THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE ATTITUDE OF THE STUDENTS OF THE FORMER SSU AND SSAU TOWARDS THE UNIFICATION OF THE UNIVERSITIES

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the problem of uniting universities in Russia and abroad. The authors describe the history of the process, consider the reasons for Russian participation in the Bologna process. The unification of higher education institutions is viewed as a social phenomenon, the purpose of which is to reorganize and modernize the higher education system. The conditions under which universities can be integrated are considered. The authors of the article describe the positive and negative aspects of the integration of educational institutions in Russia and abroad. The authors disclose the main concepts of integration, as well as identify such types of integration as «merger» and «affiliation». The article contains the results of the sociological research on the comparative analysis of the attitude of the students of the former Samara State University and the Samara State Aerospace University towards the unification of the universities. The sociologists give recommendations on applying the investigation’s results to optimization of the educational process in the integrated university.

Full Text

Объединение вузов как способ укрепле- ния позиций высшего образования в последнее время стало российской действительностью. Процесс интеграции был импортирован из стран Европы и Северо-Восточной Азии. Одна из пер- вых стран, которая встала на данный путь, была Норвегия. В 1994 году норвежские органы управления образованием приняли решение об объединении большинства вузов в 8-10 круп- ных университетских комплексов с большим количеством кампусов, исследовательских под- разделений и единой администрацией [1]. В 1999 году представители 29-ти стран в Болонье (Италия) приняли решение создать единое европейское пространство высшего об- разования, целью которого являлось расшире- ние доступа к высшему образованию, обеспече- ние мобильности студентов и преподавателей, а также создание условий для успешного трудо- устройства выпускников [2]. За два десятилетия к болонскому процессу присоединилось 49 ев- ропейских стран, включая Россию (в 2003 году). Пик активности интеграции в сфере образования РФ пришёлся на 2011 год, что в значительной мере было связано с процессом передачи учре- ждений среднего профессионального образова- ния на региональный уровень управления [3]. Возможны два условия запуска интегра- ционного процесса вузов: 1) инициаторами объ- единения выступает руководство страны, то есть процесс запускается сверху; 2) инициато- рами выступают сами вузы, а правительство лишь финансово и организационно поддержи- вает данную инициативу - создаются государ- ственные инновационные фонды и реализуются государственные программы, осуществляется мониторинг результатов деятельности объеди- нившихся вузов. В этом случае объединение происходит более осознанно, с согласия всех участвующих сторон. Есть определённые плюсы и минусы про- цесса интеграции вузов. К положительным мо- ментам, по мнению профессора японского уни- верситета Юкико Симми, можно отнести уве- личение финансирования, повышение между- народной конкурентоспособности объединён- ных вузов [4, с. 34]. Также к позитивным сторо- нам объединения относят масштабность, повы- шение эффективности функционирования вуза, улучшение качества высшего образования, ин- тенсификацию научных исследований, стиму- лирование сотрудничества вузов с реальным сектором [5, с. 134-135]. Профессор Мок КаХо Гонконгского института образования как раз говорит о необходимости создания инноваци- Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2018. № 1 (12) 77 онных и предпринимательских университетов, так как именно такие университеты, по его мне- нию, имеют высокий уровень международной конкурентоспособности [6, с. 66]. Многие зарубежные эксперты полагают, что в результате объединения университетов разных профилей удастся сформировать новые направления научной деятельности на стыке разных дисциплин и на базе этого создать но- вые образовательные программы. Региональ- ным федеральным властям удобнее взаимодей- ствовать с несколькими крупными университе- тами, нежели с большим количеством средних и мелких вузов [6, с. 67]. Поскольку практика объединения ориентирована только на крупные элитные университеты, мелкие совсем могут прийти в упадок [4, с. 34]. Отрицательной стороной объединения вузов является также долговременность данного процесса и в определённых случаях неэффек- тивность. Нельзя не согласиться с тем, что «вследствие слияния нескольких разнопро- фильных вузов возникает несочетаемость куль- тур и норм, существовавших в каждом отдельно взятом вузе» [7, с. 92]. На создание новой объ- единённой и общепринятой культуры может уйти значительное время. Интеграция сильных и более слабых вузов может привести не только к повышению «среднего уровня» единой струк- туры, но и, напротив, к её ослаблению [7, с. 93]. За последние 20 лет в России резко вырос- ло число заведений высшего образования. C 2011 года постепенно растёт процент взросло- го населения, имеющее высшее и профессио- нальное образование. В расчёте на 10 000 насе- ления РФ с 1996 по 2010 гг. выявлено увеличе- ние численности студентов государственных вузов в 2,9 раз [5]. Вместе с тем в 1990-х годах наблюдались демографические спады рождае- мости, что впоследствии привело к проблеме дефицита абитуриентов в вузах. Уменьшалось финансирование системы высшего образования на федеральном и региональном уровнях. В этих условиях руководство страны в 2011 году запу- стило процесс реорганизации вузов с целью укрепления позиций высшего образования РФ на мировом образовательном рынке. Предпола- галось, что работа по объединению вузов и их укрупнению начнёт носить системный характер. В соответствии с этой целью стали проводится мониторинги по выявлению неэффективно ра- ботающих государственных вузов. В 2014- 2015 гг. Министерство образования и науки РФ активно начало проводить программы, преду- сматривающие выявление неэффективных ву- зов, которые должны присоединиться к передо- вым вузам или расформироваться [5]. Сильные вузы, объединившись с другими образователь- ными учреждениями, стали «флагманами» рос- сийского высшего образования. Объединяются как вузы, реализующие образовательные про- граммы схожей предметной направленности, так и вузы с разной специализацией. Создаются многокампусные университеты как располо- женные близко друг к другу, так и географиче- ски удалённые друг от друга (в ряде случаев расположенные в разных регионах страны). Ре- шение о реорганизации вузов принимало Мини- стерство образования и науки РФ, опираясь на рекомендации рабочих групп, созданных на базе региональных советов ректоров. Наряду с этим в 2013 году президентом РФ был инициирован проект «5-100», цели ко- торого созвучны проекту реорганизации вузов, запущенным Министерством РФ, а именно укрепить позиции российского высшего образо- вания на мировом рынке. Пять российских вузов к 2020 году должны войти в первую сотню ве- дущих университетов мира [8]. Объединение увеличивает шансы вуза попасть в программу «5-100». К тому же оно способствует достиже- нию синергетического эффекта, позволяет вузам усилить свой учебный и научный потенциал, расширить возможности и доступ к более эф- фективному использованию ресурсов в регионе [4]. Пятнадцать российских вузов, включая Са- марский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королёва, стали победителями конкурсного отбора на пра- во получения специальной государственной субсидии на реализацию мероприятий, которые будут способствовать продвижению вузов в международных рейтингах [9]. Процесс интеграции высших образова- тельных заведений РФ возможен путём слияния или присоединения. С юридической точки зре- ния «при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу» [10]. Слия- ние - это объединение двух или более хозяй- ственных субъектов, в результате которого об- разуется новая экономическая единица (новое юридическое лицо). При этом слившиеся ком- пании прекращают своё автономное существо- 78 Социология вание в качестве юридического лица и налого- плательщика. Новая компания берёт под свой контроль и непосредственное управление все активы и обязательства перед клиентами ком- паний своих составных частей [11, с. 17]. При присоединении права и обязанности присоеди- няемого вуза переходят к основному вузу. При присоединении одно юридическое лицо присо- единяется к другому, становится структурным подразделением головной организации. Объединение вузов в России произошло в основном путём слияния. Реорганизация сети образовательных учреждений, в том числе пу- тём их слияния, была заявлена руководством системы образования в качестве одного из клю- чевых инструментов оптимизации сети образо- вательных учреждений и повышения их эффек- тивности. «Слияние вузов - сложный организа- ционный процесс, затрагивающий интересы многих сторон» [5, с. 141]. Исследование нор- вежских учёных показало, в каких случаях сли- яние вузов оказывается удачным, а в каких - нет. В результате исследования были выявлены факторы, влияющие на успех объединений: - количество участников (объединение трёх и более вузов менее эффективно, чем сли- яние двух институтов); - статус участников (слияние проходит проще, если крупный университет поглощает более слабый); - кто выступает инициатором слияния (интеграция вузов должна носить доброволь- ный характер, а не принудительный) [2]. В 2015 году произошло объединение Са- марского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королёва (СГАУ) и Самарского государственного уни- верситета (СамГУ). Новому высшему учебному заведению дали наименование Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва (Самарский университет) и была выбрана официальная эм- блема. Изначально в состав объединённого Са- марского университета вошли 5 институтов, 16 факультетов. В настоящий момент на базе уни- верситета действуют 8 институтов и 13 факуль- тетов. Несмотря на слияние аэрокосмического и классического университета, Самарский уни- верситет ориентирован на инженерно-техни- ческую отрасль. Это тот случай, когда класси- ческий университет не сохранил свою идентич- ность, а растворился в техническом вузе. Изначально планировалось объединение Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королёва, Самарского государственного университета и Самарского государственного технического университета (СамГТУ). Как известно, в сред- ствах массовой информации новость об инте- грации была воспринята студентами и педагога- ми данных вузов неоднозначно. Не одобряющей стороной объединения вузов была создана пети- ция, адресованная президенту РФ с просьбой о сохранении этих трёх университетов как само- стоятельных. Авторы петиции отметили, что объединение трёх совершенно не похожих и не совместимых друг с другом вузов невозможно, так как узкопрофильный технический универси- тет (СГАУ), ориентированный на ракетострое- ние, авиацию, конструирование машин, «размо- ет» существующие специализации классическо- го университета и политехнического. Данная петиция набрала 21197 подписей. СамГТУ уда- лось в то время отстоять свой суверенитет, став опорным вузом региона, а СамГУ и СГАУ - нет. Следующий этап волнений среди студентов произошёл 7 июля 2015 года, когда состоялся первый митинг против объединения, поддер- жанный впоследствии в Интернет-пространстве хэштегами «ЯнеАэрокос», «Госжив». В день рождения СамГУ (29 октября 2016 года) активи- сты устроили символические поминки универ- ситета. Таким образом группа студентов хотела привлечь внимание на окончательное поглоще- ние классического вуза аэрокосмическим. Недовольства студентов по отношению к объединению СамГУ и СГАУ стали одной из основных причин проведения нашего социоло- гического исследования. Нам было интересно узнать, как студенты бывшего СамГУ и СГАУ отнеслись к объединению вузов, как повлиял процесс интеграции на учебную и внеучебную деятельность студентов. Тема объединения ву- зов сохраняет свою актуальность и требует глу- бинного социологического изучения. В связи с процессом интеграции СамГУ и СГАУ возника- ет проблема адаптации структур двух вузов друг к другу. Важно знать, изменилось ли настроение студентов к интеграции, и, если изменилось, то какой характер несут эти изменения. Методы исследования Согласно цели нашего исследования по сравнению отношения студентов бывшего Сам- Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2018. № 1 (12) 79 ГУ и СГАУ к объединению вузов сначала выяв- ляли долю студентов, одобряющих и не одоб- ряющих этот процесс. Затем определяли удовле- творённость текущим обучением в Самарском университете, то есть удовлетворённость орга- низацией учебного процесса, организацией до- суговой деятельности, финансовой политикой (академическая и социальная стипендия, мате- риальная помощь), материальной базой универ- ситета, условиями для проведения учебных за- нятий и внеучебной деятельности. Наконец, изучали субъективную оценку изменений, про- изошедших после объединения двух вузов. Для изучения мнения студентов по пово- ду данной темы использовался метод анкетного опроса. Он позволяет получить надёжную и полную информацию от респондентов об их мнениях, знаниях, ценностных установках и ориентациях, которые отражают их отношение к определённым событиям, явлениям действи- тельности. Выборочную совокупность (50 респон- дентов из бывшего СГАУ и 50 - из бывшего СамГУ, всего 100) составили студенты Самар- ского университета, поступившие в 2013 году на очное отделение, поскольку они успели про- учиться до и после объединения вузов. Выборка многоступенчатая, использовался типологиче- ский отбор: на первом этапе были выбраны ин- ституты и факультеты - типичные представите- ли технического, гуманитарного и естественно- научного направлений, на втором этапе были отобраны конкретные группы как типичные представители факультетов. Результаты и их обсуждение Половина опрошенных респондентов не одобряют объединение бывших СамГУ и СГАУ, тогда как одобрение выражают лишь 11 % из всех опрошенных. Наиболее отрица- тельно настроены по отношению к объедине- нию студенты северной площадки (бывший СамГУ) - 60 % из них не одобряет объединение вузов); студенты южной площадки (бывший СГАУ) более толерантно относятся к объедине- нию - 48 % в чём-то одобряют объединение. Такой отрицательный настрой студентов север- ной площадки объясняется тем, что, по их мне- нию, СамГУ прекратил своё существование за счёт присоединения к СГАУ. Это перекликается с результатами опроса преподавателей и студентов трёх нидерланд- ских вузов, проведённого в 2011 г. Данные вузы с 2009 г. обсуждали возможность объединения. Исследование выявило, что более половины опрошенных категорически против слияния ву- зов. В то же время лишь 4 % опрошенных про- тив какого-либо сотрудничества между вузами. Основные опасения студентов и сотрудников университетов связаны с тем, что объединён- ный университет может превратиться в гигант- ский неуправляемый механизм, разрушающий его составные части. Они видят в слиянии вузов угрозу появления бюрократизации, сокращения рабочих мест и потери репутации вузов [12]. Интересно, что результаты социологического исследования в дальнейшем подтвердились на практике. В 2003 г. состоялось слияние четырёх нидерландских вузов, в результате чего образо- вался Университет Инхолланд. Однако через несколько лет после начала его функциониро- вания были выявлены случаи снижения каче- ства обучения на некоторых программах и мо- шенничества, связанные с продажей дипломов. Студентам Самарского университета так- же было предложено оценить изменения, про- изошедшие после объединения. Исследование показало, что в целом студенты Самарского университета не видят никаких изменений после интеграции вузов. Однако ¼ респондентов ука- зывает на преобладание отрицательных измене- ний над положительными, а по мнению другой ¼ опрошенных, объединение вузов принесло только отрицательные изменения. Важно отме- тить, что процент опрошенных, оценивающих изменения положительно (9 %), очень мал. При определении положительных изме- нений, произошедших после объединения ву- зов, студенты северной площадки отметили следующее: повышение статуса или имиджа вуза («вуз приобрёл статус федерального», «престижный статус»); проведение ремонта в учебных помещениях, в общежитиях; увеличе- ние финансирования; появление новых воз- можностей развития; появление военной кафед- ры, «чёткого руководства»; высокое качество набора студентов и другое. Студенты южной площадки выделяют следующие положитель- ные изменения: ремонт в учебных помещениях; расширение круга знакомых; увеличение воз- можностей для поступления («больше возмож- ностей для поступления в магистратуру в своём же университете», «получение возможности поступления на факультеты СамГУ», «стало 80 Социология больше институтов»); изменение финансовой политики вуза («безналичная оплата за се- местр») и другое. Что касается отрицательных изменений, то студенты северной площадки среди них вы- деляют: ухудшение финансирования студентов («задержка материальной помощи и, собствен- но, её сокращение»); поглощение СГАУ фун- даментального вуза («произошло поглощение фундаментального вуза, присвоение наших за- слуг, попытка влиять на нашу жизнь», «измене- ние строя и порядка под СГАУ», «пренебреже- ние к гуманитарному блоку университета», «больший акцент делается на технические фа- культеты; социально-гуманитарный институт подавлен»); усложнение документооборота, увеличение бюрократизации («невозможность быстро решать вопросы с документами», «ужасная бумажная волокита с документами», «стало труднее оформлять документы»); со- кращение преподавательского состава («сокра- щение штата достойных преподавателей», «сня- тие с должностей учёных бывшего СамГУ и назначение учёных из СГАУ на их места», «снятие с должности главы профкома из Сам- ГУ»); плохие условия в общежитиях (повыше- ние цен за проживание, повышение цен за Ин- тернет, заселение иностранных студентов); от- мена путёвок на море; сокращение и объедине- ние кафедр («урезают кафедры»); ухудшение финансирования площадки («деньги в вуз идут, но до нашей части вуза как-то не доходят», «со- кращение финансирования гуманитарных направлений»); неудобство передвижения меж- ду корпусами («корпусы одного университета в разных местах, что очень неудобно», «теперь по всем вопросам приходится идти в корпус на Московское шоссе», «важные вопросы прихо- дится решать в здании аэрокоса»). Студенты южной площадки среди отри- цательных моментов выделили следующее: по- нижение статуса СГАУ («падение в рейтинге, потеря статуса университета», «диплом СГАУ, наверное, был более убедительным при трудо- устройстве на работу», «изменение названия университета», «упал престиж университета»); ухудшение финансирования студентов («уменьшение финансирования СГАУ, так как оно теперь распределяется между СГАУ и Сам- ГУ», «уменьшился размер повышенной акаде- мической стипендии», «задерживали матери- альную помощь», «понижение стипендии, от- ключение бесплатного Wi-Fi», «общий бюджет и финансирование университета сильно ухуд- шились»); организации учебного процесса («изменили расписание звонков», «местами об- разование стало хуже, чем было до того», «ста- ло хуже обучение»); ухудшение качества рабо- ты профсоюза («отрицательно объединение ска- залось на профсоюзе», «развал профсоюза, не- понятные платежи профсоюза, которого уже не было»); ухудшение условий в общежитиях («высокие цены на проживание в общежитии», «повысили плату за интернет, за общежитие», «повышение оплаты общежития»). При определении регионального и феде- рального престижа Самарского университета студенты бывшего СГАУ дают более высокую оценку, чем студенты бывшего СамГУ (86 % и 62 % соответственно). Вместе с тем студенты обеих площадок дают низкую оценку (74 % и 78 % соответственно) престижу Самарского университета на мировом уровне. В рамках исследования была произведена оценка студентами престижа СамГУ и СГАУ. Результаты показали, что студенты обеих пло- щадок оценивают престиж университета, в ко- тором они учились до объединения, выше, чем престиж другого университета. Особенно дан- ная тенденция прослеживается у опрошенных студентов южной площадки: они абсолютно высоко оценивают престиж СГАУ (78 %), отда- вая СамГУ лишь средние позиции (40 %). При оценке престижа вузов до объедине- ния выявлено, что студенты северной площадки проявили большую толерантность. Они оцени- ли престиж своего вуза примерно на таком же уровне как престиж бывшего СГАУ (74 % и 60 % соответственно). В отличие от них, сту- денты южной площадки оценили свой бывший университет значительно выше (76 % оценили престиж СГАУ высоко, 40 % оценили престиж СамГУ нейтрально). Большая часть студентов бывшего СГАУ (62,6 %) выразили отрицательную оценку в от- ношении нового названия. Тогда как среди сту- дентов бывшего СамГУ данная позиция харак- терна лишь для 44,9 %. А положительная оцен- ка характерна для 20,9 % и 34,7 % соответ- ственно. Это может объясняться тем, что в но- вом названии бывший СГАУ утерял свою предметную специфику технического вуза. То- гда как «Самарский государственный универси- тет» утерял лишь слово «государственный», в Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2018. № 1 (12) 81 большей степени сохранив в лингвистике свой образ. При восприятии эмблемы также наблюда- ется более отрицательная оценка со стороны студентов бывшего СГАУ: 48,9 % выразили от- рицательную оценку в отношении новой эм- блемы, тогда как среди студентов бывшего СамГУ наблюдается более равномерный раз- брос в оценке примерно равных по численности групп (36,7 % - нравится; 34,7 % - не нравится; 28,6 % - неопределённая позиция). Выявлена отрицательная динамика удо- влетворённости студенческой жизнью в целом как среди студентов северной, так и южной площадок. Если до объединения студенты оце- нивали свою удовлетворённость в целом поло- жительно (северная площадка - 78 %, южная площадка - 70 %), то после объединения наблюдается смещение удовлетворённости к варианту: «чем-то удовлетворён, чем-то не удо- влетворён» (северная площадка - 40,8 %; юж- ная площадка - 55 %), а также незначительно, но появляются отрицательные значения удовле- творённости (северная площадка - 12 % южная площадка - 16,3 %). Можно сказать, что объединение не силь- но изменило отношения между студентами: как они были нейтральными, так они ими и остались (57 % и 51 % соответственно). Инте- ресно отметить, что, по мнению студентов, на территории южной площадки (бывшего СГАУ) отношения между студентами и преподавате- лями в большей степени доброжелательные, а на территории северной площадки - в большей степени носят нейтральный характер. Отношение студентов к администрации вуза до и после объединения в целом нейтраль- ное. Однако наблюдается отрицательная динами- ка в отношении на территории северной площад- ки. Вероятно, это связано с тем, что администра- ция находится на территории южной площадки. Опираясь на результаты исследования, можно рекомендовать следующие шаги по оп- тимизации работы вуза: 1) повысить выплаты студентам (акаде- мическую стипендию, социальную стипендию, материальную помощь); 2) увеличить финансирование научных и исследовательских работ преподавателей и сту- дентов; 3) упростить документооборот, организо- вав точки сбора документов на территории се- верной площадки для оперативной курьерской доставки на территорию южной; 4) сформировать сильный и устойчивый профком как для студентов, так и для препода- вателей; 5) проводить совместные мероприятия, где бы студенты двух площадок имели бы воз- можность общаться; 6) установить оптимальную цену за про- живание в общежитиях; 7) интегрировать гуманитарный и техни- ческий блоки вуза путём проведения совмест- ных проектов. Заключение Интеграция высших образовательных учреждений в современном мире становится распространённой практикой. Процесс укруп- нения вузов может привести как к положитель- ным результатам, так и к отрицательным. На сегодняшний день остаётся дискуссионным во- прос о том, как влияет данный процесс на каче- ство образования, на уровень конкурентоспо- собности вуза. Желание продвинуться в миро- вых рейтингах не должно отодвигать на второй план реальные нужды студентов и профессоров. А их, судя по петициям и результатам исследо- вания, волнуют вполне конкретные вещи: ис- чезновение бренда, смена преподавательского состава, размывание специализации, снижение качества образования и другое. В процессе объ- единения необходимо создавать все условия для сохранения сильных качеств университетов, инкорпорируя их в новую интегрированную культуру вуза. При определении вектора дви- жения в данном процессе необходимо учиты- вать мнение студентов и преподавателей - главных акторов университетского образования. Полученные результаты могут быть ис- пользованы администрацией вуза в процессе усо- вершенствования учебной структуры Самарского университета, в определении сильных и слабых сторон его функционирования, в повышении привлекательности для последующих поколений студентов. Данное исследование предлагает план, ориентированный на активацию действий адми- нистрации вуза по оптимизации учебного про- цесса и структуры объединённого вуза.
×

About the authors

Khanum Garnikovna Kostanyan

Samara University

Email: xanym_97@mail.ru
Samara, Russia

Irina Alekseevna Zemlyanskaya

Samara University

Email: irinadv99@mail.ru
Samara, Russia

References

  1. Рылько Е. Д. Почему слияния вузов даются непросто? URL: https://www.hse.ru/news/recent/64098302.html (дата обращения: 20.08.2018).
  2. Батий Д. Неравный союз: как проходит слияние и поглощение Вузов. URL: https://www.ucheba.ru/article/2847 (дата обращения: 6.09.2018).
  3. Отчёт Правительства о результатах деятельности за 2012 год. URL: http://government.ru/news/1411 (дата обращения: 29.08.2018).
  4. Симми Ю., Йонедзава А. Японский проект «Ведущий мировой университет» // Международное высшее образование. 2015. № 79. С. 34-37.
  5. Меликян А. В. Сияния и присоединения вузов в России и за рубежом // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 134-145.
  6. Липатова Ю. П. Влияние укрупнения вузов на их инновационное развитие // Развитие общественных наук российскими студентами. 2017. № 6. С. 64-67.
  7. Савзиханова С. Э. Обучение в плоскости сетей // Креативная экономика. 2011. № 3. С. 92-96.
  8. «5-100». URL: https://5top100.ru/ (дата обращения: 25.08.2018).
  9. Пресс-служба Минобрнауки России. URL: https://минобрнауки.рф/новости/3503 (дата обращения: 05.09.2018).
  10. Гражданской кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  11. Грудзинский А. О., Ерушкина Л. В. Теоретические основы и практика организационного объединения вузов. Анализ зарубежного опыта // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2007. № 5. С. 17-24.
  12. Куприянов Р. В., Виленский А. А., Куприянова Н. Е. Болонский процесс в России: специфика и сложности реализации // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 20. С. 412-416.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies