных инстинктов Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2018. № 1 (12) 71 в больших массах людей, подавляющих лич- ность человека, оказавшегося в толпе [3]. В то же время Г. Тард, не соглашаясь с Г. Лебоном, разделяет толпу и публику, про- возглашая современное ему время веком публики. Главное отличие публики от тол- пы - физическая отдалённость составляю- щих её индивидов, но духовное единение, скреплённое общностью не только убежде- ний, но и страстей [4]. Косвенно в своих работах затрагивает тему эмоций Э. Дюркгейм с его идеей о ри- туалах, объединяющих общество и порож- дающих чувство солидарности. Фактически Дюркгейм изучает эмоции в их многообра- зии и закладывает их в фундамент обще- ственного организма, где они служат гаран- том его сохранения и развития [5]. Кроме того, Дюркгейм учитывает эмоциональные проявления, исследуя феномен самоубий- ства, где он демонстрирует связь между со- циальными факторами и эмоциональной ре- флексией индивидов [2; 6]. Г. Зиммель выступает за углубленное изучение эмоций в социологии. Он опреде- ляет круг исследовательских вопросов, вы- деляя два возможных направления в анализе: • изучение общественных отношений, порождающих вторичные эмоции - психиче- ские реакции, вызываемые несоответствием оценок индивида и социальной реальностью; • изучение первичных эмоций - ре- флексивные конструкты индивида, разгра- ничивающие социальное поле на важное и неважное [2; 7]. Психологические переживания во всём их многообразии (эмоции, импульсы, чув- ства, аффекты) Г. Зиммель объединяет в со- держание или материю обобществления, предваряющую социальное. Материя не со- циальна сама по себе, но как только её со- держание побуждает человека к взаимодей- ствию с другими людьми, она приобретает социальный характер. Таким образом, инди- видуальные эмоции включаются в социум и тем самым становятся надыиндивидуальны- ми, что открывает их для дальнейшего изу- чения в социологии [2; 7]. Значимый вклад в изучение эмоций привнесли представители символического интеракционизма: Дж. Мид, Г. Блумер и И. Гофман. Дж. Мид сформулировал теорию интеракции в понятиях знаков, жестов и сим- волов. Если рассматривать его концепцию в фокусе эмоциональных переживаний, то мы можем увидеть, какую большую роль они здесь играют. Основная мысль Дж. Мида за- ключается в том, что человек формируется как личность в процессе осваивания симво- лических значений, которыми наполнен мир. Простейшими такими значениями выступают знаки - инстинктивные реакции на внешний стимул. Эмоциональные реакции людей на знаки приблизительно одинаковы и совпада- ют с реакцией животных, то есть они не кор- релируют с социальными установками [8; 9]. На ступень выше по степени сложности своей природы стоит жест. Выполняя регуля- тивную функцию в коммуникации, жест свя- зан с поступком индивида и несёт в себе определённый смысл. Жесты выражаются как в поведении, так и в социальном действии. Здесь уже появляется существенное отличие человека от животного, ведь человек спосо- бен осмысливать свои реакции и сдерживать их, а животное - нет. Кроме того, жест во- площает в себе социокультурные нормы, по- скольку складывается из ожиданий, предпи- сываемых человеку окружающими людьми, вступающими с ним в коммуникацию. Эмо- ции как жесты могут проявляться невербаль- но в определённом социальном контексте. Направленные на ответную реакцию, эмоци- ональные жесты запускают и поддерживают социальную коммуникацию. Например, улы- баясь при встрече, мы рассчитываем на улыб- ку в ответ. Получение другого эмоционально- го отклика (например, угрюмого выражения лица) или неполучение его вовсе осложняет коммуникацию [8-10]. Символ в свою очередь выходит за рамки конкретной ситуации и представляет собой обобщение опыта множества людей, содержащее смысл, понятный не только паре участников межличностной коммуникации, но и большинству других людей [8; 9]. Очень сложно провести грань, где эмоцио- нальный жест становится символом, так как большинство эмоций ситуационно контек- стуальны. Тем не менее, использование сим- воличности в эмоции сегодня очень распро- странено, например, в рекламе, целью кото- рой зачастую является вызов нужной эмоци- ональной реакции, или использование 72 Социология «эмодзи» в Интернете - символического изображения эмоций [10]. Интеракционизм Г. Блумера заключал- ся в мысли о том, что люди взаимодействуют между собой, используют различные мате- риальные предметы, исходя из символиче- ских значений, приписываемых им. Во время взаимодействия происходит передача социо- культурного опыта, раскрываются цели, по- требности, мотивы, настроения акторов. Удовлетворяя свои потребности в процессе интеракции, участник общения получает удовлетворение и положительные эмоции, если этого не происходит - отрицательные. Следовательно, эмоции здесь выступают как показатель качества социальной интеракции. В процессе взаимодействия индивиды со- здают символы, которые впоследствии вы- ступают для них ориентиром в коммуника- ции. Непрерывный процесс интерпретации символических значений порождает смысл социального взаимодействия. Эмоции в концепции Г. Блумера с од- ной стороны, выступают как социальный символ, с другой - непосредственно участ- вуют в интерпретации ситуации. В первом случае символичность эмоций отражается в эмоциональных коннотациях, которыми наделяются предметы. Сами по себе вещи не несут в себе никакого скрытого смысла, из- начально они нейтральны. Коннотативными значениями их наделяет система норм и цен- ностей определённой культуры, которую усвоил человек в ходе своей социализации. Второй случай чаще всего представляет со- бой неосознаваемый процесс, который со- стоит из выражения одним актором своих намерений с помощью невербальных сигна- лов и поведения, в то время как другие участники интеракции интерпретируют его действия, в чём им помогает эмоциональная окраска сообщения. Таким образом, в моде- ли интеракции Г. Блумера кроме когнитив- ного компонента присутствует и эмоцио- нальный. Эмоции являются составляющим звеном коммуникативного взаимодействия, они поддерживают его, передавая информа- цию об отношении участников к предметам, явлениям и друг другу [10; 11]. В своей теории фреймов И. Гофман упоминал участие эмоций и других психо- биологических элементов (настроений, му- скульных усилий, телесных ориентаций) в процессе интеракции. На эмоции оказывает значительное влияние контекст той конкрет- ной социальной ситуации, в которой оказал- ся человек. Данная ситуация представляет собой рамку, которая в концепции И. Гоф- мана получила название фрейм. Фреймы объединяются в системы, которые индивид после распознания ситуации вкладывает в свою интерпретацию [10; 12]. Анализ непосредственно самих эмоций И. Гофман проводит в своём исследовании управления впечатлениями, основная мысль которого заключается в том, что в ходе ин- теракции человек стремится оставить о себе положительное мнение и избежать непони- мания или позора. Образ складывается, ис- ходя из, во-первых, контролируемых аспек- тов - используемых слов и поведения, и, во- вторых, неконтролируемых - невербально проявляющихся эмоций, экспрессивных дей- ствий. Окружающие, сопоставляя между со- бой контролируемые и неконтролируемые аспекты, проверяют достоверность инфор- мации, получаемой от индивида, и состав- ляют о нём первое впечатление. Таким обра- зом, эффективность управления впечатлени- ем зависит от степени контроля человеком своих экспрессивных переживаний и их со- ответствий социальному фрейму. В этом и заключается вся значимость данной идеи И. Гофмана - он одним из первых поднял проблему контроля эмоций и обосновал воз- можность управления ими, в то время как до него эмоциональные проявления рассматри- вались как стихийные и неподчиняемые че- ловеку. С целью произвести впечатление ак- тор управляет вербально и невербально эмо- циями, руководствуясь рамками фреймов, определяющих ситуацию. Управление впе- чатлениями - это эмоциональная работа, требующая определённых эмоциональных и энергетических затрат [10; 13]. Дальнейшая институционализация со- циологии эмоций в самостоятельную дисци- плину обусловлена следующими предпосыл- ками: • разочарование в идее прогресса и признание несостоятельности концепции ра- циональности; • трансформация сферы обслуживания в важнейший сегмент экономики; Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2018. № 1 (12) 73 • развитие принципа трансляции ин- формации, который привёл к цифровой ре- волюции [14]. Теоретические концепты современной социологии эмоций в большинстве своём опираются именно на идеи И. Гофмана. Так, А. Хохшильд напрямую продолжает и разви- вает мысль И. Гофмана, взяв за основу поня- тия эмоциональной работы и эмоционально- го управления и рассматривая их в контексте профессиональной сферы. Эмоциональная работа, по мнению автора, является таковой, поскольку требует для своего осуществления затрат человеческих ресурсов для выражения симпатии и антипатии. А. Хохшильд выде- ляет два типа эмоциональной работы: • поверхностное действие - наблюдает- ся в ситуации, когда работников специально обучают невербально проявлять эмоции по отношению к клиенту, даже если человек на самом деле не испытывает их (дежурная улыбка, дружелюбие, внимательность); • глубокое действие - наблюдается в профессиях, которые обязывают людей ис- пытывать определённые эмоции, в отличие от поверхностного действия здесь актор сам в реальности переживает чувства, продикто- ванные своим рабочим местом [10]. В соответствии с данной классифика- цией А. Хохшильд разводит понятия «эмо- циональная работа» и «эмоциональный труд». Если выражение эмоций происходит в коммерческом секторе, в ситуации оказания услуги или продажи, то есть в случае, когда эмоция становится объектом потребитель- ского поведения, данный процесс становится эмоциональным трудом. Напротив, эмоцио- нальная работа осуществляется в рамках определённых профессий, вызывающих у работников искренние эмоции, например, врачи, учителя, социальные работники [10]. Джек Барбалет выдвигает идею о том, что эмоции являются такой же ключевой си- лой в развитии социума, как и когнитивные состояния и рациональность, а, следователь- но, с их помощью можно и нужно анализи- ровать социальную структуру и социальное действие. Автор поставил перед собой цель переосмыслить ключевые аспекты социаль- ной структуры в фокусе эмоций, а также предложить изменения социологических теорий с точки зрения активной роли эмо- ций. Дж. Барбалет демонстрирует, что с по- мощью эмоций возможно проанализировать макросоциальные структуры, а не только микросоциальные, на которых ранее была сосредоточена социология [15]. Согласно Дж. Барбалету человеческую деятельность направляют только конкретные эмоции, а они в свою очередь рождаются из социальных отношений, из чего следует, что эмоции необходимо рассматривать только в социальном контексте. При этом эмоции представляют собой атрибут социальной структуры, а поскольку они включают в себя ещё и биологический аспект, значит, их нельзя рассматривать исключительно как элемент культуры. Универсальный аспект процесса пере- живания эмоций - это способность человека регулировать эмоции, представляющая со- бой влияние индивидов на переживаемые ими эмоции. Эмоции регулируются на двух уровнях: 1) явная социальная регуляция - индивид регулирует свои эмоции исходя из конкретного социального контекста, исполь- зуя механизм самоконтроля (в данном случае необходимо осознание индивидом своих эмоций); 2) неявная социальная регуляция - эмоции индивида зависят от реакции на него других людей. При этом средства регуляции эмоций очень разнообразны и зависят от культурной традиции [15; 16]. Эмоция является связующим звеном между социальной структурой и актором, поскольку структурные свойства взаимодей- ствий оказывают влияние на эмоциональные переживания, а те определяют дальнейшие поступки действующего лица [15; 16]. Из всего вышесказанного Дж. Барбалет делает вывод, что социологии эмоций следует оставить привычную ей микросферу и обра- тить своё внимание на менее изученные мак- роскопические социальные процессы [15; 16]. Используя синтетический подход, Р. Коллинз продолжает идеи Дж. Барбалета и объясняет явления макросоциологии - обще- ственное неравенство, конфликтные процессы, структуру общества - через призму эмоций, располагающихся на микроуровне. В качестве фундамента общества Р. Коллинз видит мо- ральные обязательства индивидов друг перед другом и солидарность (в описании которой он опирается на Э. Дюркгейма). Выполняя 74 Социология обязательства в ходе межличностного взаимо- действия на микроуровне, акторы ощущают единство, то есть солидарность по отношению друг к другу. Р. Коллинз в своём анализе так- же затрагивает конфликт, усматривая в его ос- нове эмоции, а именно чувство гнева, возни- кающее при конфронтации социальных инте- ресов. Автор рассматривает эмоциональную энергию, которая возникает в ходе социальной интеракции между акторами и которая «заря- жает» индивидов, выступая своеобразным ге- нератором для будущих действий. Р. Коллинз анализирует эмоциональную энергию в плос- кости «статус-власть», показывая, что инди- вид чувствует удовлетворение, энтузиазм, ощущение собственной значимости от прича- стия к группе, где была получена эмоциональ- ная энергия. При неудачной интеракции без получения энергии индивид разочаровывается и отчуждается от группы [2]. Исследование в рамках сферы «власть- статус» также представлено в трудах Т. Кем- пера. Они основываются на идее о том, что человек в ходе своей эволюции приобрёл определённый набор эмоций (страх, радость, гнев и другие) - это первичные эмоции, ко- торые в дальнейшем определяются струк- турными элементами общества, порождая вторичные эмоции (например, на основе страха и гнева возникает чувство вины). Это значит, что стимулы, получаемые человеком из внешней среды, в которой он существует, вызывают у индивида определённый эмоци- ональный отклик. Поскольку среда обитания современного человека - общество, то соци- ально обусловленные события и отношения между людьми оказываются эмоционально окрашены. Власть рассматривается Т. Кем- пером в качестве возможности одного инди- вида заставлять другого подчиняться против его воли. В то время как статус здесь высту- пает как добровольное повиновение через согласие с намерениями и интересами и че- рез признание необходимости выполнения просьбы. Взаимосвязь власти и статуса, по мнению автора, представляет собой сеть со- циальных отношений, которая закладывается в основу любого социального взаимодей- ствия и является источником эмоциональных ресурсов для акторов [2]. Наиболее комплексное определение эмоций дала О. Симонова, охарактеризовав их как сложную систему, состоящую из сле- дующих компонентов: 1) физиологические реакции; 2) телесные и мимические проявле- ния, жестикуляция; 3) ситуативные опреде- ления эмоций; 4) культурные и лингвистиче- ские значения, воспроизводимые в реальном социальном контексте [17]. Таким образом, сегодня мы видим, что практически ни одно социальное событие не обходится без изучения его эмоциональной стороны, а в современной социологии не су- ществует школы или традиции, не затраги- вавшей бы эту сферу. В это же время поня- тие социального действия пересматривается с учётом его эмоциональных аспектов. Все перечисленные факты дают нам основание говорить о том, что в гуманитарных науках вообще и в социологии в частности произо- шёл так называемый «эмоциональный пово- рот» - «обращение к эмоциональному изме- рению социальных явлений и одновременно к социальной природе эмоциональных со- стояний» [17, с. 2]. Тем не менее, перед со- циологией эмоций встают вопросы, требую- щие ответов, и открывается множество воз- можных граней для исследования. Так, всё ещё требует уточнения социологическое определение эмоций и их классификация, вбирающие всё многообразие проявления эмоций с учётом культурных различий. Жи- вотрепещущими видятся вопросы методоло- гии исследования эмоций, поскольку их по- стоянное изменение во времени, зависимость от конкретного общества и группы людей, обуславливают постоянную модификацию методик анализа эмоций. Конкретные эмо- ции также нуждаются в тщательном изуче- нии и теоретизации. Процесс решения этих проблем, а также обогащения теоретическо- го наполнения дисциплины делает социоло- гию эмоций чрезвычайно «подвижной» наукой, позволяющей исследователю погру- зиться с головой в изучение этого интерес- нейшего феномена.
×

About the authors

Anastasia Olegovna Isichko

Samara University

Email: chizuru777333@yandex.ru
Samara, Russia

References

  1. Глебкин В. В. Эмоции как междисциплинарный феномен // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. № 9 (52). 2010. С. 186-220.
  2. Горбунова М. Ю., Фиглин Л. А. Эмоции как объект социологических исследований: библиографический анализ // Социс. 2010. № 6. С. 13-14.
  3. Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Академический проект, 2011. 238 с.
  4. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М.: Институт психологии РАН; КСП+, 1999. 416 с.
  5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. 432 с.
  6. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб.: Издание Н. П. Карбасникова, 1912. 541 с.
  7. Зиммель Г. Избранное. М.: Юристъ, 1996. Т. 1. Философия культуры. 671 с.
  8. Мид Дж. Г. Избранное. М.: ИНИОН РАН, 2009. 290 с.
  9. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб.: Алетейя, 2000. 272 с.
  10. Горбунова М. Ю. Символический интеракционизм как методологическое основание исследования эмоций в социологии // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. 2011. № 2. С. 10-15.
  11. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: тексты / под ред. Т. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 173-179.
  12. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М.: Ин-т социологии РАН; ФОМ, 2004. 207 с.
  13. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000. 304 с.
  14. Социологи об эмоциях: введение к тематическому разделу номера // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2016. № 4. С. 3-11.
  15. Николаев В. Г., Барбалет Дж. М. Эмоция, социальная теория и социальная структура: макросоциологический подход // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, № 2. C. 3-9.
  16. Симонова О. А., Семенчук А. А. Барбалет Дж. Эмоции за пределами регуляции: Фоновые эмоции в науке и в отношениях доверия // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2012. № 2. С. 92-102.
  17. Симонова О. А. Базовые принципы социологии эмоций // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2016. № 4. С. 12-27.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies