Исследование возможности оценки угловой скорости вращения малого космического аппарата по данным о токе с солнечных батарей

Обложка
  • Авторы: Ивашова Т.А.1
  • Учреждения:
    1. Самарский университет
  • Выпуск: № 1 (16) (2020)
  • Страницы: 17-22
  • Раздел: Авиация и ракетно-космическая техника
  • Дата публикации: 15.12.2020
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9254
  • ID: 9254

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В работе проведено моделирование параметров вращательного движения лётного и опытного образцов малого космического аппарата «Аист». На первом этапе эксплуатации при работоспособности аккумуляторной батареи моделирование проведено по данным штатных средств измерения – магнитометров. Проведена оценка параметров движения по данным о токе с панелей солнечных батарей. Результаты этой оценки сравниваются с оценкой, полученной по данным магнитометров, и данными других авторов. На втором этапе эксплуатации после деградации аккумуляторной батареи оценка проводится только по данным о токе с панелей солнечных батарей. Сделаны выводы о характере вращательного движения лётного и опытного образцов малого космического аппарата «Аист».

Полный текст

Сравнительно недавнее использование малых космических аппаратов (МКА) не позволяет говорить о том, что их движение в околоземном космическом пространстве достаточно хорошо изучено. Это связано не только с короткой историей широкой эксплуатации МКА, но и рядом объективных причин, из которых можно выделить две основные. На космические объекты большой массы (орбитальные космические станции, космические аппараты (КА) среднего класса и т.д.) основное внешнее воздействие в околоземном космическом пространстве с высотой орбиты выше 400 км оказывают возмущения гравитационного характера [1, 2]. Согласно исследованиям [3, 4], основными внешними возмущениями для МКА являются возмущения магнитного характера.

Второй важной причиной можно считать чрезвычайно плотную компоновку МКА по сравнению с КА других классов [5]. Это накладывает свой отпечаток как на динамику движения МКА вокруг центра масс [4, 6] (поскольку взаимодействие внутренних магнитных полей от работы бортовой аппаратуры с магнитным полем Земли порождает возмущения), так и на корректность работы средств измерений, находящихся под воздействием внутренних магнитных полей [7, 8].

В работе проводится оценка параметров вращательного движения лётного (ЛО) и опытного (ОО) образцов МКА «Аист» на основе данных штатных средств измерений (магнитометров) в период работоспособности аккумуляторной батареи и данных о токе с панелей солнечных батарей после деградации аккумуляторной батареи и неработоспособности вследствие этого штатных средств измерений.

Решение поставленной задачи важно как для исследования вращательного движения МКА, эксплуатирующихся в неориентированном полёте, так и для оценки возможности эксплуатации МКА при нештатных ситуациях [4, 9] или в режиме частичной работоспособности [10, 11].

Условия и методы исследования

ЛО и ОО МКА «Аист» были выведены на орбиты 21.04.2013 путём отделения от космического аппарата «Бион – М» № 1 и 28.12.2013 с космодрома «Плесецк» в рамках испытаний ракеты-носителя «Союз-2-1в» путём отделения от разгонного блока «Волга» соответственно. Они имеют схожие массово-габаритные характеристики и оснащены одинаковым набором средств измерений и научной аппаратуры, что позволяет вести совместный анализ динамики вращательного движения этих МКА. Телеметрическая информация с ЛО и ОО МКА «Аист» поступала до конца лета 2019 года.

Штатные средства измерений – магнитометры входили в состав научной аппаратуры МАГКОМ [12], разработанной в институте комического приборостроения Самарского университета. Вся внешняя поверхность ЛО и ОО МКА «Аист» была обклеена фотопреобразователями, которые образовывают панели солнечных батарей. Данные о токе с панелей использовались для оценки параметров вращательного движения МКА. Для моделирования параметров вращательного МКА на первом этапе эксплуатации, при котором функционировали штатные средства измерений (рисунок 1), были выбраны телеметрические данные: 02.05.2013 с 18:12:41 по 19:16:43; 20.05.2013 с 19:48:43 по 20:49:45 – для ЛО МКА «Аист» и 12.03.2014 с 19:21:37 по 19:52:01; 24.05.2014 с 10:14:46 по 10:45:55 – для ОО МКА «Аист».

Моделирование компонентов вектора угловой скорости по данным измерений компонентов вектора индукции магнитного поля Земли осуществлялось по следующей рекуррентной зависимости:

ωki+1=arccosBki+1/Bi+1arccosBki/Biti+1ti ,

где i и i+1 – два последовательных измерения;  – вектор магнитной индукции, k = x, y, z.

Оценка угловой скорости с помощью данных о токе с панелей солнечных батарей проводилась при справедливости следующих упрощающих предположений [9]:

– только три из шести граней малого космического аппарата освещены;

– косинус угла между нормалью к поверхности фотопреобразователей и направлением на Солнце определяется приближённой зависимостью:

cosαj=ijijmax,                                                         

 где ij – измеренное значение силы тока; ijmax– максимальное значение силы тока (при αj=0);

– максимальное значение силы тока считается постоянным и одинаковым для всех граней малого космического аппарата;

– рассматривается только солнечное излучение;

– размеры МКА пренебрежимо малы.

Считается, что оси главной связанной системы координат совпадают с нормалями к трём рассматриваемым граням МКА. Направление на Солнце в главной связанной системе координат задаётся тремя углами: γj=±αjj=1...3. При освещении Солнцем других граней малого космического аппарата к углам следует прибавлять π2. Условием для прибавления служит нулевое значение тока. Таким образом:

γj=±αjifij0±π2+αjifij=0.

Тогда модуль угловой скорости оценивается следующим образом:

ωi=1titi1γ1iγ1i12+γ2iγ2i12+γ2iγ2i12.

Результаты и их обсуждение

Моделирование проводилось в среде Mathcad с использованием дискретного преобразования Фурье и ряда Котельникова для восстановления непрерывного сигнала. На рисунке 1 показаны спектры в частотном диапазоне 0,π60 рад/с для ЛО и ОО МКА «Аист». Особенностью ОО МКА «Аист» является существенная начальная угловая скорость МКА, которую он получил при отделении от разгонного блока «Волга» [13].

 

Рисунок 1. Амплитудные частотные характеристики модуля угловой скорости, смоделированной с помощью измерений магнитометров (левый столбец – магнитометр 1, средний столбец – магнитометр 2) и данных о токе с панелей солнечных батарей (правый столбец): а) ОО МКА «Аист» 12.03.2014 с 19:21:37 по 19:52:01; б) ОО МКА «Аист» 24.05.2014 с 10:14:46 по 10:45:55; в) ЛО МКА «Аист» 02.05.2013 с 18:12:41 по 19:16:43; г) ЛО МКА «Аист» 20.05.2013 с 19:48:43 по 20:49:45

 

Рисунок 2. Зависимости модуля угловой скорости от времени, смоделированные по измерениям магнитометров (z1(t) – магнитометр 1, z3(t) – магнитометр 2) и данных о токе с панелей (z2(t)):а) ОО МКА «Аист» 12.03.2014 с 19:21:37 по 19:52:01;б) ОО МКА «Аист» 24.05.2014 с 10:14:46 по 10:45:55;в) ЛО МКА «Аист» 02.05.2013 с 18:12:41 по 19:16:43;г) ЛО МКА «Аист» 20.05.2013 с 19:48:43 по 20:49:45

 

Из рисунка 4 видно, что присутствуют значимые различия в спектрах оценок угловой скорости, полученных с помощью измерений магнитометров и данных о токе. Эти различия наблюдаются как для ЛО, так и для ОО МКА «Аист». На рисунке 1 б) различия между оценками угловой скорости по измерениям двух разных магнитометров сравнимы с различиями между магнитометрами и данными о токе. Восстановленные рядом Котельникова зависимости угловой скорости от времени приведены на рисунке 2.

Заключение

Таким образом, поученные оценки в целом соответствуют данными других авторов, приведённым в работах [14–17]. Таким образом, можно констатировать наличие существенных различий между оценками угловой скорости с помощью измерений магнитометров и данных о токе. Они вызваны несколькими причинами: влиянием бортовой аппаратуры на измерения магнитометров, упрощённостью оценки угловой скорости с помощью данных о токе, не учитывающей отражение солнечного света Землёй, возможные затенения панелей элементами МКА, деградацию свойств фотопреобразователей и т.д. Однако, если в динамике оценок угловой скорости присутствуют существенные различия, то числовые характеристики – среднее выборочное значение и выборочная дисперсия – этих оценок довольно хорошо согласуются. Поэтому после деградации аккумуляторной батареи можно использовать данные о токе для оценки статистических характеристик угловой скорости вращения МКА.

×

Об авторах

Татьяна Андреевна Ивашова

Самарский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: itanya970@gmail.com

студент IV курса факультета электроники и приборостроения Самарского университета

Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1. Амплитудные частотные характеристики модуля угловой скорости, смоделированной с помощью измерений магнитометров (левый столбец – магнитометр 1, средний столбец – магнитометр 2) и данных о токе с панелей солнечных батарей (правый столбец): а) ОО МКА «Аист» 12.03.2014 с 19:21:37 по 19:52:01; б) ОО МКА «Аист» 24.05.2014 с 10:14:46 по 10:45:55; в) ЛО МКА «Аист» 02.05.2013 с 18:12:41 по 19:16:43; г) ЛО МКА «Аист» 20.05.2013 с 19:48:43 по 20:49:45

Скачать (70KB)
3. Рисунок 2. Зависимости модуля угловой скорости от времени, смоделированные по измерениям магнитометров (z1(t) – магнитометр 1, z3(t) – магнитометр 2) и данных о токе с панелей (z2(t)):а) ОО МКА «Аист» 12.03.2014 с 19:21:37 по 19:52:01;б) ОО МКА «Аист» 24.05.2014 с 10:14:46 по 10:45:55;в) ЛО МКА «Аист» 02.05.2013 с 18:12:41 по 19:16:43;г) ЛО МКА «Аист» 20.05.2013 с 19:48:43 по 20:49:45

Скачать (71KB)

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах