Determining the dependence of the consumption characteristics of the screw-centrifugal nozzle and spray angle on the minimum size of elements and setting

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents the results of modeling the processes of liquid fuel atomization of a three-way centrifugal screw nozzle used in the combustion chamber of a gas turbine engine. The effect of the minimum size of a computational grid element on the calculation results by CFD methods is studied. Parameters such as the angle of fuel spray and liquid flow rate depending on the pressure drop were investigated. The required element size in the spray area was determined for calculating these characteristics using CFD for various settings (stationary and non-stationary). The difference in the calculation results when using stationary and non-stationary formulations, the advantages of each of them, as well as the area of their applicability for the problem of modeling the spray in the investigated nozzle are revealed. Comparison of calculation results with experimental data is presented.

Full Text

Качество распыла жидкого топлива оказывает влияние на протекание процесса горения, а, следовательно, на основные характеристики камеры сгорания [1]. Поэтому, на этапе проектирования камер сгорания ГТД необходимо определять параметры топливных форсунок такие как расход топлива, угол распыла и других [1]. В данной работе представлены результаты отработки методики, основанной на методах вычислительной газовой динамики CFD в трехмерной постановке, позволяющей рассчитывать характеристики форсунок без проведения экспериментальных исследований. Предметом исследования в данной работе является топливная центробежная форсунка с трёхзаходным шнеком и диаметром сопла форсунки dсопл.=350 мкм (рис. 1). Расчёты выполнены в трёхмерной нестационарной и стационарной постановках. Использовалась модель турбулентности k-omega [2]. В нестационарной постановке расчет проводился с переменным шагом по времени с условием сохранения числа Куранта [3], не превышающим единицу. На входе в расчётную область задавалось избыточное давление в диапазоне 0,5­­­­ ­– ­­­­­­10 кПа.

Для определения влияния размера элементов расчеты проводились с сеточными моделями с минимальными линейными размерами элемента (lmin), варьирующимися в пределах от 12,5 до 100 мкм. Измельчение сетки производилось во входных каналах, сопле, камере закручивания и области распыла. Минимальный размер достигался в последней, там, где образуется угол (рис. 2).

По данным расчетов построены графики, которые отображают зависимости расхода (рис. 3) и угла распыла топлива (рис. 4) от перепада давления при использовании сеток с различными размерами элемента.

Представленные на рисунке 3 данные показывают, что расхождение между расчетными и экспериментальными данными по расходной характеристике в среднем не превышают 2 % для всех исследуемых размеров элементов сетки.

 

Рис. 1. Геометрическая модель трехзаходной шнекоцентробежной форсункиа) – схема устройства форсунки, (1-пружина, 2-шнек, 3-сопло) б) – геометрическая модель проточной части внутри форсунки

 

Рис. 2. Расчётная сеточная модельа) lmin=100 мкм, б) lmin=55 мкм

 

Рис. 3. Изменение массового расхода от перепада давления в стационарной (а) и нестационарной постановках (б)

 

Рис. 4. Изменение угла распыла от перепада давления в стационарной (а)и нестационарной постановках (б)

 

Таблица 1

Среднеквадратичное отклонение результатов расчёта от данных эксперимента

lmin, мкм

Среднеквадратичное отклонение, град

Среднеарифметическая

относительная погрешность, %

стационарная

 постановка

нестационарная постановка

стационарная

постановка

нестационарная постановка

12,5

11,9

17,7

40

16,5

9,4

26,4

16,4

55

18,9

8,9

33,1

14,6

75

23,8

15,1

42,5

21,0

100

57,6

29,3

100,0

53,4

 

Максимальное расхождение соответствует наиболее высокому перепаду давления (ΔP=10 атмосфер) и равно 8%. Также показано, что результаты расчета расходов топлива в стационарной постановке относительно результатов при использовании нестационарной различаются не более чем на 0,5%. Таким образом для задач определения расходной характеристики форсунки можно использовать сеточную модель с относительно крупным размером элементов. Кроме этого, расчёты могут быть выполнены в стационарной постановке для уменьшения времени расчёта.

Получены результаты расчётов угла распыла топлива для разных сеток в зависимости от перепада давления.

В случае с углом распыла постановка задачи оказывает существенное влияние. Так, для lmin=100 мкм при использовании стационарной постановки угол не образуется, данное явление отображено на графике нулевыми значениями угла распыла. В итоге это приводит к большим отклонениям и погрешностям при использовании этой модели для расчета угла распыла и делает ее нерелевантной. При CFD расчете отклонение зависит от размера элементов, значения отклонений при разных lmin сведены в таблицы, где результаты использования CFD метода сравниваются с данными эксперимента.

Таким образом, на результаты расчета угла распыла топлива существенное влияние оказывает как постановка задачи, так и размер элемента в расчётной области. Видна общая тенденция повышения отклонения при переходе к стационарной постановке и увеличении размера элемента.

Использование адаптации

   Для уменьшения времени расчета использовалась динамическая адаптация расчетной сетки в области сопла форсунки. За счет ее использования было достигнуто семикратное уменьшение количества элементов в расчетной сетке, использующей адаптацию для получения lmin=12,5 мкм, по сравнению с сеткой, в которой данный размер был задан изначально. Адаптация проводилась по критерию, характеризующему поверхность раздела фаз – керосина и воздуха. На основе вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости использования адаптации для оптимизации расчета, в случае необходимости малого минимального размера элемента.

Заключение

   В результате работы показано, что минимальный размер элемента и постановка задачи оказывают существенное влияние на результаты расчёта угла распыла топлива. Так, при переходе к нестационарной постановке расхождение получаемых значений углов распыла с экспериментальными данными уменьшается. Уменьшение минимального размера элементов приводит к увеличению углов, получаемых с помощью CFD. В то же время оба фактора не оказывают существенного влияния на расход топлива и для его расчёта могут быть использованы модели с меньшим количеством элементов и стационарная постановка для увеличения скорости расчёта. В связи с высоким расхождением результатов, полученных при использовании сеток с большим минимальным размером элементов, можно сделать вывод, что для определения угла распыла форсунки необходимо использовать сеточную модель с lmin меньше 75 мкм. Необходимо дальнейшее расширение исследуемой области размеров элементов для определения максимального lmin, после дальнейшего увеличения которого его влияние на расход становится ощутимым.

×

About the authors

Denis Vladimirovich Yakushkin

Samara University

Author for correspondence.
Email: fs_barsa@mail.ru

student III course

Russian Federation, 443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34

Vsevolod Vladimirovich Yastrebov

Samara University

Email: seva.yastrebov@yandex.ru

student III course of the Institute of Engine and Power Plant Engineering of the Samara University

Russian Federation, 443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies