ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ЕГО АЛЬТЕРНАТИВЫ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Автор прослеживает историю появления и развития идеи общества потребления. Подвергаются анализу идеи критики данного направления. Рассмотрению подверглись концепции таких учёных, как Эрих Фромм, Жан Бодрийяр, Теодор Веблен, Рональд Инглхарт. Автор приводит обоснование термина «консьюмеризм», анализируя различные его значения в определённые периоды времени. В качестве наиболее ярких примеров практик организации жизни и повседневности альтернативных обществу потребления в статье описываются особенности основных крупных протестных субкультур, таких как хиппи, чайлдфри, дауншифтинг, нью эйдж и скаппи. Основной акцент ставится на течениях чайлдфри и дауншифтинга: рассматриваются теоретические концепты и результаты эмпирических исследований данных сообществ.

Полный текст

Ключевой идеей в развитии современ- войны на передний план выходит потреб- ного общества становится концепт успеха. ление, которое изменяет весь смыл Стремление к успеху, к получению существования и использования предметов. материальных благ и удовлетворению Сейчас полезность, функции, выполняемые потребностей лежит в основе общества предметом, не играют той главенствующей потребления. Сам термин «потребительское роли, что раньше, и уступают место системе общество» был введён в оборот американским знаков и символов, потребляемых людьми учёным Эрихом Фроммом. По его мнению вместо материальности. Таким образом, при- изначально в обществе всегда присутствует обретая вещи, люди потребляют не столько их концепт «иметь или быть». В прошлом объективно прикладные качества, сколько последнее превалировало над первым, однако знаки, за которыми скрываются социальный в современном обществе существует статус, престиж, чувство сопричастности, ком- тенденция замены второго первым. В новой форт и т.д. Например, часы дорогих брэндов системе ценностей доминируют психоло- приобретаются состоятельными людьми зача- гические атрибуты обладания материальными стую не в качестве инструмента, предметами. Взаимодействие личности с показывающего время, а как показатель вещью трансформируется из субъект- статуса своего владельца [2]. объектного в субъект-субъектное, то есть не Стоит также вспомнить работу столько человек обладает вещью, сколько Т. Веблена «Теория праздного класса: предмет имеет власть над человеком [1]. экономическое исследование институций», в Рассматривая данную тему, нельзя не которой американский экономист обосновы- упомянуть идеи Жана Бодрийяра, изложенные вает существование «праздного класса» - в работе «Общество потребления» в 1970 г. слоя собственников, осуществляющих в Согласно Бодрийяру люди испокон веков своей экономической деятельности «демон- приобретали вещи и рационально стративное потребление». Веблен отрицает использовали их, однако ситуация положение о том, что потребление основано кардинально изменилась в XX в. Если раньше на физических или духовных потребностях, основу общественного хозяйства составляли утверждая, что мотивацию потребления не труд и производство, то после Второй мировой обязательно будет составлять острая нужда в чём-либо. Индивиды могут приобрести товар, следуя, например, модным тенденциям © Исичко А. О., 2017. Исичко Анастасия Олеговна, общества. Автор выделяет несколько (chizuru777333@yandex.ru), инстинктивных склонностей человека, одной магистрант социологического факультета из которых является склонность к приобре- Самарского университета, тательству. Потребление у праздного, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 35 непроизводительного класса Веблена приоб- экономическую и физическую безопасность, ретает символический характер. Именно в жители развитых стран перестают ориен- нём в большинстве своём возможно тироваться на материальные ценности и демонстративное потребление ввиду отсут- испытывают потребность в реализации ствия необходимости приобретать, следуя постматериальных потребностей - экологи- физической нужде, рациональному смыслу. ческих и зоозащитных требований, твор- Хотя и в необеспеченных слоях населения чества, эмансипации маргинальных оно может встречаться. Демонстративное социальных групп (сексуальных меньшинств, потребление выражается в стремлении инвалидов, бездомных и т. д.). Потребность в человека обладать атрибутами, присущими постматериальных ценностях нашла своё более высокому социальному статусу. выражение в альтернативных практиках Сегодня ориентация на демонстрацию своего организации жизни и повседневности [6]. положения в иерархии общества стала частью Наиболее яркие примеры, которые будут жизни, зачастую незамечаемой людьми [3]. представлены в данной работе - это хиппи, Истоки общества потребления и сторонники течения нью эйдж, чайлдфри, пришедшего вслед за ним консьюмеризма дауншифтеры и скаппи. коренятся в 50-60-ых гг., когда США Первым ответом на потребительские переживало невиданный ранее экономи- тенденции со стороны общества стало ческий подъём. «Американская мечта» движение «хиппи» - субкультура, возникшая воплотилась в реальность - к началу 60-ых гг. в 1960 гг. в США. Радикально настроенная большинство граждан имели собственные молодёжь провозгласила свободу главной дома, автомобили и прочие предметы ценностью человека, отвергнув традицион- комфорта, значительно облегчающие ные социальные институты брака, соседских повседневную жизнь. Средства массовой общин, конфессии. Концепция свободной информации популяризовали и идеализи- любви заменила концепцию семьи, ровали образ рядовой американской семьи коммуны - традиционные формы организа- среднего класса. Данный идеал матери- ции жизни, а восточная философия и ального благополучия стал целью для многих, оккультизм - религию. Хиппи проложили а процесс потребления средством её первые тропы к отказу от ценностей достижения. В то же время набирает обороты доминирующей потребительской культуры в и критика подобной ориентации общества. поиске альтернативного варианта [4]. Аналитики и эксперты увидели в неогра- Термин «Нью Эйдж» начал широко ниченном потреблении угрозу ключевым применятся в средствах массовой информации социальным институтам общества, а также в начале 80-ых гг., хотя сама субкультура нравственности отдельной личности [4]. зародилась много ранее, сложившись из ок- Стоит отметить, что термин «консьюме- культизма, спиритизма, шаманизма и прочих ризм» изначально трактовался как «точка подобных религиозных течений. Нью Эйдж зрения, согласно которой экономическая представляет собой сплав различных мисти- деятельность должна быть организована в ческих и эзотерических движений и течений. соответствии с интересами потребителей, а не Нью Эйдж не имеет чётко организованной производителей» [5], то есть в качестве структуры и доктрины, объединяющей всех общественного движения в защиту прав последователей. Общим принципом для всех потребителей. Однако под влиянием критики является положение о наступлении новой данный термин приобрел значение синони- эпохи (отсюда название New Age или «Эра мичное потреблению вообще и его отри- Водолея» по версии некоторых групп с цательному влиянию в частности [4]. астрологическим уклоном). Эра будущего Рональд Инглхарт в противовес теории характеризуется знаменательным развитием в материализма сформулировал теорию культуре и технологиях человечества. В наше постматериализма, согласно которой время это движение стало популярным во вследствие продолжительного периода многих слоях общества благодаря популяри- материального благополучия в странах зации в массовой культуре. Группы последо- Запада массово происходит смена вателей нью эйдж действуют в экологическом, ценностных ориентаций. Обеспечив себе просветительском, культурном, образователь- 36 Социология ном и прочих направлениях. Приверженцы чайлдфри обосновывают по-разному, приводя данной субкультуры читают лекции, в аргументацию такие причины как карь- организовывают духовно-оздоровительные ерный рост и опасение потерять работу, страх выставки, проводят психотренинги, ведут родов, боязнь ответственности, отсутствие программы экстрасенсов и т. д. Все эти материнского инстинкта, финансовые мероприятия направлены на переход общества проблемы. Н. С. Смакотина и С. В. Семко в в новую более совершенную эпоху [7]. рамках своего исследования выделили История следующей альтернативной терминальные ценности чайлдфри: карьера, культуры - дауншифтинга - берёт своё образование, финансовая независимость, начало в 80-ых гг., когда Д. Элгин ввёл индивидуализм, либерализм, нонконформизм, понятие «добровольная простота», означа- свобода, здоровье, сохранение красоты ющее баланс между финансовыми возмож- фигуры, досуг, хобби [10]. ностями и духовными потребностями челове- Другая субкультура под названием ка. По мнению Элгина, если вынужденная «скаппи» представляет собой своеобразный бедность ограничивает человека, то гибрид «детей цветов» хиппи и деловых яппи. «добровольная простота» освобождает его. Скаппи - это обеспеченные люди среднего Непосредственно явление дауншифтинга класса и выше, которые задумываются об начало набирать популярность на рубеже экологических проблемах и различными XX-XXI вв. в западных странах. Термин способами стараются принять участие в их «дауншифтинг» пришёл из жаргона разрешении. Это могут быть пожертвования в автомобилистов и дословно означает фонды по защите дикой природы, поддержка «сбавить скорость, перейти на пониженную альтернативных источников энергии (солнца, передачу». К дауншифтерам относят людей, ветра и т. д.), выбор в потреблении товаров из добровольно отказавшихся от продвижения натурального или перерабатываемого матери- вверх по социальной лестнице [8; 9]. ала и т. д. Экологический рационализм явля- В. Н. Мерзлякова выделяет две группы ется основной вехой в философии скаппи. стратегий дауншифтинга - лёгкий даун- Представленные выше альтернативные шифтинг (не предусматривает полного практики мало распространены в России, воз- разрыва старых социальных связей, позволяет можной причиной чему можно предположить восстановить утраченный статус) и «глубокий господство материальных ценностей в нашей дауншифтинг» (требует радикальных стране. Такой вывод можно сделать благодаря изменений во всех сферах жизни человека). тому, что, по Инглхарту, материальные Дауншифтинг может проявляться по- ценности превалируют у людей, не разному, например, возможна смена чувствующих себя в экономической и профессии (с более оплачиваемой на более физической безопасности. Так, в России, по любимую), перераспределение времени, данным Росстата, с 2014 г. наблюдается затрачиваемого на работу и отдых, переезд стабильное повышение численности (из города в деревню или в развивающуюся населения, находящегося за чертой бедности: страну) [9]. Основные причины, побужда- если в 2014 г. оно составляло 16,1 миллионов ющие людей присоединиться к дауншиф- человек (11,2 % от всей численности), то в терам, заключаются в профессиональном и 2016 г. - 19,8 миллионов (13,5 %). В июне эмоциональном выгорании, недостатке 2017 г. председатель Счётной палаты Татьяна времени на семью и желании вести здоровый Голикова в своём выступлении назвала цифры образ жизни [10]. за первый квартал 2017 г. - 22 миллиона В 1990-е гг. набирает популярность человек (15 %) [11]. Тем не менее, в России движение «чайлдфри», в основе которого появляется все больше волонтерских лежит идея о сознательном отказе иметь движений, социальных объединений, детей в пользу личного саморазвития, направленных на защиту определённых карьеры, удовольствия и т. д. За двадцать лет социальных групп, а также растёт своего существования данное мировоззрение популярность практик, рассмотренных выше. сложилось в устойчивую модель репродук- Данные альтернативные движения до сих пор тивного поведения, и число его последова- мало изучены в российской науке, что телей растёт с каждым годом. Свою позицию открывает перед исследователями огромный Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 37 простор для работы, хотя эти субкультуры взаимодействия и конфликты: матер. IX характеризуются закрытостью, и их изучение региональной научн. конф. Воронеж, связано со многими трудностями
×

Об авторах

Анастасия Олеговна Исичко

Самарский университет

Email: chizuru777333@yandex.ru
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Фромм Э. Иметь или быть = To Have or to Be? / перевод Э. М. Телятниковой. М.: Аст, Астрель, 2010. 320 с.
  2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика, 2006. 269 с.
  3. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций. М.: Прогресс, 1984. 367 с.
  4. Соловьёв А. В. Общество потребления и движение контркультуры в США во второй половине ХХ века // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 30. С. 37-46.
  5. Экономика. Толковый словарь / под ред. И. М. Осадчей. М.: ИНФРА-М; Весь Мир. 2000. 356 с.
  6. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. М.: Новое издательство, 2011. 464 с.
  7. Дворников В. В., Сидорков С. С. К вопросу об альтернативе обществу потребления // Власть и общество: практики взаимодействия и конфликты: матер. IX региональной научн. конф. Воронеж, ИСТОКИ, 2015. С. 393-400.
  8. Ермакова С. Н. Дауншифтинг: социально-психологический феномен // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 6 (112). С. 97-107.
  9. Мерзлякова В. Н. Альтернативные модели успешности в современной культуре: дауншифтинг // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 4. С. 33-42.
  10. Смакотина Н. Л., Семко С. В. Протестные процессы общества. потребления в фокусе социо-культурного анализа // Ценности и смыслы. 2012. № 5 (21). С. 106-119.
  11. Выступление Председателя Счётной палаты Татьяны Голиковой на пленарном заседании Совета Федерации в рамках обсуждения законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон “О федеральном бюджете на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг.”» [Электронный ресурс]. URL: http://audit.gov.ru/structure/golikovatatyana-alekseevna/speeches/30602/ (дата обращения: 01.10.2017).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах