PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MEANS OF FORMATION PRO-FESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS
- Authors: Platitsyna E., Ivanushkina N.V.
- Issue: No 1(20) (2022)
- Section: Psychology
- Published: 19.01.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10315
- ID: 10315
Cite item
Full Text
Abstract
In this article, the authors consider the problem of professional self-determination in adolescence and the importance of its study in the educational process. The age characteristics of the younger generation contributing to the formation of readiness for professional self-determination are analyzed. The level of readiness of adolescents for professional self-determination is investigated.
Full Text
В настоящее время современная экономика стала ориентироваться на разработку интеллектуальных продуктов, на высокие технологии, в связи с чем, изменяется устройство общества, и формируются новые ценности [1, c. 11]. Технический прогресс дает возможность для творчества и решения более сложных задач, но в тоже время повышает требования к профессиональной квалификации трудящихся [2, с. 172]. Растет спрос именно на работников, обладающих универсальными навыками, а не на узких специалистов. На тех, кто можем быстро приспособиться под активно изменяющуюся действительность, кто может учиться, расти, нестандартно подходить к решению различного рода задач [3]. Возрастает значимость формирования гибких или универсальных навыков (англ. soft skills), которые относятся к широкому набору навыков, компетенций, моделей поведения, установок и личных качеств, позволяющих людям эффективно ориентироваться в окружающей среде, качественно работать, взаимодействовать с людьми и достигать поставленных целей [4, с. 56].
Одной из особенностей профессионального определения современности, Е.И. Костенко считает такое понятие как «профессиональный заппинг», который подразумевает постоянный поиск себя, освоение новых полномочий, динамичный переход к новым знаниям, профессиональное развитие [5, с.118]. Такая специфика отражается на многих сферах современного общества, в том числе на требованиях к образованию и особенно, профориентации обучающихся. Старые профессии уходят и возникают новые. Классические методы профессионального самоопределения стали утрачивать свою эффективность, так как в настоящий момент место в жизни стало определяться не выбором из доступных возможностей, а осознанным созданием возможностей своими руками. Американский биолог, социобиолог, писатель E.O. Уилсон отмечает, что современный мир поглощают потоки информации, и именно сейчас он нуждается в принятии мудрых решений, а именно в специалистах, которые смогут грамотно обработать необходимую информацию и сделать мудрый выбор [6, с. 91].
Уровень достижений и развития в будущей деятельности во многом зависит от профессионального самоопределения еще в юном возрасте. Как отмечает И.А. Королева, это сложный личностный процесс, который предоставляет каждому подростку возможность активного определения собственной траектории, с целью установления смысла своей будущей профессиональной деятельности [7, с.84].
В профориентационной работе с подростками необходимо стремиться к созданию таких условий, которые позволят обучающимся развивать умения, навыки, направленные на их профессиональную самореализацию. Они помогут приспособиться им в быстро изменяющемся современном мире. Поэтому одной из главных задач образовательного учреждения является выявление таких форм и методов психолого-педагогической работы, с помощью которых можно было бы формировать цивилизованный образ поведения и мыслей подрастающего поколения. Для ее решения очень важно сформировать высокий уровень готовности обучающихся к их осознанному выбору профессии.
По мнению А.И. Кулаковой, профессиональная осознанность является базовым элементом в структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению [8, с.78]. Помимо нее, важно выделить мотивацию, личностные качества подростка, особенности здоровья, умения и навыки [9, с. 237]. Профессиональная осознанность базируется на ключевых критериях: 1) насколько обучающийся умеет анализировать себя и знает свои интересы и склонности; 2) кем хочет быть; 3) достаточно ли информирован о требованиях и особенностях будущей профессии [10, с.2].
При верном выборе профессии, у подрастающего поколения появляются возможности дальнейшего достижения успеха и развития своей деятельности. Возникает потребность в личностном самовыражении, что способствует эмоциональному удовлетворению, а, значит, и положительному влиянию на их психологическое здоровье на долгие годы. Важной особенностью данного периода является самоидентификация обучающихся, появление размышлений, направленных на анализ самого себя. Подросток начинает задаваться вопросами: «Кто я? Кем я хочу стать? Какими способностями я обладаю? Какие у меня идеалы? Развиваются ли у меня волевые качества, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности?» [11, с.37].
