Features of development of system innovations in Russia

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In this article researches such system innovation as Digital economics development program in Russia Federation and its law base. As a result, we found different disadvantages of system for building digital economics in Russia. Reasons of disadvantages were: low development of Information and communication technologies and uncertain using these technologies in our country. During research we explored statistics of Global Digital economics Indexes, what showed us big gap between Russia and countries which are on the leader places. Due to this research we found possible ways to adjust this program in order to make all processes in it faster and more comfortable for public.

Full Text

Инновация – конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукт или технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Для инновации свойственны: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость (способность удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю) [1]. Классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

В распоряжении правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, где ключевой фактор производства - данные в цифровой форме, способствующей формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры РФ, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы. Цифровая экономика представлена 3 уровнями (рис. 1) [3].

Ступени развития системы можно представить следующим образом (рис. 2).

Согласно пункту о реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Правительству РФ было поручено обеспечить к 2024 году [6]:

  • создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
  • создание системы правового регулирования цифровой экономики;
  • обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров;
  • обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок.

 

Рис. 1. Три уровня цифровой экономики [3]

 

Рис. 2. Ступени развития системы цифровой экономики в России

 

Таблица 1

 Статистика индексов цифровой экономики

Глобальный индекс кибербезопасности (Global Cybersecurity Index)

Страна

2017 год

2018 год

Россия

10 место – 0,788

26 место – 0,836

Другие страны: Франция, Испания, Литва

8 место – 0,819

54 место – НД

57 место – НД

3 место – 0,918

7 место – 0,896

4 место – 0,908

Индекс Доступа к ИКТ в реестре Глобального инновационного индекса (Global Innovation Index)

Россия

44 место – 72,3

45 место – 72,3

Индекс удельного веса населения, использующего интернет, в общей численности населения (Internet users % pop.)

Россия

38 место – 76,4

49 место – 73,1

 

Национальная программа «Цифровая экономика РФ» один из первых примеров национальных целей на основе принципов проектного управления [6].

Основные проблемы в организации данной системы инноваций в условиях России [2]:

  • отсутствие законодательной и нормативно-правовой базы;
  • отсутствие институциональной инфраструктуры;
  • разрыв в уровне развития технологий в отраслях экономики (цифровое неравенство);
  • недостаточную информационную безопасность/государства/бизнеса/ граждан;
  • последствия структурных изменений внутреннего и внешнего рынков труда;
  • недостатки системы подготовки квалифицированных кадров (высшей/средней школы).

Проблемы подтверждены статистикой, приведённой экспертами из НИУ ВШЭ [9] (табл. 1).

На основании мнений экспертов, основными векторами должны стать: 1) совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, чьи профессии могут стать неактуальны вследствие информатизации процессов, и кто будет работать в сфере цифровой экономики [7]; 2) развитие нормативно-правовой базы, регулирующей отношения, возникающие в процессе взаимодействия субъектов по вопросам Цифровой экономики; предположительно, данная мера ускорит развитие Цифровой экономики, и значительного роста можно добиться уже через 1–2 года [4, 5]; 3) поддержка системного развития технологической базы.

На данный момент программа «Цифровая экономика РФ» не cвязана со смежными документами стратегического планирования («Стратегия развития информационного общества», «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации»). Развитие цифровой экономики неразрывно связано с прогрессом ИКТ. На рис. 3 видно, на каком уровне находится наша страна относительно стран-лидеров по показателям индекса развития ИКТ [8].

При активной поддержке системного развития технологической базы можно достигнуть повышения уровня развития Цифровой экономики в стране не менее, чем на 20% через год. (среднее значение отставания России от лидирующих позиций с учётом естественного роста показателей).

Без долгосрочной стратегии социально-экономического развития и чётко сформулированных структурных приоритетов промышленного развития, разработка которых постоянно затягивается, принятая цифровая программа теряет часть перспектив на реализацию.

В условиях пандемии коронавируса, наше исследование строилось на основе изучения исключительно источников (статей), размещённых на электронных ресурсах, а также официальных сайтов органов государственной власти РФ.

Сегодня в условиях глобального экономического кризиса возникает множество вопросов и задач, ответы на которые и решение которых требуют использования новых подходов. Самой актуальной темой, как в теории, так и в практике стало внедрение инноваций. В связи с взаимозависимостью всех процессов, подсистем и их элементов можно смело сказать, что практические любые инновационные решения будут иметь тот или иной системный эффект и результат внедрения новшеств будут влиять на развитие всего предприятия, отрасли.

Стоит отметить, что в эпоху пандемии коронавируса возникает новая экономическая реальность – мир ждёт новый уровень цифровизации. В частности, произойдет развитие онлайн – экономики. Поэтому одна из главных задач для экономики России – формирование масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики (послание Президента РФ Федеральному собранию от 01.12.2016 г.).

 

Рис. 3. График развития ИКТ в России и в мире

 

Таким образом, с помощью данного исследования актуализируются вопросы, связанные с развитием нормативно-правовой базы в Российской Федерации и грамотным построением программ и проектов, которые определяют скорость и эффективность развития системных инноваций в стране.

×

About the authors

Olga Viktorovna Zharkova

Samara University

Author for correspondence.
Email: zhorik2000@list.ru

student II course of the Institute of Economics and Management

Russian Federation, 443086, Samara, Moskovskoye Shosse,34

Aleksey Gennadievich Savin

Samara University

Email: a.g.savin@mail.ru

доцент кафедры организации производства Самарского университета

Russian Federation, 443086, Samara, Moskovskoye Shosse,34

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig 1. Three levels of the digital economy [3]

Download (139KB)
3. Fig 2. Stages of development of the digital economy system in Russia

Download (95KB)
4. Fig 3. Graph of ICT development in Russia and in the world

Download (118KB)

Copyright (c) 1970 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies