Features of development of system innovations in Russia
- Authors: Zharkova O.V.1, Savin A.G.1
-
Affiliations:
- Samara University
- Issue: No 2 (17) (2020)
- Pages: 88-91
- Section: Economics and management
- Published:
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9306
- ID: 9306
Cite item
Full Text
Abstract
In this article researches such system innovation as Digital economics development program in Russia Federation and its law base. As a result, we found different disadvantages of system for building digital economics in Russia. Reasons of disadvantages were: low development of Information and communication technologies and uncertain using these technologies in our country. During research we explored statistics of Global Digital economics Indexes, what showed us big gap between Russia and countries which are on the leader places. Due to this research we found possible ways to adjust this program in order to make all processes in it faster and more comfortable for public.
Full Text
Инновация – конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукт или технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Для инновации свойственны: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость (способность удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю) [1]. Классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
- технологические;
- производственные;
- экономические;
- торговые;
- социальные;
- в области управления.
В распоряжении правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, где ключевой фактор производства - данные в цифровой форме, способствующей формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры РФ, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы. Цифровая экономика представлена 3 уровнями (рис. 1) [3].
Ступени развития системы можно представить следующим образом (рис. 2).
Согласно пункту о реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Правительству РФ было поручено обеспечить к 2024 году [6]:
- создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок;
- создание системы правового регулирования цифровой экономики;
- обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров;
- обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок.
Рис. 1. Три уровня цифровой экономики [3]
Рис. 2. Ступени развития системы цифровой экономики в России
Таблица 1
Статистика индексов цифровой экономики
Глобальный индекс кибербезопасности (Global Cybersecurity Index) | ||
Страна | 2017 год | 2018 год |
Россия | 10 место – 0,788 | 26 место – 0,836 |
Другие страны: Франция, Испания, Литва | 8 место – 0,819 54 место – НД 57 место – НД | 3 место – 0,918 7 место – 0,896 4 место – 0,908 |
Индекс Доступа к ИКТ в реестре Глобального инновационного индекса (Global Innovation Index) | ||
Россия | 44 место – 72,3 | 45 место – 72,3 |
Индекс удельного веса населения, использующего интернет, в общей численности населения (Internet users % pop.) | ||
Россия | 38 место – 76,4 | 49 место – 73,1 |
Национальная программа «Цифровая экономика РФ» один из первых примеров национальных целей на основе принципов проектного управления [6].
Основные проблемы в организации данной системы инноваций в условиях России [2]:
- отсутствие законодательной и нормативно-правовой базы;
- отсутствие институциональной инфраструктуры;
- разрыв в уровне развития технологий в отраслях экономики (цифровое неравенство);
- недостаточную информационную безопасность/государства/бизнеса/ граждан;
- последствия структурных изменений внутреннего и внешнего рынков труда;
- недостатки системы подготовки квалифицированных кадров (высшей/средней школы).
Проблемы подтверждены статистикой, приведённой экспертами из НИУ ВШЭ [9] (табл. 1).
На основании мнений экспертов, основными векторами должны стать: 1) совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, чьи профессии могут стать неактуальны вследствие информатизации процессов, и кто будет работать в сфере цифровой экономики [7]; 2) развитие нормативно-правовой базы, регулирующей отношения, возникающие в процессе взаимодействия субъектов по вопросам Цифровой экономики; предположительно, данная мера ускорит развитие Цифровой экономики, и значительного роста можно добиться уже через 1–2 года [4, 5]; 3) поддержка системного развития технологической базы.
На данный момент программа «Цифровая экономика РФ» не cвязана со смежными документами стратегического планирования («Стратегия развития информационного общества», «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации»). Развитие цифровой экономики неразрывно связано с прогрессом ИКТ. На рис. 3 видно, на каком уровне находится наша страна относительно стран-лидеров по показателям индекса развития ИКТ [8].
При активной поддержке системного развития технологической базы можно достигнуть повышения уровня развития Цифровой экономики в стране не менее, чем на 20% через год. (среднее значение отставания России от лидирующих позиций с учётом естественного роста показателей).
Без долгосрочной стратегии социально-экономического развития и чётко сформулированных структурных приоритетов промышленного развития, разработка которых постоянно затягивается, принятая цифровая программа теряет часть перспектив на реализацию.
В условиях пандемии коронавируса, наше исследование строилось на основе изучения исключительно источников (статей), размещённых на электронных ресурсах, а также официальных сайтов органов государственной власти РФ.
Сегодня в условиях глобального экономического кризиса возникает множество вопросов и задач, ответы на которые и решение которых требуют использования новых подходов. Самой актуальной темой, как в теории, так и в практике стало внедрение инноваций. В связи с взаимозависимостью всех процессов, подсистем и их элементов можно смело сказать, что практические любые инновационные решения будут иметь тот или иной системный эффект и результат внедрения новшеств будут влиять на развитие всего предприятия, отрасли.
Стоит отметить, что в эпоху пандемии коронавируса возникает новая экономическая реальность – мир ждёт новый уровень цифровизации. В частности, произойдет развитие онлайн – экономики. Поэтому одна из главных задач для экономики России – формирование масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики (послание Президента РФ Федеральному собранию от 01.12.2016 г.).
Рис. 3. График развития ИКТ в России и в мире
Таким образом, с помощью данного исследования актуализируются вопросы, связанные с развитием нормативно-правовой базы в Российской Федерации и грамотным построением программ и проектов, которые определяют скорость и эффективность развития системных инноваций в стране.
About the authors
Olga Viktorovna Zharkova
Samara University
Author for correspondence.
Email: zhorik2000@list.ru
student II course of the Institute of Economics and Management
Russian Federation, 443086, Samara, Moskovskoye Shosse,34Aleksey Gennadievich Savin
Samara University
Email: a.g.savin@mail.ru
доцент кафедры организации производства Самарского университета
Russian Federation, 443086, Samara, Moskovskoye Shosse,34