THE SAMARA WOMEN BODY DESIGNING PRACTICES
- Authors: Petrischeva A.G.1, Zemlyanskaya I.A.1
-
Affiliations:
- Samara University
- Issue: No 2 (11) (2017)
- Pages: 63-67
- Section: Articles
- Published: 15.12.2017
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9177
- ID: 9177
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
XXI век можно охарактеризовать не Исходя из полученной информации окружа- только исследованиями каких-либо социаль- ющие действуют по отношению к человеку ных аспектов жизни общества, но и изучением определённым образом. Рассматривая опре- красоты и телесных практик. В настоящее деления понятия «тело», нельзя не сказать и время очень актуальны вопросы красоты, здо- о таком термине как «телесность». Некото- рового образа жизни и тела. Нельзя сказать, рые авторы, такие как Л. А. Кривцова и что раньше человека не интересовало то, как О. А. Архипов, отмечают, что телесность яв- он выглядит, но именно сейчас, в силу массо- ляется более широким понятием, включаю- вости телесных практик, внешность является щим в себя понятие тело: «Телесность - это одной из самых важных проблем современно- тело с присущей ему двигательной активно- сти [1]. В современное время человеческое те- стью, экспрессивными формами проявления, ло выполняет функцию социальной презента- находящееся в социокультурном простран- ции личности: с помощью своего тела человек стве и взаимодействующее с ним, детерми- передаёт другим людям более полную и глу- нированное в своих соматических и двига- бокую информацию о себе. тельных характеристиках, как природными Термин «тело» на сегодняшний день не закономерностями, так и особенностями это- имеет единого определения. Например, в го пространства» [3]. культурологическом аспекте «тело» опреде- Переходя к конкретным исследовате- ляется как «вещь» или «предмет» [2]. Тело с лям, которых интересовали вопросы тела и точки зрения социологии - это средство телесности, можно особо отметить Морселя коммуникации, с помощью него люди пере- Мосса, Жана Бодрийяра и Мишеля Фуко. Их дают большой объём информации о себе. по праву можно назвать классиками «науки о телесности». Морсель Мосс вопросам тела посвятил © Петрищева А. Г., Землянская И. А., 2017. свою книгу «Техники тела», в которой опреде- Петрищева Анна Геннадьевна лял тело человека как самое первое и есте- (petrisheva-anya@mail.ru), магистрант социологического факультета; ственное техническое средство. Он говорит о Землянская Ирина Алексеевна том, что тело человека имеет возможность (irinadv99@mail.ru), подстраиваться под физические, механические старший преподаватель кафедры методологии и другие факторы, и именно такую адаптацию социологических и маркетинговых исследований М. Мосс называет техникой тела. Социолог Самарского университета, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. говорит и о том, что человеческое тело не мо- 64 Социология жет существовать в отрыве от социального и ектом изучения социологических и гумани- культурного окружения. Следовательно, для тарных наук. Брайан Тернер, западный иссле- физического тела характерно то, что оно мо- дователь телесности, в статье «Современные жет меняться под влиянием внешних воздей- направления развития теории тела» (1994 г.) ствий. Также характерной чертой физического отмечает, что антропология уже с XIX века тела является способность к изменению само- отводила большое внимание изучению тела в презентации в зависимости от условий, в ко- отличие от других социогуманитарных наук, торые оно попадает [4]. для которых изучение тела стало актуальным Французский социолог Жан Бодрийяр во второй половине XX века. Исследователь определял тело как то, что является более выделяет положения, которые унаследовала ценным и прекрасным, чем, например, что- социология от антропологии. Во-первых, это то материальное, как автомобиль или любая возможный потенциал и ограничения тела че- другая вещь. Учёный говорит о том, что че- ловека. Б. Тернер приводит пример о том, что ловек «служит» своему телу. На это указы- удачное воспроизводство тела невозможно вает то, что ценность здоровья для людей при условии каких-либо генетических заболе- стала престижной. Медицинские, хирургиче- ваний. Во-вторых, это противоречия между ские, фармацевтические услуги становятся сексуальностью и социокультурными требо- нарциссическими вложениями в тело. Имен- ваниями. Это положение учёный объясняет но сфера по предоставлению услуг ухода за тем, что изначально человек был сотворён же- телом на сегодняшний день является одной ланием, а не нуждой. Третье положение за- из самых востребованных, так как общество ключается в том, что переживания различных требует эстетической красоты, которая за- естественных фактов в зависимости от пола воспринимаются ставляет людей идти на крайние меры, человека по-разному [8]. например, на обращение к косметологиче- В настоящее время уход за собой и ским процедурам или к пластической хирур- своим телом занимает в сознании людей од- гии [5]. но из центральных мест. Стоит отметить, что Мишель Фуко посвятил не один труд забота о теле приобрела более сложную проблемам взаимодействия тела и социума. форму. Даже гигиенические процедуры В одной из таких работ: «Надзирать и нака- трансформировались в иной вид - появились зывать» (1975 г.) [6] М. Фуко показывает, специальные салоны по уходу за телом, что как по истечению нескольких десятилетий из обусловлено повышенными гигиеническими наказаний постепенно уходила так называе- требованиями со стороны общества [9]. мая «театрализация» страданий. Философ Стоит отметить, что современный че- отмечает и тот аспект, что на смену палачам ловек по-иному относится к своему телу, приходят врачи, психиатры, надзиратели и нежели человек, живший в более раннее другие, то есть теперь тело представляет со- время, и именно поэтому исследователи ста- бой ценность, за которым нужно ухаживать ли обращать своё внимание на тело человека и его лечить. Говоря об этом, М. Фуко зада- именно в 50-60 гг. XX века. ётся вопросом: на что же направлена такая А. Ю. Чукуров в работе «Конструиро- мера наказания? Отвечая на поставленный вание телесности как механизм само- вопрос, учёный обращается к Мабли, кото- контроля» [10] отмечает, что с появлением рый говорил о том, что наказание должно пластической хирургии у человека появляет- поражать именно душу, а не тело [7]. В дан- ся возможность совершенствовать своё тело, ной работе также связываются понятия тело исходя из требований массовой культуры. и власть, учёный говорит о том, что важно Раньше человек подстраивал свой «знать» и «овладевать» телом. М. Фуко это внешний вид под определённые нормы и называет политической технологией тела [6]. традиции, принятые в племени, и восприни- Более привычно считать, что изучением мал тело как данное свыше. В настоящее же тела занимаются естественнонаучные дисци- время появляется возможность «создать» плины, такие как анатомия, физиология, гене- собственное тело, исходя из своих жизнен- тика, антропология и другие науки. Однако ных потребностей и представлений. Но стоит стоит отметить, что тело является также и объ- отметить, что конструирование тела исходит Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 2 (11) 65 не только из собственных соображений, а ются такие значения как «успешность», также опирается на нормы культуры, в кото- «престижность» и даже такое значение как рой находится человек, на то, что является «материальное положение». Именно такое «модным». позиционирование в медийных каналах ве- Кроме того, на протяжении истории те- дёт за собой добровольное конструирование ло человека определённым образом достраи- тела благодаря доступным современным валось, например, одеждой, украшениями, технологиям: протезирование, пластика, косметикой, шрамами и татуировками. Так, в фитнес и другое. Однако все эти изменения, древности, например, в славянской культуре, навязанные масс-медийной культурой, яв- одежда выполняла функции защиты, оберега ляются своего рода «симулякром», то есть и обеспечения жизненной силой, в совре- «копией» достижения самореализации в менном мире одежда утратила свои виталь- жизни [3]. Такой масс-медийный образ те- ные функции, отображая, в большей степени, лесности можно считать одной из моделей принадлежность человека к определённому мира телесного потребления. Подобный об- социальному слою. раз тела живёт преимущественно на экране и В отношении тела мы не полностью для зрителя является неким эстетически- отказались от архаичной культуры, так как и гигиеническим эталоном. сейчас человек достраивает свое тело, Человек не может существовать вне те- например, татуировками, вкладывая в них ла, места и коммуникации в обществе. По- особый смысл. Стоит сказать и о шрамах, этому целесообразно рассматривать тело че- которые являются частью истории человека ловека с точки зрения социального про- и подчеркивают его индивидуальность. Но странства и времени. Многие авторы говорят на сегодняшний день наблюдается тенден- о том, что человеческое тело не дано нам от ция «стирания телесной истории»: удаляют природы, оно конструируется в процессе шрамы, родинки, другие дефекты, соответ- коммуникации с другими людьми и форми- ственно, лишая своё тело «истории» и стано- руется в собственном жизненном опыте [12]. вясь идентичным [10]. То есть, можно сказать, что человек изменя- В настоящее время для каждого чело- ет свою внешность под влиянием мнения века тема внешнего вида является особенно «значимых других», а также учитывая тен- актуальной. Многие считают, что если они денции моды и культурные особенности будут стремиться выглядеть определённым среды. образом, то для них откроются двери в мир В заключении стоит отметить, что с роскоши, хорошей жизни и безграничных развитием роли масс-медиа в современном возможностей [11]. обществе появляется возможность диктовать Сегодня человек стремится насколько каноны красоты, люди хотят соответствовать это возможно продлить свою жизнь и не той картинке, которую они видят, которую только жизнь, но и красоту. Люди отказыва- им показывают в масс-медийном простран- ются принимать своё тело естественным, стве. Становится возможным подражание стараясь изменить его под свои определён- образам, которые пропагандируют средства ные нужды и свой собственный ритм жизни. массовой информации, благодаря техноло- Современные технологии дают такие воз- гическому прорыву, пластической хирургии, можности: например, пластическая хирургия косметологическим процедурам, фитнесу и не только позволяет сделать из человека сво- другим способам коррекции внешности. Че- его рода «киборга», продлить молодость, но ловек может изменить своё тело кардиналь- и даже изменить пол [11]. ным образом, но здесь можно задаться во- В эпоху активного развития масс-медиа просом: «А можно ли вообще считать такого тело позиционируется скорее, как знак. Ведь человека - человеком, не становится ли он именно масс-медийные каналы, такие как «киборгом»?». Интернет, кино, театр и особенно телевиде- Говоря об изменении тела, можно при- ние представляют тело как символы, напри- вести результаты исследования, посвящён- мер, «женственность», «мужественность», ного изучению практик конструирования те- «здоровье» и другое. Также телу присваива- ла Самарскими женщинами. Данное иссле- 66 Социология дование показало положительное отношение Подчёркивая результат изменения, информантов к пластической хирургии и к можно отметить, что подавляющее боль- людям, которые к ней обращаются с целью шинство информантов довольны своим из- кардинального изменения того или иного менением. Лишь для некоторых информан- недостатка своей внешности. Негативное от- тов результат не оправдал их ожиданий, ношение у информантов складывается к лю- например, не идеально подошла форма носа. дям, для которых собственное мнение в при- При этом качество проведённой услуги они нятии окончательного решения не является оценили как высокое. ключевым фактором - они, напротив, слепо Что касается рисков, которые могли бы следуют моде, которая имеет тенденцию с быть возможны при проведении операции или течением времени изменяться. процедуры, направленной на изменение внеш- Говоря о первом осознании того или ности, то информанты отмечают тот факт, что иного недостатка своей внешности, инфор- полностью доверяют специалистам в данной манты отмечают, что именно в подростковом области и, следуя всем рекомендациям, могут возрасте впервые задумались о каком-то изме- избежать любых рисков, связанных с констру- нении своей внешности. Данный феномен ированием тела. Однако можно отметить, что можно объяснить тем, что в возрасте от 12 до с ростом технологий в области пластической 16 лет подростки считают недостатком всё, хирургии и корректирующей косметологии что не соответствует их собственным пред- растут и требования к качеству выполнения ставлениям об идеальной внешности. Однако услуг и к полученному результату. ни один информант не решился в подростко- вом возрасте на серьёзную манипуляцию с те- Заключение лом, предпочитая использовать альтернатив- Подводя итог, стоит отметить, что об- ные средства, которые позволяли скрывать ласть пластической хирургии на сегодняш- или корректировать недостаток внешности. ний день является одной из самых популяр- Говоря об окончательном принятии ре- ных и развивающихся в медицине. Однако шения об изменении своего тела, стоит упо- для человека она также стоит не на послед- мянуть, что преобладающее число информан- нем месте, так как в настоящее время внеш- тов отметили, что их сподвигло сделать пла- ность играет одну из самых главных ролей в стическую операцию или корректирующую жизни общества. Благодаря пластической процедуру в основном только личное реше- хирургии у человека появляется возмож- ние, однако, мнение самых близких людей, ность исправить врождённые или приобре- тоже стало подкрепляющим фактором. тённые недостатки, которые значительно Раскрывая вопрос о влиянии изменения портят их внешность, тем самым снижая са- внешности на социальные отношения, ин- мооценку, что в свою очередь может вы- форманты, принявшие участие в исследова- литься в неуверенность в общении с людьми нии, отметили следующее: на микроуровне и трудности в области карьеры. отношения между информантами и их бли- жайшим окружением после изменения Литература внешности существенным образом не поме-About the authors
Anna Gennadyevna Petrischeva
Samara University
Email: petrisheva-anya@mail.ru
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34
Irina Alekseevna Zemlyanskaya
Samara University
Email: irinadv99@mail.ru
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34
References
- Розин В. М. Как можно помыслить тело человека, или на пороге антропологической революции // Философские науки. 2006. № 5. С. 33-53.
- Муха О. Я. Тело. Плоть. Телесность: к методологии определения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых учёных. 2010. № 8-1. С. 12-20.
- Кривцова Л. А., Архипов О. А. Телесность в массовой и элитарной культуре начала XXI века: сравнительный анализ // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2009. № 4. С. 113-119.
- Мосс М. Техники тела. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М.: КДУ, 2011. С. 304-325.
- Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура. М.: Республика, 2006. 269 с.
- Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. M.: AdMarginem, 1999. 479 с.
- Мабли Г. Б. Избранные произведения. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. 340 с.
- Тернер Б. Современные направления развития теории тела // THESIS. 1994. Вып. 6. С. 137-167.
- Тупикова С. В. «Телесность» в социологическом дискурсе: общенаучные и социокультурные детерминанты теоретизирования // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 4 (24). С. 55.
- Чукуров А. Ю. Конструирование телесности как механизм самоконтроля // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 3. С. 145-149.
- Зорина Л. В. Развитие социологических представлений о теле // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 5. С. 279-284.
- Азаренко С. А. Топологии сообщества. Казань: Познание, 2014. 228 с.