CONSUMER SOCETY AND THEIR ALTERNATIVE PRACTICES
- Authors: Isichko A.O.1
-
Affiliations:
- Samara University
- Issue: No 1 (10) (2017)
- Pages: 34-37
- Section: Articles
- Published: 15.11.2017
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9146
- ID: 9146
Cite item
Full Text
Abstract
Keywords
Full Text
Ключевой идеей в развитии современ- войны на передний план выходит потреб- ного общества становится концепт успеха. ление, которое изменяет весь смыл Стремление к успеху, к получению существования и использования предметов. материальных благ и удовлетворению Сейчас полезность, функции, выполняемые потребностей лежит в основе общества предметом, не играют той главенствующей потребления. Сам термин «потребительское роли, что раньше, и уступают место системе общество» был введён в оборот американским знаков и символов, потребляемых людьми учёным Эрихом Фроммом. По его мнению вместо материальности. Таким образом, при- изначально в обществе всегда присутствует обретая вещи, люди потребляют не столько их концепт «иметь или быть». В прошлом объективно прикладные качества, сколько последнее превалировало над первым, однако знаки, за которыми скрываются социальный в современном обществе существует статус, престиж, чувство сопричастности, ком- тенденция замены второго первым. В новой форт и т.д. Например, часы дорогих брэндов системе ценностей доминируют психоло- приобретаются состоятельными людьми зача- гические атрибуты обладания материальными стую не в качестве инструмента, предметами. Взаимодействие личности с показывающего время, а как показатель вещью трансформируется из субъект- статуса своего владельца [2]. объектного в субъект-субъектное, то есть не Стоит также вспомнить работу столько человек обладает вещью, сколько Т. Веблена «Теория праздного класса: предмет имеет власть над человеком [1]. экономическое исследование институций», в Рассматривая данную тему, нельзя не которой американский экономист обосновы- упомянуть идеи Жана Бодрийяра, изложенные вает существование «праздного класса» - в работе «Общество потребления» в 1970 г. слоя собственников, осуществляющих в Согласно Бодрийяру люди испокон веков своей экономической деятельности «демон- приобретали вещи и рационально стративное потребление». Веблен отрицает использовали их, однако ситуация положение о том, что потребление основано кардинально изменилась в XX в. Если раньше на физических или духовных потребностях, основу общественного хозяйства составляли утверждая, что мотивацию потребления не труд и производство, то после Второй мировой обязательно будет составлять острая нужда в чём-либо. Индивиды могут приобрести товар, следуя, например, модным тенденциям © Исичко А. О., 2017. Исичко Анастасия Олеговна, общества. Автор выделяет несколько (chizuru777333@yandex.ru), инстинктивных склонностей человека, одной магистрант социологического факультета из которых является склонность к приобре- Самарского университета, тательству. Потребление у праздного, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 35 непроизводительного класса Веблена приоб- экономическую и физическую безопасность, ретает символический характер. Именно в жители развитых стран перестают ориен- нём в большинстве своём возможно тироваться на материальные ценности и демонстративное потребление ввиду отсут- испытывают потребность в реализации ствия необходимости приобретать, следуя постматериальных потребностей - экологи- физической нужде, рациональному смыслу. ческих и зоозащитных требований, твор- Хотя и в необеспеченных слоях населения чества, эмансипации маргинальных оно может встречаться. Демонстративное социальных групп (сексуальных меньшинств, потребление выражается в стремлении инвалидов, бездомных и т. д.). Потребность в человека обладать атрибутами, присущими постматериальных ценностях нашла своё более высокому социальному статусу. выражение в альтернативных практиках Сегодня ориентация на демонстрацию своего организации жизни и повседневности [6]. положения в иерархии общества стала частью Наиболее яркие примеры, которые будут жизни, зачастую незамечаемой людьми [3]. представлены в данной работе - это хиппи, Истоки общества потребления и сторонники течения нью эйдж, чайлдфри, пришедшего вслед за ним консьюмеризма дауншифтеры и скаппи. коренятся в 50-60-ых гг., когда США Первым ответом на потребительские переживало невиданный ранее экономи- тенденции со стороны общества стало ческий подъём. «Американская мечта» движение «хиппи» - субкультура, возникшая воплотилась в реальность - к началу 60-ых гг. в 1960 гг. в США. Радикально настроенная большинство граждан имели собственные молодёжь провозгласила свободу главной дома, автомобили и прочие предметы ценностью человека, отвергнув традицион- комфорта, значительно облегчающие ные социальные институты брака, соседских повседневную жизнь. Средства массовой общин, конфессии. Концепция свободной информации популяризовали и идеализи- любви заменила концепцию семьи, ровали образ рядовой американской семьи коммуны - традиционные формы организа- среднего класса. Данный идеал матери- ции жизни, а восточная философия и ального благополучия стал целью для многих, оккультизм - религию. Хиппи проложили а процесс потребления средством её первые тропы к отказу от ценностей достижения. В то же время набирает обороты доминирующей потребительской культуры в и критика подобной ориентации общества. поиске альтернативного варианта [4]. Аналитики и эксперты увидели в неогра- Термин «Нью Эйдж» начал широко ниченном потреблении угрозу ключевым применятся в средствах массовой информации социальным институтам общества, а также в начале 80-ых гг., хотя сама субкультура нравственности отдельной личности [4]. зародилась много ранее, сложившись из ок- Стоит отметить, что термин «консьюме- культизма, спиритизма, шаманизма и прочих ризм» изначально трактовался как «точка подобных религиозных течений. Нью Эйдж зрения, согласно которой экономическая представляет собой сплав различных мисти- деятельность должна быть организована в ческих и эзотерических движений и течений. соответствии с интересами потребителей, а не Нью Эйдж не имеет чётко организованной производителей» [5], то есть в качестве структуры и доктрины, объединяющей всех общественного движения в защиту прав последователей. Общим принципом для всех потребителей. Однако под влиянием критики является положение о наступлении новой данный термин приобрел значение синони- эпохи (отсюда название New Age или «Эра мичное потреблению вообще и его отри- Водолея» по версии некоторых групп с цательному влиянию в частности [4]. астрологическим уклоном). Эра будущего Рональд Инглхарт в противовес теории характеризуется знаменательным развитием в материализма сформулировал теорию культуре и технологиях человечества. В наше постматериализма, согласно которой время это движение стало популярным во вследствие продолжительного периода многих слоях общества благодаря популяри- материального благополучия в странах зации в массовой культуре. Группы последо- Запада массово происходит смена вателей нью эйдж действуют в экологическом, ценностных ориентаций. Обеспечив себе просветительском, культурном, образователь- 36 Социология ном и прочих направлениях. Приверженцы чайлдфри обосновывают по-разному, приводя данной субкультуры читают лекции, в аргументацию такие причины как карь- организовывают духовно-оздоровительные ерный рост и опасение потерять работу, страх выставки, проводят психотренинги, ведут родов, боязнь ответственности, отсутствие программы экстрасенсов и т. д. Все эти материнского инстинкта, финансовые мероприятия направлены на переход общества проблемы. Н. С. Смакотина и С. В. Семко в в новую более совершенную эпоху [7]. рамках своего исследования выделили История следующей альтернативной терминальные ценности чайлдфри: карьера, культуры - дауншифтинга - берёт своё образование, финансовая независимость, начало в 80-ых гг., когда Д. Элгин ввёл индивидуализм, либерализм, нонконформизм, понятие «добровольная простота», означа- свобода, здоровье, сохранение красоты ющее баланс между финансовыми возмож- фигуры, досуг, хобби [10]. ностями и духовными потребностями челове- Другая субкультура под названием ка. По мнению Элгина, если вынужденная «скаппи» представляет собой своеобразный бедность ограничивает человека, то гибрид «детей цветов» хиппи и деловых яппи. «добровольная простота» освобождает его. Скаппи - это обеспеченные люди среднего Непосредственно явление дауншифтинга класса и выше, которые задумываются об начало набирать популярность на рубеже экологических проблемах и различными XX-XXI вв. в западных странах. Термин способами стараются принять участие в их «дауншифтинг» пришёл из жаргона разрешении. Это могут быть пожертвования в автомобилистов и дословно означает фонды по защите дикой природы, поддержка «сбавить скорость, перейти на пониженную альтернативных источников энергии (солнца, передачу». К дауншифтерам относят людей, ветра и т. д.), выбор в потреблении товаров из добровольно отказавшихся от продвижения натурального или перерабатываемого матери- вверх по социальной лестнице [8; 9]. ала и т. д. Экологический рационализм явля- В. Н. Мерзлякова выделяет две группы ется основной вехой в философии скаппи. стратегий дауншифтинга - лёгкий даун- Представленные выше альтернативные шифтинг (не предусматривает полного практики мало распространены в России, воз- разрыва старых социальных связей, позволяет можной причиной чему можно предположить восстановить утраченный статус) и «глубокий господство материальных ценностей в нашей дауншифтинг» (требует радикальных стране. Такой вывод можно сделать благодаря изменений во всех сферах жизни человека). тому, что, по Инглхарту, материальные Дауншифтинг может проявляться по- ценности превалируют у людей, не разному, например, возможна смена чувствующих себя в экономической и профессии (с более оплачиваемой на более физической безопасности. Так, в России, по любимую), перераспределение времени, данным Росстата, с 2014 г. наблюдается затрачиваемого на работу и отдых, переезд стабильное повышение численности (из города в деревню или в развивающуюся населения, находящегося за чертой бедности: страну) [9]. Основные причины, побужда- если в 2014 г. оно составляло 16,1 миллионов ющие людей присоединиться к дауншиф- человек (11,2 % от всей численности), то в терам, заключаются в профессиональном и 2016 г. - 19,8 миллионов (13,5 %). В июне эмоциональном выгорании, недостатке 2017 г. председатель Счётной палаты Татьяна времени на семью и желании вести здоровый Голикова в своём выступлении назвала цифры образ жизни [10]. за первый квартал 2017 г. - 22 миллиона В 1990-е гг. набирает популярность человек (15 %) [11]. Тем не менее, в России движение «чайлдфри», в основе которого появляется все больше волонтерских лежит идея о сознательном отказе иметь движений, социальных объединений, детей в пользу личного саморазвития, направленных на защиту определённых карьеры, удовольствия и т. д. За двадцать лет социальных групп, а также растёт своего существования данное мировоззрение популярность практик, рассмотренных выше. сложилось в устойчивую модель репродук- Данные альтернативные движения до сих пор тивного поведения, и число его последова- мало изучены в российской науке, что телей растёт с каждым годом. Свою позицию открывает перед исследователями огромный Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 37 простор для работы, хотя эти субкультуры взаимодействия и конфликты: матер. IX характеризуются закрытостью, и их изучение региональной научн. конф. Воронеж, связано со многими трудностямиAbout the authors
Anastasia Olegovna Isichko
Samara University
Email: chizuru777333@yandex.ru
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34
References
- Фромм Э. Иметь или быть = To Have or to Be? / перевод Э. М. Телятниковой. М.: Аст, Астрель, 2010. 320 с.
- Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика, 2006. 269 с.
- Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций. М.: Прогресс, 1984. 367 с.
- Соловьёв А. В. Общество потребления и движение контркультуры в США во второй половине ХХ века // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 30. С. 37-46.
- Экономика. Толковый словарь / под ред. И. М. Осадчей. М.: ИНФРА-М; Весь Мир. 2000. 356 с.
- Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. М.: Новое издательство, 2011. 464 с.
- Дворников В. В., Сидорков С. С. К вопросу об альтернативе обществу потребления // Власть и общество: практики взаимодействия и конфликты: матер. IX региональной научн. конф. Воронеж, ИСТОКИ, 2015. С. 393-400.
- Ермакова С. Н. Дауншифтинг: социально-психологический феномен // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 6 (112). С. 97-107.
- Мерзлякова В. Н. Альтернативные модели успешности в современной культуре: дауншифтинг // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 4. С. 33-42.
- Смакотина Н. Л., Семко С. В. Протестные процессы общества. потребления в фокусе социо-культурного анализа // Ценности и смыслы. 2012. № 5 (21). С. 106-119.
- Выступление Председателя Счётной палаты Татьяны Голиковой на пленарном заседании Совета Федерации в рамках обсуждения законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон “О федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.”» [Электронный ресурс]. URL: http://audit.gov.ru/structure/golikovatatyana-alekseevna/speeches/30602/ (дата обращения: 01.10.2017).