COMPARATIVE ANALYSIS OF LEGAL SYSTEMS OF RUSSIA AND FRANCE IN THE FIELD OF IMMIGRATION POLICY
- Authors: Krasov S.I.1, Tikhonova A.M.1
-
Affiliations:
- Samara University
- Issue: No 1 (10) (2017)
- Pages: 74-79
- Section: Articles
- Published: 15.11.2017
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9154
- ID: 9154
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Рост количества миграционных процес- номического (привлечение необходимых сов и количества участников, задействованных трудовых ресурсов) вопросов. Однако перед в них, неизбежно провоцирует изменение им- Францией эти вопросы встали почти на сто- миграционной политики каждого государства. летие раньше, и в этой стране накоплен зна- Российская Федерация (РФ) как страна с чительный опыт в области миграционной наиболее протяжённой границей, неизбежно правовой политики. Опыт Франции ценен вовлечена в происходящее, в связи с чем руко- ещё и тем, что на его примере можно про- водство РФ вынуждено принимать политиче- следить последствия тех или иных шагов в ские и административные решения по преду- миграционной политике. преждению дестабилизации ситуации. Фран- Однако для всех принимающих стран ция, имеющая богатый опыт в иммиграцион- существуют общие проблемы, генетически ной политике, является одним из ключевых связанные и порождаемые миграцией: про- государств, опыт которого может быть приме- блема интеграции (ассимиляции) мигрантов нён в формировании иммиграционной поли- в общество принимающей страны, проблемы тики. Знание и учёт исторического опыта ста- обеспечения жильём и работой, проблемы новления и развития правовой системы в об- нелегальной миграции, проблемы кримина- ласти иммиграционной политики является од- лизации мигрантов и др. ним из важнейших условий формирования ми- грационной политики завтрашнего дня. Условия и методы исследования Перед Францией и Россией стоят схо- В качестве объекта для изучения была жие задачи в урегулировании миграционных выбрана правовая система России и Фран- потоков. В первую очередь - это решение ции. Россия и Франция являются ядерными демографического (убыли населения) и эко- державами, одними из пяти постоянных чле- нов Совета безопасности ООН. Государства относятся к числу тех стран, которые внесли © Красов С. И., Тихонова А. М., 2017. особенно большой вклад в историю челове- Красов Сергей Иванович, (krasov57@yandex.ru), чества, были и остаются странами с глобаль- профессор кафедры теории, истории государства ными интересами, принадлежащие к кругу и права и международного права; ведущих игроков, способных влиять на ми- Тихонова Алина Михайловна, ровую политическую конфигурацию. В ос- (alinetikhonova@mail.ru), нову внешней политики России и Франции студент IV курса исторического факультета Самарского университета, заложены следующие фундаментальные 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 75 принципы: право народов на самоопределе- французских колоний, прежде всего стран ние, уважение прав человека, соблюдение Северной Африки [1]. В 1945 г. бил принят демократических принципов и охрана право- специальный закон, регулирующий имми- вого государства. Проводя активную внеш- грацию. Он включает в себя девять глав и 40 нюю политику, государства оказывают вли- статей, которые определяют процессы въезда яние на решение всех основных междуна- в страну и дальнейшее в ней пребывание. В родных проблем, используя внешнеполити- этот закон было внесено более 40 поправок ческие инструменты для распространения [2]. Следует отметить официальные фран- своего политического влияния в мире. цузские определения терминов «иммигрант» Предметом исследования стала деятель- и «иностранец»: иммигрантом является ли- ность государств в области иммиграционной цо, проживающее во Франции, не являющее- политики. Было проведено комплексное ис- ся французским гражданином на момент следование основных направлений российской рождения, рождённое вне территории Фран- и французской иммиграционной политики, в ции, при этом, статус иммигранта присваи- том числе была изучена политика государств в вается человеку при первом пересечении разный исторический период времени. Имми- границы на всю его жизнь; иностранцем яв- грационная политика представлена в виде ляется лицо, проживающее во Франции и не единой системы, состоящей из приоритетных имеющее французского гражданства. Таким направлений двух государств, результаты, де- образом, статус иностранца присваивается ятельности которых имеют влияние на миро- не на всю жизнь и может быть изменен в вое устройство в целом. Анализ и описание их момент принятия лицом французского граж- деятельности помогает воссоздать единое по- данства. нимание мотивов, которыми руководствуется 10 апреля 1964 г. было заключено первое французское и российское государство при франко-алжирское соглашение о рабочей силе, принятии тех или иных решений. Иммиграци- известное под названием «Соглашение Нак- онная политика рассматривается как сложный каша-Гранваля». Оно отличалось жёстким многоуровневый инструмент воздействия на контролем, что резко уменьшило приток ал- международные отношения в условиях слож- жирцев в 1965-1966 гг. Новое соглашение на ности мирового устройства. три года, подписанное 27 декабря 1968 г., определило ежегодный контингент иммигран- 1. Становление и развитие правовой тов по 35 000 человек в год. Однако наряду с системы Франции в области ужесточением законодательства французское иммиграционной политики правительство предпринимало и либеральные С середины XIX в. французская имми- шаги в отношении мигрантов. В это время грационная политика преследовала две цели: начинается поощрение семейной иммиграции, удовлетворить потребности рынка труда пу- что было более выгодно с экономической точ- тём привлечения трудящихся-мигрантов и ки зрения. Однако поощрение семейной ми- компенсировать демографический дефицит, грации привело к образованию сообществ им- обеспечив при этом интеграцию мигрантов. мигрантов, основанных на этническом при- На протяжении всей истории миграционная знаке, которые приспособились к жизни во политика и законодательство Франции были Франции и не собирались её покидать. подчинены этим двум целям. Сначала имми- В 1962-1972 гг., несмотря на принятые грация имела определённый политический меры по контролю над миграцией, поток ми- оттенок: в XIX в. в числе эмигрантов были грантов возрастал. Французские власти про- поляки, бежавшие из России, армяне, бе- должали попытки поставить иммиграцию жавшие из Турции. Позднее, к началу XX в., под контроль. Франция вела политику кво- политические иммигранты стали все более тирования. По договору с правительством сменяться трудовыми. Алжира 1972 г. устанавливался ежегодный Вторая волна трудовой иммиграции, лимит трудовой иммиграции в 25 000 чело- продолжающаяся до сих пор, началась в век. Кроме того, 23 февраля 1972 г. вступил 50-е гг. XX в. С этого времени среди имми- в силу указ, названный по имени его автора грантов преобладают выходцы из бывших «циркуляром Фонтане». Указ был направлен 76 Юриспруденция на борьбу с ростом нелегальной иммигра- преобразований в сфере иммиграционной по- ции. Французские власти, кроме политики литики стало внесение изменений в Кодекс о ограничения въезда иностранцев, предпри- гражданстве в 1993 г. Формально закон огра- нимали шаги, направленные на стимулиро- ничивал право автоматического получения вание отъезда ранее прибывших иммигран- французского гражданства человеком, родив- тов. В случае их отъезда на родину им шимся на территории страны. Родившись в се- предоставлялась специальная денежная по- мье иностранцев, он может стать гражданином мощь, которая в 1974 г. составляла около Франции только по достижении совершенно- 10 000 франков (2 000 долларов США) на летия и «проявив свое желание». одного работающего и 5 000 франков на ре- Закон «Об урегулировании иммиграции, бёнка, а также расходы на проезд. Однако условиях прибытия и нахождения иностран- политика стимулирования возвращения не цев во Франции» уточнял и развивал новые дала плоды. Лишь 3 % иммигрантов верну- положения Кодекса о гражданстве. Предпола- лись на родину. Это было связано, прежде галось увеличение срока задержания ино- всего с политическим и экономическим по- странца, не представившего документы поли- ложением стран Магриба [2]. В октябре ции, с семи до десяти дней до его выпровож- 1981 г. было принято три закона, направлен- дения за границу, что было связано с необхо- ных на обеспечение правового равенства димостью более точного определения лично- иммигрантов с основным населением Фран- сти нарушителя. Выдворенный за пределы ции в области занятости, образования и страны, он мог вернуться на территорию культуры, в обеспечении жильём. В 1982- Франции только через один год. Иммиграци- 1983 гг. были приняты законы о децентрали- онное законодательство 1993-1995 гг. имело зации, передавшие заботу о повседневных определённые недостатки. В некоторых слу- нуждах иммигрантов местным органам вла- чаях принятые законы не предполагали про- сти, которые, однако, не были обеспечены цедуры принудительного возвращения имми- необходимыми средствами. В 1984 г. был гранта в свою страну, но полностью блокиро- издан новый закон, уточнявший некоторые вали все его права во Франции. аспекты пребывания иностранцев во Фран- В настоящее время важным вектором ции. В его рамках начал осуществляться французской правовой политики стала борьба курс на либерализацию правил найма и с нелегальной миграцией. В 1993-1995 гг. увольнения, повышение гибкости рабочей французским правительством был проведён силы, включая функционирование и органи- целый комплекс мер по борьбе с нелегальной зацию ее деятельности. иммиграцией. Так была учреждена дирекция В 90-е гг. ХХ в. Франция столкнулась с по контролю за иммиграцией и борьбе с ис- проблемами, которые заставили её пересмот- пользованием труда нелегальных иммигран- реть миграционную политику и ужесточить тов. Закон «О расширении прав проверки миграционное законодательство. Во-первых, личности», принятый 10 июня 1993 г., стал низкий социальный статус нелегальных имми- превентивной мерой к ратификации Францией грантов и, как следствие, высокий уровень Шенгенских соглашений. Он предусматривал преступности в их среде привели к стойкому усиление полицейского высокотехнологично- ассоциированию французами понятия «имми- го контроля в 20-километровой приграничной грант» (особенно из стран Африканского реги- зоне, международных портах, вокзалах и она) с понятием «преступник». Во-вторых, в аэропортах, введение пластиковых электрон- 1990-е гг. в стране наблюдался рост безработи- ных карточек для верификации личности. цы. Иммигранты не были склонны принимать Продолжением намеченного курса стало при- культурные, этические ценности своей новой нятие 27 февраля 1997 г. закона об усилении родины. Последняя проблема не стояла ранее контроля за «сертификатами проживания», перед французским обществом, так как до вто- введёнными в оборот ещё в 1982 г. Вводилось рой половины ХХ в. большую часть мигрантов обязательное декларирование приезда ино- составляли европейцы, которые быстро асси- странца к французскому гражданину и ин- милировались и во втором поколении уже ни- формирование властей о последующем его чем не отличались от французов. Основой для отъезде. Устанавливалась возможность про- Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 77 верки сертификата префектами. При задержа- чить там «вид на жительство» или «адресный нии иностранца, не представившего свои до- билет». Вторая половина XIX в. характеризу- кументы по требованию полиции, ограничи- ется бурным развитием законодательства, ре- валась возможность его условно-досрочного гламентирующего миграционные процессы. освобождения вплоть до выпровождения за- Революция 1905-1907 гг. обнажила те эконо- границу [3]. мические и социально-политические пробле- мы, с которыми столкнулась страна. Декретом 2. Становление и развитие правовой СНК РСФСР была образована Центральная системы России в области коллегия по делам пленных и беженцев. Цен- иммиграционной политики тральная коллегия о пленных и беженцах за- Российская система за период своего нималась проблемами гражданства и россиян, становлений получила ряд особенностей, обу- находившихся заграницей, иностранцев, ока- словленных географическим положением, завшихся в ходе Первой мировой войны на протяжённостью границ и историческими территории России [6]. Как известно, Совет- предпосылками. Соборное уложение 1649 г. ская республика была заинтересована в ис- явилось первым государственным законода- пользовании иностранных военнопленных в тельным актом по урегулированию передви- своих политических целях. Но, несмотря на жения населения, также законодательно это, Революционный военный совет РСФСР утвердившим необходимость удостоверения издал Приказ от 21 апреля 1918 г. по строгому личности для подданных. С приходом к власти соблюдению ст. 2 Брест-Литовского мирного Петра I во внешней политике Российского договора в отношении иностранных военно- государства происходят кардинальные изме- пленных, содержавшихся на территории стра- нения. Была проделана огромная государ- ны. По данному договору советское прави- ственная работа как законодательная, так и тельство взяло на себя обязательство воздер- организационная, повлёкшая за собой резкое живаться от военной агитации или пропаганды увеличение на въезде в страну и выезде из неё против правительств или государственных людей, товаров, транспорта. В 1702 г. издаётся учреждений Германии, Австрии, Турции и Манифест «О вызове иностранцев в Россию с Болгарии среди иностранных военнопленных обещанием им свободы вероисповеданий», в на своей территории, а также своевременно, задержек пленных на котором подчёркивалось намерение Петра без отправлять родину. «всячески улучшить и распространить торгов- Следующие глобальные перемещения лю» [4]. С началом Французской революции и внутри страны связаны с периодом Великой на протяжении наполеоновских войн мигра- Отечественной войны. Этот же период озна- ционная политика России меняется: в Указе менован масштабной депортацией ряда наро- Александра I «О высылке из России всех под- дов СССР: осуществлялось насильственное данных Французских и разных немецких об- переселение по признакам этнического проис- ластей, которые не пожелают вступить в под- хождения, фактически мобилизация на прину- данство; о непропуске оных в Россию без пас- дительные работы с последующим определе- портов Министра иностранных дел; нием их проживания в спецпоселениях под о прекращении действия торгового договора с надзором комендатур. В послевоенный период Францией и об учреждении комиссии для раз- можно выделить несколько значимых внеш- бора иностранцев» 1806 г., Манифестом от 1 неполитических миграционных явлений: репа- января 1807 г. существенно ограничивались триация в 1946-1947 гг. на территорию совет- права иностранных купцов [5], тогда как под- ской Армении армян из Турции и стран Ближ- данные держав, заключивших торговые дого- него Востока; возвращение в 1950-х гг. на ро- воры с Россией, обладали рядом преимуществ дину остававшихся в советских лагерях япон- по сравнению с торговцами других стран. ских, германских военнопленных, оказавших- XIX в. ознаменовывается введением ин- ся на советской территории югославов и поля- ститута обязательной регистрации: началом ков; урегулирование с Западной Германией регистрации, в городах начали действовать ад- вопроса о возможности переселения советских ресные конторы, где каждый приехавший в граждан немецкой национальности из СССР в город был обязан пройти регистрацию, полу- рамках воссоединения семей. 78 Юриспруденция Молниеносный распад СССР без сопут- от Франции. В 90-х гг. ХХ столетия мигра- ствующей правовой базы взаимодействия ция в Россию носила социальный и даже гу- между новыми и старыми институтами спро- манитарный характер, многие из мигрантов воцировал огромное количество юридических официально получали статус беженцев. Ещё последствий, неизбежно затронувших и ин- одной важной особенностью является то, что ститут миграции. Обстановка, сложившаяся в более чем 2/3 мигрантов, прибывших на тер- начале 90-х гг. XX в., резко усложнила ми- риторию Российской Федерации, в этот пе- грационную ситуацию в Российской Федера- риод составляло русское или русскоязычное ции. Изменились условия въезда в Россию, в население, то есть фактически происходил которую было легко получить визу и откуда процесс возвращения соотечественников по- было легче выехать на Запад, равно как и сле распада единого государства. Если в найти здесь убежище нелегалам. Россия начале 90-х гг. XX в. миграция носила ярко определяется со своими основными направ- выраженный гуманитарный характер, то лениями миграционной политики: выходит сейчас она носит ярко выраженный трудовой Постановление Правительства РФ от и социальный характер. 18.05.1992 г. № 327 «О Республиканской дол- С Францией Россию сближает также и говременной программе “Миграция”». решение схожих задач в экономической (при- В июне 1992 г. создается Федеральная мигра- влечение рабочей силы) и демографической ционная служба, перед которой была постав- (убыль населения) сферах. С одной стороны, лена задача решить вопросы, связанные с вы- миграция является способом решения этих нужденной миграцией. Многие виды мигра- проблем на уровне общества в целом. Различ- ции продолжали регулироваться законами ные формы внешней и внутренней миграции в СССР до принятия соответствующего закона этом случае представляют собой факторы Российской Федерации. В 1993 г. Россия при- сдерживания естественной убыли населения соединилась к таким важнейшим междуна- России и Франции, источники восполнения родным документам ООН, как Конвенция потерь трудоспособного населения и удовле- (1951) и Протокол о статусе беженцев (1967). творения потребностей развивающейся эко- Вступили в силу законы, регламентирующие номики в рабочих руках. С другой стороны, соответственно вопросы гражданства РФ и миграционные процессы несут в себе соци- право россиян на свободу передвижения, вы- альные и социокультурные угрозы на уровне бор места пребывания и жительства в преде- общества и отдельных территориальных общ- лах РФ. В конце XX в. увеличилось число ностей. Именно нелегальная миграция являет- лиц, покидавших пределы России. Перед ся причиной многих социальных и экономи- страной остро встали демографические про- ческих проблем: криминализация мигрантов, блемы, в связи с чем Указом Президента РФ несоблюдение трудового законодательства, от 9 октября 2007 г. № 1351 утверждена Кон- социальная необеспеченность людей, несо- цепция демографической политики РФ на пе- бранные налоги и, как следствие, слабая инте- риод до 2025 г., в которой, помимо прочего, грация мигрантов в общество и т. д. Как по- предусмотрено создание условий для инте- казывает и французский, и российский грации иммигрантов в российское общество. опыт, политика выдворения нелегалов за Программа является крайне актуальной, по- пределы страны малоэффективна. Следует скольку в 2009 г., например, стабильность создавать условия, при которых как самим численности населения была достигнута ис- нелегалам, так и их работодателям станет ключительно за счёт внешней миграции. невыгодно находиться на территории госу- С января по апрель 2010 г. замещение есте- дарства незаконно. ственной убыли миграционным приростом Говоря о российском миграционном за- составило 61,2 % [7]. конодательстве, следует отметить, что в нём, в отличие от французского, не определены Заключение основные понятия, связанные с миграцией, На начальном этапе регулирование ми- равно как и отсутствует специальный норма- грационных потоков в России имело ряд тивный акт, регулирующий иммиграцию. особенностей, существенно отличавших её Напомним, что во Франции подобный норма- Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 79 тивный акт действует с 1945 г. В настоящее сии // Социологические исследования. время миграционное законодательство РФ 2003. С. 18-32. насчитывает 34 федеральных закона и 114 2. Денисенко М. Б., Хараева О. А., Чу- иных нормативных правовых актов, регули- диновских О. С. Иммиграционная политика рующих иммиграционный, эмиграционный, в Российской Федерации и странах Запада. реадмиссионный, расселенческий, переселен- М. 2003. 314 с. ческий, беженский процессы, а также процес-About the authors
Sergey Ivanivich Krasov
Samara University
Email: krasov57@yandex.ru
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34
Alina Mikhaylovna Tikhonova
Samara University
Email: alinetikhonova@mail.ru
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34
References
- Боргулев М. Иммиграционная политика Франции: выводы и уроки для России // Социологические исследования. 2003. С. 18-32.
- Денисенко М. Б., Хараева О. А., Чудиновских О. С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. М. 2003. 314 с.
- Рыжов И. В., Золина Д. М. Миграционная политика Франции: опыт для России // Фаизхановские чтения. 2008. № 5.С. 18-32.
- Рощин Ю. В. История развития государственного регулирования миграционных процессов в России // Миграционное право. 2011. № 3. С. 34-38.
- Законодательство императора Александра I. 1801-1811 годы / сост. В. А. Томсинов. М.: Зерцало, 2011. 592 c.
- Прудникова Т. А. История становления и практика правового регулирования миграционных процессов в России // Lexrussica. 2013. № 9. С. 934-942.
- Романовский Г. Б., Романовская О. В. Правовое регулирование геномной регистрации в Российской Федерации // Российская юстиция. 2013. № 8. С. 43-46.