СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ РОССИИ И ФРАНЦИИ В ОБЛАСТИ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Работа представляет собой исследование, посвящённое сравнительному анализу правовых систем России и Франции в области иммиграционной политики. Рассмотрены исторические этапы, а также условия и предпосылки формирования российского и французского иммиграционного законодательства. Иммиграционное законодательство и политика России сравниваются с французскими системами. Выявлены общие черты и различия французской и российской миграционной ситуации, определены взаимозависимость миграционных процессов и историко-политических событий. Статья носит сравнительный характер, в статье учтены опыт и исторические предпосылки формирования правовых систем России и Франции, изучена история становления и развития институтов в области иммиграции.

Полный текст

Рост количества миграционных процес- номического (привлечение необходимых сов и количества участников, задействованных трудовых ресурсов) вопросов. Однако перед в них, неизбежно провоцирует изменение им- Францией эти вопросы встали почти на сто- миграционной политики каждого государства. летие раньше, и в этой стране накоплен зна- Российская Федерация (РФ) как страна с чительный опыт в области миграционной наиболее протяжённой границей, неизбежно правовой политики. Опыт Франции ценен вовлечена в происходящее, в связи с чем руко- ещё и тем, что на его примере можно про- водство РФ вынуждено принимать политиче- следить последствия тех или иных шагов в ские и административные решения по преду- миграционной политике. преждению дестабилизации ситуации. Фран- Однако для всех принимающих стран ция, имеющая богатый опыт в иммиграцион- существуют общие проблемы, генетически ной политике, является одним из ключевых связанные и порождаемые миграцией: про- государств, опыт которого может быть приме- блема интеграции (ассимиляции) мигрантов нён в формировании иммиграционной поли- в общество принимающей страны, проблемы тики. Знание и учёт исторического опыта ста- обеспечения жильём и работой, проблемы новления и развития правовой системы в об- нелегальной миграции, проблемы кримина- ласти иммиграционной политики является од- лизации мигрантов и др. ним из важнейших условий формирования ми- грационной политики завтрашнего дня. Условия и методы исследования Перед Францией и Россией стоят схо- В качестве объекта для изучения была жие задачи в урегулировании миграционных выбрана правовая система России и Фран- потоков. В первую очередь - это решение ции. Россия и Франция являются ядерными демографического (убыли населения) и эко- державами, одними из пяти постоянных чле- нов Совета безопасности ООН. Государства относятся к числу тех стран, которые внесли © Красов С. И., Тихонова А. М., 2017. особенно большой вклад в историю челове- Красов Сергей Иванович, (krasov57@yandex.ru), чества, были и остаются странами с глобаль- профессор кафедры теории, истории государства ными интересами, принадлежащие к кругу и права и международного права; ведущих игроков, способных влиять на ми- Тихонова Алина Михайловна, ровую политическую конфигурацию. В ос- (alinetikhonova@mail.ru), нову внешней политики России и Франции студент IV курса исторического факультета Самарского университета, заложены следующие фундаментальные 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 75 принципы: право народов на самоопределе- французских колоний, прежде всего стран ние, уважение прав человека, соблюдение Северной Африки [1]. В 1945 г. бил принят демократических принципов и охрана право- специальный закон, регулирующий имми- вого государства. Проводя активную внеш- грацию. Он включает в себя девять глав и 40 нюю политику, государства оказывают вли- статей, которые определяют процессы въезда яние на решение всех основных междуна- в страну и дальнейшее в ней пребывание. В родных проблем, используя внешнеполити- этот закон было внесено более 40 поправок ческие инструменты для распространения [2]. Следует отметить официальные фран- своего политического влияния в мире. цузские определения терминов «иммигрант» Предметом исследования стала деятель- и «иностранец»: иммигрантом является ли- ность государств в области иммиграционной цо, проживающее во Франции, не являющее- политики. Было проведено комплексное ис- ся французским гражданином на момент следование основных направлений российской рождения, рождённое вне территории Фран- и французской иммиграционной политики, в ции, при этом, статус иммигранта присваи- том числе была изучена политика государств в вается человеку при первом пересечении разный исторический период времени. Имми- границы на всю его жизнь; иностранцем яв- грационная политика представлена в виде ляется лицо, проживающее во Франции и не единой системы, состоящей из приоритетных имеющее французского гражданства. Таким направлений двух государств, результаты, де- образом, статус иностранца присваивается ятельности которых имеют влияние на миро- не на всю жизнь и может быть изменен в вое устройство в целом. Анализ и описание их момент принятия лицом французского граж- деятельности помогает воссоздать единое по- данства. нимание мотивов, которыми руководствуется 10 апреля 1964 г. было заключено первое французское и российское государство при франко-алжирское соглашение о рабочей силе, принятии тех или иных решений. Иммиграци- известное под названием «Соглашение Нак- онная политика рассматривается как сложный каша-Гранваля». Оно отличалось жёстким многоуровневый инструмент воздействия на контролем, что резко уменьшило приток ал- международные отношения в условиях слож- жирцев в 1965-1966 гг. Новое соглашение на ности мирового устройства. три года, подписанное 27 декабря 1968 г., определило ежегодный контингент иммигран- 1. Становление и развитие правовой тов по 35 000 человек в год. Однако наряду с системы Франции в области ужесточением законодательства французское иммиграционной политики правительство предпринимало и либеральные С середины XIX в. французская имми- шаги в отношении мигрантов. В это время грационная политика преследовала две цели: начинается поощрение семейной иммиграции, удовлетворить потребности рынка труда пу- что было более выгодно с экономической точ- тём привлечения трудящихся-мигрантов и ки зрения. Однако поощрение семейной ми- компенсировать демографический дефицит, грации привело к образованию сообществ им- обеспечив при этом интеграцию мигрантов. мигрантов, основанных на этническом при- На протяжении всей истории миграционная знаке, которые приспособились к жизни во политика и законодательство Франции были Франции и не собирались её покидать. подчинены этим двум целям. Сначала имми- В 1962-1972 гг., несмотря на принятые грация имела определённый политический меры по контролю над миграцией, поток ми- оттенок: в XIX в. в числе эмигрантов были грантов возрастал. Французские власти про- поляки, бежавшие из России, армяне, бе- должали попытки поставить иммиграцию жавшие из Турции. Позднее, к началу XX в., под контроль. Франция вела политику кво- политические иммигранты стали все более тирования. По договору с правительством сменяться трудовыми. Алжира 1972 г. устанавливался ежегодный Вторая волна трудовой иммиграции, лимит трудовой иммиграции в 25 000 чело- продолжающаяся до сих пор, началась в век. Кроме того, 23 февраля 1972 г. вступил 50-е гг. XX в. С этого времени среди имми- в силу указ, названный по имени его автора грантов преобладают выходцы из бывших «циркуляром Фонтане». Указ был направлен 76 Юриспруденция на борьбу с ростом нелегальной иммигра- преобразований в сфере иммиграционной по- ции. Французские власти, кроме политики литики стало внесение изменений в Кодекс о ограничения въезда иностранцев, предпри- гражданстве в 1993 г. Формально закон огра- нимали шаги, направленные на стимулиро- ничивал право автоматического получения вание отъезда ранее прибывших иммигран- французского гражданства человеком, родив- тов. В случае их отъезда на родину им шимся на территории страны. Родившись в се- предоставлялась специальная денежная по- мье иностранцев, он может стать гражданином мощь, которая в 1974 г. составляла около Франции только по достижении совершенно- 10 000 франков (2 000 долларов США) на летия и «проявив свое желание». одного работающего и 5 000 франков на ре- Закон «Об урегулировании иммиграции, бёнка, а также расходы на проезд. Однако условиях прибытия и нахождения иностран- политика стимулирования возвращения не цев во Франции» уточнял и развивал новые дала плоды. Лишь 3 % иммигрантов верну- положения Кодекса о гражданстве. Предпола- лись на родину. Это было связано, прежде галось увеличение срока задержания ино- всего с политическим и экономическим по- странца, не представившего документы поли- ложением стран Магриба [2]. В октябре ции, с семи до десяти дней до его выпровож- 1981 г. было принято три закона, направлен- дения за границу, что было связано с необхо- ных на обеспечение правового равенства димостью более точного определения лично- иммигрантов с основным населением Фран- сти нарушителя. Выдворенный за пределы ции в области занятости, образования и страны, он мог вернуться на территорию культуры, в обеспечении жильём. В 1982- Франции только через один год. Иммиграци- 1983 гг. были приняты законы о децентрали- онное законодательство 1993-1995 гг. имело зации, передавшие заботу о повседневных определённые недостатки. В некоторых слу- нуждах иммигрантов местным органам вла- чаях принятые законы не предполагали про- сти, которые, однако, не были обеспечены цедуры принудительного возвращения имми- необходимыми средствами. В 1984 г. был гранта в свою страну, но полностью блокиро- издан новый закон, уточнявший некоторые вали все его права во Франции. аспекты пребывания иностранцев во Фран- В настоящее время важным вектором ции. В его рамках начал осуществляться французской правовой политики стала борьба курс на либерализацию правил найма и с нелегальной миграцией. В 1993-1995 гг. увольнения, повышение гибкости рабочей французским правительством был проведён силы, включая функционирование и органи- целый комплекс мер по борьбе с нелегальной зацию ее деятельности. иммиграцией. Так была учреждена дирекция В 90-е гг. ХХ в. Франция столкнулась с по контролю за иммиграцией и борьбе с ис- проблемами, которые заставили её пересмот- пользованием труда нелегальных иммигран- реть миграционную политику и ужесточить тов. Закон «О расширении прав проверки миграционное законодательство. Во-первых, личности», принятый 10 июня 1993 г., стал низкий социальный статус нелегальных имми- превентивной мерой к ратификации Францией грантов и, как следствие, высокий уровень Шенгенских соглашений. Он предусматривал преступности в их среде привели к стойкому усиление полицейского высокотехнологично- ассоциированию французами понятия «имми- го контроля в 20-километровой приграничной грант» (особенно из стран Африканского реги- зоне, международных портах, вокзалах и она) с понятием «преступник». Во-вторых, в аэропортах, введение пластиковых электрон- 1990-е гг. в стране наблюдался рост безработи- ных карточек для верификации личности. цы. Иммигранты не были склонны принимать Продолжением намеченного курса стало при- культурные, этические ценности своей новой нятие 27 февраля 1997 г. закона об усилении родины. Последняя проблема не стояла ранее контроля за «сертификатами проживания», перед французским обществом, так как до вто- введёнными в оборот ещё в 1982 г. Вводилось рой половины ХХ в. большую часть мигрантов обязательное декларирование приезда ино- составляли европейцы, которые быстро асси- странца к французскому гражданину и ин- милировались и во втором поколении уже ни- формирование властей о последующем его чем не отличались от французов. Основой для отъезде. Устанавливалась возможность про- Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 77 верки сертификата префектами. При задержа- чить там «вид на жительство» или «адресный нии иностранца, не представившего свои до- билет». Вторая половина XIX в. характеризу- кументы по требованию полиции, ограничи- ется бурным развитием законодательства, ре- валась возможность его условно-досрочного гламентирующего миграционные процессы. освобождения вплоть до выпровождения за- Революция 1905-1907 гг. обнажила те эконо- границу [3]. мические и социально-политические пробле- мы, с которыми столкнулась страна. Декретом 2. Становление и развитие правовой СНК РСФСР была образована Центральная системы России в области коллегия по делам пленных и беженцев. Цен- иммиграционной политики тральная коллегия о пленных и беженцах за- Российская система за период своего нималась проблемами гражданства и россиян, становлений получила ряд особенностей, обу- находившихся заграницей, иностранцев, ока- словленных географическим положением, завшихся в ходе Первой мировой войны на протяжённостью границ и историческими территории России [6]. Как известно, Совет- предпосылками. Соборное уложение 1649 г. ская республика была заинтересована в ис- явилось первым государственным законода- пользовании иностранных военнопленных в тельным актом по урегулированию передви- своих политических целях. Но, несмотря на жения населения, также законодательно это, Революционный военный совет РСФСР утвердившим необходимость удостоверения издал Приказ от 21 апреля 1918 г. по строгому личности для подданных. С приходом к власти соблюдению ст. 2 Брест-Литовского мирного Петра I во внешней политике Российского договора в отношении иностранных военно- государства происходят кардинальные изме- пленных, содержавшихся на территории стра- нения. Была проделана огромная государ- ны. По данному договору советское прави- ственная работа как законодательная, так и тельство взяло на себя обязательство воздер- организационная, повлёкшая за собой резкое живаться от военной агитации или пропаганды увеличение на въезде в страну и выезде из неё против правительств или государственных людей, товаров, транспорта. В 1702 г. издаётся учреждений Германии, Австрии, Турции и Манифест «О вызове иностранцев в Россию с Болгарии среди иностранных военнопленных обещанием им свободы вероисповеданий», в на своей территории, а также своевременно, задержек пленных на котором подчёркивалось намерение Петра без отправлять родину. «всячески улучшить и распространить торгов- Следующие глобальные перемещения лю» [4]. С началом Французской революции и внутри страны связаны с периодом Великой на протяжении наполеоновских войн мигра- Отечественной войны. Этот же период озна- ционная политика России меняется: в Указе менован масштабной депортацией ряда наро- Александра I «О высылке из России всех под- дов СССР: осуществлялось насильственное данных Французских и разных немецких об- переселение по признакам этнического проис- ластей, которые не пожелают вступить в под- хождения, фактически мобилизация на прину- данство; о непропуске оных в Россию без пас- дительные работы с последующим определе- портов Министра иностранных дел; нием их проживания в спецпоселениях под о прекращении действия торгового договора с надзором комендатур. В послевоенный период Францией и об учреждении комиссии для раз- можно выделить несколько значимых внеш- бора иностранцев» 1806 г., Манифестом от 1 неполитических миграционных явлений: репа- января 1807 г. существенно ограничивались триация в 1946-1947 гг. на территорию совет- права иностранных купцов [5], тогда как под- ской Армении армян из Турции и стран Ближ- данные держав, заключивших торговые дого- него Востока; возвращение в 1950-х гг. на ро- воры с Россией, обладали рядом преимуществ дину остававшихся в советских лагерях япон- по сравнению с торговцами других стран. ских, германских военнопленных, оказавших- XIX в. ознаменовывается введением ин- ся на советской территории югославов и поля- ститута обязательной регистрации: началом ков; урегулирование с Западной Германией регистрации, в городах начали действовать ад- вопроса о возможности переселения советских ресные конторы, где каждый приехавший в граждан немецкой национальности из СССР в город был обязан пройти регистрацию, полу- рамках воссоединения семей. 78 Юриспруденция Молниеносный распад СССР без сопут- от Франции. В 90-х гг. ХХ столетия мигра- ствующей правовой базы взаимодействия ция в Россию носила социальный и даже гу- между новыми и старыми институтами спро- манитарный характер, многие из мигрантов воцировал огромное количество юридических официально получали статус беженцев. Ещё последствий, неизбежно затронувших и ин- одной важной особенностью является то, что ститут миграции. Обстановка, сложившаяся в более чем 2/3 мигрантов, прибывших на тер- начале 90-х гг. XX в., резко усложнила ми- риторию Российской Федерации, в этот пе- грационную ситуацию в Российской Федера- риод составляло русское или русскоязычное ции. Изменились условия въезда в Россию, в население, то есть фактически происходил которую было легко получить визу и откуда процесс возвращения соотечественников по- было легче выехать на Запад, равно как и сле распада единого государства. Если в найти здесь убежище нелегалам. Россия начале 90-х гг. XX в. миграция носила ярко определяется со своими основными направ- выраженный гуманитарный характер, то лениями миграционной политики: выходит сейчас она носит ярко выраженный трудовой Постановление Правительства РФ от и социальный характер. 18.05.1992 г. № 327 «О Республиканской дол- С Францией Россию сближает также и говременной программе “Миграция”». решение схожих задач в экономической (при- В июне 1992 г. создается Федеральная мигра- влечение рабочей силы) и демографической ционная служба, перед которой была постав- (убыль населения) сферах. С одной стороны, лена задача решить вопросы, связанные с вы- миграция является способом решения этих нужденной миграцией. Многие виды мигра- проблем на уровне общества в целом. Различ- ции продолжали регулироваться законами ные формы внешней и внутренней миграции в СССР до принятия соответствующего закона этом случае представляют собой факторы Российской Федерации. В 1993 г. Россия при- сдерживания естественной убыли населения соединилась к таким важнейшим междуна- России и Франции, источники восполнения родным документам ООН, как Конвенция потерь трудоспособного населения и удовле- (1951) и Протокол о статусе беженцев (1967). творения потребностей развивающейся эко- Вступили в силу законы, регламентирующие номики в рабочих руках. С другой стороны, соответственно вопросы гражданства РФ и миграционные процессы несут в себе соци- право россиян на свободу передвижения, вы- альные и социокультурные угрозы на уровне бор места пребывания и жительства в преде- общества и отдельных территориальных общ- лах РФ. В конце XX в. увеличилось число ностей. Именно нелегальная миграция являет- лиц, покидавших пределы России. Перед ся причиной многих социальных и экономи- страной остро встали демографические про- ческих проблем: криминализация мигрантов, блемы, в связи с чем Указом Президента РФ несоблюдение трудового законодательства, от 9 октября 2007 г. № 1351 утверждена Кон- социальная необеспеченность людей, несо- цепция демографической политики РФ на пе- бранные налоги и, как следствие, слабая инте- риод до 2025 г., в которой, помимо прочего, грация мигрантов в общество и т. д. Как по- предусмотрено создание условий для инте- казывает и французский, и российский грации иммигрантов в российское общество. опыт, политика выдворения нелегалов за Программа является крайне актуальной, по- пределы страны малоэффективна. Следует скольку в 2009 г., например, стабильность создавать условия, при которых как самим численности населения была достигнута ис- нелегалам, так и их работодателям станет ключительно за счёт внешней миграции. невыгодно находиться на территории госу- С января по апрель 2010 г. замещение есте- дарства незаконно. ственной убыли миграционным приростом Говоря о российском миграционном за- составило 61,2 % [7]. конодательстве, следует отметить, что в нём, в отличие от французского, не определены Заключение основные понятия, связанные с миграцией, На начальном этапе регулирование ми- равно как и отсутствует специальный норма- грационных потоков в России имело ряд тивный акт, регулирующий иммиграцию. особенностей, существенно отличавших её Напомним, что во Франции подобный норма- Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 79 тивный акт действует с 1945 г. В настоящее сии // Социологические исследования. время миграционное законодательство РФ 2003. С. 18-32. насчитывает 34 федеральных закона и 114 2. Денисенко М. Б., Хараева О. А., Чу- иных нормативных правовых актов, регули- диновских О. С. Иммиграционная политика рующих иммиграционный, эмиграционный, в Российской Федерации и странах Запада. реадмиссионный, расселенческий, переселен- М. 2003. 314 с. ческий, беженский процессы, а также процес-
×

Об авторах

Сергей Иванович Красов

Самарский университет

Email: krasov57@yandex.ru
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Алина Михайловна Тихонова

Самарский университет

Email: alinetikhonova@mail.ru
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Боргулев М. Иммиграционная политика Франции: выводы и уроки для России // Социологические исследования. 2003. С. 18-32.
  2. Денисенко М. Б., Хараева О. А., Чудиновских О. С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. М. 2003. 314 с.
  3. Рыжов И. В., Золина Д. М. Миграционная политика Франции: опыт для России // Фаизхановские чтения. 2008. № 5.С. 18-32.
  4. Рощин Ю. В. История развития государственного регулирования миграционных процессов в России // Миграционное право. 2011. № 3. С. 34-38.
  5. Законодательство императора Александра I. 1801-1811 годы / сост. В. А. Томсинов. М.: Зерцало, 2011. 592 c.
  6. Прудникова Т. А. История становления и практика правового регулирования миграционных процессов в России // Lexrussica. 2013. № 9. С. 934-942.
  7. Романовский Г. Б., Романовская О. В. Правовое регулирование геномной регистрации в Российской Федерации // Российская юстиция. 2013. № 8. С. 43-46.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах