Исследование возможности оценки угловой скорости вращения малого космического аппарата по данным о токе с солнечных батарей
- Авторы: Ивашова Т.А.1
-
Учреждения:
- Самарский университет
- Выпуск: № 1 (16) (2020)
- Страницы: 17-22
- Раздел: Авиация и ракетно-космическая техника
- Дата публикации: 15.12.2020
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9254
- ID: 9254
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе проведено моделирование параметров вращательного движения лётного и опытного образцов малого космического аппарата «Аист». На первом этапе эксплуатации при работоспособности аккумуляторной батареи моделирование проведено по данным штатных средств измерения – магнитометров. Проведена оценка параметров движения по данным о токе с панелей солнечных батарей. Результаты этой оценки сравниваются с оценкой, полученной по данным магнитометров, и данными других авторов. На втором этапе эксплуатации после деградации аккумуляторной батареи оценка проводится только по данным о токе с панелей солнечных батарей. Сделаны выводы о характере вращательного движения лётного и опытного образцов малого космического аппарата «Аист».
Полный текст
Сравнительно недавнее использование малых космических аппаратов (МКА) не позволяет говорить о том, что их движение в околоземном космическом пространстве достаточно хорошо изучено. Это связано не только с короткой историей широкой эксплуатации МКА, но и рядом объективных причин, из которых можно выделить две основные. На космические объекты большой массы (орбитальные космические станции, космические аппараты (КА) среднего класса и т.д.) основное внешнее воздействие в околоземном космическом пространстве с высотой орбиты выше 400 км оказывают возмущения гравитационного характера [1, 2]. Согласно исследованиям [3, 4], основными внешними возмущениями для МКА являются возмущения магнитного характера.
Второй важной причиной можно считать чрезвычайно плотную компоновку МКА по сравнению с КА других классов [5]. Это накладывает свой отпечаток как на динамику движения МКА вокруг центра масс [4, 6] (поскольку взаимодействие внутренних магнитных полей от работы бортовой аппаратуры с магнитным полем Земли порождает возмущения), так и на корректность работы средств измерений, находящихся под воздействием внутренних магнитных полей [7, 8].
В работе проводится оценка параметров вращательного движения лётного (ЛО) и опытного (ОО) образцов МКА «Аист» на основе данных штатных средств измерений (магнитометров) в период работоспособности аккумуляторной батареи и данных о токе с панелей солнечных батарей после деградации аккумуляторной батареи и неработоспособности вследствие этого штатных средств измерений.
Решение поставленной задачи важно как для исследования вращательного движения МКА, эксплуатирующихся в неориентированном полёте, так и для оценки возможности эксплуатации МКА при нештатных ситуациях [4, 9] или в режиме частичной работоспособности [10, 11].
Условия и методы исследования
ЛО и ОО МКА «Аист» были выведены на орбиты 21.04.2013 путём отделения от космического аппарата «Бион – М» № 1 и 28.12.2013 с космодрома «Плесецк» в рамках испытаний ракеты-носителя «Союз-2-1в» путём отделения от разгонного блока «Волга» соответственно. Они имеют схожие массово-габаритные характеристики и оснащены одинаковым набором средств измерений и научной аппаратуры, что позволяет вести совместный анализ динамики вращательного движения этих МКА. Телеметрическая информация с ЛО и ОО МКА «Аист» поступала до конца лета 2019 года.
Штатные средства измерений – магнитометры входили в состав научной аппаратуры МАГКОМ [12], разработанной в институте комического приборостроения Самарского университета. Вся внешняя поверхность ЛО и ОО МКА «Аист» была обклеена фотопреобразователями, которые образовывают панели солнечных батарей. Данные о токе с панелей использовались для оценки параметров вращательного движения МКА. Для моделирования параметров вращательного МКА на первом этапе эксплуатации, при котором функционировали штатные средства измерений (рисунок 1), были выбраны телеметрические данные: 02.05.2013 с 18:12:41 по 19:16:43; 20.05.2013 с 19:48:43 по 20:49:45 – для ЛО МКА «Аист» и 12.03.2014 с 19:21:37 по 19:52:01; 24.05.2014 с 10:14:46 по 10:45:55 – для ОО МКА «Аист».
Моделирование компонентов вектора угловой скорости по данным измерений компонентов вектора индукции магнитного поля Земли осуществлялось по следующей рекуррентной зависимости:
,
где i и i+1 – два последовательных измерения; – вектор магнитной индукции, k = x, y, z.
Оценка угловой скорости с помощью данных о токе с панелей солнечных батарей проводилась при справедливости следующих упрощающих предположений [9]:
– только три из шести граней малого космического аппарата освещены;
– косинус угла между нормалью к поверхности фотопреобразователей и направлением на Солнце определяется приближённой зависимостью:
,
где – измеренное значение силы тока; – максимальное значение силы тока (при );
– максимальное значение силы тока считается постоянным и одинаковым для всех граней малого космического аппарата;
– рассматривается только солнечное излучение;
– размеры МКА пренебрежимо малы.
Считается, что оси главной связанной системы координат совпадают с нормалями к трём рассматриваемым граням МКА. Направление на Солнце в главной связанной системе координат задаётся тремя углами: . При освещении Солнцем других граней малого космического аппарата к углам следует прибавлять . Условием для прибавления служит нулевое значение тока. Таким образом:
.
Тогда модуль угловой скорости оценивается следующим образом:
.
Результаты и их обсуждение
Моделирование проводилось в среде Mathcad с использованием дискретного преобразования Фурье и ряда Котельникова для восстановления непрерывного сигнала. На рисунке 1 показаны спектры в частотном диапазоне рад/с для ЛО и ОО МКА «Аист». Особенностью ОО МКА «Аист» является существенная начальная угловая скорость МКА, которую он получил при отделении от разгонного блока «Волга» [13].
Рисунок 1. Амплитудные частотные характеристики модуля угловой скорости, смоделированной с помощью измерений магнитометров (левый столбец – магнитометр 1, средний столбец – магнитометр 2) и данных о токе с панелей солнечных батарей (правый столбец): а) ОО МКА «Аист» 12.03.2014 с 19:21:37 по 19:52:01; б) ОО МКА «Аист» 24.05.2014 с 10:14:46 по 10:45:55; в) ЛО МКА «Аист» 02.05.2013 с 18:12:41 по 19:16:43; г) ЛО МКА «Аист» 20.05.2013 с 19:48:43 по 20:49:45
Рисунок 2. Зависимости модуля угловой скорости от времени, смоделированные по измерениям магнитометров (z1(t) – магнитометр 1, z3(t) – магнитометр 2) и данных о токе с панелей (z2(t)):а) ОО МКА «Аист» 12.03.2014 с 19:21:37 по 19:52:01;б) ОО МКА «Аист» 24.05.2014 с 10:14:46 по 10:45:55;в) ЛО МКА «Аист» 02.05.2013 с 18:12:41 по 19:16:43;г) ЛО МКА «Аист» 20.05.2013 с 19:48:43 по 20:49:45
Из рисунка 4 видно, что присутствуют значимые различия в спектрах оценок угловой скорости, полученных с помощью измерений магнитометров и данных о токе. Эти различия наблюдаются как для ЛО, так и для ОО МКА «Аист». На рисунке 1 б) различия между оценками угловой скорости по измерениям двух разных магнитометров сравнимы с различиями между магнитометрами и данными о токе. Восстановленные рядом Котельникова зависимости угловой скорости от времени приведены на рисунке 2.
Заключение
Таким образом, поученные оценки в целом соответствуют данными других авторов, приведённым в работах [14–17]. Таким образом, можно констатировать наличие существенных различий между оценками угловой скорости с помощью измерений магнитометров и данных о токе. Они вызваны несколькими причинами: влиянием бортовой аппаратуры на измерения магнитометров, упрощённостью оценки угловой скорости с помощью данных о токе, не учитывающей отражение солнечного света Землёй, возможные затенения панелей элементами МКА, деградацию свойств фотопреобразователей и т.д. Однако, если в динамике оценок угловой скорости присутствуют существенные различия, то числовые характеристики – среднее выборочное значение и выборочная дисперсия – этих оценок довольно хорошо согласуются. Поэтому после деградации аккумуляторной батареи можно использовать данные о токе для оценки статистических характеристик угловой скорости вращения МКА.
Об авторах
Татьяна Андреевна Ивашова
Самарский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: itanya970@gmail.com
студент IV курса факультета электроники и приборостроения Самарского университета
Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34