Профессиональное самоопределение подростков можно отнести не только к психологической и педагогической проблемам, но и к общественной. Мотивационный компонент и базовые ценности к будущей профессии закладываются еще в подростковом возрасте, в одном из важнейших периодов в жизни человека. Происходит становление новых мотивов, изменение самосознания, повышается значимость собственных ценностей. У подростков возникает желание и стремление определить самостоятельно свой дальнейший путь, без участия родителей и взрослых. При этом в процессе принятия решений у обучающихся возникают определенные трудности [12, с.165]. Подростки еще не способны соотносить требования избранной профессии со своими индивидуальными качествами. Обучающиеся подходят к выбору профессии поверхностно, не соотносят свои мечты с практической деятельностью [12, с.121]. В данном возрастном периоде подростками движет не любопытство к знаниям, а желание строить отношения и создавать что-то новое. У обучающихся появляется личностный смысл выбора профессии, соотнесение его со своими возможностями, представлениями о собственных идеалах.
Как отмечает У.Г. Егорова, подростки начинают понимать, что от того какой они выбор сделали сейчас, может зависеть дальнейший сценарий их жизни, реализующий различные карьерные ориентации в будущем [13, с.56]. У них появляется необходимость осознания и оценки внешних и внутренних факторов ситуации и определения ее дальнейшего развития. Поэтому данный возраст интересен для нашего анализа. Это и определило актуальность исследования.
Условия и методы исследования
С целью выявления уровня готовности подростков к профессиональному самоопределению, было проведено исследование среди обучающихся 14-15 лет в муниципальном общеобразовательном учреждении г. о. Самара. Использовались следующие методики: методика В.Б. Успенского «Готовность учащихся к выбору профессии», дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов, модификация А.А. Азбель). Данные методики позволяют определить уровень готовности учащихся к выбору профессии, что соответствует задачам нашего исследования.
Результаты и их обсуждение
Анализ результатов по опроснику «Готовность подростков к выбору профессии» (В.Б. Успенский) позволяет сделать следующие выводы. На момент проведения опроса большинство респондентов еще не определились с выбором профессии. В количественном выражении это выглядит следующим образом: 29% подростков уверены в своем профессиональном выборе, 71% обучающихся пока не определились со своими профессиональными предпочтениями.
Следующее, что необходимо было оценить, это основной мотив профессионального выбора. 58% респондентов от общего числа участников исследования полагают, что это материальные интересы, при этом 42% опрошенных считают, что необходимо ориентироваться на личностные особенности, интересы и способности.
Далее обучающимся было предложено ответить на вопрос: «планируют ли они идти учиться в учебное заведение по причине его предпочтения друзьями». Стоит отметить, что 81% респондентов придерживаются собственных предпочтений, при этом 19% подростков все же ориентируются на мнение своих товарищей.
Четвертое высказывание для опрашиваемых было сформулировано так: «Я выбираю место учёбы (работы) потому, что оно недалеко от дома». И анализ показал, что 17% подростков выбирают учебное заведение по причине его близости от места проживания, для 83% обучающихся данный критерий не имеет особого значения.
С помощью пятого тезиса выяснялось «стоит ли спешить с выбором профессии, или сначала нужно получить аттестат». Респонденты показали следующие результаты: 67% подростков считают, что с выбором профессии не стоит торопиться, 33% настроены на раннее выявление собственных профессиональных предпочтений и самоопределение.
Также было выявлено исходя из шестого вопроса, что только 56% обучающихся обладают информацией об условиях поступления в высшее учебное заведение на выбранное профессиональное направление, при этом 44% подростков не компетентны в данном вопросе.
Далее у респондентов оценивались ответы на вопрос: «Имеют ли они «запасной вариант в случае неудачи получения избираемой профессии?». Результаты были следующие: 44% обучающихся не имеют резервного варианта развития событий в своем профессиональном самоопределении, при этом 56% опрошенных более предупредительны.
Следующее утверждение определяло попытки повторного поступления в высшее учебное заведение в случае неудачи. 71% подростков будут пытаться поступить еще раз. Остальные 29% обучающихся не замотивированы на получение высшего образования.
С помощью вопроса «читаете ли вы издания, занимаетесь ли поиском информации, связанной с будущей профессией» установлено, что 29% подростков проявляют интерес, узнают требования, особенности и негативные стороны профессий. У 71% респондентов стремление к исследованию и поиску информации в настоящий момент отсутствует.
Исходя из вопроса об известности о возможностях трудоустройства по избираемой профессии, получены результаты: 62% обучающихся интересуются трудоустройством, при этом 38% опрошенных не имеют четких представлений об условиях трудовой деятельности и соответствующих организациях.
Интересным был тезис в данном опроснике, который формулировался следующим образом: «неважно кем работать в будущем, важно, как работать». Анализ ответов показал, что 56% от общего числа подростков, участвовавших в исследовании, согласны с данным утверждением, при этом 44% опрашиваемых придерживаются противоположной позиции.
Завершающее утверждение опроса выясняло «достаточно ли для правильного выбора профессии удовлетворить только профессиональные интересы «хочу». Результаты сформировались почти поровну: 48% респондентов считают, что достаточно, 52% участников исследования не согласны с данным утверждением.
Результаты исследования показывают, что у большинства обучающихся 41% преобладает низкая готовность к выбору профессии. Можно предположить, что данная группа подростков имеют нечеткое представление о профессиональном самоопределении в будущем. Это можно объяснить отсутствием подготовки к профессиональному выбору, низким уровнем осознанности и незаинтересованностью в профессиональной информации. Высокая готовность к выбору профессии отмечается у 6%, средняя готовность – 53%. Вероятно, данные респонденты умеют выделить недостатки и достоинства привлекаемой специальности, рассматривают различные варианты и пока находятся в поиске своего профессионального пути.
Анализ результатов по методике дифференциально-диагностического опросника (Е.А. Климов, модификация А.А. Азбель) позволяет сделать следующие выводы: наибольший процент обучающихся - 32% попадают под тип профессий «человек - художественный образ», основными психологическим требованиями которого являются художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
23% респондентов относятся к типу «человек-человек», особенностями которого являются стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; доброжелательность, отзывчивость; способность анализировать поведение окружающих.
В категорию «человек - техника» также попали 23% подростков. Представителям данного типа необходимо обладать хорошей координацией движений; зрительным и слуховым восприятием; развитым техническим и творческим мышлением и воображением.
14% обучающихся отдают предпочтение типу профессии «человек-природа». Основными психологическим требованиями данной категории является наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы.
Наименьший процент обучающихся (8%) относится к типу «человек-знаковая система». Данному типу свойственна хорошая оперативная и механическая память; переключение внимания, способность к длительной концентрации и точность восприятия. Данные диагностики также показали, что некоторые обучающиеся не могли однозначно определить свои склонности и предпочтения, в связи с чем, при подведении итогов, их результаты не могли быть интерпретированы.
На основании полученных результатов был разработан цикл занятий «Мое профессиональное самоопределение» для подростков 14-15 лет, состоящий из 22 уроков по 40 мин. Предполагаемая периодичность проведения – один раз в неделю. Основными задачами данного цикла является подготовка обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению, раскрытие их индивидуальных склонностей и особенностей личности, расширение знаний о мире профессий, а также создание условий для открытий и выводов о том, какие решения позволят прийти к желаемым результатам.
Цикл занятий состоит из профориентационных занятий, некоторые из которых включают диагностический блок для исследования индивидуальных качеств личности, лекториев, социально-психологических тренингов, профориентационных игр. Последние, в свою очередь, направлены на закрепление полученных знаний и имеют практическую значимость. На данных занятиях обучающиеся осознают процессы, которые предстоят им в будущей профессиональной деятельности, у них появляется возможность овладеть саморефлексией и представить свои профессиональные перспективы.
Заключение
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что обучающиеся подросткового возраста еще недостаточно хорошо представляют работу специалистов разных профессий, специфику профессионального труда и то, чем именно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. Обучающиеся сталкиваются с трудностями при выборе профессии, не могут оценить имеющиеся знания, проанализировать свои склонности и интересы, не знают психологических аспектов профессионального самоопределения. Также стоит отметить, что подростки еще плохо ориентируются в том, как можно приспособиться к условиям будущей профессиональной деятельности. Все это говорит о необходимости профориентационного сопровождения и разработке педагогической программы, включающей психологические аспекты осознанного выбора профессии, при реализации которой, уровень готовности подростков к профессиональному самоопределению будет повышаться.
About the authors
Elena Platitsyna
Author for correspondence.
Email: elena_leybgrad@mail.ru
Natalia Viktorovna Ivanushkina
Email: inw38641@mail.ru