ПРАКТИКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕЛА САМАРСКИМИ ЖЕНЩИНАМИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена проблемам красоты, тела и телесности. Авторы рассматривают основные теоретические подходы к понятиям тела и телесности, представленные в работах Морселя Мосса, Жана Бодрийяра и Мишеля Фуко. Исследователи прослеживают эволюцию конструирования тела с древних времен по сегодняшний день. Особое внимание уделяется символической функции тела. Авторы рассматривают основные способы конструирования идеального телесного образа, который соответствует стандартам общества. В статье представлены результаты исследования практик конструирования тела самарскими женщинами. Рассматриваются факторы, влияющие на принятие решения по изменению своего тела. Раскрывается вопрос о влиянии изменения внешности на социальные отношения, а также на самооценку человека.

Полный текст

XXI век можно охарактеризовать не Исходя из полученной информации окружа- только исследованиями каких-либо социаль- ющие действуют по отношению к человеку ных аспектов жизни общества, но и изучением определённым образом. Рассматривая опре- красоты и телесных практик. В настоящее деления понятия «тело», нельзя не сказать и время очень актуальны вопросы красоты, здо- о таком термине как «телесность». Некото- рового образа жизни и тела. Нельзя сказать, рые авторы, такие как Л. А. Кривцова и что раньше человека не интересовало то, как О. А. Архипов, отмечают, что телесность яв- он выглядит, но именно сейчас, в силу массо- ляется более широким понятием, включаю- вости телесных практик, внешность является щим в себя понятие тело: «Телесность - это одной из самых важных проблем современно- тело с присущей ему двигательной активно- сти [1]. В современное время человеческое те- стью, экспрессивными формами проявления, ло выполняет функцию социальной презента- находящееся в социокультурном простран- ции личности: с помощью своего тела человек стве и взаимодействующее с ним, детерми- передаёт другим людям более полную и глу- нированное в своих соматических и двига- бокую информацию о себе. тельных характеристиках, как природными Термин «тело» на сегодняшний день не закономерностями, так и особенностями это- имеет единого определения. Например, в го пространства» [3]. культурологическом аспекте «тело» опреде- Переходя к конкретным исследовате- ляется как «вещь» или «предмет» [2]. Тело с лям, которых интересовали вопросы тела и точки зрения социологии - это средство телесности, можно особо отметить Морселя коммуникации, с помощью него люди пере- Мосса, Жана Бодрийяра и Мишеля Фуко. Их дают большой объём информации о себе. по праву можно назвать классиками «науки о телесности». Морсель Мосс вопросам тела посвятил © Петрищева А. Г., Землянская И. А., 2017. свою книгу «Техники тела», в которой опреде- Петрищева Анна Геннадьевна лял тело человека как самое первое и есте- (petrisheva-anya@mail.ru), магистрант социологического факультета; ственное техническое средство. Он говорит о Землянская Ирина Алексеевна том, что тело человека имеет возможность (irinadv99@mail.ru), подстраиваться под физические, механические старший преподаватель кафедры методологии и другие факторы, и именно такую адаптацию социологических и маркетинговых исследований М. Мосс называет техникой тела. Социолог Самарского университета, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. говорит и о том, что человеческое тело не мо- 64 Социология жет существовать в отрыве от социального и ектом изучения социологических и гумани- культурного окружения. Следовательно, для тарных наук. Брайан Тернер, западный иссле- физического тела характерно то, что оно мо- дователь телесности, в статье «Современные жет меняться под влиянием внешних воздей- направления развития теории тела» (1994 г.) ствий. Также характерной чертой физического отмечает, что антропология уже с XIX века тела является способность к изменению само- отводила большое внимание изучению тела в презентации в зависимости от условий, в ко- отличие от других социогуманитарных наук, торые оно попадает [4]. для которых изучение тела стало актуальным Французский социолог Жан Бодрийяр во второй половине XX века. Исследователь определял тело как то, что является более выделяет положения, которые унаследовала ценным и прекрасным, чем, например, что- социология от антропологии. Во-первых, это то материальное, как автомобиль или любая возможный потенциал и ограничения тела че- другая вещь. Учёный говорит о том, что че- ловека. Б. Тернер приводит пример о том, что ловек «служит» своему телу. На это указы- удачное воспроизводство тела невозможно вает то, что ценность здоровья для людей при условии каких-либо генетических заболе- стала престижной. Медицинские, хирургиче- ваний. Во-вторых, это противоречия между ские, фармацевтические услуги становятся сексуальностью и социокультурными требо- нарциссическими вложениями в тело. Имен- ваниями. Это положение учёный объясняет но сфера по предоставлению услуг ухода за тем, что изначально человек был сотворён же- телом на сегодняшний день является одной ланием, а не нуждой. Третье положение за- из самых востребованных, так как общество ключается в том, что переживания различных требует эстетической красоты, которая за- естественных фактов в зависимости от пола воспринимаются ставляет людей идти на крайние меры, человека по-разному [8]. например, на обращение к косметологиче- В настоящее время уход за собой и ским процедурам или к пластической хирур- своим телом занимает в сознании людей од- гии [5]. но из центральных мест. Стоит отметить, что Мишель Фуко посвятил не один труд забота о теле приобрела более сложную проблемам взаимодействия тела и социума. форму. Даже гигиенические процедуры В одной из таких работ: «Надзирать и нака- трансформировались в иной вид - появились зывать» (1975 г.) [6] М. Фуко показывает, специальные салоны по уходу за телом, что как по истечению нескольких десятилетий из обусловлено повышенными гигиеническими наказаний постепенно уходила так называе- требованиями со стороны общества [9]. мая «театрализация» страданий. Философ Стоит отметить, что современный че- отмечает и тот аспект, что на смену палачам ловек по-иному относится к своему телу, приходят врачи, психиатры, надзиратели и нежели человек, живший в более раннее другие, то есть теперь тело представляет со- время, и именно поэтому исследователи ста- бой ценность, за которым нужно ухаживать ли обращать своё внимание на тело человека и его лечить. Говоря об этом, М. Фуко зада- именно в 50-60 гг. XX века. ётся вопросом: на что же направлена такая А. Ю. Чукуров в работе «Конструиро- мера наказания? Отвечая на поставленный вание телесности как механизм само- вопрос, учёный обращается к Мабли, кото- контроля» [10] отмечает, что с появлением рый говорил о том, что наказание должно пластической хирургии у человека появляет- поражать именно душу, а не тело [7]. В дан- ся возможность совершенствовать своё тело, ной работе также связываются понятия тело исходя из требований массовой культуры. и власть, учёный говорит о том, что важно Раньше человек подстраивал свой «знать» и «овладевать» телом. М. Фуко это внешний вид под определённые нормы и называет политической технологией тела [6]. традиции, принятые в племени, и восприни- Более привычно считать, что изучением мал тело как данное свыше. В настоящее же тела занимаются естественнонаучные дисци- время появляется возможность «создать» плины, такие как анатомия, физиология, гене- собственное тело, исходя из своих жизнен- тика, антропология и другие науки. Однако ных потребностей и представлений. Но стоит стоит отметить, что тело является также и объ- отметить, что конструирование тела исходит Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 2 (11) 65 не только из собственных соображений, а ются такие значения как «успешность», также опирается на нормы культуры, в кото- «престижность» и даже такое значение как рой находится человек, на то, что является «материальное положение». Именно такое «модным». позиционирование в медийных каналах ве- Кроме того, на протяжении истории те- дёт за собой добровольное конструирование ло человека определённым образом достраи- тела благодаря доступным современным валось, например, одеждой, украшениями, технологиям: протезирование, пластика, косметикой, шрамами и татуировками. Так, в фитнес и другое. Однако все эти изменения, древности, например, в славянской культуре, навязанные масс-медийной культурой, яв- одежда выполняла функции защиты, оберега ляются своего рода «симулякром», то есть и обеспечения жизненной силой, в совре- «копией» достижения самореализации в менном мире одежда утратила свои виталь- жизни [3]. Такой масс-медийный образ те- ные функции, отображая, в большей степени, лесности можно считать одной из моделей принадлежность человека к определённому мира телесного потребления. Подобный об- социальному слою. раз тела живёт преимущественно на экране и В отношении тела мы не полностью для зрителя является неким эстетически- отказались от архаичной культуры, так как и гигиеническим эталоном. сейчас человек достраивает свое тело, Человек не может существовать вне те- например, татуировками, вкладывая в них ла, места и коммуникации в обществе. По- особый смысл. Стоит сказать и о шрамах, этому целесообразно рассматривать тело че- которые являются частью истории человека ловека с точки зрения социального про- и подчеркивают его индивидуальность. Но странства и времени. Многие авторы говорят на сегодняшний день наблюдается тенден- о том, что человеческое тело не дано нам от ция «стирания телесной истории»: удаляют природы, оно конструируется в процессе шрамы, родинки, другие дефекты, соответ- коммуникации с другими людьми и форми- ственно, лишая своё тело «истории» и стано- руется в собственном жизненном опыте [12]. вясь идентичным [10]. То есть, можно сказать, что человек изменя- В настоящее время для каждого чело- ет свою внешность под влиянием мнения века тема внешнего вида является особенно «значимых других», а также учитывая тен- актуальной. Многие считают, что если они денции моды и культурные особенности будут стремиться выглядеть определённым среды. образом, то для них откроются двери в мир В заключении стоит отметить, что с роскоши, хорошей жизни и безграничных развитием роли масс-медиа в современном возможностей [11]. обществе появляется возможность диктовать Сегодня человек стремится насколько каноны красоты, люди хотят соответствовать это возможно продлить свою жизнь и не той картинке, которую они видят, которую только жизнь, но и красоту. Люди отказыва- им показывают в масс-медийном простран- ются принимать своё тело естественным, стве. Становится возможным подражание стараясь изменить его под свои определён- образам, которые пропагандируют средства ные нужды и свой собственный ритм жизни. массовой информации, благодаря техноло- Современные технологии дают такие воз- гическому прорыву, пластической хирургии, можности: например, пластическая хирургия косметологическим процедурам, фитнесу и не только позволяет сделать из человека сво- другим способам коррекции внешности. Че- его рода «киборга», продлить молодость, но ловек может изменить своё тело кардиналь- и даже изменить пол [11]. ным образом, но здесь можно задаться во- В эпоху активного развития масс-медиа просом: «А можно ли вообще считать такого тело позиционируется скорее, как знак. Ведь человека - человеком, не становится ли он именно масс-медийные каналы, такие как «киборгом»?». Интернет, кино, театр и особенно телевиде- Говоря об изменении тела, можно при- ние представляют тело как символы, напри- вести результаты исследования, посвящён- мер, «женственность», «мужественность», ного изучению практик конструирования те- «здоровье» и другое. Также телу присваива- ла Самарскими женщинами. Данное иссле- 66 Социология дование показало положительное отношение Подчёркивая результат изменения, информантов к пластической хирургии и к можно отметить, что подавляющее боль- людям, которые к ней обращаются с целью шинство информантов довольны своим из- кардинального изменения того или иного менением. Лишь для некоторых информан- недостатка своей внешности. Негативное от- тов результат не оправдал их ожиданий, ношение у информантов складывается к лю- например, не идеально подошла форма носа. дям, для которых собственное мнение в при- При этом качество проведённой услуги они нятии окончательного решения не является оценили как высокое. ключевым фактором - они, напротив, слепо Что касается рисков, которые могли бы следуют моде, которая имеет тенденцию с быть возможны при проведении операции или течением времени изменяться. процедуры, направленной на изменение внеш- Говоря о первом осознании того или ности, то информанты отмечают тот факт, что иного недостатка своей внешности, инфор- полностью доверяют специалистам в данной манты отмечают, что именно в подростковом области и, следуя всем рекомендациям, могут возрасте впервые задумались о каком-то изме- избежать любых рисков, связанных с констру- нении своей внешности. Данный феномен ированием тела. Однако можно отметить, что можно объяснить тем, что в возрасте от 12 до с ростом технологий в области пластической 16 лет подростки считают недостатком всё, хирургии и корректирующей косметологии что не соответствует их собственным пред- растут и требования к качеству выполнения ставлениям об идеальной внешности. Однако услуг и к полученному результату. ни один информант не решился в подростко- вом возрасте на серьёзную манипуляцию с те- Заключение лом, предпочитая использовать альтернатив- Подводя итог, стоит отметить, что об- ные средства, которые позволяли скрывать ласть пластической хирургии на сегодняш- или корректировать недостаток внешности. ний день является одной из самых популяр- Говоря об окончательном принятии ре- ных и развивающихся в медицине. Однако шения об изменении своего тела, стоит упо- для человека она также стоит не на послед- мянуть, что преобладающее число информан- нем месте, так как в настоящее время внеш- тов отметили, что их сподвигло сделать пла- ность играет одну из самых главных ролей в стическую операцию или корректирующую жизни общества. Благодаря пластической процедуру в основном только личное реше- хирургии у человека появляется возмож- ние, однако, мнение самых близких людей, ность исправить врождённые или приобре- тоже стало подкрепляющим фактором. тённые недостатки, которые значительно Раскрывая вопрос о влиянии изменения портят их внешность, тем самым снижая са- внешности на социальные отношения, ин- мооценку, что в свою очередь может вы- форманты, принявшие участие в исследова- литься в неуверенность в общении с людьми нии, отметили следующее: на микроуровне и трудности в области карьеры. отношения между информантами и их бли- жайшим окружением после изменения Литература внешности существенным образом не поме-
×

Об авторах

Анна Геннадьевна Петрищева

Самарский университет

Email: petrisheva-anya@mail.ru
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Ирина Алексеевна Землянская

Самарский университет

Email: irinadv99@mail.ru
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Розин В. М. Как можно помыслить тело человека, или на пороге антропологической революции // Философские науки. 2006. № 5. С. 33-53.
  2. Муха О. Я. Тело. Плоть. Телесность: к методологии определения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых учёных. 2010. № 8-1. С. 12-20.
  3. Кривцова Л. А., Архипов О. А. Телесность в массовой и элитарной культуре начала XXI века: сравнительный анализ // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2009. № 4. С. 113-119.
  4. Мосс М. Техники тела. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011. С. 304-325.
  5. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура. М.: Республика, 2006. 269 с.
  6. Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. M.: AdMarginem, 1999. 479 с.
  7. Мабли Г. Б. Избранные произведения. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. 340 с.
  8. Тернер Б. Современные направления развития теории тела // THESIS. 1994. Вып. 6. С. 137-167.
  9. Тупикова С. В. «Телесность» в социологическом дискурсе: общенаучные и социокультурные детерминанты теоретизирования // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 4 (24). С. 55.
  10. Чукуров А. Ю. Конструирование телесности как механизм самоконтроля // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 3. С. 145-149.
  11. Зорина Л. В. Развитие социологических представлений о теле // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 5. С. 279-284.
  12. Азаренко С. А. Топологии сообщества. Казань: Познание, 2014. 228 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах