Особенности ведения электронного документооборота (на примерах рынков РФ и ЕС)
- Авторы: Красносельцева И.Е.1, Меркулова Л.П.1
-
Учреждения:
- Самарский Университет
- Выпуск: № 2 (17) (2020)
- Страницы: 102-104
- Раздел: Экономика и менеджмент
- Дата публикации:
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9309
- ID: 9309
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной работе оценены особенности ведения электронного документооборота двух различных политических систем: отечественном рынке продуктов Enterprise content management (ECM) и рынков ведения документооборота Европейского союза. Актуальность определяется продолжающейся глобализацией деловых процессов, в условиях которых конкурентные преимущества российских компаний на международном рынке неуклонно возрастают. В статье рассматриваются текущие различия ведения документооборота, а также изучена разница в нормативно-правовой базе двух стран. Результаты исследования показывают, что для успешного выхода российских систем на мировой рынок необходимы мероприятия по существенной модернизации предлагаемых продуктов.
Ключевые слова
Полный текст
Работа с документами является неотъемлемой частью ведения любого бизнеса. Автоматизация делопроизводства позволяет достичь качественного уровня в управлении ресурсами компании. Целью работы является анализ особенностей введения делопроизводства в разных странах с целью адаптации отечественных систем для зарубежных заказчиков.
Современные системы электронного документооборота представляют собой комплекс, включающий в себя: автоматизацию бизнес-процессов, исполнительскую дисциплину, безопасность данных и т.д. По данным Fortune Business Insights мировой рынок систем управления корпоративным контентом в 2019 году стоил 15,33 млн. долларов США [1].
Почему всё больше компаний переходят к покупке и использованию Enterprise content management (ECM) систем?
Например, по данным Siemens Business Services, при использовании систем электронного документооборота (СЭД):
– производительность труда персонала увеличивается на 20-25 %;
– стоимость архивного хранения электронных документов на 80 % ниже в сравнении со стоимостью хранения бумажных архивов;
– на 60 % сократилось время поиска и выборки документов [2].
Однако конечный продукт должен удовлетворять требованием определенной отрасли, законам в стране и принципам работы [3]. В рамках исследования была составлена таблица 1 особенностей различия ведения документооборота в России и в Европейский союз (ЕС).
Отечественное делопроизводство характеризуется строго вертикальной направленностью: все документы, поступающие в организацию, отправляются на рассмотрение руководителю. Руководитель, после рассмотрения документа, выносит по нему резолюцию и через секретаря передает исполнителю. Исполнитель, в свою очередь, либо выполняет резолюцию, либо передает своим подчиненным. Таким образом, документ, обрастая резолюциями, продвигается вглубь к основанию иерархии. После выполнения наложенной резолюции, документ возвращается наверх, где происходит уведомление об исполнении [4].
Таблица 1
Особенности различия ведения документооборот России и ЕС
Показатели | Европейский союз | Россия |
Способ организации работы | Децентрализованный | Централизованный |
Особенность автоматизации | Высокая автоматизация процессов | Ограничения юридически значимого документооборота |
Процесс обработки документов внутри организации | Вертикальное движение документов | Горизонтальное движение документов |
Начало процесса работы с документом | Экспертиза – первичный этап | Регистрация – первичный этап |
Разграничение документов | Подразделение документов на «Document» и «Record» | Использование только «Document» |
Западное делопроизводство характеризуется горизонтальной направленностью, т.е. все документы сразу, без рассмотрения руководителем, передаются исполнителям.
Также в российском делопроизводстве выполнение резолюции контролирует выделенный сотрудник – делопроизводитель, который всегда знает, на какой стадии находится исполнение поручения. В западной практике такой ответственности не существует.
В западном делопроизводстве выделяются два понятия: «Document» – документ, не имеющий юридической силы (не утверждённый), «Record» – юридически значимый документ. Если провести аналогию, то термину «document» в российской практике соответствует понятие «проект документа», а термину «record» – «документ».
При поступлении документа в организацию в западном документообороте сначала происходит экспертиза и определение сроков хранения документа и только после этого документ проходит регистрацию [5].
В российской практике процесс управления документами начинается с регистрации (процедуры экспертизы и определения сроков хранения в нашей практике также присутствуют, однако это происходит в момент передачи документа в архив).
Развитие ECM привело к развитию юридического законодательства, которое регулирует основные формы работы с электронными документами.
Так, например, в России есть документы, которые регламентируют работу с электронной подписью, ведением архива, защите данных.
В европейском союзе разработан и введён единый стандарт работы с ECM–MoReq2, который содержит типовые требования к управлению электронными документами.
Преимуществом данного документа является то, что он является основополагающим документом, регламентирующим требования к системам электронного документооборота. Спецификация MoReq непосредственно применяется европейскими покупателями при приобретении и установке программного обеспечения (ПО) [6]. Европейские поставщики программного обеспечения обойти эти требования не могут.
Таким образом, рассмотрев особенности ведения документооборота в России и в странах Европы, делаем выводы, что для адаптации российских продуктов на европейском рынке необходимы:
– единые стандарты управления информацией;
– мобильность, доступность миграции данных из устаревшего ПО и территориально-распределенных источников информации;
– безопасность информации;
– развитие ранее неизвестных сегментов бизнеса (RPA, искусственный интеллект).
Об авторах
Ирина Евгеньевна Красносельцева
Самарский Университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ikrasnoseltseva@gmail.com
магистрант Института экономики и управления
Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, 34Людмила Петровна Меркулова
Самарский Университет
Email: aimerk@yandex.ru
профессор кафедры иностранных языков и русского как иностранного Самарского университета
Россия, 443086, Самара, Московское шоссе, 34